ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Близость 
Closer

Режиссер Mike Nichols (Майк Николс)
Сценарий Patrick Marber (Патрик Марбер)
В ролях:
Natalie Portman (Натали Портман),
Julia Roberts (Джулия Робертс),
Jude Law (Джуд Лоу),
Clive Owen (Клайв Оуэн),
Steven Benham (Стивен Бенхэм),
Michael Haley (Майкл Хэйли),
Peter Rnic (Питер Рник)
Официальный сайт: sonypictures.com/closer
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 104 мин.
Год выпуска: 2004
РЕЦЕНЗИЯ №1

Первый человек из действующей четверки, которого мы видим – героиня Натали Портман. Ее зовут Элис – по крайней мере, вначале. Она идет по лондонской улице. Ее волосы выкрашены в малиново-бордовый цвет. Она привлекает внимание окружающих, среди которых – Дэн, персонаж Джада Лоу. Этот парень работает в газете, в отделе некрологов и пытается написать хорошую книгу. Безуспешно, надо сказать. А в Лондоне – правостороннее движение. Переходить дорогу людям из нормального мира нужно учиться. А Элис – недавно из Нью-Йорка. Итог: ее сбивает машина, и Дэн везет ее на такси в больницу. Девушке накладывают два шва, и они начинают жить с Дэном в его квартире. Маленькая деталь: в Нью-Йорке Элис работала стриптизершей.

Проходит несколько месяцев. Дэн все-таки написал свою книгу, и ее даже считают хорошей. Ее сюжет списан с жизни Элис. Книга готовится к изданию, и для нее нужен художественный портрет автора. Дэна отдают в руки профессиональной фотохудожницы Анны Камерон. Во время сеанса между Дэном и Анна рождается большое и светлое чувство. Оно могло быть еще более светлым, если бы не Элис. Пока что Дэн еще ни на что не решился. Он сидит дома и развлекается в интернете, провоцируя в чате неизвестного мужика по имени Ларри – доктора, весьма сексуально озабоченного. В итоге этой шалости, Ларри и Анна встречаются, и между ними возникает… Ну, что-то между ними определенно возникает.

Начало фильма – просто блеск! А пятиминутный диалог Дэна и Ларри в чате – это пять с несколькими плюсами, точное количество которых зависит только от вашей раскрепощенности и от чувства юмора. Положенная на симфоническую тему, эта сцена полна озорства, динамики, остроумия и представляет собой вполне законченный шедевр. Выдержать весь фильм на таком уровне, конечно, нереально, но, по крайней мере, минут 30 все идет очень хорошо. Безусловно, автор пьесы Патрик Марбер – отменный психолог. Безусловно, режиссер Майкл Николс хорошо знает жизнь. А самая главная, на мой взгялд, заслуга всех причастных к фильму людей – это верно найденная функция Джулии Робертс.

Как ни странно, она здесь не раздражает. Просто роль ей подходит. Шершавая леди, не дающая никому спуску, но с затаенной надеждой на большую и чистую любовь. Большая профессионалка, стильная штучка, которая даже в рабочих штанах весьма эффектна. Робертс не то, чтобы хорошо играет – она просто успешно занимает свое место в этой истории. Успех такого специфического фильма, однако, зависит от совокупных усилий четырех исполнителей. А тут квартета не получилось. Как ни печально, из него выпадает Джад Лоу. Видимо, эпоху, когда он считался отличным актером, надеждой своего поколения, наследником Майкла Кейна и так далее - можно считать законченной. Теперь Лоу предстоит восстанавливать свою репутацию, а делать это всегда труднее, чем произвести сенсацию парочкой эффектных ролей.

Что же делает Лоу? Вместо того, чтобы акцентировать на главном (как старательно поступают все, и даже Джулия Робертс), он уводит историю в частности, не имеющие принципиального значения. Настоящий профессионал никогда не позволит себе эксплуатировать свои данные (какими бы распрекрасными они не были) в ущерб партнерам и всему делу. В конечном итоге, смысл истории, ее идея от уставшей аудитории начинает ускользать. Впрочем, окончательно ускользнет все же вряд ли – концовка не позволит. Парадоксально, но в ней фигурирует все тот же Лоу. Но сама сцена требует от него, слава богу, только присутствия в кадре. И не на нем все-таки завершится эта умная, ироничная и жесткая история о любви, построенной на лжи, выдающей себя за правду, но в итоге все равно оборачивающейся ложью, от которой единственное спасение – сказать правду, но сделать это – значит, погубить все…

Если вы не поняли, не расстраивайтесь. Я бы тоже такого объяснения не смог понять.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

За мгновение до того, как быть сбитой лондонским кэбом, Элис встречает в толпе прохожих взгляд Дэна. Сказалась непривычка к левостороннему движению – Элис только что прилетела из Нью-Йорка, где работала стриптизершей и где у нее случился неудачный роман. Дэн сопровождает ее в госпитале, показывает Лондон и попутно рассказывает о себе. Он – журналист, пишет некрологи, точнее, составляет их по компьютерным шаблонам, снижая категоричность формулировок: к примеру, если покойный был геем, то «умел ценить настоящую мужскую дружбу». Дэну хватает смелости признать за собой отсутствие стиля и таланта.

Спустя год он позирует перед фотографом для обложки своей книги – об Элис. Анна – так зовут фотографа – одна из немногих, кому книга понравилась. Она старше Элис, у нее был неудачный брак. Несколько щелчков затвора, осторожно откровенный диалог – и у Дэна новая муза. Однако Анна не хочет чувствовать себя разрушительницей. Раззадоренный Дэн соблазняет в секс-чате озабоченного бычка по имени Ларри и напускает его на Анну. Этот Ларри, к сожалению для Дэна, оказывается не таким уж безмозглым троглодитом (все-таки, врач-дерматолог) – он располагает к себе Анну. К сожалению для Ларри, к сожалению для Элис, Анна и Дэн сохраняют взаимный интерес…

«Без правды мы животные», – эта фраза является ключевой. Без объяснений и признаний герои фильма – особи, конкурирующие биологически. Любовь – не столько чувство, сколько право собственности. Трахая чужих жен, к мужьям не ревнуют. Но бывшие мужья – уже равные по статусу, уже соперники. Полигамность и ревность слишком опасно соседствуют. Правда добавляет в эту войну психоза.

Отвергнутый Ларри пытается отомстить Дэну близостью с Элис, причем близостью иного вида. Он швыряет стриптизерше пригоршню купюр и требует откровенности. О, нет, для стриптизерши ее прямые обязанности – не близость. Но у Элис тоже есть причины мстить Дэну… В заключительной части фильм превращается в боевик, в котором вместо ударов – фразы. Любви уже не остается – остаются только принципы. И еще – похоть. Ларри делает из Дэна отбивную – и напоследок не может отказать себе в неблагородстве: он добивает соперника, будто эффектным апперкотом, словом «птенчик». В этой войне все средства хороши. Кажется, что Ларри победил. Но это только кажется…

Такая любовь – болезнь. Способ выздороветь – в финальных кадрах. Возвратившись в Нью-Йорк, Элис снова перейдет на красный свет. Формат це, все начнется заново. Лекарство – кто-то пятый. Иммунитет – вырабатываем.

Материал – экранизация успешной пьесы (отсюда и некоторый перебор в литературности текста) – как раз для Майка Николса. Выдающийся мастер («Кто боится Вирджинии Вульф?», «Выпускник», «Силквуд», «Деловая девушка», «Волк») и в 73 года обнаруживает живую жестокость – необходимое для работы над любовной чернухой качество. Для наглядности можете сравнить «Близость» с последними творениями Боба Рэфелсона – доза тазепама в них возрастала критически.

В процессе написания рецензии возникла труднорешаемая задача: в каком порядке представлять исполнителей, по какому принципу? По именитости? По стажу? По объему работы? По уровню мастерства? По величине гонорара? По порядку появления? По подсказке с постера? Пришлось воспользоваться четырьмя картами из колоды.

Первой была извлечена червовая дама – Натали Портман. Кроме того, что она порой как-то уж очень нервно качает головой, изъянов в ее игре, пожалуй, не сыскать. И если сыгранная ей в «Холодной Горе» истосковавшаяся по мужику баба смотрелась довольно неорганично, а несыгранная ей в «Голове в облаках» Гильда Бессе заочно уступила Гильде Шарлиз Терон, то роль в «Близости», пожалуй, дает право констатировать: созрела. Без жертв, правда, не обошлось: для скромницы Натали многие сцены в фильме – подвиг, при том даже, что по-настоящему рискованные достались дублерше.

Далее последовал крестовый валет – Клайв Оуэн. Можно сказать, что «Близость» – главный аргумент против исполнения им роли Джеймса Бонда. Он слишком хорош в своей первобытной напористости, в этой ярости самца. Это «Кармен», это «Дилайла», но это не «Голдфингер». «Дама бубён варила бульон». Джулия Робертс наконец-то перешла в подобающую ей возрастную категорию. Для нее открытие – то, что она тут не какая-нибудь героическая мамаша оравы детей, а всего лишь женщина, которая признает (сама!) превосходство молодости. Хотя слава всеамериканской любимицы наверняка еще не раз даст рецидивы. Оставшийся блэк джек – Джуд Лоу – целенаправленно борется с репутацией героя-любовника. В финале он и вовсе производит впечатление труса, хиляка и размазни… хотя нет – просто не очень сильного человека.

При наличии джокера (литоснова) у сильного игрока (Николс) на руках оказалась неплохая комбинация.


     
РЕЦЕНЗИЯ №3

Дэн (Джуд Лоу) - начинающий лондонский писатель. В настоящий момент он работает в одном крупном издании в отделе некрологов - ну, знаете, если какая-то шишка склеивает ласты, нужно быстро достать из архива заранее заготовленное сообщение, расцветить его какими-то эвфемизмами и быстро опубликовать. Тем не менее Дэн точно знает, что скоро напишет такой роман, такой роман, что все просто ахнут. Дэн - существо достаточно инфантильное, хотя и весьма любвеобильное. Трудно сказать, чем именно он привлекает женщин - вероятно, все той же инфантильностью, - однако на недостаток женского внимания Дэн пожаловаться не может. И женщины не могут пожаловаться на недостаток внимания со стороны Дэна, потому что парень постоянно влюбляется, причем эта влюбленность настигает его как удар молнии.

Как-то раз Дэн случайно познакомился на улице с девушкой по имени Элис (Натали Портман). Элис только что вернулась из Нью-Йорка, где работала стриптизершей, поэтому забыла, что в Англии при переходе улицы нужно сначала смотреть направо, а не налево, в результате чего едва не погибла под колесами автомобиля. Дэн помог ей, они разговорились и... Словом, в результате нынешняя подружка Дэна, лингвист Руфь, очень быстро получила статус бывшей подружки. Впрочем, и с Элис у Дэна любви до гроба также не получилось, хотя он использовал события из ее жизни для своего первого романа.

Как-то раз Дэну нужно было сфотографироваться для обложки своей книги, и он отправился к фотографу-портретисту Анне (Джулия Робертс). Во время съемок - ну разумеется - Дэна снова поразил "удар молнии", и он влюбился, как малолеток, в Анну, хотя дама заметно старше него.

Анне нравится молодой писатель, но она знает, что у Дэна есть подруга, поэтому не хочет заводить с ним шашни. Дэн, нужно отдать ему должное, также пытается хоть как-то справиться со своим очередным ударом влюбленности, поэтому делает легкую провокацию: находит в Интернете в одном из чатов некоего доктора Ларри (Клайв Оуэн), любителя экзотических знакомств, и ведет с ним беседы от имени Анны. Затем Ларри знакомится с Анной, так сказать, в реале, и у них завязывается роман, несмотря на то что ни в каких чатах Анна не участвовала.

Но Дэн эту "молнию" из себя полностью выковырять так и не смог, поэтому случилось то, что должно было случиться: они с Анной закрутили роман втайне от Элис и Ларри. Впрочем, как сказано в одной детской книжке, все тайное становится явным, поэтому данный любовный квадрат - Дэн, Элис, Анна, Ларри - ждут большие потрясения. Однако, что интересно, самые, казалось бы, бесправные и угнетенные углы этого квадрата - покорная Элис и "туповатый" Ларри - в свое время выйдут на первый план, причем так, что Дэн с Анной сразу перестанут играть первую скрипку.

***

Хорошее кино. Фактически - чистый спектакль. Собственно, фильм и поставлен по весьма известной пьесе Патрика Марбера, которая выдержала более ста пятидесяти постановок различными театрами и труппами, так что можно сказать, что эта пьеса - уже современная классика.

Когда режиссер Майкл Николс собирался создавать этот фильм, в первую очередь встал вопрос, какие актеры будут играть главных персонажей, потому что только по-настоящему звездные имена могут вытянуть фильм, в котором нет ни интересных декораций, ни костюмов, ни спецэффектов. Попробуйте написать в анонсе, что весь фильм две пары шляются туда-сюда и разговаривают разговоры, - кто на такое пойдет? Другое дело, если на афише стоит известное имя - оно должно привлечь зрителей.

Первоначально на роль Анны планировалась Кейт Бланшетт, однако через некоторое время она забеременела и от сотрудничества с этой актрисой Николсу пришлось отказаться. После этого Николс и продюсеры достаточно неожиданно для себя сумели договориться с Джулией Робертс - актрисой, имя которой является стопроцентной гарантией кассовых сборов в Штатах. Впрочем, Анна - совсем не ее типаж, и актриса сама это понимает, однако Джулии очень хотелось попробовать себя в драматической роли, а продюсеры были в восторге от того, что заполучили в картину звезду подобного уровня.

Вторую женскую роль отдали американке Натали Портман (родилась она в Израиле, но в Штаты переехала еще в детстве), а две мужские роли достались англичанам, часто снимающимся в голливудских фильмах, - Джуду Лоу и Клайву Оуэну. Что интересно, Клайв Оуэн уже играл в этой пьесе на сцене, однако исполнял роль Дэна, а не Ларри. А Джуд Лоу был весьма рад сыграть роль Дэна, потому что приступил к съемкам сразу после бракоразводного процесса с актрисой Сэди Фрост, так что, как он считал, был в теме.

Но прежде чем мы поговорим о работе актеров, пара слов о самом спектакле... Спектакль очень умный, тонкий и многоплановый. Это не просто определенный срез из жизни четырех людей, а точнее, двух семейных пар. В нем есть несколько мыслей, которые Марбер пытается донести до зрителей. Ну или, скажем так, несколько мыслей, которые я вынес после просмотра. Мысль первая: не нужно бороться со своими чувствами, потому что это бесполезно. Мысль вторая: если ты имеешь право на поступок или ошибку, то и твой партнер имеет право на поступок или ошибку. Мысль третья: фраза о том, что "мы должны быть честны друг с другом", - полная чушь, в том смысле, что далеко не всегда партнеру нужно рассказывать абсолютно все, даже если он(а) этого очень просит. "Лучше горькая, но правда" - это срабатывает далеко не всегда и не во всех случаях. Поэтому прежде чем сдуру выложить всю эту правду - сначала хорошенько подумай.

Ну и четвертая мысль: не нужно недооценивать темную лошадку, потому что в какой-то момент может выясниться, что эта темная лошадка всем остальным подломит ножки на повороте и к финишу придет первая, заливисто ржа, глядя на валяющихся позади соперников.

Темная лошадка в этом фильме - персонаж Клайва Оуэна доктор Ларри. Сначала он выглядит просто сексуально озабоченным олухом, который пускает слюни от интернетовского чата и на свидание, как последний кретин, является в докторском халате, потому что, видите ли, дама этого попросила. Потом Ларри выступает в роли жилетки, которую на себя надевает Анна, чтобы отвлечься от Дэна. Затем Ларри и вовсе дают от ворот поворот, а после этого... И вот после этого выясняется, что Ларри - сильный, жесткий и весьма умный мужик, который в конце концов поимел всех. Поимел аккуратно и красиво. Потому что нельзя недооценивать темную лошадку, даже если она на старте пускает слюни в Интернете.

Оуэн сыграл Ларри великолепно! Я не знаю, как он играл Дэна, но Ларри - это абсолютно его роль, и трудно сказать, кто смог бы сыграть ее лучше. Туповатый мужичок в начале, жалкий, хотя и вызывающий сочувствие брошенный муж в середине и абсолютный триумфатор в конце - это изумительно сыграно!

Вторая по значимости актерская работа - Элис в исполнении Натали Портман. Казалось бы, роль даже не второго, а где-то третьего плана, потому что почти весь фильм Элис играет роль покидаемой простушки-стриптизерши и на первый план выходит достаточно редко. И только в самом конце, в финальной сцене, Натали показывает такой высокий класс, что просто хочется снять шляпу - она отличная актриса! Нет смысла пересказывать, что она там сказала и как, но буквально одна фраза в сочетании с интонацией и выражением глаз - это просто шедевр!

Джуд Лоу сыграл вполне хорошо, но то ли не хватило каких-то красок, то ли сам его персонаж не может вызывать ярких эмоций... В общем, чего-то не хватает. Хотя характер создан достаточно точно: любвеобильный, но совершенно инфантильный парень, способный на влюбленности, но не способный на сильные поступки.

Джулия Робертс, несмотря на то что она считается главной звездой фильма, мне совершенно не понравилась. Это не ее роль. Она не драматическая актриса. Простушка из народа, красивая и решительная, дамочка из романтических комедий или выходящая в люди проститутка - сколько угодно! Но на серьезную роль в классном спектакле она просто не тянет! Хотя и старается. Поэтому Робертс здесь, на мой взгляд, определенным образом портила всю картину. Была бы на ее месте та же Кейт Бланшетт - было бы точно значительно лучше. А уж актриса уровня Мэрил Стрип или Эммы Томпсон (правда, они обе, увы, уже не в той возрастной категории) - это был бы просто шедевр при наличии тех же остальных трех актеров.

Фильм "Близость" - для достаточно взрослой аудитории. Тинейджерам он, как правило, не нравится, да и не может понравиться: они не понимают, в чем суть довольно сложных и тонких психологических взаимоотношений персонажей. Они с этим просто не сталкивались. Кроме того, картина не предназначена для той категории зрителей, которых утомляют "бесконечные разговоры". Здесь ничего нет, кроме этих разговоров. Но как это все классно поставлено и сыграно...

Ну и традиционное заклинание. На лицензионном диске этот фильм переведен достаточно неплохо (собственно, текст-то как таковой там простой), однако озвучка дубляжа мне не понравилась. Я смотрел в оригинале, а потом специально сравнил с озвучкой - впечатление очень здорово портится. Но оно и понятно: как бы ни были хороши актеры, озвучивающие героев, - это все равно не Лоу, не Оуэн и не Портман. Поэтому получается, что когда вы смотрите этот фильм в дубляже, то теряете половину удовольствия.


     
А знаете ли вы, что...

- Первоначально роль Анны должна была играть Кейт Бланшетт, но из-за беременности она была вынуждена выбыть из проекта.
- Картина поставлена по пьесе Патрика Марбера. Клайв Оуэн исполнял роль Дэна в театральной постановке.
- Тэглайны картины гласят: "Если вы верите в любовь с первого взгляда, вы никогда на перестанете глядеть", "Если вы верите в любовь с первого взгляда... Взгляните поближе".


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту:


Доставка пирогов пекарни Delicado еще по теме. |