РЕЦЕНЗИЯ №1
Уже в самом начале просмотра фильма "Дансер", только что вышедшего в московский прокат, сразу понимаешь, что кончится все хорошо. Иначе и быть не может, ведь, по сути, это адаптация "Золушки" к современным условиям. Только в роли злой мачехи выступает сама жизнь.
В последнее время Люк Бессон роли режиссера предпочитает роль продюсера и сценариста. Похоже, это удается ему не хуже режиссуры, по крайней мере, последние два фильма, в которых он участвовал как продюсер и сценарист, сделали в Европе неплохие сборы. По словам Бессона, теперь он пытается "отдать хотя бы немного того, что дало ему кино". На сей раз Бессон поделился своими кинематографическими знаниями не только как продюсер, но и как сценарист, с Фредериком Гарсоном. Не знаю, насколько помогли ли режиссеру-дебютанту знания мэтра, по крайней мере, присутствие имени Бессона в титрах, несомненно, обеспечит интерес публики. Оценить плоды творческого союза Бессона и Гарсона теперь может и московская аудитория - фильм только что вышел в прокат.
Первая половина фильма оставляет ощущение, что это социальная драма, просто для виду приправленная довольно радикальными танцами. История о брате и сестре, Джаспере и Индии Рей (Миа Фрай и Гарланд Уитт), обитающих в Нью-Йорке, в гигантском заброшенном подвале. Сестра - талантливая танцовщица, но карьера под вопросом - из-за ее немоты. Она успешно проходит кастинг, и ее отбирают для участия в бродвейском мюзикле, но в труппу в итоге не берут из-за дефекта (время - деньги, как объясняет режиссер, а общение с немой требует умственных усилий и лишнего времени). Брата ни за что увольняют с работы. В общем, закон мировой несправедливости в действии.
Тут очень кстати появляется молодой ученый Айзек (Родни Истман), одержимый идеями спасения человечества или по крайней мере его немой части. Он как раз работает в лаборатории кинематики и акустики и занимается проблемами извлечения звука с помощью движения. Конечно, он не может научить Индию говорить, но посредством сложного аппарата наделяет ее способностью издавать звуки, причем довольно гармоничные. С помощью танца Индия теперь может создавать музыку. Фильм заканчивается триумфальным выступлением танцовщицы на сцене ночного клуба и лавиной выгодных контрактов.
Даже Бессон не смог обойтись без глубокомысленной банальности, говоря, что "этот фильм поднимает проблемы общества, показывает, насколько тяжело общаться в век коммуникаций". На самом-то деле "Дансер" - та же "Золушка", только адаптированная к современности и снятая в эффектной манере видео-клипа, когда изображение подчинено динамике звука. Основные мотивы знаменитой сказки остаются те же: злая мачеха (сама жизнь), встреча с принцем (роль принца, кстати, здесь совмещена с ролью феи), неизбежное расставание, долгие поиски. И конечно, счастливый финал. Если рассматривать фильм как сказку, легко можно оправдать немногочисленные натяжки в сюжете и некоторую ходульность роли Айзека, изрекающего гуманистические лозунги. К тому же в фильме есть несколько существенных плюсов: сюжет хоть и примитивен, но динамичен, диалоги остроумные, характеры цельные и убедительные. Даже то, что чернокожая Индия (это, кстати, кинодебют известной танцовщицы и хореографа Миа Фрай) является счастливой обладательницей синих глаз и золотых кос, вряд ли кого-нибудь смутит - иначе и быть не могло.
РЕЦЕНЗИЯ №2
Не знаю, кто делал рекламный ролик к фильму "Дансер", но после просмотра этого шедевра, сводящегося к конвульсиям какого-то волосатого чудовища на экране под непонятную музыку, меня в кинотеатр затаскивали силой. Уж очень была высока вероятность напороться на очередную халтуру, которую пытаются нам всучить под маркой Люка Бессона. Конечно, присутствие мастера на съемках и его участие в написании сценария служит некоторой гарантией качества, но, на мой взгляд, весьма сомнительной. И упоминать в рекламе "Пятый Элемент", снятый Бессоном от начала и до конца (правильнее будет сказать - от оригинального замысла до работы за монтажным столиком) просто не к чему - ведь режиссером "Дансера" в конечном счете был не Люк, а Фредерик Гарсон - один из его протеже, снимавший полнометражный фильм впеврые в жизни.
В результате вместо обещанного в ролике непонятно чего (его создатели не удосужились дать никакой информации, кроме как произнести заветные слова "от создателей пятого элемента") я попал на довольно милую, трогательную, и немного наивную музыкальную мелодраму… Волосатое чудовище оказалось симпатичной негритянкой (тоже правда волосатой), а то, что я принял за конвульсии - динамичными танцами, которые она выдавала на протяжении всего фильма.
Индиа (так зовут главную героиню) с детства посвятила себя музыке и танцам, и достигла на этом поприще немалых успехов - на ее шоу в ночном клубе приходят посмотреть толпы завороженных поклонников, восхищающихся ее пластикой и умением подстраиваться под любой ритм. И никто из них и предположить не может, что эта молодая звездочка живет со своим братом в полной нищете в каком-то заброшенном здании, перебиваясь от получки к получке и мечтая при этом о выстпуплениях на Бродвее. Однако ее мечтам не суждено сбыться - Индиа немая с детства, а потому ее попытки пробиться в свет натыкаются на полное непонимание акул шоубизнесса, не имеющих ни малейшего представления о таком понятии, как "политкорректность". Но сценаристы "Дансера" про политкорректность, видимо, что-то слышали, а потому к финалу картины страдания и мучения Индии окупились с торицей и зритель стал свидетелем очередного сказочного хэппи-энда. Конечно говорить девушка так и научилась (но все шло к тому), однако нашелся добрый ученый, изобретение которого помогло Индии своим танцем моделировать замысловатые звуковые аранжировки и мечта детства наконец-то сбылась - Индию наконец-то услышали…
Про сюжет больше говорить ничего не буду, так как он является в данном случае вещью второстепенной - в мюзикле все-таки на первый план всегда выходит музыка… И танцы, которыми, как вы уже поняли "Дансер" полон в изобилии. Музыка является главным фактором, создающим настроение на протяжении всего фильма - динамичные ритмы от Prodigy и Propellerheads, под которые сложно усидеть на месте, в нужный момент сменяются задумчивыми композициями от Эмиллианы Торрини и Нены Чери, а великолепные танцы в исполнении Индии - жалостливыми зарисовками ее нелегкой жизни… И несмотря на всю предсказуемость сюжета полтора часа пролетают на одном дыхании, дыхании ритма, дыхании танца, дыхании музыки…
|