РЕЦЕНЗИЯ №1
Сюжет: Пожарник Горди Брюэр (Шварценеггер) вел обычную жизнь примерного семьянина: любил супругу, играл с маленьким сыном, но в один день у него все это отняли – жена и ребенок погибли во время взрыва, организованного колумбийским террористом, известным под именем Волк (Кертис). Власти объясняют их гибель термином «Collateral Damage» – случайные потери, но этого объяснения недостаточно для скорбящего мужа и отца, так что Брюэр пакует вещички и отправляется в Колумбию, где надеется призвать Волка к ответу собственноручно.
Неужели еще остались злодеи, которые не смотрели ни одного фильма с Арнольдом Шварценеггером в главной роли и не догадываются, чем грозит даже один косой взгляд в направлении его семьи? Предупреждением дело в таких случаях обычно не ограничивается, и, в общем-то, не ограничилось и в «Возмещении ущерба». Оставим в стороне пророческие совпадения относительно террористических актов в Нью-Йорке – фильм таким не задумывался, и любые попытки преподнести его как-то иначе, нежели очередной банальный боевик с Арнольдом Шварценеггером в главной роли заранее обречены на провал.
Авторы картины клялись и божились, что на этот раз Арнольд предстанет перед зрителем совсем другим, этаким обычным парнем (американским парнем, что многое объясняет), которого не стоило злить. Отдает манией величия – простой американский пожарник, практически ни разу не замарав руки огнестрельным оружием, расправляется с армией колумбийских повстанцев всем, что под руку подвернется, символично пришпиливая главного из них пожарным топориком. Возможно, на это можно было бы закрыть глаза, если бы на этом тяга «приземлить» Шварценеггера закончилась, но создатели с маниакальным упорством подсовывают ему женщин и детей, которых тот каждую минуту спасает, отпихивая от многочисленных взрывов.
Природа харизмы этого актера была несколько в другом. Стоит вспомнить хотя бы «Коммандо», «Бегущий человек» или «Терминатор 2»: режиссеры, снимавшие его, понимали, что зритель никогда не поверит, что большой квадратный культурист может делать далеко идущие логические выводы, раскрывать хитроумные планы и справляться с проблемами каким-то другим способом, кроме как напролом. Но теперь Шварценеггер разменял шестой десяток, а старших надо уважать, поэтому связанным по рукам и ногам режиссерам только и остается, что пытаться переделать имидж актера, жертвуя правдоподобностью, зрелищностью и кассовыми сборами своих фильмов.
«Возмещение ущерба», при всей своей надуманности, вполне смотрибельный боевик, и он все-таки находится ближе к классическим экшенам Шварценеггера 80-х, чем его предыдущие «Шестой день» и «Конец дней». В нем достаточно действия и динамики, есть несколько интересных второстепенных персонажей (Джон Туртурро в роли прохиндея-контрабандиста и остряк-наркобарон Джон Легуизамо) и убедительный злодей в исполнении Клиффа Кертиса. По ходу действия Шварценеггер падает с водопада, его сносит гигантским взрывом… Но все это, к сожалению, можно записать как в плюсы, так и в минусы фильму – все это мы уже не раз видели и продолжаем видеть в любом второсортном боевике с участием какого-нибудь Гэри Дэниелса или Фрэнка Загарино. Плоские эмоции (играть Арнольд так и не научился), простой сюжет и практически полное отсутствие юмора в угоду чрезмерному ура-патриотизму. Сейчас этим уже никого не удивишь, а то, что взрывы в два раза больше и красивее, чем в «Кровавом возмездии 5», право слово, не так уж и важно.
Резюме: Глуповатый и излишне серьезный боевик, отлично снятый, но мало чем выделяющийся из череды себе подобных.
РЕЦЕНЗИЯ №2
Шварценеггер точно знал - с этим фильмом промашки быть не должно. Потому что и дураку было понятно, что "железный Арни" здорово сдал. А это очень и очень обидно. Потому что железный Арни - это символ целой эпохи! Эпохи боевиков с самодвижущимся шкафом в главной роли, который в состоянии членораздельно произнести всего-то пару фраз, но зато КАКИХ!.. Да и не во фразах было дело. Шкаф никогда не находился в покое, он всегда действовал! Причем ему не к лицу было использовать какие-то сложные ухищрения, многоходовые комбинации и так далее. Поэтому если на пути возникало препятствие, то шкаф с грацией танка Т-34 просто-напросто пер напролом, и ни одно препятствие не могло устоять против этого парня, с достоинством носящего на себе сбрую мускулов неоднократного победителя конкурса культуристов "Мистер Вселенная".
Но потихоньку шкаф начал сдавать. И дело не в том, что публике, как смокинг Велюрова, надоела его искусственная улыбка. Просто шкаф постарел, причем это стало очень и очень заметно. Кроме того, он стал неразборчив в выборе ролей. Подобное еще могут простить актеру, снимающемуся в десятках фильмов, если пять из них - классные, а пять - не фонтан, но когда актер за несколько лет снимается в трех фильмах ("Стиратель", "Конец света" и "Шестой день" ), причем один - дурацкая пустышка, второй - невероятный отстой, а третий - на редкость слабенький боевичок с некими претензиями на интеллектуальность, - такое простить уже довольно трудно.
"Где Мэтрикс?" - спрашивают зрители. Почему у него коммунисты не похитят еще какую-нибудь дочурку, чтобы полковник разозлился, снова удачно спрыгнул с самолета и всадил главному коммунисту трубу в брюхо? Где, мать вашу, Дуглас Куэйд? Он что, так и остался на Марсе? Ему что, на Земле делать нечего? А Гарри Таскер? Ну да, жена теперь в курсе, что он вовсе не коммивояжер, а совсем даже наоборот - секретный агент. Так почему он не раскроет какой-нибудь секретик? Зрители ждут!
Понимая все это, Шварц не хотел рисковать. Поэтому проект "Collateral Damage" (идиотский перевод "Возмещение ущерба" оставляю на совести идиота переводчика) вынашивался долго и нудно, как слоненок. Первоначальный независимый (написанный не по заказу) сценарий Рональда Руза переписывался несколько раз. В результате в сценаристах числятся три фамилии, хотя на самом деле текста касалась шкодливая клавиатура минимум шестерых деятелей. Ну, оно и понятно, ведь политкорректность, а также суровые реалии требовали всяких разных уточнений и корректировок.
Сначала главный герой сражался с латиноамериканскими бандитами, убившими его жену и ребенка. Затем он сражался с арабскими политическими террористами. Но арабы могли запротестовать, а кроме того - лишить Штаты нефти, поэтому арабов заменили колумбийцами (ну и пускай прекратят поставлять свои наркотики, им же хуже), а политических террористов заменили на наркодилеров. При этом главного героя сделали бывшим баскетболистом. Но кто-то в Голливуде прочитал сценарий и представил себе Шварца в роли баскетболиста, в результате чего сценаристы получили втык за то, что из трагедии делают фарс, а Шварца срочно преобразовали в пожарного.
Заодно из сценария убрали все юмористические моменты, но зато напихали его сопливым пафосом по самые уши, чтобы получился не просто боевик, а патриотический боевик, на которые, как показывала практика, американские зрители клевали во все времена.
Что интересно, в Колумбии снимать это дело было нельзя. По одной простой причине. Несмотря на то, что по фильму Колумбия - жуткое место, где производят наркотики и воруют американцев, оказалось, что Колумбия - жуткое место, где производят наркотики и воруют американцев. Поэтому Колумбию снимали в Мексике. Тоже, на самом деле, то еще местечко, ну хоть Шварца не своровали. Хотя пару грузовиков с оборудованием у съемочной группы все-таки сперли. Ну и плюс Шварц чуть не вызвал небольшую революцию, назвав популярную мексиканскую телеведущую "сукой" во время шоу, организованного по местному ТВ. Правда, быстро выяснилось, что он просто повторил испанское слово, которое каждый день слышал на съемках, и считал, что это комплимент, так что революция не состоялась.
Наконец фильм был снят. Сначала его планировали показать летом 2001 года, но затем премьеру перенесли на осень. С чем, как вы понимаете, и просчитались, потому что после 11 сентября 2001 года американцам как-то не слишком улыбалось смотреть фильмы о террористах. Поэтому "Возмещение ущерба" (я называю этот фильм так, как его назвали в лицензионной копии, поэтому не надо в меня кидать помидорами) вышел в прокат на пару месяцев позже, чем планировалось, и картина фактически провалилась, собрав 40 миллионов при затраченных 85. При этом, что интересно, предварительные показы продюсеров обнадеживали. Но то ли теракт 11 сентября повлиял на сознание зрителей, то ли все дело было в консерватории, - короче говоря, Арни в очередной раз проиграл. Увы, вполне закономерно. Его время ушло. Глупо этого не понимать...
Но давайте немного поговорим о сюжете... Горди Брюэр (Арнольд Шварценеггер) - пожарный в Лос-Анджелесе. Ежедневно он рискует жизнью, героически спасая бабушек, детишек и собачек-кошечек. У него чудесная семья - жена и сын. В один ужасный день Горди должен встретиться с семьей в кафе, находящемся рядом с колумбийским посольством, и на глазах у Горди перед входом в посольство взрывается бомба, в результате чего его жена и сын погибают.
Правительство и ФБР ведут расследование, однако выясняется, что бомбу подложил колумбийский террорист Клаудио Перрини (Клифф Кертис), который таким образом выражал свой протест операциям американских военных в Колумбии. Таким образом дело приняло явную политическую окраску, сенаторы переругались с фэбээровцами, и расследование было спущено на тормозах. Пожарному Горди было мягкими словами объяснено, что ничего здесь сделать нельзя, а его погибшая семья - так называемый "косвенный ущерб" (именно так нужно было назвать этот фильм, а не "возмещением ущерба"), который бывает при всех военных операциях.
Разумеется, пожарный решает сам отомстить террористам. Он нелегально пробирается в Колумбию, куда американцу попасть практически невозможно, раздобывает пропуск на территорию, занятую повстанцами, и пробирается прямо в логово врага, а там быстренько находит убежище Клаудио. Каким образом пожарный без визы и документов сумел не только попасть в Колумбию, пробраться на территорию повстанцев, убивавших всех чужаков, даже своих соотечественников, а также найти логово Клаудио, который довольно искусно прятался, - и это в то время, когда колумбийцы знали о визите Горди (им ФБР его заложило) и расклеили везде плакаты с портретом пожарного, где за его голову обещалось крупное вознаграждение? Не знаю, если честно. Вероятно, потому что Шварценеггер жутко похож на колумбийца: они все двухметрового роста и светловолосые. Кстати, даже в стане врага Шварц не забывал о своем долге: он несколько раз спасал всяких теток с детишками от опасностей, вызванных им же. Потому что как только Шварц что-нибудь подстроит, так тут же в зоне боевых действий оказывается тетка с ребенком, и Шварц кидается их спасать. Привычка - вторая натура, ничего не поделаешь.
Дальше рассказывать не буду. Разумеется, Шварц там всех победил и спас Америку от страшной опасности. Причем Клаудио он победил символично - зарубив террориста пожарным топором. В финале сценаристы разыграли сценку из "Дороги на Арлингтон" (кто смотрел, тот поймет), за что я бы на месте продюсеров "Дороги" подал бы на "ущербцев" в суд за воровство идей. Впрочем, фильму это не помогло. Он тихо скончался вместе с Клаудио, который не довел свою священную борьбу до конца. Зато Шварц довел до конца свою священную борьбу со старостью. Старость победила.
***
В общем, нельзя сказать, что это такой уж отстой, однако фильм получился довольно слабенький. О сценарии и говорить нечего - ни одной оригинальной мысли. Создатели особенно подчеркивали тот факт, что герой Шварца не будет пользоваться никаким оружием, а замочит всех голыми руками (для чего даже пригласили отдельного специалиста, который должен был разработать эпизоды сражений) - меня это не впечатлило. Ну голыми. Ну руками. На мой взгляд, лучше бы он из ручного пулемета всех замочил. Эффектней бы выглядело.
Со стилем они тоже перемудрили. Тут, ребята, одно из двух. Или вы снимаете высокопафосную историю о борьбе с терроризмом, либо же вы снимаете традиционный шварцевский боевичок, где не сильно важно, как ему это все удается сделать, а важно то, как Арни "хитро" прищуривается перед тем, как сломать "главному" шею. В первом случае нужно хоть как-то следить за достоверностью. Потому что иначе пафос пропадает. Во втором случае нужно к черту убирать пафос, который просто неуместен, и следить за Арни, чтобы он в нужный момент поворачивал голову в нужном направлении.
А у создателей получилось ни то ни се. Для пафосного боевика слишком много бреда в сценарии, а для типичного шварцевского мочилова - слишком много пафоса. И слишком старый Шварц. В этом вся и проблема. В "Командо" же никто не обращал внимание на глупости сценария, правда? Потому что там был ЖЕЛЕЗНЫЙ АРНИ! Который шутил, мочил врагов и обнажал свой несравненный торс. А фраза: "Ты помнишь, я обещал убить тебя последним? Я обманул тебя" - внесена в золотые страницы кинематографии, потому что это КРУТО!
В "Ущербе" крутого ничего нет. Ну да, взрывают. Ну да, Шварц переломал пару шей. Но как-то вяло, неубедительно. Насчет же пафоса... С пафосом совсем плохо. Потому что тема-то затрагивается очень важная и нужная, а заканчивается это все традиционным дебильным штампом: главного террориста замочили, значит теперь будет мир во всем мире. Вот они так и мочат Осаму Бен Ладена уже почти год, каждую неделю докладывая, что его, вроде, совсем замочили. Вот еще чуть-чуть домочат, после чего можно будет спать спокойно. Ну чуть-чуть еще. Самую малость...
Впрочем, нет смысла серьезно обсуждать эту тему. Сценарий не идет дальше стандартных клише. И даже то, что Клаудио по сценарию имел основания ненавидеть американцев (штатовские солдаты убили его семью) - только раздражает, потому что никаких выводов из этого сценаристы не делают. Ну да, грохнули его семью. Но он-то все равно гад! Потому что грохнул семью Шварца! Сейчас Шварц его замочит, и будет все хорошо. Вот дурдом-то...
Ладно, пора резюмировать. С сожалением я вынужден констатировать, что эпоха железного Арни закончилась. Актерских способностей у него, понятное дело, нет никаких, поэтому Шварц не может состариться на экране, играя почтенного главу семейства или Деда Мороза. Шварц был хорош своей шкафистой молодцеватостью, а ее у него, увы, не осталось. Голливуд собирается снимать третьего Терминатора и "Правдивую ложь - 2" - мне очень жаль. Из этого ничего не получится. Нет никаких сомнений.
Что же до "Возмещения ущерба"... Повторяю, это не отстой. Но сценарий слабенький, а главный герой - еще слабее. Зато очень колоритные остальные персонажи. Клифф Кертис в роли главного Злодея - просто блеск. Очень впечатляет. Его террористическая жена, которую играет Франческа Нери, - тоже очень даже неплохо сыграно. Эпизодические роли Джона Туртурро и Джона Легуизиамо - отличные. Особенно Туртурро. Жалко, что их обоих очень быстро вывели из сюжета. Но оно и понятно. Слишком затмевали Арни. А его затмевать нельзя. Это был последний шанс Конана...
РЕЦЕНЗИЯ №3
Этот фильм, не скрою, мы ждали. Тем более сейчас, когда его актуальность признали даже прокатчики. А в результате - тишина. Конечно, Шварценеггер нынче не в моде. Вообще говоря, мода на мускулистых дубоголовых стрелков закончилась еще в прошлом веке, но отголоски еще сильны. Зрители на героев Арнольда смотрит свысока - как же, примитивны, актер он - так себе, нам подавай что-нибудь утонченное, скажем, "Шоколад" или "Blow"... Соответственно падают и сборы. Но вряд ли кто-то задумывался, что смена зрительских пристрастий обусловлена не только тем, что жанр "приелся" или измельчал. Наоборот, Шварценеггер давно уже играет не плоские, а вполне насыщенные роли. Тут есть и характер, и какая-то своя философия... И даже загадка.
Премьеру "Collateral Damage" раза три откладывали по самым разным причинам. Совершенно неочевидная сила поставила премьеру и события 11 сентября 2001 года в один ряд - и тут уже создателям фильма пришлось покрутиться, размышляя о том, как бы избежать провала в прокате. Дело в том, что идеологический настрой картины можно охарактеризовать так - "убивать плохо, поэтому мы поубиваем только самых плохих". После катастрофы в Манхэттене эта философия мгновенна стала неактуальной. Оказалось, что для полной и окончательной победы над терроризмом просто "поубивать их" стало недостаточным. Теперь этих подонков стало совершенно необходимо поймать и отправить под суд. Впрочем, те, кого поймали, к лесным героям "Collateral Damage" имеет немного отношения.
Тем не менее, блокбастер остается блокбастером. Не стоит ждать проявлений тонких чувств от слона в посудной лавке, и не думаю, что лучшая идея - переносить свои разочарования от жизни на многострадального постаревшего супергероя.
В этот раз Шварценеггер играет храброго пожарного, жена и ребенок которого гибнут в результате взрыва бомбы у консульства Колумбии в Лос-Анджелесе. Сложные многоходовые переговоры между ФБР, правительством Колумбии и партизанами (которые отчего-то мнят себя революционерами), выращивающими наркотики, приводят не только к трагдеии, но и к тому, что ФБР фактически лишает полицию возможности расследовать дело.
Герой Арнольда - американский немец Гордон Брюэр, который отчаялся найти защиту у властей, решает добраться до Колумбии самостоятельно и отомстить обидчикам. Колумбийские сцены заслуживают отдельных слов. Посылать в Колумбию съемочную группу или даже только одного Шварценеггера возможным не представлялось. В этой стране государственная власть носит номинальный характер; американцев любят выкрадывать с целью получения выкупа. Поэтому режиссер Эндрю Дэвис решил ограничиться меньшим злом, и снял все в Веракрузе, на восточном побережье центральной Мексики. Думаю, вас впечатлят картины тамошней жизни. Стоит добавить, что Мексика сама уже лет сто с переменным успехом воюет с собственными наркопартизанами, и посещение Мексики - также существенный и, в общем-то, неоправданный для богатого человека риск. Нас же с вами похищать там не будут - достаточно намекнуть похитителям, откуда вы, и кто. Думаю, что не только отпустят, но и денег на дорогу дадут.
Впрочем, мы отвлеклись. Путешествие Брюэра нельзя назвать успешным. Скажем так, его одиссея дает ему дальнейшую пищу для ума. Так что в результате образцовый пожарный не становится убийцей. Перебить всех колумбийских партизан в его планы не входит, так что он ограничивается конкретными виновными, даже не рассуждая на идеологические темы. То есть партизаны-партизанами, а вот мирных жителей убивать не стоит.
Иному зрителю непонятно, как же герой Коммандо смог эволюционировать от слодата, не знающего жалости, до такого избирательного гуманиста. Этот зритель не только мечтает поубивать всех своих киношных противников, но и сжечь их детей, и сравнять их жилища с землей. В этом якобы заключается большое человеческое счастье. Действительность от этих представлений, несомненно, очень далека.
Фильм, безусловно, несет в себе нестандартную смысловую нагрузку. Эта нагрузка зрителем будет непонята - с одной стороны, "Collateral Damage" нельзя назвать открытием среди других представителей жанра. С другой, авторы сценария - это вам не Толстой с Достоевским. То есть гуманистическая идея, как основной посыл картины, вряд ли привлечет к ее просмотру почитателей классики. Но сходить стоит, хотя бы для того, чтобы убедиться - наш Арни все еще alive and kicking.
А знаете ли вы, что...
- За свой последний фильм "Конец света" перед "Возмещением ущерба" Шварценеггер получил 25 миллионов $.
- На съёмках в Мексике, вооруженные бандиты похитили два грузовика, прихватив 500,000 футов плёнки, компьютеры и телевизионные мониторы.
- Фильм снимался на протяжении пяти месяцев в Южной Америке, а затем доснимался в Лос-Анджелесе и Мексике.
- Арнольд Шварценеггер объясняет название фильма (дословно Collateral Damage переводится как "сопутствующее разрушение"): "Это боевик. Колумбийские партизаны нападают на автоколонну в Лос-Анджелесе, которая перевозит колумбийского посла. Они взрывают автоколонну, и в то же самое время погибает моя семья. Вот именно она и называется "сопутствующим разрушением", это военный термин." Спасибо, Арни.
- Из-за теракта в Центре международной торговли фильму несколько раз приходилось менять дату релиза.
- После 11 сентября 2001 года официальный сайт картины был временно закрыт, постеры и ролики были убраны из кинотеатров для исключения напоминания американцам о терроризме.
|