ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Константин: повелитель тьмы 
Constantine

Режиссер Francis Lawrence (Фрэнсис Лоуренс)
Сценарий Kevin Brobin (Кевин Бробин),
Frank Cappello (Фрэнк Каппелло)
В ролях:
Keanu Reeves (Киану Ривз),
Rachel Weisz (Рейчел Вейц),
Djimon Hounsou (Джимон Хансу),
Shia LaBeouf (Шиа ЛаБеф),
Max Baker (Макс Бейкер),
Pruitt Taylor Vince (Пруитт Тейлор Винс),
Gavin Rossdale (Гэйвин Россдэйл),
Tilda Swinton (Тильда Суинтон),
Jesse Ramirez (Джесс Рамирез),
Michelle Monaghan (Майкл Монэхен),
Larry Cedar (Ларри Седар),
Suzanne Whang (Сюзан Вэнг),
Laz Alonso (Лэз Алонсо),
Jeremy Valdez (Джереми Валдез),
Andrei Sterling (Андрей Стерлинг),
Peter Stormare (Питер Стормаре)
Официальный сайт: www.constantinemovie.com
Видеоролик: Quicktime
Год выпуска: 2005
РЕЦЕНЗИЯ №1

Джон Константин – несчастный человек. Да и человек ли он? Родившись с даром (как считает архангел Гавриил) или с проклятьем (как считает сам Джон) видеть демонов, он носил это свойство в себе до юности, пока не умер. Ненадолго – минуты на две. Но ведь после смерти время останавливается (это знает всякий). И две минуты, проведенные Джоном в аду (а куда еще мог попасть невинный шестнадцатилетний мальчик?), показались ему вечностью. Его вернули к жизни. И он стал «полупроводником». Не смейтесь – это его реальный титул. Так называют людей, которые стоят между адом и раем, следя за тем, чтобы соблюдался баланс между мирами. Ночной и Дневной Дозоры в одной упаковке.

Шли годы, смеркалось. Джон целенаправленно разрушает себя: дымит, как паровоз, не брезгует разнообразнейшими алкогольными напитками, обращается с людьми так, будто ему на всех наплевать (что полностью соответствует истине). При случае изгоняет демонов из тех, в ком они поселились. Рутинная работа, в общем. Так и идет, пока он не встречает Энджелу Додсон, сотрудницу лос-анжделесской полиции (а действие происходит именно в Городе Ангелов). Энджела только что потеряла сестру-близняшку Изабель – та бросилась с крыши психбольницы, в которой пребывала… Угадайте, почему? Ну, конечно, потому, что могла видеть демонов!

Хочется как можно быстрее дать оценку всему, что имеет отношение к фильму, чтобы поскорее освободиться от этих обязательств. Итак: Ривз – нормальный, временами даже хороший. Роль ему подходит. Сам Константин придуман тоже умело: пропитанный пороками, саркастичный типчик, который борется с силами ада вопреки своему желанию. История – полный бред, невнятная попытка соединить христианскую мораль с эстетикой киберпанка (а как же – не зря сюда Ривза пригласили!). Режиссура представляет собой всяческое отсутствие режиссуры в нормальном понимании, но сам фильм состряпан умело, отдельные блочки подогнаны друг к другу без зазоров, изделие в целом сияет и сверкает. Отлично внедрены компьютерные фишки – их много, но так и должно быть, и спасибо режиссеру Фрэнсису Лоуренсу, что он не понапихал их еще больше. Рэчел Уэйц, на мой взгляд, никакая. Выдающейся актрисой она никогда не была, но случались у нее роли, после которых хотелось ее похвалить, как примерную хорошистку в провинциальной школе. «Константин» далек от ее относительно звездных часов.

Вот вам оценка. Теперь, сбросив с души эту ношу, давайте позволим себе немного пофилософствовать. Давайте зададимся простым вопросом: мог ли этот самый Hellblazer (комикс, по которому поставлен фильм - и судя по периодике, комикс весьма популярный) иметь более успешное воплощение? Мог бы стать культовым? Рассуждая на эту тему, мы упираемся в вечную проблему так называемых «мистических триллеров». Культовыми в этом жанре становятся только те фильмы, в которых религиозная подкладка достаточно умна и проработана, чтобы не вызывать нервных улыбок подготовленной аудитории. Именно это, а не суперзвезды, не компьютерные навороты, решает дело. Ну а то, что мистический триллер по совместительству является еще и комиксом, совсем не освобождает его от ответственности. В «Константине» нет религиозного стеба, это явно не «Догма», хотя в иные идиотские моменты сюжета возникает впечатление, что создатели фильма как раз отчаянно стебутся над христианским учением. Но эти мимолетные ощущения ничем не подкрепляются – и ты в итоге понимаешь: они либо косят под дурачков, либо… Либо просто им до лампочки это учение. И они берут из него только то, что полезно для создания все тех же сакраментальных компьютерных наворотов.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Джон Константин (Киану Ривз) с детства отличался чуть более острым зрением, чем его сверстники. Благодаря этому зрению он почти в каждом встречном видел скрытых демонов, что в эпоху до появления компьютерных игр несколько болезненно действовало на детскую психику. В конце концов психика Джона Константина настолько расшаталась, что он наложил на себя руки, да так удачно, что на пару минут фактически умер. Его откачали, но двухминутное путешествие в ад (Джон исповедует католическую веру, а в ней самоубийство является страшным грехом, потому что местный Босс только за собой признает прерогативу лишать людей жизни) произвело на пацана такое отталкивающее впечатление, что в ад ему больше не хочется. Ему хочется в рай.

Впрочем, шансов у парня достаточно мало. В конце концов, он уже один раз самоубился, и, несмотря на то что самоубийство не увенчалось успехом, рай ему не светит. Увы, таковы правила. Ты можешь убить хоть сто тысяч человек, но если докажешь, что это было сделано во благо святой католической церкви, тебе будет дано отпущение грехов и уготовано тепленькое место в раю (каламбур получился совершенно случайно). Но если ты, будучи невинной детской душой, залпом выпил два литра кока-колы, чтобы избавить себя от созерцания демонских харь, - все, паря, теперь тебе прямая дорога в ад и даже не заикайся ни о каком прощении!

Прекрасно осознавая свое незавидное будущее, Джонни старательно готовит себя к геенне огненной, выкуривая по три пачки в день. Однако его основная профессия - вполне благостная, потому что Джонни занимается поддержанием паритета между силами Небесными и силами Подземно-адовыми, ведь раз Земля находится посредине между этими конкурирующими организациями, значит, кто-то этим паритетом должен озаботиться.

В обязанность Джонни входит отлов так называемых "полукровок" - падших ангелов различной категории глубины морального падения - и низвержение их в ад в случае нарушения полукровками Паритетной конвенции. Кроме того, он вылавливает всяких потерявших человеческий облик демонов и также отправляет их в родные пенаты. Ну и плюс всякая мелочовка вроде изгнания бесов из детей, наслушавшихся рэпа.

В простых случаях Джонни справляется примитивными заклинаниями и банальными зеркалами, в более сложных использует довольно экзотичный кастет с освященными крестами, благодаря которому можно очень круто расхреначить Злу всю харю, а в тяжелых случаях - Святоган, заряженный золотыми пулями с циркониевым ободком. (Демоны ухитрились совратить Землю модой на циркониевые браслеты, и Джонни считает своим долгом вернуть дьявольский материал, служащий силам Зла, обратно производителям.)

Надо сказать, что жить мистеру Константину осталось недолго. Курение довело его до вполне закономерного эффекта, поэтому недалек тот день, когда за его душой придет сам Люцифер: Джонни, учитывая его успешную трудовую деятельность, обещана такая высокая честь.

Однако не все ладно на этой прослойке между силами Зла и силами Добра, которая именуется Земля, штат Калифорния. Дело в том, что многие годы главные силы Зла не могли пробраться на Землю. Нет, конечно, у них получалось определенным образом влиять на происходящее, но так, чтобы прорваться в этот мир из Того еще мира, у них не выходило.

Но постепенно выяснилось, что, если взять Копье воина, которым закололи Христа, найти двух симпатичных близняшек-медиумов, добыть кусочек святочного рататуя, подобрать бездомную собачку сине-пегой масти, обнаружить разведенную женщину шестнадцати лет от роду со стигматой точно под левой грудью, где-нибудь свистнуть работу перепившего художника-абстракциониста и заручиться поддержкой какой-нибудь божьей твари, сын Сатаны прорвется в этот мир, то есть на Землю, и там начнется такое развлечение, что силам Добра будет работенка до Второго пришествия. А силы Зла при этом получат свои комиссионные, что их, безусловно, вполне устраивает.

Так вот, одна из этих сестер-близняшек - полицейская Анжела Додсон (Рэйчел Уэйс), которая расследует странное самоубийство своей сестры. Анжела считает, что сестра не могла самоубиться, потому что она была ревностная католичка. И она хочет понять, кто сподвиг ее сестренку на такое богомерзкое деяние. В процессе своих поисков Анжела знакомится с демоническим мужчиной Константином, и с того момента вся эта ночная жизнь захватила ее целиком. Теперь Анжеле вместе с Константином придется противостоять самому Мамону - непутевому сынку Люцифера, который непонятно с какой стати рвется на Землю. Задача, скажем так, не из легких. Кроме того, у Константина этих легких почти не осталось. Потому что курение - оно страшное зло! И его нужно победить!

***

Кинцо, скажем сразу, достаточно невнятное. Съемочная группа даже перед монтажом не смогла определиться, что же она все-таки хочет получить в итоге, поэтому "Константин" представляет собой нечто очень среднее между мистическим триллером, откровенным стебом на религиозную тему, мочиловом с большим количеством компьютерных спецэффектов, киберпанком (который уже давно прочно ассоциируется с Джонни-Мнемоником-Нео-Ривзом) и одним из самых дорогих роликов о безусловном вреде курения.

На мой взгляд, все могло получиться значительно лучше и более стильно, если бы фильм не представлял собой такую жуткую мешанину. Смешение стилей вполне имеет право на существование, если оно объединено какой-то определенной концепцией. Здесь же никакой концепции толком нет. Просто набор определенных ингредиентов, старательно взятых из различных кинорецептов, с помощью которых слеплен этот кинематографический пирожок, одновременно напоминающий шарлотку, канапе, гамбургер, кекс и крысиный рататуй.

Все эти "сочетания факторов", которые приведут к захвату Земли демоническими силами, были уже в куче различных фильмов от "Стигматов" до "Южного парка". Технология изгнания бесов - в "Экзорсисте", тем более что в Голливуде уже слабали очередной ремейк этого фильма. Причудливое оружие против демонов - вообще в куче картин от Карпентера до Зонненфельда. Правда, у Зонненфельда главные персонажи сражались с инопланетянами, но оружие также было весьма и весьма впечатляющим.

Также Лоуренс додумался дать Константину в помощники молодого парня, который непрерывно острит и все пытается стать таким же крутым, как Джонни... Честное слово, если этот молодой, острящий и крутеющий помощник встречается не в 10 542 фильмах, тогда я - трамвай и пустите меня по маршруту Сокольники - Преображенская площадь.

В данном случае могло бы получиться хорошо, если бы картину (а она, как это уже давно повелось, представляет собой экранизированный комикс) свели к чистому стебу. Собственно, это стеб и есть, но только преподносится он с таким постным выражением на физиономиях Киану Ривза и Рэйчел Уэйс, что не смешно ни разу. Но и, к сожалению, не страшно, потому что вся эта бредятина по поводу Копья воина и Евангелия от Сатаны кроме перманентной истерики ничего другого вызвать не может.

Если бы вместо Киану Ривза был какой-нибудь менее тоскливый тип... Если бы вместо Рэйчел Уэйс была более ироничная тетка... Вот тогда бы стало значительно веселее. А так...

Так фильм представляет собой какой-то ворох различных кусков, старательно слепленных между собой. Компьютерные вставки Того еще света - в общем, нарисованы неплохо, но уж больно традиционно. Например, в "Южном парке" ад был нарисован не в пример круче, хотя значительно более простыми изобразительными средствами.

Тусующиеся на Земле падшие ангелы вроде бесполой Габриэль (Тильда Суинтон) и вполне себе полового Балтазара (Гэвин Россдейл) - сами по себе вполне прикольны, особенно Габриэль, но Балтазар все время напоминает Азраэля из "Догмы", а "Догма" настолько на много порядков круче этой "мистической" поделки, что хочется немедленно выключить эту тоскливую физиономию Ривза с его непрерывным курением и в двадцать пятый раз пересмотреть "Догму".

Тем не менее в фильме есть и светлые моменты. Во-первых, его можно посмотреть в большой компании, непрерывно употребляя пиво и более крепкие напитки, комментируя каждое действие действующих лиц, в особо кровавых моментах нежно щипая за попку сидящих рядом девушек, чей мелодичный и сексуальный визг станет отличным дополнением к саундтреку картины. Во-вторых, несколько моментов в фильме поставлены все-таки достаточно неплохо. Ну и, в-третьих, там есть совершенно роскошный эпизод, который полностью примирил меня с Джонни Константином - это появление старины Люцифера в потрясающем исполнении Питера Стормаре.

Кстати, не все зрители оценили этот эпизод! Юные девушки, которые, трепеща, переживали за Ривза, посчитали роль Стормаре выпадающей из общей канвы картины. Да, на самом деле они полностью правы! Если переживать за Ривза, шатающегося туда-сюда с похоронным видом, тогда Стормаре выпадает из канвы! Но если ждать хоть какого-то светлого момента в этом попкорново-мистическом видеоклипе, тогда Стормаре - это достойное вознаграждение за ожидание! Ну что стоило Лоуренсу сделать Стормаре центральным персонажем, а?!! Это была бы новая "Догма"! Но он - не сообразил. За это и пострадал: фильм отлично прокатывается по экранам, у зрителей пиво стынет в пищеводе и попкорн хрустит во рту, а касса приближается к двухсотмиллионной отметке при стольнике затрат. А это значит - что? Значит, впереди нас ждут еще новые приключения неуловимого Джонни-Константина-Никотина! Ура, товарищи! Продолжение, конечно, я смотреть уже не буду. Но за Стормаре - отдельное спасибо всем.


     
РЕЦЕНЗИЯ №3

Кого я вижу… не, мне снится… Впрочем, этот габардин никуда не девал, шаланды, полные кефали, не привозил, и вообще, Константин – его фамилия. А фильм о нем – пламенный коктейль из «Экзорциста», «Догмы» и «Матрицы». Экранизации комиксов часто получаются бестолковыми аттракционами спецэффектов. В России такие бестолковые аттракционы все еще пользуются популярностью – так, откровенно жалкая и заслуженно проигнорированная американцами «Электра» местами проходила с аншлагами. Публика насыщается.

Так вот, успех «Константина» – не успех рекламной кампании. Это успех создателей, которым удалось органично совместить сверхтехнологичный экшн с назидательностью, что само по себе подразумевает небесполезность. Поскольку основную аудиторию подобных фильмов составляет подрастающее поколение, месседжи – что бывает, если выкуривать по полторы пачки в сутки, чем может окончиться инсценировка самоубийства с целью надавить на жалость – ему главным образом и адресованы. Все-таки, случаи, когда пытавшимся кого-то попугать не удавалось набрать номер службы спасения (вместе с венами порезали и сухожилия), нередки, и данная форма предупреждения – едва ли не единственная эффективная.

Пропаганда пропагандой, а основные свои висты «Константин» набирает на осмысленности сюжета и черном юморе. Как ни странно, явных проблем с логикой не наблюдается: жизнь на Земле, по «Константину», зиждется на балансе интересов корпорации «Рай» и корпорации «Ад», а работенку героям Кину Ривза и Рэйчел Уайц (второй опыт партнерства оказался более удачным – в том числе и потому, что со времен «Цепной реакции» оба существенно повысили свой рейтинг) подкидывает бунт топ-менеджеров. Кстати, в русской версии архангел Гавриил оказывается женского пола – видимо, по той причине, что играет его Тильда Суинтон.

В отличие от российских переводчиков, у авторов с чувством юмора не так натужно: вместо затасканных сортирностей экшн обрамляют вполне-таки оригинальные гэги вроде избиения христианским кастетом и пытки крещением. Но все это, как говорится, только присказка. Четыре просто-таки убойные хохмы в концовке – альтернатива предупреждающему Минздраву, пафосно-возвышенный «фак», издевательство над обязательной в подобных историях лирической составляющей и заключительный кадр, издевательство на этот раз над образом крутого героя – делают «Константина» претендентом на звание… лучшей комедии сезона.


     
РЕЦЕНЗИЯ №4

Джон Константин (Киану Ривз) один из немногих людей в нашем мире, кто не просто верит в существование рая и ада, а точно знает, что ад и рай существуют, потому что он был там. С самого детства Джон видел то, чего не видят другие – демонов, мертвецов, нечисть и нежить. Свою жизнь он посвятил борьбе с ними. Но кроме сил тьмы на Земле есть и силы света – маги, шаманы, колдуны, ангелы. Иногда они готовы помочь, но чаше предпочитают держать нейтралитет – ведь баланс между тьмой и светом не нарушается. Но Константин считает по-другому – тьма постепенно начинает брать вверх. Его подозрения получают все больше подозрений – невидимых и неслышимых, но таких реальных демонов становиться все больше, более того, было найдено Копье Судьбы, которым был убит Христос, оружие, способное привести в наш мир сына самого дьявола.

Смертный человек, почти что в одиночку противостоящий легионам ада, а то и самому повелителю тьмы (таков русский подзаголовок фильма) тема почти что неисчерпаемая. Можно снять очень камерный и очень страшный фильм, типа "Пророчества" с неподражаемым Кристофером Уокеном или "Предзнаменования" (которое у нас чаще называют загадочным словом "Омен"), а можно соорудить помпезный боевик и претензией вроде "Конец дней", который не спасет даже Арнольд Шварценнегер. Теперь полку фильмов на подобную тематику прибыло в лице "Константина" – экранизации "графических новелл" компании DC Comix, создателей Бэтмена и Женщины Кошки.

Не сказать, что фильм сильно отличен по духу от ему подобных, хотя конечно минималисткой или скромной эту постановку не назовешь никак – большое количество спецэффектов, бюджет размером в 100 миллионов, хорошие актеры.

Наибольший интерес вызывает сама личность Джона Константина – ведь этот человек фактически проклят небом, как неудавшийся самоубийца и как обычно в комиксах его дар оборачивается проклятием. Надо заметить, что Киану Ривз совершенно адекватен в этой роли – на образ настоящего героя "черного детектива" в духе романов Хэммета и Чандлера работает почти все: прилипшая к губе сигарета, белая рубашка и черный галстук (так Константин смахивает и на детектива и на священника одновременно), взъерошенные волосы (кстати в оригинале Джон – блондин, а сам образ Константина навеян внешность певца Стинга), печальные глаза. Тяжела жизнь борца с демонами, но еще тяжелее осознавать, что нет у тебя места ни в этой жизни, ни в следующей – в рай Константина не возьмут, а за его душой придет сам Люцифер. Обреченность – основной мотив действий Константина.

Впрочем, в одиночку бороться со злом затруднительно, поэтому при Константине вертится традиционная "команда" несколько весьма колоритных героев. Зеленый салага и главный комический персонаж фильма Чез (Шиа Ле Буф), только о том и мечтающий, что бы стать настоящим напарником Константина и выучивший все книги по демонологии. Впрочем, Чез не так прост – после финальных титров фильма следует еще один эпизод с его участием. Воин света и по совместительству владелец бара для нечисти Миднайт; штатный "Q" – создатель разнообразных орудий убийства демонов и знаток всего на свете Бимэн, и конечно, неизбежная боевая подруга в исполнении Рэйчел Вэйз. Впрочем потусторонние герои тоже интересны – универсальная Тильда Суинтон выступила в роли ангела Габриэль, в роли демона Бальтазара снялся рокер Гевин Россдейл из группы Bush, а почетную роль Сатаны доверили Питеру Стормарэ. Сатана у него получился немного другой, нежели у актеров, которые играли эту роль до него – этакий скользкий типчик, больше похожий на продюсера хреновых певичек, с черным чувством юмора и полным сознанием своей власти.

Ругать фильм особенно не за что – впрочем, так же как и похвалы достойны интересные визуальные решения художников и операторов. Нормальное, богатое голливудское кино.


     
А знаете ли вы, что...

- Съемки картины начались 22-го сентября 2003 года в Лос-Анджелесе, с расчетом на выпуск летом 2004 года. Первоначально картину должны были начать снимать 1-го марта 2002 года, когда в проекте участвовал режиссер Тарсем.
- Рецензия на сценарий находится здесь.
- Впервые Джон Константин появился в комиксах Алана Мура "Сага о Болотной твари в американской готике". Этот фильм частично основан на комиксе "Опасные вредные привычки".
- В комиксах главный герой - англичанин из Ливерпуля, в фильме его заменили американцем из Лос-Анджелеса.
- На роль Джона Константина Warner Bros. рассматривали кандидатуры Николаса Кейджа, Хью Джекмана и Кевина Спейси.
- На стадии продакшна картина носила название "Hellblazer".
- Тэглайны картины гласят: "Ад хочет его. Небеса не смогут забрать его. Земля нуждается в нем", "Между адом и раем находится Земля".


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: