РЕЦЕНЗИЯ №1
Сюжет: Апрель 1992 года, Лос-Анджелес взбудоражен громким процессом о жестоком избиении офицерами полиции чернокожего Родни Кинга. Тем временем на один из городских магазинов совершается налет, в ходе которого гибнет несколько человек. Вести дело поручают опытному «волку» Элдону Перри (Рассел) и его молодому напарнику Бобби (Спидмен), сотрудникам элитного Отдела специальных расследований. Но загвоздка в том, что ОСР уже давно не собирает, а фабрикует улики, объявляя в розыск первых попавшихся уголовников и убивая их при задержании. Именно этой нехитрой технике и обучает Перри своего подопечного…
Исключенный из школы за нацистскую пропаганду, сидевший в тюрьме и долго употреблявший самые сильные наркотики, Джеймс Эллрой имеет все основания не любить лос-анджелесскую полицию. По крайней мере, она его никогда не любила. Именно эти взаимные чувства и стали основой для его многочисленных книг и нескольких поставленных по их мотивам фильмов, в том числе «Секретов Лос-Анджелеса». Вряд ли в США найдутся литераторы, приложившие бы больше сил для развенчания слащавого образа ангела в синей форме, призванного «служить и защищать», «Проклятый сезон», созданный на основе сценарной идеи Эллроя, продолжает его любимую тему. Это все та же пропаганда, правда, ослабленная тем, что действие происходит десять лет назад – во время рассмотрения дела Кинга только ленивый не осуждал расизм и предвзятость полиции Лос-Анджелеса. К счастью, лента не исчерпывается «раскрытием глаз на ужасную правду». Эллрой и его соавтор Дэвид Эйер создали драматичное полотно о трагедии человека, посвятившего себя «праведному делу» и понявшему, в конце концов, до чего он докатился. К сожалению, язык не поворачивается назвать эту историю «захватывающей» – в картине слишком много клише, иногда непредсказуемо скомпонованных, но от этого не менее банальных. Задуматься, впрочем, фильм заставляет – в данном случае этого вполне достаточно.
Выбор суперобаятельного Курта Рассела на роль расиста-убийцы может показаться странным, но здесь он очень к месту. Ведь его герой – главный персонаж ленты, и потому должен вызывать сочувствие зрителей, какие бы речи он не произносил и кого бы он ни избивал и ни убивал. Не менее двойственным получился и формально положительный герой – чернокожий зам начальника полиции Холланд в исполнении Винга Рэймса, ставший ханжой-интриганом. Прочих персонажей, к сожалению, хвалить не за что – их роли прописаны довольно бледно, хотя сценарные возможности позволяли сделать все намного интереснее. Стоило, например, с самого начала договориться, будут ли создатели фильма обличать и пригвождать, или же они просто углубятся в переживания преступника в форме. Иначе получается каша из постоянно меняющихся углов зрения. Конечно, Достоевскому удалось совместить несовместимое в «Преступлении и наказании», но и Эллрою, и спортивному режиссеру Рону Шелтону («Бей в кость», «Жестяной кубок», «Белые не умеют прыгать») до русского классика далеко.
Резюме: Антиполицейский криминальный триллер, интересно задуманный, но не очень удачно реализованный.
РЕЦЕНЗИЯ №2
В 1991 году в Лос-Анджелесе полицейские забили до смерти негра по имени Родни Кинг. А надо сказать, что если убивают негра по фамилии Кинг – это всегда дрожью отзывается по всей Америке. Почему – неизвестно, но факт остается фактом. Проходит год. Присяжные никак не могут вынести вердикт – не выходит он, как из Данилы каменный цветок. И то сказать: им очень хочется оправдать подсудимых (естественно, белых), но они в глубине души понимают: сделай они это – и тотчас Лос-Анджелес запылает синим пламенем. Забегая вперед (или назад?) скажем: именно так и произошло. Спойлер, спойлер!
На этом историческом фоне (дело Родни Кинга и «черные бунты» в городе ангелов – факты прискорбно исторические) развивается обычная полицейская история. Городская полиция – средоточие интриганов. У каждого – свой царь в голове, и своя великая цель. Есть людишки попроще. Один из самых заметных «маленьких полицейских» - Элдон Перри, представитель целой правоохранительной династии. Он многих убил и неизвестно еще скольких убьет. Разумеется – сугубо во имя очищения родного города от всякой пакости. Ради такого святого дела, сами понимаете, нет-нет да и нарушишь закон. Его прикрывает шеф Джек Ван Митер. Да что там прикрывает – Джек и организует всю эту очистительную кампанию. Изобретательности ему не занимать. Вот и очередное дельце вызрело у него в голове: двое конченых наркоманов (черный и белый) по его наводке грабят корейского сутенера, берут кассу (несколько сотен тысяч долларов) и по пути валят кучу невинного народа. Знаете, что теперь должен сделать Перри со своим молодым напарником Бобби Кеофом? Сфабриковать дело, обвинить двух подонков, которые, хоть и подонки, но этого ограбления не совершали. А все потому, что настоящие преступники – осведомители Ван Митера. И даже более того – практически его подчиненные…
Для того, чтобы все это описать, видите сколько текста потребовалось. И это я старался быть предельно кратким. А ведь еще не упомянул всякие побочно-любовные линии.
Тут и кроется главная проблема фильма – его многовекторность. То туда нас потянут, то сюда, в итоге ощущение, что и там нам недодали, и тут. А ведь обещали отличный полицейский триллер! По крайней мере, первые полчаса. Потом тугой, как пуля, триллер растворился в мелодраме и пафосно-назидательной бубниловке. Причем весьма изобильной на жанровые штампы. Рон Шелтон – человек, который на штампах себе, собственно, и сделал имя. Он умеет ими пользоваться. Но его силой было строго жанровое кино. Он хорош, когда понимает, что делает. Получив сюжет, который и то, и се, и пятое, и десятое, он не сумел с ним совладать.
Хорошо еще, что у него в распоряжении был спасительный Курт Рассел с его непобедимым обаянием. Вот кто по-настоящему спасает фильм, расползающийся от жанровой гипертрофии!
А знаете ли вы, что...
- Первоначально картина должна была выходить под названием "The Plague Season", что переводится как "Проклятый сезон". Именно такое название и оставили прокатчики картины в России, хотя в США фильм стал называться "Dark Blue", что на жаргоне может означать "преступник-полицейский". Но самым первым названием картины было "4-29-92", что означает дату происходящих событий.
- Дэвид Эйер уже и раньше работал с подобными темами: "Тренировочный день".
- Первоначально на главную роль рассматривалась кандидатура Бена Аффлека.
- Съемки картины начались 18-го апреля 2001 года в Лос-Анджелесе, а закончились в конце июня того же года.
|