ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Дневной дозор 
Day Patrol

Режиссер Тимур Бекмамбетов
В ролях:
Константин Хабенский,
Алексей Чадов,
Гоша Куценко,
Владимир Меньшов,
Мария Порошина,
Галина Тюнина,
Виктор Вержбицкий,
Валерий Золотухин,
Жанна Фриске,
Дмитрий Мартынов
Официальный сайт: www.dozorfilm.ru
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 140 мин.
Год выпуска: 2006
РЕЦЕНЗИЯ №1

История, начало которой было в "Ночном дозоре", продолжается. Мальчик Егор (Дмитрий Мартынов), нежданное дитя светлого дозорца Антона Городецкого (Константин Хабенский), приближаясь к своей бармицве, окончательно спутался с дядей Завулоном (Виктор Вержбицкий), который, как известно, является темным магом вне категорий с обширными полномочиями и еще более обширными возможностями. Дядя Завулон, разумеется, не может упустить такой лакомый кусочек, поэтому всячески обхаживает пацана, нашептывая ему обо всех прелестях темной жизни на дневном свету.

Антон, вместо того чтобы бороться за сына, как Костик боролся за Велюрова, занят шашнями с бывшей девственницей Светланой (Мария Порошина), которая не только заметно похорошела, но и занимает теперь видный пост в организации Гесера, названной в честь нее "Горсвет". Потеря девственности придала Светлане такие светлые силы, что она теперь не просто дозорка-перворазрядница, а прямо-таки Великая Волшебница, что вызывает чувство легкой меланхолии у Антона, который, прям как интеллигентный слесарь Гоша, не может пережить, когда женщина выше мужчины по положению.

Впрочем, темные, что характерно, совершенно обнаглели. Вместо того чтобы заниматься своими повседневными темными обязанностями, они интригуют так хитро и изобретательно, что, кажется, не миновать скоро Большой Разборки между темными и светлыми силами, потому что Завулон ясно сказал: если кто-то еще раз нарушит границы его участка, он в свою очередь нарушит Конвенцию!

Ну а поскольку светлые-то ведут себя более или менее прилично - на то они и светлые, - Завулону приходится заняться многоходовой провокацией с целью полной дискредитации Городецкого, чтобы затем светлых можно было обвинить во всех грехах и начать так радующую душу мага вне категорий свару со светлыми, заодно разнеся город Москву, который давно уже пора разнести к чертовой матери.

Хитро закрученная провокация Завулона сплетена с косвенной помощью вампирчика Кости (Алексей Чадов) и прямого содействия любящего отца Кости (Валерий Золотухин). Отец хочет сделать из Кости человека, поэтому готов на любые пакости во славу Завулона, который может подписать нужные бумаги. Так что Городецкому теперь не отвертеться. Симпатичная ведьмочка Алиса (Жанна Фриске), которой небезразличен вампиреныш Костя, проводит собственное ведьминское расследование, но она не сможет повлиять на Завулона - слишком много их связывает в этой жизни, ведь любовь кольцо, а у кольца начала нет и нет этого... как его...

***

Сразу скажу, "Дневной дозор" мне вполне понравился, причем значительно больше "Ночного дозора". Первый фильм был снят все-таки более или менее по книге Сергея Лукьяненко, хотя и со значительными вариациями, в результате чего вызывал претензии и у тех зрителей, которые вообще не читали книгу, и у тех, кто наоборот - читал и хорошо помнил сюжет: для первых в фильме было много толком не объясненных непонятностей, а вторые обвиняли съемочную группу в слишком вольной трактовке книги. Поэтому в "Дневном дозоре" сделали все совсем по-другому: первоосновой сценария фильма являлась вовсе не книга Лукьяненко, а всего лишь желание сделать прикольное кино - на основе уже имеющихся персонажей. В результате, на мой взгляд, получилось хорошо. Одной части зрителей они угодили уже точно - тем, кто не читал книги о Дозоре. Потому что если при просмотре "Ночного дозора" еще возникали многочисленные вопросы из серии "а что", "а кто", "а зачем это они фонариком светят" и "а что это за темные катакомбы 'Курского вокзала' с комарами", то после "Дневного дозора" никаких лишних вопросов не возникает, потому что не для того оно сделано.

И в самом деле, какая разница, что там, зачем и почему? Ведь в общем-то все понятно! Антон ищет Мел судьбы, чтобы переписать набело позорные страницы своей биографии. Папа Кости хлопочет за сына. Завулон устраивает роскошный банкет для представителей темных сил - Бори Моисеева, Никаса Сафронова, Артемия Троицкого, Василия Шандыбина и Юрия Айзеншписа, - одновременно погружая Егорку в пучины вампиризма. Эффектная ведьмочка Алиса желает добиться развода с Завулоном и пытается завести шашни с Костей - потянуло на молоденькое. Светлана не слушается Антона, чувствуя в себе зарождение Великих сил, и одновременно ждет, когда он ей признается в любви до гроба.

Замечу, что читается это краткое описание основных сюжетных линий скучновато. А вот снято - весьма даже весело, забавно и динамично. У "Дневного дозора" есть как минимум две составляющие, за счет которых он явно выигрывает у "Ночного" - это юмор и спецэффекты. Первый фильм был слишком серьезен и даже мрачен: прОклятая девственница, жуткие воронкообразные завихрения со стаями грачей и ворон, мрачный Завулон со своеобразной манерой хранить меч в собственном позвоночнике и так далее. Если говорить о музыкальных ассоциациях, то "Ночной" - это что-то вроде концерта Enigma.

В "Дневном" же все сделано по совершенно другому рецепту: драйв, секс и рок-н-ролл, а если прибегать к музыкальным аналогиям - нечто вроде концерта Оззи Осборна вперемешку с его же реалити-шоу. Поэтому второй фильм, за редкими исключениями, совершенно не нравится тем зрителям, которые хорошо знают первоисточник. Они никак не могут смириться с мыслью (и я их понимаю), что в фильме и персонажи ведут себя совершенно по-другому, и мотивация у них иная (о, хороший каламбур получился), и взаимоотношения между ними - совершенно не такие, как в книге. Например, в книге у ведьмочки Алисы большая любовь с одним из светлых. Любовь трагическая. А в фильме - грубый флирт с одним из вампиренышей. Правда, Алиса при этом изображает настоящего, пардон, оябуна, хрястнув себе по пальцу, но ею движет вовсе не светлое чувство, а совсем наоборот - темная похоть.

Кстати, об Алисе. Говоря об актерской игре, прежде всего хотелось бы сказать о ней, Жанне Фриске. Я не знаю, какая она певица и певица ли вообще. Но после "Ночного дозора", где Жанна появилась в невнятной роли в невнятной машине, "Дневной дозор" приятно порадовал выходом на первый план и Жанны, и ее автомобиля "Мазда". Автомобиль весьма эффектно покатался по сумрачной Москве, а Жанна весьма эффектно сыграла роль Алисы. И правда - хорошо сыграла, мне вполне понравилось.

Что до остальных ролей... Хабенский был традиционно хорош. Вот такой он актер - плохого слова о нем сказать нельзя вообще, ибо профессионал высочайшего класса. Вержбицкий-Завулон - развернулся во всей красе, и, пожалуй, это лучшая роль в фильме: море цинизма, океан иронии, дюжина рек жалости к этим убогим людишкам, дозоришкам, светлишкам и прочей обозной сволочи. Порошина-Светлана - весьма понравилась. