ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Рассвет мертвецов 
Dawn of the Dead

Режиссер Zack Snyder (Зак Снайдер)
Сценарий James Gunn (Джеймс Ганн)
В ролях:
Sarah Polley (Сара Полли),
Ving Rhames (Винг Реймс),
Mekhi Phifer (Мекхи Пфайфер),
Michael Barry (Майкл Барри),
Lindy Booth (Линди Бут),
Ty Burrell (Тай Баррелл),
Jayne Eastwood (Джейн Иствуд),
Michael Kelly (Майкл Келли),
Jake Weber (Джейк Вебер),
Kevin Zegers (Кевин Зегерс)
Официальный сайт: www.dawnofthedeadmovie.net
Видеоролик: Quicktime
Год выпуска: 2004
РЕЦЕНЗИЯ №1

В маленьком городке в Америке заканчивался обычный день. Медсестра Анна сдала свою смену и вернулась домой. Перекинувшись парой слов с соседской девочкой, она и ее муж заснули. Это был последний спокойный вечер в ее жизни.

Утром Анна проснулась от скрипа открывавшейся двери в их комнату – на пороге стояла та самая девочка-соседка, в рубашке пропитанной кровью и разорванным личиком и с мертвым взглядом. Анна не успела захлопнуть дверь и чудовище ворвалось в комнату, что бы перегрызть горло еще живым людям. С трудом избежав смерти, Анна добралась до машины и поехала прочь от дома. Но вокруг творился сущий ад – мертвые, изуродованные зомби, еще недавно бывшие мирными соседями и друзьями преследовали живых, чтобы отведать человеческой плоти. Кошмар сошел на Землю…

Фильм Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов» 68 года стал возрождением «зомби-муви», современной классикой (оригинальная кинокопия фильма куплена Нью-Йоркским музеем современных искусств) и одним из самых известных фильмов своего жанра. Черно-белый аскетичный кошмар надолго запомнился зрителям, а идея была настолько удачной, что в 78 и 85 году было снято два продолжения – «Рассвет мертвецов» и «День мертвецов». В 90 году был снят полный римэйк «Ночи» - в цвете и с цифровым звуком, впрочем, превзойти оригинал ему не удалось. Сегодняшний фильм в большей степени это фильм по мотивам сценария Джорджа Ромеро «Рассвет мертвецов», нежели покадровый римэйк. Взята только общая идея – группа выживших людей спряталась в огромном торговом центре от распоясавшихся кадавров. Вообще, это уже наметившаяся тенденция – делать на современной технической базе близкие (или не очень близкие) римэйки старых фильмов ужасов – ведь буквально недавно мы имели возможность поучаствовать в «резне бензопилой в Техасе». Что нас ждет дальше?

Впрочем, даже без относительно фильмов серии «живые мертвецы» этот фильм весьма и весьма достойный. Главное в том, что режиссер (дебютант, как ни странно) смог соблюсти разумный баланс между откровенным трэшем и хоть какой-то долей разумности. В частности, зрителю не приходится потешатся над причинам «зомби-инфекции»: нам их просто не говорят, а ставят перед свершившимся фактов – мертвые ходят по земле. Грим кадавров выше всяких похвал, наверное, это самое реалистичное представление зомби на сегодняшний день. Более реалистично они будут выглядеть только тогда, когда кино станет полностью объемным и с функцией передачи не только звука, но и запаха. Классические правила, установленные еще фильмом Ромеро были соблюдены – «зомбификация» это вирус, передающийся через укус; чтобы убить тварь ей нужно выстрелить в голову. Но для большего динамизма чудовища сделаны не традиционно медлительными и неповоротливыми, а быстрыми и сильными. На пользу фильму пошла и здоровая доля совершенно «черного» юмора.

Актерские работы в подобных фильмах имеют не самое решающее значение, но жаловаться на отсутствие хороших актеров не приходиться – звезда независимого кино Сара Полли (снимавшаяся у известнейшего канадского режиссера Атома Эгояна, а так же в очень неплохом «пост-рэйв» фильме «Экстази») и по-прежнему во всех смыслах колоритный Винг Рэймс добавляют в фильм лоска и правдоподобия.

Смотреть «Рассвет мертвецов» явно стоит – фильм хорош и сам по себе, и как некое приобщение к известной серии фильмов ужасов, досадно упущенной большинством отечественных киноманов.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Советская пропаганда решительно отказывала фильмам ужасов в праве именоваться художественными. В прессе то и дело выходили разгромные статьи, суть которых сводилась к тем же самым аргументам, которыми сейчас оперируют некоторые потешные депутаты. Цветной журнал «Крокодил», помнится, однажды поместил фотографию одного режиссера (кажется, это и был Джордж Ромеро) с его съемочной группой, которую он предварительно забрызгал имитирующей кровь краской, – смотрите, мол, каков.

К тому времени сериал про живых мертвецов на Западе давно и бесповоротно считался классикой. Однако впоследствии, сколь это ни странно, в этом жанре к классике ничего причислено уже не было. Были отдельные относительно громкие успехи, но на развитие направления влиял разве что только технический прогресс – трэш-хоррору остро не хватало свежих художественных решений. И вот – долгожданная весомая заявка.

Ромеро, если бы сам снимал римейк фильма 1978 года, ни за что не снял бы его так качественно. Он вообще по определению неспособен снимать качественно – не зря же все его труды причислены к трэшу. Зэк Снайдер, в недалеком прошлом режиссер рекламных клипов, к подобной славе, чувствуется, не стремился. Перерабатывая старый трэш, он навел порядок в пропорциях, и в результате у него получился – несомненно! – лучший фильм ужасов за последние полтора-два десятилетия как минимум. Причем фильмом ужасов это можно назвать разве что по внешним признакам. Сердечная привязанность Ромеро – надругательство над плотью – здесь, конечно же, имеет место, но не главенствует, не оттягивает внимание от всего остального.

Этот фильм вообще лучше смотреть, абстрагировавшись от оригинала Ромеро и уж тем паче от тинейджерской линии «Возвращение живых мертвецов» Дэна О’Бэннона. Сценарист Джеймс Ганн предпочел не тратить время на развитие эпидемии и на псевдонаучные объяснения – причина сбоя в программе поведения людей так и остается невыясненной (но мы, располагая солидным багажом почерпнутых из великого множества прочих ужастиков знаний, можем о ней догадываться). Напасть свалилась разом, удар был сокрушительным. Паническая атмосфера продержалась недолго – автомобили поврезались друг в друга, тот, кто еще не превратился в зомби, стал им, осталась горстка уцелевших.

Далее, согласно классическому рецепту, следует планомерное поштучное их уничтожение. Вот тут-то и выясняется, что «Рассвет»-2004 – скорее, сатира с хорроровой начинкой, чем хоррор с сатирической. Что зомби, расчлененка и стрельба по черепам – всего лишь средства достижения иносказательности. Нынешние киношники насобачились даже любовь к ближнему посредством туалетного юмора проповедовать – так почему бы не замаскировать под личиной ужастика притчу о последних днях разумного человечества? Новый фильм по смыслу ближе к «Большой жратве» Марко Феррери, чем к оригинальным «Мертвякам» Ромеро. Создателям его удалось не просто придумать и втиснуть в сюжет множество аллегорий, а связать их в единое концептуальное целое, не утратив при этом чувства меры. Узники гипермаркета олицетворяют собой различные слои общества – что тут велосипед изобретать, общества потребления, излюбленного объекта высмеивания.

Каждый из блокадников выполняет свою миссию в сценарии. Тут есть беспутный прожигатель жизни, готовый к самопожертвованию интеллигент, суровый мент, прибандиченный негр, его беременная русская жена (которая, разумеется, поступила, уже будучи носителем заразы), юная гринписовка, домохозяйка из пригорода, девица легкого поведения, жлоб-охранник и т.д.; на расстоянии выстрела расположился союзник. И даже в таком безвыходном положении, когда мир вокруг обезумел, они обнаруживают стремление к гедонизму – так, когда шахматишки наскучили, они принялись отстреливать в толпе кадавров «телеведущих», «кинозвезд» и прочий «бомонд». Новая жизнь – новые развлечения! Потом черный брателла из личной трагедии устроил кровопролитие – инстинкты взяли верх над здравым смыслом. Сердобольная любительница животных подвергла смертельному риску себя и товарищей – все из-за собачонки. Порядочная сволочь вдруг переквалифировалась в героя – похоже, сценарист искренне верит, что цивилизацию могут спасти вот такие недружелюбные к ней белые мужланы. Почтенному пожилому джентльмену угораздило не совладать с оружием в собственных руках – сильный момент, что и говорить: все уже были уверены в том, что угроза может поступить только извне, а тут…

Мародерам из оригинального «Рассвета» тут делать было бы нечего – социальность и так прет отовсюду, угроза и так достаточно серьезна, экшн и так получился почти что взаправдашним, максимально при поставленной сценарной задаче реалистичным. Это вам не хлипкие доски мебельными гвоздиками к дверям прибивать. Тут не было нужды компенсировать отсутствие мысли обильными спецэффектами, как в «Обители зла». Не было нужды компенсировать отсутствие шикарных картинок сомнительным морализаторством, как в «28 дней спустя». Тут все выверено, все рассчитано. Даже титры – и те не хватает духу пропустить. Довершает гармоничное сочетание кинематографических удач, сколь странным ни было бы использование этого выражения, просто-таки убойный саундтрек.


     
А знаете ли вы, что...

- Съемки картины начались 9-го июня 2003 года в Торонто, а закончились 6-го сентября того же года.
- Рецензии на сценарий картины находятся здесь, здесь, здесь и здесь.
- Интервью со сценаристом можно прочитать здесь.
- Фильм является римейком одноименной картины Джорджа Ромеро 1979 года, которая является второй в его "Трилогии Мертвецов". Первым в трилогии является "Ночь живых мертвецов" (1968), а третьим "День мертвецов" (1985).


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: