РЕЦЕНЗИЯ №1
«Али» с Уиллом Смитом изрядно подорвал доверие публики к боксерским фильмам. «Нокаут» мог исправить эту ситуацию. Тем более, что тут, кроме умелого режиссера и харизматичного главного исполнителя, было еще кое-что, обычно вызывающее восторг широких масс – жизненная история. Мелодрама наполовину с мордобоем. Беспроигрышный вариант.
Но жизнь показывает, что беспроигрышных вариантов не бывает в принципе. Кстати, это доказал на своем личном примере и Джеймс Брэддок, чемпион мира в тяжелом весе.
Брэддок стал любимцем публики в конце 20-х. Десять лет спустя Джо Луис, с которым Джеймс встретится на излете своей карьеры, назовет его самым куражным боксером из всех существующих. Можно добавить, что Брэддока отличали невероятные для тяжеловеса легкость и подвижность, его было чрезвычайно трудно «поймать на удар». У него была кличка – «Золушка». Ее Джим получил после своего феноменального возрождения – в 1934 году, после того, как он несколько лет не боксировал, от безнадеги решил вернуться на ринг. Откуда безнадега? А вспомните, что происходило тогда в Штатах. Правильно – Великая Депрессия. Брэддок, как и миллионы американцев, вынужден был каждый день решать проблему куска хлеба для своей семьи. На его шее висели жена, два сына и дочь. Жить им было совершенно не на что. Один из сыновей тяжело заболел. Деньги требовались позарез – и Брэддок вернулся на ринг.
Вообще, серьезные боксерские справочники утверждают, что Брэддок провел не более пяти серьезных боев, из них только один по-настоящему великий - титульный поединок с Максом Баером, чемпионом мира, за который Джеймсу наконец-то должны были заплатить большие деньги. Ну и вообще, победа сулила настоящую славу, плюс ко всенародной популярности, которую «Золушка» уже имел к тому моменту. Бой с Баером и становится кульминационным моментом фильма, растянутым на полчаса. Он, собственно, и вытягивает фильм в целом.
В тех же серьезных справочниках ничего не говорится о двух противниках, которых Баер (как утверждается в фильме) убил прямо на ринге. Вообще, архивные фотографии Макса показывают нам отнюдь не такого громилу, каким его сделал Рон Хоуард. Но это, в принципе, не имеет большого значения. Фильм Хоуарда – это экранизация легенды, хотя и сделан в хроникальной манере. Легенда же никогда не бывает правдивой. Ну, а раз так – не все ли равно, какое количество фактажа будет искажено рассказчиком? Главное – чтобы в итоге сказка получилось красивой и чтобы она зацепила аудиторию. Тем паче, когда вы выносите в заголовок слово «Золушка», то и настрой у вашей истории соответственный, уж никак не хроникальный (хотя российские прокатчики нашего зрителя лишили этого сказочного привкуса).
Итак, последний отрезок фильм спасает. У Хоуарда почти всегда так: фильм развивается достаточно вяло, но забойные полчаса обязательно есть, они-то и запоминаются. В общем, более полутора часов тянется волынка о том, как Джеймс Брэддок пытается зацепиться за жизнь, и как он, обламывая ногти, срывается, вновь и вновь идет на дно, вновь и вновь выныривает, вновь хватается за все, что подворачивается под руку. Жена, впадающая в отчаяние, дети, глядящие на мир огромными голодными глазами. Зрелище трудное и, очевидно, нужное по режиссерским расчетам для окончательного катарсиса. Но его трудность и надрывность явно перевешивает эту самую нужность. Убогие интерьеры, однообразная Рене Зелльвегер и апатичный, по преимуществу, Рассел Кроу. Все – и актеры, и герои - как бы замерли в ожидании лучших времен.
И лучшие времена настают! Сделать Макса Баера исчадием ада было со стороны Хоуарда и его верного оруженосца-сценариста Акивы Голдсмана очень верным ходом, благодаря которому, решающий поединок в жизни Брэддока превратился в битву добра и зла, в модернизированную версию схватки Давида с Голиафом, в новую версию сражения у Хельмовой пади. Народ, смотревший кино рядом со мной, просто окаменел, когда прозвучал гонг и соперники двинулись навстречу друг другу. Как пишут в романах – напряжение можно было резать ножом. Стало по-настоящему страшно. Перед этим Брэддоку долго и упорно объясняли, что ему придется иметь дело с убийцей. Брэддока эти речи не напугали, а вот зрителя - явно да. К этому моменту зритель был готов отдать богу душу, лишь бы Брэддок победил.
Вот так спасают, казалось бы, совершенно проигранные фильмы.
РЕЦЕНЗИЯ №2
Вы видели фильм «Формула»? Его еще называют лучшей работой Рона Ховарда. В нем также главную роль человека уникальной судьбы играет Расселл Кроу, и в нем также наличествует полный драмы вход верной многострадальной жены в помещение. Что? «Игры разума», говорите? Это из A Beautiful Mind вышло?
Впрочем, да. Прямо перевести Cinderella Man тоже бы не получилось (сразу вспоминается кавээновское «Здравствуй, милый Золушок! Как твой заворот кишок? Впрочем, чего это я? Я же добрый Фей»). Но перестраховались российские прокатчики крайне неуклюже. Можно, в общем-то, предположить, что большую часть фильма боксер Джим Брэддок пребывает в эдаком жизненном нокдауне, но такого полета фантазии в деле локализации прокатных названий еще не наблюдалось.
Сам фильм высокой иносказательности тоже не подразумевает. «Во всей истории бокса не было такой интересной человеческой судьбы, которую можно было бы сравнить с жизнью Джеймса Брэддока» – вступление для тех, кто во всей истории литературы не встречал более интересных судеб, чем у героинь душещипательных романов. Итак, в центре повествования – Cinderella Man, он незаслуженно несчастен: в стране лютует Депрессия, голодный, усталый, переломанный, он выходит биться за гроши, но, даже будучи трижды андердогом, он остается примерным семьянином и честным гражданином. И после обязательно живописанной в таких случаях низшей точки падения (отчаявшийся Брэддок является к боксерским заправилам с головным убором в руке) судьба предоставляет ему шанс…
Это не нарочито грубый ковбойский эпос о силе духа, линия единения американского общества проходит как бы вскользь, и все же, влияние недавних хитов – «Малышки на миллион» и «Фаворита» – ощутимо более чем достаточно. Брэддок в этом фильме обречен на победу, потому что про не-чемпионов американцы кино не снимают – и авторам ничего не остается, кроме как провоцировать зрителя убийством на ринге. После классического «Чемпиона» и оскароносной «Малышки», окончившихся летальными исходами, тема эта – чуть ли не единственная жизнеспособная составляющая интриги.
Оригинальное название получилось более многозначительным, чем можно было предположить из синопсиса. Cinderella Man – это такой высококачественный андрогинный фильм: по схеме – дамское чтиво, антураж – мужской. Вообще, в фильмах «про сильные личности» больше всего жаль монстров, с которыми сильная личность стоически сражается – с таким превосходством, и так проиграть... На роль монструозного и аморального Макса Бэра был ангажирован Крэйг Бирко, обладатель титула… Sexiest Broadway Star – и это, видимо, главное открытие фильма. У парня неплохие перспективы.
В реальности «интересная человеческая судьба» попала в историю бокса именно благодаря Бэру. Впоследствии прозванный «неразгаданным клоуном», он, став чемпионом, практически забросил тренировки. Брэддока ему подсунули как «картонку», чтобы у красавца-чемпиона было время одуматься. Брэддок свой шанс не упустил. В поединке с легендарным «Черным бомбардиром» Джо Луисом никаких шансов у него уже не было.
На всякий случай с трусов монстра убрали шестиконечную звезду. И вот еще какая деталь: чемпион мира в самом начале боя осыпает соперника градом не классифицируемых в боксе ударов правой – аки кистенем, с богатырским замахом. Любой мало-мальски толковый боксер с ударной левой быстренько решил бы проблему монстра – хоть кроссом, хоть апперкотом, хоть даже джебом. Это при том, что, в отличие от «Рокки», бокс здесь присутствует…
А знаете ли вы, что...
- Съемки картины начались 19-го апреля 2004 в Торонто. Торонто был выбран вместо реального Нью-Йорка, потому что приблизительно 35 % действия фильма происходит в Мэдисон Сквер Гарден, а его современные виды не имеют ничего общего с видами 1930-ых годов, но за Мэпл Лиф Гарден в Торонто вполне соответствует всем требованиям этой эпохи. Съемки были приостановлены на два месяца из-за повреждения плеча Расселла Кроу. Первоначально работа над фильмом планировалась начаться в январе 2001 года.
- Первоначально картину должен был ставить Ласс Халлстром.
- В реальной жизни Великая Депрессия не являлась причиной столь печального положения дел в семействе Браддока.
- Тэглайн картины гласит: "Когда Америка была стояла на коленях, он поставил нас на ноги.".
|