РЕЦЕНЗИЯ №1
Знаменитый своей кровожадностью граф Дракула всегда пользовался популярностью, которой он достиг благодаря своей, превышающей все мыслимые и не мыслимые границы, жестокости. Трансильвания - сама по себе маленькая и тихая страна содрогалась от одного его имени, внушающем страх и ужас перед всеми, кто знал о его злодеяниях. Страдания, боль и мучения его врагов доставляли Дракуле истинное удовольствие, благодаря чему, вскоре, врагов у него просто-напросто не стало. Все они либо были убиты, либо просто сбежали туда, где их не мог достать ужасный граф. Но, душа зверя требовала всё новых и новых жертв, поэтому Дракула начал казнить даже своих соратников. Поговаривают, что он якобы пил их кровь, но это больше походит на игру воображения слишком уж впечатлительных лиц. В действительности граф был человеком, просто чересчур кровожадным, но слухи о его вампиризме явно преувеличены. Влад Дракула действительно существовал и был реальным историческим лицом.
До нас же Дракула дошёл в совсем другой ипостате - образе могучего вампира, живущего в своём мрачном замке, где-то на окраинах своей родины. Таков его образ в многочисленных книгах и фильмах, посвящённых его одиозной фигуре. Популярность Дракулы очень высока - почти каждый знает хоть что-то о нём. Да, что говорить - благодаря Дракуле в миру стали популярны истории о, боящихся темноты, хозяевах ночи, вампирах. Дракула является неотъемлемой частью человеческой культуры, крепко обосновавшейся в человеческих умах.
Книг об этом вампире написано множество, но особняком среди них стоит роман Брэма Стокера, который так и называется, "Дракула". Книжка пользовалась и продолжает пользоваться бешеной популярностью во всём мире, что, неизменно, говорит о её высочайшем качестве. Действительно, в ней есть всё, что нужно даже самому искушённому читателю: это и трагическая любовная история, и захватывающий сюжет, и динамика развивающихся событий, и мистика, наконец. Немудрено, что именно образ, созданный Брэмом Стокером, ассоциируется почти у всего народа с тем, что представляет из себя Дракула.
Что до кино, то там граф Дракула является очень частым и желанным гостем. Он начал появляться на экранах ещё во времена зарождения кинематографа, когда кино было не только чёрно-белым, но и немым. Шли годы, кино развивалось, картины о Дракуле периодически являли себя зрителю - одни из них были удачны, другие, мягко говоря, нет, но вот экранизировать роман Брэма Стокера не решался никто. В любом случае, картина по фильму, рано или поздно, должна была появиться. Вот только когда было неизвестно...
И вот, как гром среди ясного неба, в 1992 году, никто иной, как великий режиссёр Фрэнсис Форд Коппола выпускает на суд массового зрителя фильм о Дракуле. Да, да - по тому самому роману Брэма Стокера. В фильмы принимают участие просто огромное количество звёзд: Гэри Олдман, Киану Ривз, Энтони Хопкинс и Вайнона Райдер. Размах воистину велик. Каков же результат? Именно об этом и пойдёт дальнейший разговор.
Для тех, кто не читал книгу, кратко поведаю историю, рассказанную Брэмом Стокером и перенесённую на экран. Давным-давно Трансильвания оборонялась от набегов турков, желающих подчинить себе чуть ли не весь континент. Разбой, грабёж и разруху несли они вместе со своей армией. Дракула - великий воин, не знающий поражения, яростно защищал свою страну. И вот, однажды, должна была произойти решающая битва, из которой вряд ли кто-нибудь бы вернулся живым. Среди храбрых воинов был Дракула, который, несмотря на опасность, решил защищать свою страну до последнего. Даже его любовь к своей прекрасной невесте не остановила его, и он ринулся в бой. Жестока была та битва, но, понеся огромные потери, Дракула победил своих врагов и остался жив. С радостью он возвращался домой, предвкушая счастливую жизнь рядом со своей любимой. К сожалению, его мечтам не суждено было сбыться. Коварные турки послали письмо его невесте, в котором говорилось, что граф погиб. Убитая горем, графиня покончила с собой, выбросившись из окна замка. Тем временем Дракула вернулся и, узнав о смерти своей любимой, проклял всё то, во что верил и отрёкся от бога, поклявшись отомстить всему миру за своё горе...
С тех пор минули столетия. В 19 веке молодой юрист Джонатан Харкер должен отправиться в Трансильванию, в поместье некоего Дракулы, который решил купить поместье в Лондоне. Харкер же должен оформить сделку и уладить все неточности в этом деле. С радостью он соглашается на это дело, ведь оно сулит ему продвижение по служебной лестнице и повышение жалования. А деньги ему очень нужны, ведь он вскоре должен жениться на своей возлюбленной Мине. Но то, с чем ему предстоит столкнуться в поместье графа, навсегда изменят жизнь не только Мины и Джонатана, но и многих других людей, проживающих в Лондоне...
Далее нам предстоит встретиться со многими другими персонажами, среди которых будет доктор медицинских наук, в великолепном исполнении Энтони Хопкинса, и три вампирши графа, и многие другие не менее колоритные личности. Говоря простым языком, фильм насыщен действием, и его ни в коем случае нельзя назвать скучным.
Главным достоинством фильма является актёры, которые создали перед нами ярчайшие образы, которые буквально сошли на экраны наших телевизоров со страниц книги. Гэри Олдман потрясающе воплотил Дракулу в этом фильме, создав образ действительно ужасного, но в то же время несчастного вампира, потерявшего всякий смысл в своей жизни. Киану Ривз, сыгравший Харкера, тоже не подкачал. Что до Вайноны Райдер, то её роль довольно колоритна, ведь она влюбится в графа и сама станет вампиршей, яростно защищающей своего возлюбленного. Великолепен и Энтони Хопкинс, выкидывающий смешные реплики, и вносящий некий юмористический оттенок в это мрачное действо. Каждый актёр выкладывался по полной, и результат сказывается - актёры сыграли на твёрдое "отлично".
Ещё одним, немаловажным, достоинством фильма являются грим и спецэффекты. Превращение графа в различных монстров, ураганы, уйма сюрреалистических сцен - всё это выполнено ярко и по-копполовски богато. Кровавые сцены тоже присутствуют в избытке, но, к счастью, отвращения они не вызывают. Больше всего поражают монстры, в которых превращается граф: будь-то полу волк получеловек, или же монстр, похожий на летучую мышь. Создания сконструированы настолько искусно, что смотреть на них действительно страшно! Одним словом, снят фильм великолепно и насыщенно. Ведь не просто так фильм получил целых две статуэтки "Оскар" - за грим и дизайн костюмов.
Как видите, у Копполы получился настоящий шедевр, который уже стал настоящей классикой кинематографа и, на мой взгляд, самым лучшим фильмом о Дракуле из когда-либо появлявшихся. Рекомендуется к просмотру всем любителям захватывающих мистических историй. За сим, позвольте отклоняться.
РЕЦЕНЗИЯ №2
Давным-давно, а именно почти пятьсот лет назад, в Трансильвании жил да был достойный джентльмен - можно сказать, граф - Влад Дракула (Гари Олдмен). Как и полагалось в то лихое время, граф круто пировал, а в свободное от пиров время сражался с врагами, которые хотели незваными пробраться на застолье. Но как-то раз на родную дракулью Трансильванию напали зловещие враги - турки. И тут уже стало не до пиров - нужно было защищать свои землевладения, пейзан и полезные ископаемые. Влад простился со своей молодой женой Елизаветой (Уайнона Райдер), надел самые модные в этом сезоне доспехи и отправился воевать...
Воевал граф Дракула круто! Турецким завоевателям он предоставил полный all inclusive: протыкание копьем, разрубание мечом, отрубание палашом, оглоушивание шишаком и - довольно экзотическое в этих краях, но все равно представленное - сшибание палицей. Много-много турков полегло до того момента, пока Дракула не устал от ратных подвигов и не засобирался домой.
А дома - беда! Подлые захватчики прислали Елизавете подметное письмо, в котором уведомили о смерти Влада Дракулы, эсквайра. Елизавета, простая душа, не додумалась проверить ни PGP-fingerprint письма, ни реальный IP отправителя, а просто огорчилась до невозможности, и так на нее это все подействовало, что несчастная покончила с собой посредством падения в реку.
Граф Дракула, вернувшись домой, зело огорчился. Еще бы, после такого славного похода он ожидал накрытые столы и весело щебечущую женушку, а его встретили смерть и запустение. Обиделся тогда Дракула на свою несчастную долю, да и поссорился с Создателем всего сущего насмерть. В результате этого смерть ему не была дарована, и Дракула превратился в вампира, который пьет кровь живых людей и в результате этого снова молодеет. И так - до бесконечности, пока кто-нибудь из умных и прозорливых людей не догадается вырезать ему сердце и отрубить голову, потому что только так этих въедливых созданий и можно успокоить.
Только через четыреста лет Дракула встретился с таким человеком - профессором-оккультистом Ван Хельсингом (Энтони Хопкинс), который умел обращаться с вампирами. Но перед кончиной граф таки нашел свою прежнюю любовь - некую Мину Мюррей (Уайнона Райдер), которая явно стала реинкарнацией столь любезной сердцу Дракулы Елизаветы. У Мины есть женишок - Джонатан Харкер (Киану Ривз), но до жениха ли господину графу, когда он встретил ту, которую давно искал. Кроме того, у Мины есть подружка Люси (Сэди Фрост), кровью которой Дракула сможет как следует омолодиться и принять вполне божеский вид.
***
Фильм Копполы, как это понятно уже из названия, поставлен по весьма известному роману Брэма Стокера. Я этот роман осилил: написано с душой, но читается скучновато. Для фильма произведение изрядно подсократили, и это весьма благотворно повлияло на динамизм повествования: например, в романе я совершенно утомился читать про бесконечные переливания крови от различных любезных мужчин Люси, у которой то венок из чеснока куда-то унесли, то окно оставили открытым, а в фильме они кровь перелили всего один раз, после чего дали тетке достойно умереть, ну то есть окончательно превратиться в носферату.
Главная составляющая фильма Копполы - зрелищность. Это совершенно фантастически снято и потрясающе смотрится, несмотря на то что фильму уже тринадцать лет. В 1993 году "Дракула" был номинирован на четыре Оскара и аж три из них завоевал: лучший грим, лучший художник по костюмам, лучшие видео- и звуковые эффекты. (На призы американской Академии фантастики фильм был номинирован аж по десяти категориям и выиграл пять из них.)
Перед съемками Коппола тщательно изучил многие фильмы о Дракуле и вампирах ("Вампир Носферату" 1922 года, "Дракула" 1931 года, "Не против плоти" 1932 года, "Орфеус" 1949 года, "Охотник на вампиров" 1985 года) и в свой фильм вставил некоторые, так сказать, цитаты из этих картин.
С главной ролью Фрэнсис определился не сразу. На роль Дракулы планировали Энди Гарсиа (того несколько беспокоило количество сексуальных сцен), Гэбриела Бирна, Антонио Бандераса и Вигго Мортенсена. Но в конце концов Коппола остановился на Гари Олдмене, который доставил мэтру немало проблем своим традиционным пьянством во время съемок, однако сыграл Дракулу просто блестяще! Отдавая дань мастерству художников и гримеров, которые то старили, то омолаживали этого персонажа, нужно сказать, что процентов восемьдесят того шикарного впечатления, которое производил Дракула, принадлежат Олдмену - это одна из лучших его ролей.
Уайнона Райдер, судя по всему, изначально планировалась на роль Елизаветы/Мины. Сыграла она вполне неплохо, но мы с котом Бубликом не были сильно впечатлены. Впрочем, когда мы узнали, что Уайнона совершенно не переносила Олдмена и старалась свести общение с ним до минимума, но тем не менее в фильме сумела изобразить какую-никакую всепоглощающую страсть, мы ее зауважали. Пусть мы не до конца поверили в эту страсть, но сыграно было с достоинством - тут не поспоришь. Кроме того, Райдер с Олдменом получили приз MTV за лучший экранный поцелуй, и это тоже свидетельство большого мастерства актрисы.
Второй наиболее заметный и действительно классный персонаж - это профессор тайных сил Ван Хельсинг, которого сыграл Энтони Хопкинс. И тут особенно интересно то, что Ван Хельсинг в фильме предстает довольно юморным старикашкой, который периодически выдает отточенные черноюморные шуточки, чем изрядно разбавляет это мрачное готическое повествование.
В фильме присутствует одно очень интересное действующее лицо - психопат Ренфилд: бывший коллега Джонатана, который съездил в замок к Дракуле и совершенно съехал с глузда. Изначально его должен был играть Стив Бушеми, но потом Коппола дал тому от ворот поворот и пригласил на эту роль весьма известного музыканта Тома Уэйтса (впрочем, Уэйтс как актер до этого снялся в нескольких фильмах, но обычно играл небольшие эпизодические роли). Уэйтс сыграл Ренфилда замечательно - настоящий психопат, страшный и жалкий одновременно.
Многие киноманы недоумевали, почему Коппола взялся за такой странный и весьма своеобразный материал - фильм о вампирах. Ужастики - совершенно не в его стиле, да и не его уровня. А комедию по Брэму Стокеру было снимать - более чем странно. Но Коппола сделал ловкий ход: он угодил и вашим, и нашим. С одной стороны, "Дракула" - это действительно трагедия в готическом стиле, снятая невероятно эффектно, чему способствуют и декорации, и грим, и блестящие постановочные находки. С другой - это романтическая история любви, хотя и с несколько необычными персонажами. Но любовь, пронесенная через четыреста лет, выглядит намного значительнее, чем первая невнятная любовь в школьные годы. Ну и с третьей - благодаря определенной иронии, привнесенной в фильм весьма забавным персонажем Хопкинса да и частично Олдменом, фильм доставляет большое удовольствие тем зрителям (вроде нас с Бубликом), которым все эти любовные истории и вампирьи страшилки - до фонаря.
В итоге - несмотря на своеобразную первооснову, Коппола сделал самую настоящую киноклассику. Это изумительная по постановке сказка, которую смотреть - одно удовольствие. Вы можете вообще не смотреть, например, "Ван Хельсинга" - это поделка-однодневка, несмотря на огромный бюджет и тонну спецэффектов. А вот "Дракулу" Копполы обязательно нужно увидеть, потому что это действительно киноискусство. Высокое киноискусство.
|