ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Поймай, если сможешь 
Catch me if you can

Режиссер Steven Spielberg (Стивен Спилберг)
Сценарий Jeff Nathanson (Джефф Натансон)
В ролях:
Leonardo DiCaprio (Леонардо ДиКаприо),
Tom Hanks (Том Хэнкс),
Amy Adams (Эми Адамс),
Christopher Walken (Кристофер Уокен),
Martin Sheen (Мартин Шин),
Jennifer Garner (Дженнифер Гарнер)
Официальный сайт: www.dreamworks.com/catchthem
Видеоролик: Quicktime
Год выпуска: 2002
РЕЦЕНЗИЯ №1

Криминальная мелодрама, основанная на реальной истории - жизни удивительного мошенника 60-х годов прошлого века Фрэнка Абигнэйла джуниора. После развода родителей и разорения отца, Фрэнк уже в 16 лет начинает самостоятельный путь во взрослую жизнь и очень быстро понимает, что без денег все удовольствия мира будут ему не доступны. Острый ум юноши подмечает, что чеки и долговые расписки лишь тогда принимаются банками и немедленно трансформируются в звонкую монету, если их предъявитель выглядит убедительно и солидно. И вот уже обаятельный симпатяга-пилот авторитетной авиакомпании "Pan Am" протягивает в окошечко кассы дорожный чек на сто долларов и просит разменять на наличные. Ну какая девушка устоит перед таким обаяшкой? Это уже потом выяснится, что чек ловко подделан, а подпись пилота неразборчива: Когда "самолетная тематика" станет профессионально опасной, Фрэнк перевоплотится в: доктора и продолжит свои махинации. За короткий отрезок времени он выманит у американских банков ТРИ МИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ - сумасшедшие по тем временам деньги! Вскоре удивительный по своим масштабам обман станет настолько очевиден, что обеспокоенное Федеральное Бюро Расследований будет вынуждено направить на поиски неуловимого "летчика" своего лучшего агента Карла Хэнретти. Наши герои будут не раз сталкиваться друг с другом в разных местах (в гостиничном номере только нахальство Фрэнка спасет его от разоблачения), даже мило обмениваться рождественскими поздравлениями, с тем чтобы увлекательная охота кошки за мышкой прервалась уже в самом конце 60-х годов во Франции, где по-прежнему юный и неунывающий Фрэнки перешел на массовое печатание фальшивых чековых книжек высочайшего класса. Но и уже в наручниках Фрэнк умудрится бежать из-под стражи, словно бы доказывая всем сумасшедшую тягу к свободной жизни, которая его переполняет! Фильм, начинаясь как криминальная драма - кашляющий от простуды мошенник валяется на нарах во французской тюрьме, завершается, как рождественская история - титры нам сообщают, что ныне Фрэнк Абигнэйл джуниор едва ли не лучший эксперт Американской Федеральной Службы по поддельным чекам и что крупнейшие финансовые корпорации мира платят ему многие миллионы долларов в год за то, чтобы он разоблачал своих куда менее удачливых последователей! "Поймай меня, если сможешь" - это не только увлекательный рассказ о поимке одного из самых юных и обаятельных преступников Америки, но и еще - в широком смысле - признание маститого режиссера Стивена Спилберга в любви к Голливуду 60-х годов. Эта любовь сквозит во всем: в точном воссоздании интерьра домов тех лет, машинах, костюмах, прическах, а главное - духе Америки 60-х годов, которая еще не успела стать циничной, меркантильной и безразличной. Спилберг словно бы любуется временем, в котором довелось жить его героям. А потому и не смеет осуждать Фрэнка Абигнейла за преступления, совершенные с улыбкой на лице. Обаятельный негодяй-антигерой фильма в исполнении Леонардо ди Каприо выглядит выигрышно на фоне скучного и такого правильно-занудного агента Хэнретти, словно бы говоря: А ведь, черт возьми, есть другая жизнь! Полная риска и приключений! Боюсь, что наиболее впечатлительные зрители в возрасте Фрэнка Абигнейла уже завтра спросят у своих родителей: Папа-мама, а что такое <дорожные чеки> и почему их нет у нас? "Поймай меня, если сможешь" - фильм интересный, динамичный, решенный в классических традициях Большого Голливуда, потому я предвижу, что он придется по вкусу абсолютному большинству зрителей. Даже тех, кто не очень любит рэтро-истории. Остается лишь пожалеть, что блестящая работа звездного дуэта Стивен-Спилберг - Леонардо Ди Каприо так и не была по достоинству оценена Американской Киноакадемией, которая в "Catch Me If You Can" номинировала на "Oscar" лишь музыку композитора Джона Уильямса и роль второго плана Кристофера Уокена (отец Фрэнка Абигнэйла).


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Публика творчество Стивена Спилберга недолюбливает. По мнению среднего обладателя зипуна и треуха, творчество вышеупомянутого режиссера занудно, пристрастие к эффектам - порочно, а происхождение самого его - таинственно и подозрительно. Не то вышел он из семьи поморских одесситов, не то прибыл в Соединенные Штаты по морю в трюме "Максима Горького", не то был знаком с Толстым...

Треуховцев и зипунцев можно понять, ведь дуализм их имманентен - в любой другой момент времени такой счастливец боготворил бы Спилберга, носился бы с его иконами повсюду, разбивая портреты других бородачей. Спонтанная апперцепция такого зрителя легко объяснима - увидев "Челюсти-3" в столетнем телевизоре, он несет частичку желания обобщить во все углы. Просмотр "Списка Шиндлера" вызывет у него еще большую страсть к отрицанию окружающей действительности.

Catch Me If You Can - творчество уже совершенно иного рода, Спилбергу совершенно не свойственное. В наш сугубо торговый век кинематографисты активно перчат свой визуальный ряд разного рода непрошенной рекламой, то поворачивая бутылку пива этикеткой, то присобачивая какую-нибудь совершенно непрошенную надпись на Таймс-сквере. Стивена эта мания, слава Всевышнему, обошла. В "Поймай меня" выбран для экзерсисов давным-давно почивший в бозе Pan Am, которому теперь уже совершенно все равно... Впрочем, за всем этим есть реальная история.

Отец Фрэнка Эбэгнейла младшего быстро разорился, распался брак его родителей, а сам герой событий сбежал из родительских домов. Не будучи в состоянии справиться с обрушившимися на него обстоятельствами, Фрэнк впал в гротескное шизофреническое состояние, будучи последовательно пилотом, врачом и адвокатом. При этом, что подозрительно, во всех трех состояниях он успешно подделывал банковские чеки и морочил голову ФБР.

Шутника Фрэнка (а играет его переродившийся Леонардо ДиКаприо) ловили всем миром, и ловили бы, наверное, остаток свой жизни наделенные юмором, но лишенные мотивации агенты. Так что, разумеется, поймать Эбэгнейла смог другой шизофреник - Карл Хэнратти (Том Хэнкс), чувства юмора начисто лишенный. На экране эта потрясающая пара смотрится удивительно вызывающе. Впрочем, вся гармония - в противоречиях.

Актерскую работу я бы назвал не просто добросовестной. Это уже исключительное состояние, и я бы обзначил его, как мастерское. ДиКаприо, к счастью, перерос трагедию затонувшего Лайнера, а от прежнего Хэнкса времен переделок французских комедий не осталось и следа. Что, безусловно, к лучшему. Ибо Хэнкс, как и Шон Коннери, матереет с годами.

Операторствовал в картине знаменитый Януш Камински, которого Спилберг все никак не хочет отпускать назад в Польшу, а снят фильм по книге самого Эбэгнейла, который... Впрочем, все это вы узнаете, посмотрев картину.

Жанр фильма опеределить непросто. Это, скорее всего, криминальная комедия. Настолько же смешная, как фильмы Эльдара Рязанова. Не исключено, что драма. Мы же отнесем картину к приключенческому жанру, поскольку все бегут, ведь нельзя же не бежать.

Наш вердикт краток - смотреть обязательно.


     
РЕЦЕНЗИЯ №3

Фрэнк Эбагнэйл (которого играет Leonardo DiCaprio) непосвященным может показаться гением. Шутка ли, молодой человек за весьма короткие сроки успел побывать пилотом крупнейших авиалиний, заработать докторскую степень в престижном американском вузе, получить диплом адвоката. На момент завершения столь блистательной карьеры Эбагнэйлу не исполнилось и 20 лет.

Новый фильм Стивена Спилберга (Steven Spielberg), в отличие от его предыдущей работы, смотрится легко, хотя наверняка Catch Me If You Can и не войдет в галерею славы знаменитого режиссера. Фрэнк, как нам показывают в начале фильма, весьма тяжело переживает развод родителей, после чего убегает из дому. Первым навыкам существования в этой жизни Фрэнка научил отец, который в день получения банковского кредита одел строгий черный костюм и заставил Фрэнка исполнить роль шофера зажиточного промышленника. Кому, как Фрэнку и его отцу (Christopher Walken) не знать о том, что у семьи заканчиваются последние деньги, а отца по каким-то невыясненным в фильме причинам постоянно преследует налоговое ведомство. Тем не менее, строгий костюм и наличие такого же строгого услужливого шофера делают свое дело, и вскоре директор Chase Manhattan, несмотря на отсутствие какой-то информации об отце Фрэнка, дает тому банковскую ссуду.

Для молодого Фрэнка этот день становится уроком жизни. Люди, как понимает их психологию Фрэнк Эбагнэйл, склонны при первом знакомстве обращать внимание на одежду и манеры поведения незнакомца. При безупречной одежде и соответствующих манерах любой проходимец может взять на себя какую угодно роль, и общество только будет радо знакомству со столь известной личностью.

Фрэнк решает попробовать себя в фальшивомонетничестве. Подделывает он не долларовые купюры США, а банковские чеки, причем работа даже на первый раз получается довольно филигранная. Тем не менее, крупный чек от некого подростка, не имеющего счета в крупном банке обналичивать отказываются. Фрэнка пинают от одного кассового окошка к другому, пока он случайно не встречает в холле банка пилота авиалиний. В эпоху пятидесятых-шестидесятых работа пилота компании Pan American была сродни карьере космонавта сегодня - внимание служащих и молодых девушек было обеспечено.

