ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Столкновение 
Crash

Режиссер Paul Haggis (Пол Хаггис)
Сценарий Paul Haggis (Пол Хаггис),
Bobby Moresco (Боби Мореско)
В ролях:
Sandra Bullock (Сандра Баллок),
Don Cheadle (Дон Чидл),
Matt Dillon (Мэтт Диллон),
Jennifer Esposito (Дженнифер Эспозито),
William Fichtner (Уильям Фичтнер),
Brendan Fraser (Брендан Фрейзер),
Thandie Newton (Тэнди Ньютон),
Ryan Phillippe (Райан Филлипп),
Larenz Tate (Ларенц Тейт),
Chris "Ludacris" Bridges (Крис "Лудакрис" Бриджес),
Terrence Dashon Howard (Терренс Хауард)
Официальный сайт: www.crashfilm.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 113 мин.
Год выпуска: 2005
РЕЦЕНЗИЯ №1

Лос-Анджелесские истории. Начинается фильм с того, что полицейские где-то за городом обнаруживают труп чернокожего парня. Дальше события отматываются на сутки назад, и перед зрителями проходят короткие эпизоды из жизни самых разнообразных людей, живущих в этом городе. Эти люди и некоторые события так или иначе связаны, а иногда и тесно переплетаются между собой.

Рик Кэбот (Брэндан Фрейзер) - важная шишка: он окружной прокурор Лос-Анджелеса. Тем не менее двое черных парней, угрожая пистолетами, отбирают у него автомобиль. Двое чернокожих грабят окружного прокурора - хороший сюжет для новостей. При этом Рику крайне важны голоса чернокожих избирателей и он не может позволить себе подобный скандал. Кроме того, Рик не может позволить еще один скандал: некий белый полицейский департамента убивает другого полицейского - негра. Правда, вроде как выясняется, что черный полицейский торговал наркотиками и вообще - был законченным преступником, но Рику все равно нужно закатать белого полицейского по полной программе, иначе не видать ему соответствующих голосов.

Чернокожий полицейский Грэхем (Дон Чидл) знает о том, что белого полицейского собираются принести в жертву голосам избирателей, однако представители прокуратуры нажимают на него с помощью дела его брата, который связался с дурной компанией, и Грэхему приходится молчать.

Полицейский Джон Райан (Мэтт Диллон), над которым вдоволь поиздевалась чернокожая сучка в больнице, останавливает во время патрулирования чернокожую супружескую пару, дожидается, когда женщина устроит скандал, и как следует на них отыгрывается на глазах своего молодого напарника - офицера Хансона (Райан Филлипп).

Затюканный иранец, которого все принимают за араба и называют террористом, приобретает пистолет, чтобы защищать свой маленький магазинчик - единственное, что у него есть. По иронии судьбы этот пистолет будет направлен против такого же нищего иммигранта - тихого слесаря, в жизни которого нет ничего дороже его маленькой дочки.

***

Почему-то обычно говорят, что этот фильм - о политкорректности. Мол, именно из-за нее он и получил "Оскара" как лучший фильм 2005 года (кстати, он получил трех "Оскаров" из шести номинаций). Но я с этим определением никак не соглашусь. "Столкновение" - не о политкорректности. И даже не совсем о ее уродливой обратной стороне, как в истории об окружном прокуроре. Этот фильм - о многочисленных трудностях сосуществования в огромном многонациональном государстве. О том, как трудно правильно понимать друг друга людям совершенно различной культуры и воспитания, а также о том, к каким трагическим последствиям это непонимание может приводить.

В "Столкновении" ни один из персонажей не является однозначным злодеем или героем - в кинематографическом понимании этих терминов. Почти каждый из них - обычный человек со всеми своими недостатками и достоинствами.

Истеричный иранец - с одной стороны, личность явно отталкивающая, но с другой - понимаешь, что это просто несчастный человек, доведенный обстоятельствами и окружающими до крайности.

Слесарь с наколками, выглядящий как откровенный бандит, оказывается тихим и мирным семьянином, обожающим свою дочь.

Расист-полицейский, во-первых, имеет определенные причины чувствовать себя "угнетенной белой расой" по сравнению с чернокожими, а во-вторых, в какой-то момент проявляет себя настоящим героем, способным на смертельный риск ради спасения чернокожей женщины. Впрочем, он просто спасает человека, ему в этот момент все равно, какого он цвета кожи.

Молодой полицейский, который был искренне возмущен действиями напарника-расиста, в какой-то момент спасает чернокожего телевизионного продюсера от верной смерти. И в тот же день убивает чернокожего парнишку по совершенно пустяковому поводу - все те же сложности взаимопонимания.

Таким образом, в фильме почти нет правых и виноватых. Просто ситуации, в которые попадают люди, а точнее, ситуации, которые они сами себе и создают.

Интересно также показана парочка молодых негров, один из которых все время несет чушь о том, как его, бедняжку, угнетают негодяйские белые, а потом эта парочка совершает вооруженный грабеж, сбивает машиной китайца, ну и вообще - парни явно ведут себя как тихие и добропорядочные студенты, а вовсе не как уличная банда. "Почему же эти белые нас так боятся?" - один из парней все время задает себе данный вопрос и никак не может найти на него ответа. При этом у него есть четкие моральные принципы: белых грабить - хорошо и достойно, а вот черных братьев - недостойно. Черных грабит только тот, кто боится грабить белых, - так считает этот джентльмен. Впрочем, в какой-то момент он ограбит и черного - его моральные принципы не слишком устойчивы.

Поставлен фильм очень профессионально: несмотря на большое количество персонажей и сюжетных линий, запутаться в них довольно сложно - действие развивается планомерно и вполне логично, одна линия перетекает в другую. Кто-то из критиков писал, что в конце фильм явно затянут, да и вообще, финал здорово провисает, - я с этим совершенно не согласен. Часть сюжетных линий приходит к своему логическому завершению задолго до финала, другая часть так и остается незавершенной (и в этом есть свой четкий смысл), но к финалу все равно случается кульминация - убийство чернокожего парня. Причем с этим убийством так или иначе связана примерно половина персонажей картины.

Если говорить об игре актеров, то в фильме нет суперзвезд, но зато много так называемых звезд второй-третьей величины - Диллон, Буллок, Фрейзер, Чидл, Ньютон и Филлипп. Из них мне больше всего понравился Мэтт Диллон - он сыграл очень ярко и чем-то напомнил свои старые роли, когда ему еще пророчили суперзвездное будущее. (Увы, эти пророчества не сбылись.) Кстати, за эту роль Диллона номинировали на "Оскар" - вполне заслуженно, у него давно не было такой заметной роли.

Райан Филлипп, который давно уже не появлялся на экране - он стал домохозяйкой, чтобы его жена Риз Уизерспун могла воплотить в кино великую роль законной блондинки, - своим появлением не порадовал: сыграл серо и неинтересно. Кстати, на эту роль изначально планировался Хит Леджер - он бы ее сыграл на порядок лучше, я в этом уверен.

На роль телевизионного продюсера сначала рассматривали Фореста Уайтекера ("Пес призрак: путь самурая"), но он отказался, чтобы снять собственный фильм First Daughter, и в результате продюсера сыграл Теренс Ховард.

Из остальных ролей мне больше всего понравился известный рэпер и актер Крис Бриджес, известный как Ludacris, сыгравший чернокожего парня Энтони - того, который был настолько недоволен белыми угнетателями, что грабил их направо-налево. Отличный персонаж - очень яркий и, так сказать, актуальный. Он там все время выдает очень забавные сентенции, которые, к сожалению, были почти убиты в русском переводе, равно как и его манера говорить.

Ну и еще замечательно сыгран слесарь с внешностью бандита - тоже очень достойная и запоминающаяся роль.

По настроению, глубине и многослойности "Столкновение" чем-то напоминает "Магнолию" Пола Томаса Андерсона. Однако это совершенно самостоятельное произведение, причем Пол Хаггис, который больше известен как сценарист, нежели как режиссер, - он написал сценарии к нескольким десяткам фильмов и сериалов, а как режиссер до этого снял всего один полнометражный фильм, - здесь выступил аж в пяти ипостасях: режиссер, продюсер, автор сценария, автор киносценария и композитор. Кстати, музыкальное сопровождение особенно следует отметить - оно сделано просто блестяще!

Однако при всех перечисленных достоинствах фильм, к сожалению, не лишен определенных недостатков. Некоторые актерские работы получились очень серенькими и плоскими - Фрейзер, Буллок, Филлипп. Кое-какие сюжетные линии вышли изрядно натянутыми - особенно с персонажем все той же Буллок, которая внезапно - ах! - поняла, что ее настоящий друг - пожилая домработница, на которую она все время орала, а не ее обычные знакомые богатенькие сучки.

Но в общем и целом - весьма достойный фильм. Я не согласен со зрителями и критиками, которые считают эту картину вторичной и "высосанной из пальца". На мой взгляд, фильм вполне жизненный и актуальный. И в нем на редкость точно поставлены акценты в таком непростом вопросе, как политкорректность и сосуществование людей совершенно различных культур.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Странные фильмы иногда умудряются получить главного «Оскара». Ни по каким качествам не попадающие ни в какой стандарт. Идущие против всей американской шерсти, которую академики, раздающие призы, так привыкли гладить. Побеждающие непобедимых, казалось бы, голубых ковбоев. Есть ли в этом логика? Вряд ли. Интриги – наверняка: без них главного «Оскара» нипочем не получить. Но если интриги выносят на гребень волны достойное кино – я за!

«Столкновение» до изумления напоминает недавнее рождественское чудо – «Реальную любовь». Тот же раздерганный на нити сюжет – только знак идеи противоположный: речь идет не о любви, а о ненависти. Но половодье действующих лиц и скачки между сюжетными линиями – совершенно в том же духе. 36 часов из жизни Лос-Анджелеса на примере представителей разных рас и народов. Кого тут только нет! Черный коп и его подружка-мексиканка (на самом деле она дочь пуэрториканца и сальвадорки, но для Америки это слишком сложно, потому – мексиканка). Два юноши-негра, делающих первые шаги в криминальном мире (по-стариковски брюзжащий Лудакрис недоволен всем на свете, даже собственным рэпом, который слышит по радио). Еще один коп – белый расист, срывающий свое недовольство жизнью на подвернувшихся под руку «цветных» (режиссер «черного» шоу и его жена – Тэнди Ньютон, почему-то выдающая себя за белую). Иранская семья, глава которой держит магазинчик, но так и не научился толком ни разбираться в людях, ни хотя бы английскому языку. Еще один латинос – слесарь, выросший в плохом районе и желающий только одного – мира и спокойствия для своей семьи. Окружной прокурор, которому позарез нужен негр-герой в его ведомстве, и его жена, которой нужно что угодно, лишь бы это было не то, что она имеет в данный момент. И пара ненормальных китайцев, помогающих в меру своих скромных сил связывать некоторые сюжетные нити.

Кого-то я наверняка не вспомнил, но для понимания происходящего и перечисленных вполне достаточно. Фильм представляет собой организованный хаос, в финале выпадающий могучими смысловыми кристаллами параллельно снегу, который сыплется на изумленный Город Ангелов. Говоря о том, какого эффекта он хотел добиться, Пол Хэггис вспоминал Бертольда Брехта, говорившего, что искусство – это не зеркало, в котором художник показывает обществу его отражение, а кувалда, при помощи которой художник изменяет общество. Хэггис долго размахивает кувалдой, чтобы в финале подсыпать немного сахарку – и зритель, меньше всего ожидавший такого исхода, обалдевает и плачет большими слезами. Я имею в виду – слезами очищающими. Катарсис, в общем.

Кто-то видит в «Столкновении» сходство не с «Реальной любовью», а скорее с «Траффиком». Неправильная все-таки аналогия, как по мне! «Траффик» - трагедия чистой воды. «Столкновение» - драма с откровеннейщим оптимистическим посылом. В сложном мире, куда нас определили жить без нашего согласия, все плохо, но есть путь к взаимопониманию, и он у каждого – свой. Ищи его, брат, если не хочешь стать законченной сволочью!

Говоря «брат», я не имел в виду никаких расовых подтекстов. Прошу отметить это в протоколе.


     
А знаете ли вы, что...

- Для Пола Хаггиса этот фильм является дебютом в большом кино. Он выдвигался на Оскар за сценарий "Малышки на миллион".
- До того как Райан Филлипп попал в каст картины, на роль Хенсена претендовал Хит Леджер.
- Тэглайны картины гласят: "Вы думаете, что вы знаете, кто вы. Да вы и понятия не имеете."; "Живите в постоянном ожидании удара."; "Двигаясь со скоростью жизни, мы связаны так, что так или иначе столкнемся друг с другом."


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: