ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Преданный садовник 
The Constant Gardener

Режиссер Fernando Meirelles (Фернандо Миреллес)
Сценарий Jeffrey Caine (Джеффри Кейн),
John Le Carre (Джон Ле Карре)
В ролях:
Ralph Fiennes (Ральф Файнс),
Rachel Weisz (Рэйчел Вейц),
Danny Huston (Дэнни Хастон),
Pete Posthelwaite (Пит Постелвейт),
John Keogh (Джон Кео),
Hubert Kounde (Губерт Каунди),
Richard McCabe (Ричард МакКейб),
Gerard McSorley (Жерар МакСорли),
Sidede Onyulo (Сайдид Онйюло),
Donald Sumpter (Доналд Самптер),
Archie Panjubi (Арчи Панджаби),
Daniele Harford (Дэниэл Харфорд),
Anneke Kim Sarnau (Аннеке Ким Сарно),
Eva Plackner (Ева Плакнер)
Официальный сайт: www.theconstantgardener.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 129 мин.
Год выпуска: 2005
РЕЦЕНЗИЯ №1

Джастин Куэйл (Ральф Файнс) - работник дипломатической миссии Великобритании - был направлен в одну из африканских стран. Вместе с ним в Африку приехала его жена Тесса (Рэйчел Вайс) - молодая журналистка, связанная с правозащитными организациями. Джастин познакомился с Тессой на одной из пресс-конференций, где журналистка задавала ему очень неудобные вопросы. Но ее пыл и целеустремленность понравились молодому дипломату, и Джастин с Тессой стали любовниками, а затем и супругами - когда Тесса узнала, что Джастина направляют в Африку и что в статусе простой подружки она туда поехать не сможет.

В Африке Тесса почти не уделяет внимание Джастину, а все дни напролет проводит с доктором-правозащитником Арнольдом Блюмом (Хьюберт Коунди), с которым они разъезжают по деревням и что-то там изучают. Что именно - Джастину не говорят. Впрочем, он особенно и не спрашивает, потому что Куэйл по натуре - очень тихий и нелюбопытный человек, обожающий копаться в своем саду.

Через некоторое время Тессу жестоко убивают во время одной из поездок с Арнольдом. Сам Арнольд при этом исчез, и по дипломатической миссии поползли слухи о том, что Тессу убил Арнольд из ревности - мол, они были любовниками, и доктор Блюм ревновал женщину к Джастину.

У Джастина есть подозрения в том, что Тесса ему была неверна. В свое время он совершенно случайно обнаружил кое-какие подозрительные письма в ее ноутбуке, а кроме того, когда ваша жена постоянно разъезжает туда-сюда с неким симпатичным холостым мужиком - вы поневоле задумаетесь.

Местная полиция убийство Тессы толком не расследует: дескать, происшествие на сексуальной почве и точка. Тогда Джастин начинает собственное расследование, которое приводит к достаточно неожиданным результатам: оказывается, пара очень крупных международных фармацевтических фирм причастна к весьма серьезным махинациям с лекарствами на территории Африки.

Боссам и коллегам Джастина совершенно не нравится рвение, с которым дипломат влез в эту темную историю. И сэр Бернард Пеллегрин (Билл Найи), один из руководителей британской дипломатической службы, предупреждает Джастина, что не нужно ворошить фармацевтические дела, и приятель Куэйла Сэнди Вудроу (Дэнни Хьюстон) по-дружески советует Джастину вернуться к своему садоводству...

Однако когда дипломат выясняет, что к аферам фармацевтических компаний причастна и его контора, - он понимает, что уже ни за что не остановится.

***

"Преданный садовник" (название явно неудачное, потому что непонятно, что там на самом деле с этим садовником: он предан кому-то либо же его предали) - фильм, просто-таки обласканный различными кинематографическими номинациями и наградами. Четыре номинации на "Оскар" и одна победа (Рэйчел Вайс получала своего первого "Оскара" в первой же номинации), сразу десять номинаций премии BAFTA (британский аналог "Оскара") и одна победа (монтаж), три номинации на "Золотой глобус" и одна победа из них (опять Рэйчел Вайс), семь номинаций Британской независимой премии и из них три победы (лучший фильм и оба главных актера - Вайс и Файнс) плюс еще штук двадцать номинаций и десяток побед.

И вот тут я, глядя на весь этот дождь наград, задал себе прямой и простой вопрос: понравился ли мне этот фильм? Нет, не понравился. Потому что он безбожно затянут, скучен и тосклив. И дело тут не в том, что сама тема - международные аферы, связанные с этим бесконечные убийства и борьба бескомпромиссных людей против системы - в себе ничего веселого не несет и действует достаточно депрессивно. Я смотрю далеко не только развлекательные картины и вполне хорошо отношусь к жизненным драмам. Но этот фильм, по сравнению с некоторыми другими представителями похожего жанра (например, "Свой человек"), имеет заметные недостатки.

Самый главный недостаток - чисто сценарный. Я не читал роман Джона Ле Карре, по которому поставлена картина, но в сюжете фильма есть очень явные натяжки, передергивания и несостыковки. Из фильма четко следует, что пара крупнейших международных фармацевтических компаний - не просто преступники, а прямо-таки бандитствующие ублюдки, по которым плачет Международный трибунал с его вредными для здоровья камерами!

Весь сюжет крутится вокруг того, что некая крупная компания сделала лекарство против туберкулеза и теперь испытывает его на несчастных африканцах (которые принимают лекарство добровольно - в обмен на другие лекарства). Африканцы при этом мрут как мухи, но компания результаты тестирования замалчивает, потому что, дескать, доводка лекарства до ума еще два-три года требует слишком больших средств. В итоге, как следует из фильма, компания начнет широкую продажу этого лекарства по всему миру, и я так и не понял, что именно они собираются делать, когда от него весь мир тоже начнет помирать, как мухи во время бешеного налета мухобоек. Видать, получат сверхприбыли и сбегут на Марс.

Причем обо всех этих кошмарных бесчинствах знают сотни людей, включая самых высокопоставленных британцев. Но они категорически молчат, потому что, дескать, фармацевтическая компания сделала много добра британцам (укатайка), а если кто-то из простых людей докапывается до истины, то их убивают максимально зверским образом, где бы те ни находились: в Африке, Великобритании, Германии и так далее.

Ну, ладно, есть такие международные негодяи, их бандиты-прислужники и куча продажных политиков. Но с чего вдруг Джастин полез расследовать это дело и упорно нарываться на пулю в лоб или еще чего похуже - непонятно. Нет, конечно, он там по фильму заявил, что жена, дескать, была всей его жизнью, поэтому ему теперь и бандитская пуля не страшна, но звучало это (для внимательных зрителей, конечно) достаточно неубедительно.

Познакомился он с Тессой совсем недавно, женился на ней - по ее просьбе, потому что она хотела поехать в Африку. Джастина Тесса ни в грош не ставила, слонялась везде с этим негром, да еще и предлагала свое прекрасное тело коллеге Джастина Сэнди в обмен на нужное ей письмо, и дипломат об этом знал. Но он тихо-спокойно копался в своем садочке и даже практически не задавал жене неудобных вопросов - мол, она сама знает, с кем ей шляться и кому предлагать свое роскошное тело в обмен на письма. Ну так и с чего Джастин после убийства Тессы решил продолжить ее дело в плане получения пули в лоб?

Восторгов по поводу исполнения Файнсом и Вайс своих ролей я тоже никаких не испытал. Вайс, впрочем, сыграла достаточно ярко и убедительно - тут спорить не буду. Хотя никаких "ах и ах" я там тоже не заметил. А Файнс - так просто не понравился. Я, конечно, понимаю, что истинный англичанин с одной и той же растерянной полуулыбкой и копается в саду, и носится по Африке, нарываясь на пулю, но то ли мне сценарное отсутствие полутонов сильно мешало, то ли этот образ был рассчитан исключительно на впечатлительных женщин... В общем, меня не впечатлило.

Также заметно раздражала манера оператора половину фильма снимать ручной камерой в кислотно-желтоватых тонах - есть сейчас такая дурацкая мода имитировать "документальный стиль". От этого "документального стиля" на самом деле довольно быстро начинает болеть голова, а документальности не прибавляется ни на грош.

Чтобы добавить ложку меда в этот комплект претензий - скажу, что мне, в общем-то, понятна основная идея фильма, и я не буду утверждать, что картина плохая. Да, на свете существуют люди, которые не боятся идти против крупных корпораций, причем идти до конца - даже невзирая на угрозу их жизни. Фильм как бы отдает должное этим людям, которые, безусловно, заслуживают глубочайшего уважения и даже восхищения. Однако то, как именно сделан этот фильм, мне не понравилось. Настойчивое педалирование всяких ужасов, многочисленные нарочитые передергивания плюс жуткая затянутость картины (практически весь сюжет четко отслеживается в первые двадцать минут фильма, а идет он больше двух часов) - в результате получилось очень длинное и очень скучное кино, пафос которого выглядит совершенно чрезмерным, а весь этот поток наград, похоже, был вызван не столько реальными достоинствами картины, сколько остросоциальностью тематики.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Мелкий британский дипломат Джастин Куэйл на одном из брифингов сталкивается с политической активисткой Тессой. Она ведет себя как хорошо натасканная феминистка, злая на весь мир наживы и чистогана. Впечатление обманчивое: через некоторое время она с Джастином прибывает в Кению уже как законная жена, беременная к тому же. Для Джастина дипломатическая служба – лишь удобное прикрытие его упражнений с цветочками в саду. Для Тесы ее брак – повод нанести очередной удар по мировому империализму. Исход закономерен: Тесу с другом африканского происхождения находят мертвой, Джастин прохлопал свое личное счастье. Теперь этому тихому человеку остается… как ни странно, ему остается ступить на тропу войны и мести.

Джон Ле Каре, по роману которого поставлен этот фильм, считается классиком психологического детектива. В сценарии психологизма хоть отбавляй, а детектива прискорбно мало. Не то, чтобы так уж недостает еще парочки трупов, просто в какой-то момент явно происходит «поворот не туда». От Фернанду Мейреллиша никто и не ждал ничего, подобного «Ультиматума Борна» - но, после «Города Бога», надеялись на нечто гораздо более энергетическое. Получили тягучую историю о том, как рефлексирующий Файнс-старший играет в Джейсона Борна.

Рэчел Уэйц за роль Тессы получила сенсационного «Оскара» и предсказуемый «Золотой глобус». Она намного живее партнера, хотя экранного времени ей отведено существенно меньше. Но вполне хватило для того, чтобы передать сущность этой сильной и самоотверженной стервы, озабоченной комплексом ненависти. Сам фильм был осыпан наградами и номинациями всех возможных уровней, вплоть до приза критиков округа Колумбия. Он стоит того отчасти: Мейреллиш временами демонстрирует нам уровень «Города Бога», прекрасный саундтрек и замечательная камера – выше критики. Цельного впечатления фильм не производит. Кроме того, он чересчур заполитизирован, чтобы его можно было оценивать спокойно.

Иногда из-под рук художников-агитаторов выходят шедевры. «Преданный садовник» - явно не тот случай. Разоблачительная сверхидея поглотила все, и даже финальные красивости не способны компенсировать величественный социальный пафос. Есть высшая справедливость в том, что лучшая, на самом-то деле, роль исполнена Биллом Найи, сыгравшем главного мерзавца.


     
А знаете ли вы, что...

- Николь Кидман первоначально рассматривалась на роль Терезы, но была отвергнута, потому что она слишком стара на взгляд режиссера Фернандо Миреллеса. Он предложил Наоми Уоттс, но из-за ее занятости в "Кинг Конге" от ее услуг пришлось отказаться. Рэйчел Вейц обошла в кастинге Еву Грин и Кейт Уинслет.
- Тэглайн картины гласит: "Люби. Любой ценой".


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: