РЕЦЕНЗИЯ №1
Это мог быть совсем другой фильм. Клинту Иствуду он достался по случаю: снимать хотел Рон Хоуард, со своим вечным партнером Брайаном Грейзером купивший сценарий у автора, Джея Майкла Страчински. Но, поскольку Рон Хоуард страдает тяжелой формой «синдрома Спилберга» (нахватывать себе больше проектов, чем можно физически осилить), «Подмену» надо было уже кому-то уступать. Всплыла кандидатура Клинта Иствуда. Старикан, ознакомившись со сценарием, немедленно дал согласие. Он почувствовал, что эта история созвучна его творческой манере – она жестка, но не беспросветна, в ней нет хэппи-энда, но есть надежда.
Роль Кристин Коллинз могла сыграть вовсе не Анджелина Джоли. Кандидатур рассматривалось более чем достаточно (только из звезд первой величины – пять штук, вроде Риз Уизерспун и Хилари Суонк). Джоли довольно долго отказывалась. Ей, многодетной матери, было тяжело играть женщину, у которой пропал сын. Но, вникнув в суть Кристин Коллинз поглубже, увидев в ней сильную личность, живущую по правилу «Никогда не начинай драку, но всегда ее заканчивай», Джоли согласилась. Как она призналась после съемок, характер Кристин она срисовала с собственной матери.
Название у фильма должно было оказаться совсем другим. Джей Майкл Страчински придумал Changeling как очень рабочий вариант и был совершенно уверен, что к завершению работы найдет что-то поинтереснее (на английском changeling – это ребенок или вещь, которую эльфы оставляют вместо похищенных ими детей). Страчински многое сделал не так, как задумывалось. Он перенес акцент с дела о похищении детей на личную борьбу Кристин Коллинз. Вообще, самого сценария могло не быть. Просто однажды, несколько лет назад, один знакомый Стачински из лос-анджелесской полиции позвонил ему и сказал, что в архиве этого учреждения готовится к уничтожению очередная порция древних документов. «Там есть такие вещи! Ты должен видеть это своими глазами», - кричал друг. Страчински приехал, посмотрел – и на год погрузился в изучение «дела Гордона Норткотта». Сценарий он написал за одиннадцать дней – что там писать, если ты по уши в теме!
Гордон Норткотт был мерзавцем. В конце 20-х годов он воровал лос-анджелесских детей и творил с ними на своей ферме всякие ужасы. Одним из этих несчастных мальчиков стал Уолтер Коллинз. Через несколько месяцев после его исчезновения полиция обрадовала несчастную мать Кристин известием о том, что ее сын найден где-то в глубинах Иллинойса. Увидев найденыша, Кристин заявила, что мальчик – не ее сын. Дома она в этом убедилась окончательно: тот, кого предлагали считать Уолтером, был обрезанным. Впрочем, матери в такие детали входить совсем не обязательно: уж кто-то, а она и без медосмотра почувствует, ее это ребенок или нет. Но полиция, которой нужна была эта счастливая история для хорошего паблисити, настаивала: мальчик – это и есть пропавший Уолтер. А обрезание… Мало ли что с ним могло случиться за те месяцы, которые он провел вдали от дома!
Как обычно, критики Иствуда и ругают, и хвалят. Лично мне хочется присоединиться ко вторым, хотя и первых я отлично понимаю. Фильм получился могучий, но не без спекуляций. Джоли играет прекрасно, но выглядит жутко. История рассказана с очень верной интонацией, но с документальной точки зрения небезупречна. Смотреть фильм неимоверно тяжело, но, безусловно, надо. Одно из самых замечательных качеств Иствуда – умение снимать сцены, которые выворачивают зрителя наизнанку. В этот раз он не вступил, как обычно, в полемику с Богом – наоборот, именно божий слуга является у него главным союзником Правды. Правда, когда у священника - физиономия Джона Малковича, поневоле ищешь за ним какой-то скрытый умысел. И, конечно же, он находится…
В общем, очень душеполезное кино.
Иствуд старается быть максимально достоверным – не только в чувствах, но и в таких деталях, как старые красные трамвайчики (специально для фильма собиратели лос-анджелесской старины предоставили два электрических вагончика во вполне боевом состоянии. Остальные все-таки пришлось дорисовать на компьютере). Поэтому, в конечном итоге, фильм лишен немотивированной жестокости. Жизнь, как всем давно известно, состоит из черного и белого. Иствуд – из тех, кто старается не искажать суть жизни без особого повода…
А знаете ли вы, что...
- Съемки картины начались 15 октября 2007 года.
- Первоначально картину должен был снимать Рон Хауард.
- Картина частично основана на реальных событиях.
- "Подмена" - первый фильм Иствуда, начиная с 1997 года, который он снял не для Warner Bros. Также это первый фильм для Universal, начиная с 1975 года.
- Тэглайн картины гласит "Чтобы найти своего сына, она сделала невозможное".
|