РЕЦЕНЗИЯ №1
Лос-Анджелесские истории. Начинается фильм с того, что полицейские где-то за городом обнаруживают труп чернокожего парня. Дальше события отматываются на сутки назад, и перед зрителями проходят короткие эпизоды из жизни самых разнообразных людей, живущих в этом городе. Эти люди и некоторые события так или иначе связаны, а иногда и тесно переплетаются между собой.
Рик Кэбот (Брэндан Фрейзер) - важная шишка: он окружной прокурор Лос-Анджелеса. Тем не менее двое черных парней, угрожая пистолетами, отбирают у него автомобиль. Двое чернокожих грабят окружного прокурора - хороший сюжет для новостей. При этом Рику крайне важны голоса чернокожих избирателей и он не может позволить себе подобный скандал. Кроме того, Рик не может позволить еще один скандал: некий белый полицейский департамента убивает другого полицейского - негра. Правда, вроде как выясняется, что черный полицейский торговал наркотиками и вообще - был законченным преступником, но Рику все равно нужно закатать белого полицейского по полной программе, иначе не видать ему соответствующих голосов.
Чернокожий полицейский Грэхем (Дон Чидл) знает о том, что белого полицейского собираются принести в жертву голосам избирателей, однако представители прокуратуры нажимают на него с помощью дела его брата, который связался с дурной компанией, и Грэхему приходится молчать.
Полицейский Джон Райан (Мэтт Диллон), над которым вдоволь поиздевалась чернокожая сучка в больнице, останавливает во время патрулирования чернокожую супружескую пару, дожидается, когда женщина устроит скандал, и как следует на них отыгрывается на глазах своего молодого напарника - офицера Хансона (Райан Филлипп).
Затюканный иранец, которого все принимают за араба и называют террористом, приобретает пистолет, чтобы защищать свой маленький магазинчик - единственное, что у него есть. По иронии судьбы этот пистолет будет направлен против такого же нищего иммигранта - тихого слесаря, в жизни которого нет ничего дороже его маленькой дочки.
***
Почему-то обычно говорят, что этот фильм - о политкорректности. Мол, именно из-за нее он и получил "Оскара" как лучший фильм 2005 года (кстати, он получил трех "Оскаров" из шести номинаций). Но я с этим определением никак не соглашусь. "Столкновение" - не о политкорректности. И даже не совсем о ее уродливой обратной стороне, как в истории об окружном прокуроре. Этот фильм - о многочисленных трудностях сосуществования в огромном многонациональном государстве. О том, как трудно правильно понимать друг друга людям совершенно различной культуры и воспитания, а также о том, к каким трагическим последствиям это непонимание может приводить.
В "Столкновении" ни один из персонажей не является однозначным злодеем или героем - в кинематографическом понимании этих терминов. Почти каждый из них - обычный человек со всеми своими недостатками и достоинствами.
Истеричный иранец - с одной стороны, личность явно отталкивающая, но с другой - понимаешь, что это просто несчастный человек, доведенный обстоятельствами и окружающими до крайности.
Слесарь с наколками, выглядящий как откровенный бандит, оказывается тихим и мирным семьянином, обожающим свою дочь.
Расист-полицейский, во-первых, имеет определенные причины чувствовать себя "угнетенной белой расой" по сравнению с чернокожими, а во-вторых, в какой-то момент проявляет себя настоящим героем, способным на смертельный риск ради спасения чернокожей женщины. Впрочем, он просто спасает человека, ему в этот момент все равно, какого он цвета кожи.
Молодой полицейский, который был искренне возмущен действиями напарника-расиста, в какой-то момент спасает чернокожего телевизионного продюсера от верной смерти. И в тот же день убивает чернокожего парнишку по совершенно пустяковому поводу - все те же сложности взаимопонимания.
Таким образом, в фильме почти нет правых и виноватых. Просто ситуации, в которые попадают люди, а точнее, ситуации, которые они сами себе и создают.
Интересно также показана парочка молодых негров, один из которых все время несет чушь о том, как его, бедняжку, угнетают негодяйские белые, а потом эта парочка совершает вооруженный грабеж, сбивает машиной китайца, ну и вообще - парни явно ведут себя как тихие и добропорядочные студенты, а вовсе не как уличная банда. "Почему же эти белые нас так боятся?" - один из парней все время задает себе данный вопрос и никак не может найти на него ответа. При этом у него есть четкие моральные принципы: белых грабить - хорошо и достойно, а вот черных братьев - недостойно. Черных грабит только тот, кто боится грабить белых, - так считает этот джентльмен. Впрочем, в какой-то момент он ограбит и черного - его моральные принципы не слишком устойчивы.
Поставлен фильм очень профессионально: несмотря на большое количество персонажей и сюжетных линий, запутаться в них довольно сложно - действие развивается планомерно и вполне логично, одна линия перетекает в другую. Кто-то из критиков писал, что в конце фильм явно затянут, да и вообще, финал здорово провисает, - я с этим совершенно не согласен. Часть сюжетных линий приходит к своему логическому завершению задолго до финала, другая часть так и остается незавершенной (и в этом есть свой четкий смысл), но к финалу все равно случается кульминация - убийство чернокожего парня. Причем с этим убийством так или иначе связана примерно половина персонажей картины.
Если говорить об игре актеров, то в фильме нет суперзвезд, но зато много так называемых звезд второй-третьей величины - Диллон, Буллок, Фрейзер, Чидл, Ньютон и Филлипп. Из них мне больше всего понравился Мэтт Диллон - он сыграл очень ярко и чем-то напомнил свои старые роли, когда ему еще пророчили суперзвездное будущее. (Увы, эти пророчества не сбылись.) Кстати, за эту роль Диллона номинировали на "Оскар" - вполне заслуженно, у него давно не было такой заметной роли.
Райан Филлипп, который давно уже не появлялся на экране - он стал домохозяйкой, чтобы его жена Риз Уизерспун могла воплотить в кино великую роль законной блондинки, - своим появлением не порадовал: сыграл серо и неинтересно. Кстати, на эту роль изначально планировался Хит Леджер - он бы ее сыграл на порядок лучше, я в этом уверен.
На роль телевизионного продюсера сначала рассматривали Фореста Уайтекера ("Пес призрак: путь самурая"), но он отказался, чтобы снять собственный фильм First Daughter, и в результате продюсера сыграл Теренс Ховард.
Из остальных ролей мне больше всего понравился известный рэпер и актер Крис Бриджес, известный как Ludacris, сыгравший чернокожего парня Энтони - того, который был настолько недоволен белыми угнетателями, что грабил их направо-налево. Отличный персонаж - очень яркий и, так сказать, актуальный. Он там все время выдает очень забавные сентенции, которые, к сожалению, были почти убиты в русском переводе, равно как и его манера говорить.
Ну и еще замечательно сыгран слесарь с внешностью бандита - тоже очень достойная и запоминающаяся роль.
По настроению, глубине и многослойности "Столкновение" чем-то напоминает "Магнолию" Пола Томаса Андерсона. Однако это совершенно самостоятельное произведение, причем Пол Хаггис, который больше известен как сценарист, нежели как режиссер, - он написал сценарии к нескольким десяткам фильмов и сериалов, а как режиссер до этого снял всего один полнометражный фильм, - здесь выступил аж в пяти ипостасях: режиссер, продюсер, автор сценария, автор киносценария и композитор. Кстати, музыкальное сопровождение особенно следует отметить - оно сделано просто блестяще!
Однако при всех перечисленных достоинствах фильм, к сожалению, не лишен определенных недостатков. Некоторые актерские работы получились очень серенькими и плоскими - Фрейзер, Буллок, Филлипп. Кое-какие сюжетные линии вышли изрядно натянутыми - особенно с персонажем все той же Буллок, которая внезапно - ах! - поняла, что ее настоящий друг - пожилая домработница, на которую она все время орала, а не ее обычные знакомые богатенькие сучки.
Но в общем и целом - весьма достойный фильм. Я не согласен со зрителями и критиками, которые считают эту картину вторичной и "высосанной из пальца". На мой взгляд, фильм вполне жизненный и актуальный. И в нем на редкость точно поставлены акценты в таком непростом вопросе, как политкорректность и сосуществование людей совершенно различных культур.
РЕЦЕНЗИЯ №2
Странные фильмы иногда умудряются получить главного «Оскара». Ни по каким качествам не попадающие ни в какой стандарт. Идущие против всей американской шерсти, которую академики, раздающие призы, так привыкли гладить. Побеждающие непобедимых, казалось бы, голубых ковбоев. Есть ли в этом логика? Вряд ли. Интриги – наверняка: без них главного «Оскара» нипочем не получить. Но если интриги выносят на гребень волны достойное кино – я за!
«Столкновение» до изумления напоминает недавнее рождественское чудо – «Реальную любовь». Тот же раздерганный на нити сюжет – только знак идеи противоположный: речь идет не о любви, а о ненависти. Но половодье действующих лиц и скачки между сюжетными линиями – совершенно в том же духе. 36 часов из жизни Лос-Анджелеса на примере представителей разных рас и народов. Кого тут только нет! Черный коп и его подружка-мексиканка (на самом деле она дочь пуэрториканца и сальвадорки, но для Америки это слишком сложно, потому – мексиканка). Два юноши-негра, делающих первые шаги в криминальном мире (по-стариковски брюзжащий Лудакрис недоволен всем на свете, даже собственным рэпом, который слышит по радио). Еще один коп – белый расист, срывающий свое недовольство жизнью на подвернувшихся под руку «цветных» (режиссер «черного» шоу и его жена – Тэнди Ньютон, почему-то выдающая себя за белую). Иранская семья, глава которой держит магазинчик, но так и не научился толком ни разбираться в людях, ни хотя бы английскому языку. Еще один латинос – слесарь, выросший в плохом районе и желающий только одного – мира и спокойствия для своей семьи. Окружной прокурор, которому позарез нужен негр-герой в его ведомстве, и его жена, которой нужно что угодно, лишь бы это было не то, что она имеет в данный момент. И пара ненормальных китайцев, помогающих в меру своих скромных сил связывать некоторые сюжетные нити.
Кого-то я наверняка не вспомнил, но для понимания происходящего и перечисленных вполне достаточно. Фильм представляет собой организованный хаос, в финале выпадающий могучими смысловыми кристаллами параллельно снегу, который сыплется на изумленный Город Ангелов. Говоря о том, какого эффекта он хотел добиться, Пол Хэггис вспоминал Бертольда Брехта, говорившего, что искусство – это не зеркало, в котором художник показывает обществу его отражение, а кувалда, при помощи которой художник изменяет общество. Хэггис долго размахивает кувалдой, чтобы в финале подсыпать немного сахарку – и зритель, меньше всего ожидавший такого исхода, обалдевает и плачет большими слезами. Я имею в виду – слезами очищающими. Катарсис, в общем.
Кто-то видит в «Столкновении» сходство не с «Реальной любовью», а скорее с «Траффиком». Неправильная все-таки аналогия, как по мне! «Траффик» - трагедия чистой воды. «Столкновение» - драма с откровеннейщим оптимистическим посылом. В сложном мире, куда нас определили жить без нашего согласия, все плохо, но есть путь к взаимопониманию, и он у каждого – свой. Ищи его, брат, если не хочешь стать законченной сволочью!
Говоря «брат», я не имел в виду никаких расовых подтекстов. Прошу отметить это в протоколе.
А знаете ли вы, что...
- Для Пола Хаггиса этот фильм является дебютом в большом кино. Он выдвигался на Оскар за сценарий "Малышки на миллион".
- До того как Райан Филлипп попал в каст картины, на роль Хенсена претендовал Хит Леджер.
- Тэглайны картины гласят: "Вы думаете, что вы знаете, кто вы. Да вы и понятия не имеете."; "Живите в постоянном ожидании удара."; "Двигаясь со скоростью жизни, мы связаны так, что так или иначе столкнемся друг с другом."
|