Обзаведшись костюмом крупной авиакомпании (и рассчитавшись за него, конечно же, безукоризненным чеком), Фрэнк начинает свое путешествие в жизнь. Представившись репортером школьной газеты директору местного аэропорта, Фрэнк выпытывает у любителя поговорить в задушевной компании всю интересующую его информацию о правилах работы аэропортов и авиалиний. Вскоре Фрэнк без особых проблем в униформе пилота летает по всем Соединенным Штатам. Водить самолеты, авиакомпании, к счастью, самозванцу в форме пилота пока еще не разрешают.

<Первая затея приносит Фрэнку бурный успех - все банки без особых вопросов обналичивают чеки служащего авиакомпании, Фрэнк живет в лучших гостиницах, не испытывает недостатка в деньгах, а ночь проводит с тысячедолларовыми проститутками, рассчитываясь, естественно, чеками с логотипами авиакомпании. Единственный способ достать качественные логотипы для переклейки на чековую бумагу - это сувенирные самолетики Pan American и вскоре в ванной комнате Фрэнка терпеливо отмокают десятка два сувениров.

Вскоре Фрэнк учится адаптировать свою историю по ходу жизни - в нужные моменты он становится адвокатом, доктором, и сотрудником спецслужб. Полезным источником информации для него становятся фильмы, изображающие представителей этих самых профессий, однако иногда киношные преувеличения выходят Фрэнку боком - судья, скажем, весьма недоволен великолепной речью адвоката на предварительном процессе, когда в зале не присутствуют ни присяжные, ни обвиняемый.

Однако подобная жизнь, ясное дело, не может продолжаться безоблачно. На след Фрэнка выходит ФБР в лице агента Карла Хэнратти (которого играет неповторимый для такой роли Tom Hanks). Хэнратти и Эбагнэйл даже встречаются в какой-то момент лицом к лицу в гостиничной комнате, однако последний выдает себя за сотрудника спецслужб, просит Карла подержать кошелек, пока тот сбегает за подмогой и благополучно исчезает. С тех пор Хэнратти и Эбагнэйл играют в кошки-мышки, однако удачливому Фрэнку удается ускользнуть из оцепленного аэропорта и других засад, в которые его старается втянуть бывалый агент ФБР.

И Эбагнэйл, и Хэнратти одиноки в этой жизни - первый остался без семьи и постоянно находится в бегах, от второго, как выясняется, ушла жена и забрала с собой всех детей. Общее горе объединяет врагов и Фрэнк не забывает позвонить своему любимому агенту ФБР, дабы поздравить его с Рождеством. После одного из такого звонков Карл понимает, что Фрэнк звонит не для того, чтобы в очередной раз подшутить на неудачливым агентом ФБР. "Ему просто некому больше звонить", - догадывается Хэнратти.

К слову, Карл традицию рождественских поздравлений поддерживает, и когда позже Фрэнк становится примерным заключенным тюрьмы со строгим содержанием, приходит поздравить того с Рождеством.

Кино смотреть интересно. Несмотря на два с лишним часа и кучу лирических моментов, и Де Каприо, и Хэнкс в своей игре непревзойденны. Дерзость и практичность шуток делают Catch Me If You Can кандидатом на комедию, однако со всеми житейскими проблемами кино можно назвать и драмой. Фильм является картиной жизни Фрэнка Эбагнэйла - пилота, не закончившего курсы пилотов, адвоката, никогда не получившего диплом и хирурга, никогда не посещавшего медицинский вуз.

Кино довольно непредсказуемо, несмотря на узнаваемый сюжет. Спилберг, как это ему и свойственно, открывает перед зрителем жизнь героев, и вместо тупого боевика с элементами комедии мы получаем картину о жизни, где нам поочередно нравится и нахальный Фрэнк, в очередной раз оставивший преследователей с носом, и напористый, нарочито серьезный Карл, над которым подтрунивают коллеги по службе. Персона Эбагнэйла, кстати, не является вымышленной и на иллюстрации читатель может увидеть настоящего Леонардо ди Каприо, беседующего с настоящим Фрэнком Эбагнэйлом, который в этом фильме был задействован в качестве консультанта Спилберга.


     
РЕЦЕНЗИЯ №4

Я прошу всех зрителей помнить, что это не документальный фильм, а вымысел.

Фраза реального Фрэнка Абигнейла.

Команда "Янки" всегда выигрывала за счет очень яркой формы.

Ключевая фраза фильма.

Что характерно - любили друг друга!

Кот Бублик о Фрэнке Абигнейле и Карле Хэнретти.

Юный Фрэнк Абигнейл (Леонардо Ди Каприо) живет в отличной семье. Его отец, Фрэнк Абигнейл-старший (Кристофер Уокен), владеет собственным магазином и принят в постоянные члены местного клуба, что является большой честью и дает отличное положение в обществе. Любимая история Фрэнка-старшего - о двух мышках, упавших в сметану, одна из которых отказалась от борьбы и утонула, а вторая бешено боролась за жизнь, в результате чего, сбила из сметаны масло и спаслась. Фрэнк ассоциирует себя с мышкой-борцуном, потому что всего в жизни он добился сам. Родительница Фрэнка Пола (Натали Бэй) - аккуратная домохозяйка, любящая жена и внимательная мать. Так что юному Фрэнку можно ни о чем не заботиться. Главное для него - учиться и овладевать знаниями, чтобы когда он вырастет - пойти по стопам отца и стать таким же полезным членом общества. Однако довольно скоро жизнь семьи Абигнейл, что называется, дала трещину. Фрэнк-старший был обвинен в неуплате налогов и сокрытии доходов, а в Штатах нет более страшного обвинения. Поэтому жизнь этой счастливой семьи пошла наперекосяк...

Налоговая насела на Фрэнка-старшего с такой силой, что Фрэнк был вынужден продать дом, машину и почти все имущество. Семья переехала в убогую квартирку, Фрэнк-младший пошел в самую обычную среднюю американскую школу (раньше он учился в довольно престижном заведении), а Фрэнк-старший постепенно стал все больше и больше "тонуть в сметане", как пресловутая первая мышка. Причем тонуть - с пугающей обреченностью. Кроме того, мама Абигнейл пришла к выводу, что незачем тратить свою жизнь на неудачника, поэтому спуталась (другого слова и не подберешь) со старым другом Фрэнка-старшего - преуспевающим юристом. Так что семейный корабль Абигнейл дал трещину по всем бортам и, между нами говоря, развалился на куски.

Однако Фрэнк-младший довольно быстро понял, в чем соль этой жизни. Понятно, что совсем молодой парень - ему всего 16 лет - много денег быстро не заработает. Поэтому Фрэнк, помыкавшись какое-то время, решает эти деньги получать просто так - за счет ловкости рук и сообразительности. Фрэнк предпринимает некоторые разведывательные маневры, после чего находит несколько способов красть деньги у банков с помощью поддельных чеков. Причем воровство денег Фрэнк превратил в искусство. Мало того, что он почти в совершенстве подделывает сами бумажки. Он еще весьма артистично обставляет сам процесс обналичивания денег по чеку, являясь в банк в форме пилота, отчего девушки-операционистки (речь идет о 60-х годах Америки) просто таяли и чек практически не проверяли.

Став достаточно состоятельным, Фрэнк начал жить в свое удовольствие. Он развлекался. Но довольно своеобразным образом. Нося форму пилота компании Pan American, Фрэнк ухитрялся бесплатно летать практически по всему миру. Когда ему надоело выдавать себя за пилота, он решил стать доктором - и стал им, возглавив отделение педиатрии в одном из госпиталей (необходимые документы Фрэнк, разумеется, подделал). Но и работа доктора парнишке быстро надоела, поэтому Фрэнк затем стал юристом (ухитрившись сдать экзамены). И все это время он продолжал дурить людей и получал деньги по фальшивым чекам.

Однако Закон подбирается к Фрэнку все ближе и ближе. Делом о подделке банковских чеков вплотную занимается детектив Карл Хэнретти и, несмотря на то, что Фрэнк неоднократно ускользал от Карла, юному негодяю все-таки не уйти от справедливого возмездия...

***

Очередная "история, поставленная по реальным событиям". Голливуд уже точно с ума сошел по реальным событиям. Из пяти новых фильмов три - "поставлены по реальным событиям". Но давайте же разберемся, что это за история, и что в реальности представлял собой человек по имени Фрэнк Абигнейл-младший (вы его видите на иллюстрации к этому абзацу)... В отличие от фильма, он был вовсе не из обнищавшей семьи, а наоборот - из вполне состоятельной. Поэтому все эти слюни-сопли по поводу несчастного отца и негодяйской матери, а также "трагедия" мальчика, которому нечего жрать - чистая голливудщина. Реальный Фрэнк занялся подделкой чеков из чисто спортивного интереса. Он обнаружил, что если подделать одну букву в имени, то принятый к оплате чек неделями и месяцами футболится от банка к банку, позволяя мошеннику спокойно скрыться с денежками. Кроме того, Фрэнк стал одним из лучших специалистов по подделкам всяких бумаг и документов, используя при этом самые обычные средства: клей, бумагу, печатную машинку, горчицу, ластик, ручку и карандаш.

Но главное - Фрэнк создал целую теорию мошенничества, которая никогда его не подводила. Но дело не в самой теории, которая достаточно проста: становись тем, кого ты изображаешь, будь предельно наблюдателен, будь исследователем, а не старательным учеником. Дело в том, что Фрэнк был (и есть) весьма незаурядным человеком, в котором соединялось: личное очарование, таланты в изучении наук, прекрасная память, острый ум и превосходная наблюдательность.

Заметив, что девушки-операционистки клюют на летную форму, Фрэнк не только стал "летчиком", но и действительно обманывал могущественную авиакомпанию Pan American, бесплатно летая по всему миру. Он действительно ухитрился стать начальником педиатрического отделения медицинского центра в Алабаме, он действительно был принят на работу в адвокатскую контору, причем честно сдал экзамен. А когда ему надоело быть юристом, Фрэнк переквалифицировался в преподавателя социологии в колледже, причем его даже взяли в штат (об этом в фильме уже не рассказывалось).

Но самое интересное заключается в том, что все эти вещи Фрэнк проделывал в юном возрасте - с 16 лет до 21 года. В 21 его арестовали и посадили на 12 лет. Выпустили его только после обещания сотрудничать с ФБР в качестве эксперта по подделке банковских чеков, чем он и занимается последние 25 лет. У Фрэнка сейчас также собственная консалтинговая компания, и он зарабатывает отличные деньги, консультируя банки и всякие финансовые учреждения.

В титрах стоит имя Фрэнка как автора книги, по которой поставлен фильм. С одной стороны, это соответствует действительности - в Штатах уже довольно давно вышла книга под авторством Абигнейла и Реддинга, - но с другой - не соответствует, потому что сам Фрэнк говорил, что книга очень мало коррелирует с его собственной историей, и что там очень многое приукрашено, а также много вымысла. Книгу писал Реддинг на основе интервью с Абигнейлом, и книга не является биографичной за исключением некоторых эпизодов. Поэтому сам Абигнейл просит не считать книгу и фильм - документальными...

Ну а теперь давайте поговорим о фильме, хотя мне это сделать довольно сложно. Почему? Да потому что впечатление крайне двойственное. С одной стороны, поставлен фильм очень здорово: высокопрофессиональная режиссерская и операторская работа, неплохой сюжет, отличные актеры. С другой - к картине есть много претензий. И сначала - именно о них.

Во-первых, фильм явно затянут. Примерно на полчаса. Уложили бы его в полтора часа - было бы в самый раз. А так - остается явное ощущение, что Спилберг тянул время, как ЦСКА в финальном матче, что значительно повлияло на динамизм в развитии сюжета. Во-вторых, Спилберг совершенно не выдерживает четких жанровых рамок, а это тоже раздражает. Потому что вносит элемент искусственности. Жизненная история и должна быть жизненной историей. А когда туда напихивают сразу и драму, и водевиль, и комедию, и трагедию - это создает впечатление некоего сумбура. Впрочем, со мной многие не согласятся, считая, что Спилберг, как продюсер высочайшего голливудского класса, просто тщательно отмеривает необходимые пропорции тех или иных ингредиентов, чтобы сварить коммерчески успешное варево. И в этом они будут совершенно правы - варево получилось вполне коммерчески успешное. Однако с точки зрения чистого искусства это фильму сильно повредило. Впрочем, к чистому искусству как таковому фильм имеет мало отношения, но об этом позже... В-третьих, есть определенные претензии к сценарию, потому что некоторые эпизоды достаточно скомканы и невнятны. Особенно линия внезапной любви Фрэнка-младшего к этой дурочке Бренде Стронг. С чего вдруг такая любовь - ни черта не понятно. Ни на грамм.

Однако во всем остальном фильм вполне пристойный. Том Хэнкс - так просто порадовал. Обычно он достаточно однообразен, а здесь Хэнкс изображает весьма сложный типаж: полицейского, который одновременно комичный - уж больно ловко Фрэнк водит его за нос столько времени, - но и вызывающий жалость, потому что в личной жизни этот Карл Хэнретти глубоко несчастен. Ди Каприо сыграл несколько хуже, чем я ожидал. Роль у него получилась достаточно плоская и сусальная. Впрочем, в этом вряд ли вина самого актера. На мой взгляд, это все-таки связано с огрехами сценария. А лучше всех в этом фильме смотрится Кристофер Уокен, играющий неудачника Фрэнка-старшего. Сцена в ресторане, когда Фрэнк отказывается принять кадиллак и деньги от сына, одна из лучших в картине.

Поставлен и снят фильм очень качественно и профессионально. Некоторые сцены с постановочной и операторской точки зрения - просто блестящие. Однако я бы не сказал, что в картине как-то явно прослеживается личность Спилберга, - если не знать, что именно он является режиссером картины, то нипочем не догадаетесь, кто именно ее снял. Впрочем, Стивен никогда и не относился к режиссерам, личность которых видна в каждом фильме. Он просто высококлассный продюсер, который почти не ошибается с коммерческой точки зрения. И сейчас он не ошибся, сотворив вполне добротный продукт, который можно потребить безо всякого расстройства психики (в отличие от, например, кошмарно-депрессивного "Искусственного разума"). Правда, в момент просмотра у вас будет впечатление, что вы ужинаете в приличном ресторане, зато после фильма вы поймете, что вам подсунули пару гамбургеров из "Макдоналдса", но это свойство очень многих голливудских блокбастеров.

Резюмирую. Весьма добротно поставленное, однако совершенно проходное кино. Я бы его назвал "Посредственный фильм высочайшего класса". Смотрится хорошо, хотя к концу фильма можно слегка заскучать. Послевкусие оставляет (я говорю только о себе) значительно менее яркое, и к нему примешивается чувство легкого раздражения оттого, что эту же картину можно было бы сделать значительно лучше. И сыграть значительно лучше. И смонтировать более качественно. Короче говоря, от Спилберга я почему-то всегда жду большего.

О, понял! Это же чистый российский фильм "Гений", только на голливудский манер! Вот только "Гений" мне понравился значительно больше. Хотя денег на него потратили на несколько порядков меньше.

В кинотеатр на эту картину идти совершенно не обязательно. Ничего особо зрелищного там нет, да и торопиться посмотреть этот фильм не стоит. Небо не упадет, если вы его не посмотрите. Однако с точки зрения неплохого развлечения для вечера, когда больше нечем заняться - вполне сойдет. Вовсе не худший представитель развлекательной жвачки.

Кстати, я был почти уверен, что Спилберг туда вставит настоящего Фрэнка Абигнейла-младшего. Вставил. Фрэнк играет одного из французских полицейских, арестовывающих киношного Фрэнка.

P.S. Обязательно почитайте просто гениальную рецензию Александра Локшина на этот фильм. Я вообще всегда рыдаю от статей Локшина (особенно меня умиляет его манера постоянно вкручивать в статьи слова, значение которых он не понимает), но здесь просто нечто особенное. Вот несколько цитат для затравки:

"Публика творчество Стивена Спилберга недолюбливает. По мнению среднего обладателя зипуна и треуха, творчество вышеупомянутого режиссера занудно, пристрастие к эффектам - порочно, а происхождение самого его - таинственно и подозрительно... Треуховцев и зипунцев можно понять, ведь дуализм их имманентен - в любой другой момент времени такой счастливец боготворил бы Спилберга..."

"Спонтанная апперцепция такого зрителя легко объяснима - увидев "Челюсти-3" в столетнем телевизоре, он несет частичку желания обобщить во все углы."

"Жанр фильма опеределить непросто. Это, скорее всего, криминальная комедия. Настолько же смешная, как фильмы Эльдара Рязанова. Не исключено, что драма. Мы же отнесем картину к приключенческому жанру, поскольку все бегут, ведь нельзя же не бежать"...



РЕЦЕНЗИЯ №5

Сюжет: Фрэнк Абигнейл (ди Каприо) сбежал из дома в 16 лет, когда узнал о том, что его родители (Уокен и Бэй) разводятся. Вынужденный теперь самостоятельно добывать средства на пропитание, он пробует получить деньги по поддельному чеку, и после нескольких неудачных попыток трюк срабатывает. Следом Фрэнк проворачивает хитроумную аферу, в результате которой приобретает практически неограниченный доступ на рейсы авиакомпании Pan American. На достигнутом он не останавливается и вскоре послужной список его деяний становится настолько внушительным, что за подростка принимается ФБР. Агент Карл Хэнретти (Хэнкс) должен его поймать, однако сделать это оказывается не так-то просто.

Как сообщается во вступительных титрах, сюжет картины основан на реальных событиях из жизни настоящего Фрэнка Абигнейла, который в 60-х годах заработал на подлогах и фальшивых чеках несколько миллионов долларов, не имея соответствующего образования, успел поработать доктором, авиапилотом и юристом, а в настоящее время консультирует ФБР. История удивительная, но тем не менее вполне подлинная и так и напрашивающаяся на экранизацию.

Стивен Спилберг, правда, не хотел ставить этот фильм – ему пришлось сесть в режиссерское кресло только после того, как Гор Вербински, устав ждать задержавшегося на съемках «Банд Нью-Йорка» Леонардо ди Каприо, покинул проект. Видимо, поэтому из «Поймай меня, если сможешь» получился не типичный для позднего Спилберга колосс, внушающий священный трепет, а Просто Хороший Фильм – совсем не амбициозный, без сложных технических наворотов и по-домашнему уютный. По такому кино мы уже успели основательно соскучиться – Спилберг вернулся к тому, с чего начинал. Он не рассуждает о судьбах мира, не пытается заглянуть в будущее или заставить человечество задуматься о прошлом, а просто рассказывает интересную и необычную историю, в которой есть все – и смех, и слезы, и любовь. В фильме нет отрицательных героев. Главное действующее лицо – Фрэнк, обаятельный, смышленый подросток, ступающий на кривую дорожку не столько из-за проблем в семье, сколько из чисто юношеского азарта. Свои аферы он планирует не особенно тщательно и не заботится о заметании следов, умело выскальзывая из рук преследователей лишь благодаря природному таланту обращать любую ситуацию в свою пользу. Одна из лучших сцен в картине – первая встреча Фрэнка и Карла, в которой подросток, увидев ворвавшегося в свой номер в отеле человека с пистолетом, мгновенно выдает себя за другого агента, также охотящегося за Абигнейлом. Он полон энергии, в его глазах живой блеск, и исполняет его Леонардо ди Каприо, бесспорно, талантливо. Такому герою можно простить любые прегрешения. Даже Карл Хэнретти, человек, который должен поймать Фрэнка, не питает к нему ничего, кроме уважения, и после нескольких телефонных разговоров между ними устанавливается невидимая связь, напоминающая отношения между отцом и сыном.

Ди Каприо и Хэнкс, от игры которых в этом фильме зависит буквально все – от правдоподобия до увлекательности, справляются со своими ролями на «отлично». За такие работы не дают «Оскара», но и стыдиться за них впоследствии актерам не придется. Благодаря их легкой, даже в чем-то несерьезной игре лента продолжительностью почти два с половиной часа смотрится на одном дыхании. Правда, последние 20 минут, в которых Спилберг, желая окончательно «обелить» Фрэнка, показывает его жизнь после тюрьмы, кажутся ненужными, но это единственное слабое место картины. Дело в том, что «Поймай меня, если сможешь» не претендует ни на что, кроме как на хорошее развлечение после трудового дня, и в этом преуспевает на все сто процентов.

Резюме: Умело поставленное кино в лучших традициях жанра – увлекательное, смешное и трогательное одновременно.


     
(c) Akira

РЕЦЕНЗИЯ №6

Когда-то Спилберг положил конец похождениям братьев Блюз, надев на них наручники. Тогда же, в конце 70-х, он представил публике собственный опыт в жанре авантюрной комедии: реакция публики и критиков на “1941” (неплохой, в принципе, фильм), была довольно сдержанной, особенно на фоне других спилберговских работ того периода. Будучи самым одаренным американским киношником, Спилберг, хоть и тяготел явно к приключенческим фильмам, утверждал себя и в других жанрах.

Нельзя сказать, что все давалось ему легко. Были в его карьере и неудачи, за которые он в обязательном порядке - теперь это стало проглядываться явно - реабилитируется. В середине 80-х публика не приняла его “Империю солнца” - но может ли кто-то сейчас утверждать, что жанр эпической драмы Спилбергу неподвластен? Проделав скрупулезную работу над ошибками, он отыгрался и за “1941”. “Поймай меня, если сможешь” - это более чем убедительный реванш.

Основываясь на вышесказанном, рискну сделать следующий прогноз: в недалеком будущем Спилберг займется детской сказкой. Потому что “Хук” не был хорош настолько, чтобы считать его безусловной удачей такого перфекциониста, как Спилберг. Последнее слово, в любом случае, останется за ним.

Однако, пора приступать к детальному разбору фильма. Если проводить параллели с шахматной композицией, “Поймай меня...” никоим образом не увязывается с громоздкими задачами из серии “забитая фигурами доска, белые начинают и выигрывают - ходов, эдак, через 10-20” и тем более с авангардистскими приколами наподобие кооперативного мата. Минимум фигур, чуть-чуть пешек, оригинальное решение и элегантный мат в два или три хода - новое творение Спилберга уже сейчас можно относить к классике, настолько легко и непринужденно раскрывается его отнюдь не легковесная суть.

Стартовый импульс мошеннику Эбэгнэйлу дала, как это обычно бывает в подобных историях, жизненная обида: финансовый крах семьи и последующий ее развал. Еще не совсем осознанно, он продолжил дело малоудачливого отца - малоудачливого, возможно, потому, что в свое время не рискнул сыграть по-крупному и остался в тесной середине. Блеф не терпит остановок на полпути. Эбэгнэйл-младший во всем шел до конца. И уже очень скоро парил в небесах. Что немаловажно, махинации свои он проворачивал не столько ради денег, - иначе он остановился бы максимум к первому миллиону - сколько ради ощущений, ради самого парения.

Вину его - по крайней мере, перед среднестатистическим законопослушным зрителем - искупает его новаторство. В общем-то, фильм этот - посвящение прогрессивным людям, таким, как Стив Возняк, Билл Гейтс и Майкл Делл; Джордж Лукас и Стивен Спилберг; Ред Ауэрбах, Чак Дэйли и Фил Джексон. Такие люди - штучный товар, именно они задают ориентиры для масс. Фрэнк-Эбэгнэйл - из той же породы изобретателей-рационализаторов, по-своему опередивший время: карьера его началась, когда аферы с чеками еще не воспринимались всерьез (этот момент присутствует в фильме).

Спилберг вновь восславил страну, в которой последнего из четверых братьев отзывают с войны. Мораль его последнего фильма уловить не так уж и сложно: Америка - всепрощающий родитель, способный направить талант и энергию своих сыновей в мирное русло, дать им возможность поработать над ошибками. Скажем, Возняк с тезкой Джобсом до создания Apple занимались надувательством телефонных компаний - кто знает, по какому пути направилось бы человечество, будь поусерднее тогда калифорнийские детективы. Вот и Эбэгнэйл - пусть аферист, однако в первую очередь - обладатель высокоэффективного разума. То, что он за пару недель усвоил стандартный курс высшего образования, предназначенный для простых смертных, лишний раз это доказывает.

Мастерство Спилберга наиболее наглядно демонстрируется, когда в определенный момент увлекательность ненавязчиво переходит в рассудительность. Фрэнк Эбэгнэйл, попав в тюрьму, не ожесточился, как герой другой автобиографической истории, который “из бакалавра по марихуане вышел доктором по кокаину”. Может быть, потому, что не был так сильно зол на свою семью, значимость которой нарочито подчеркнута. Ведь судьбу Фрэнка Эбэгнэйла-младшего решал не один только Карл Хэнрэтти - в равной степени принятию им окончательного решения поспособствовал Фрэнк Эбэгнэйл-старший, осознавший наконец в полной мере свою ответственность за судьбу сына. Он, конечно же, сразу обо всем догадался, но не стал увещевать, предлагать сойти (то есть проделать тот же путь в неудачники) - он всего лишь не принял “Кадиллак”.

Вундеркинд и в этот раз доехал до конечной - добрался своей светлой головой до всех своих мотивов и первопричин. И понял, что эту игру он прошел целиком. Понял, почему не мог жениться на любимой девушке - а он и в самом деле был влюблен, поскольку юн был и влюбчив - потому что на обмане можно было построить только видимость семейных отношений. Понял, наконец, что эту историю можно продать с гораздо большей выгодой и с гораздо меньшим риском, нежели продолжать подделывать чеки после полновесной отсидки. Повзрослел, в общем. Со своей стороны он мог предложить редкий практический опыт и неподдельность раскаяния. Они были приняты, и Фрэнк Эбэгнэйл влился в дружественную ему среду. Можно, конечно, поддавшись моде на неприятие силовых структур, язвить о том, что человек, которого укусил вампир, сам становится вампиром, но все это на самом деле чепуха. Главный герой не представлял ничьих общих интересов, он был одиночкой, и таким образом избавился от своего одиночества.

Равно как и выследивший его обэповец. Без Фрэнка Эбэгнэйла он - человек, попадающий впросак от обычной домохозяйки, от которого, забрав детей, ушла жена. Фрэнк Эбэгнэйл - человек, помогающий ему блистать. Останься Фрэнк уголовником, жизнь подкинула бы Карлу еще не один ворох малиновых рубашек. Так что мотивы установившейся между ними симбионтной связи несколько глубже, нежели обычные соображения гуманности.

В очереди за правом называться “Однажды в Америке” фильм Спилберга был бы на втором месте. Заметьте, в ходе его не прогремело ни одного выстрела. Авторы показали, насколько усовершенствовалась жизнь в этой стране, насколько возвысились над прочими жизненными институтами закон и семья, и одновременно подняли планку для потенциальных мошенников. Зрителям надо лишь поймать его суть, понять.

А что же мы, россияне? Нам ведь любимая история Эбэгнэйла-старшего хорошо знакома: это та же самая читанная в детстве сказка Алексея Пантелеева, но не про мышек в молоке, а про лягушек в сметане - все-таки мышиными лапками масло сбивать несподручно, простите за каламбур. Пора, пора нашим соотечественникам, отбросив предрассудки, научиться читать с латиницы.

Были и у нас свои симпатичные жулики, достаточно вспомнить Остапа Бендера, Деточкина. Вот только в последнее время жулики перестали быть симпатичными. Смутное время наплодило великое множество мелких эбэгнэйлов. Вот, к примеру, карточный шулер Барбакару: якобы завязал с ремеслом и теперь подрабатывает мемуарами, читая которые, обнаруживаешь вместо симпатий к автору одну неприязнь. Увы, анализ природы правонарушений до сих пор пребывает у нас на крайне примитивном уровне. “Вор должен сидеть в тюрьме”, и точка. Почему, спрашивается, мы уже не удивляемся депутатским фортелям, почему власть имущие этой самой властью распоряжаются бездарно, почему главными пиар-аргументами для похода в эту власть являются “честность”, “опыт”, “ответственность” и другие собранные по три высокопарности? У нас с нашей дремучей лестнично-карьерной системой просто нет условий для эффективной работы. Вот и получается, что самое верное средство профилактики преступности - это прямолинейная пропаганда, доставшаяся в наследство от сталинских времен. Во всех этих “Человеках и законах”, “Криминалах” и иже с ними с упорством, достойным лучшего применения, промываются насквозь проржавевшие аргументы: преступники - сволочи, закон - должен исполняться, его блюстители - хорошие ребята. Ими же пользуются “Менты” и прочий наводнивший экраны правовой масскульт. Однако на таких, как Фрэнк Эбэгнэйл-младший, Платон Маковский, и вообще тех, кто олицетворяет закон с подобной примитивщиной и ставит себя выше ее, эти обличения не действуют.


     
А знаете ли вы, что...

- Съемки картины начались 11-го февраля 2002 года в Лос-Анджелесе. Первоначально съемки должны были начаться в феврале 2001 года, но из-за растянувшихся на более длительное время съемок "Гангстеров Нью-Йорка", их пришлось отложить.
- Первоначально режиссером картины должен был быть Гор Вербински, Дэвид Финчер, а затем Ласс Халлстрем.
- Интервью с настоящим Фрэнком Эбенгэйлом можно прочитать здесь.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту:


окраска потолков |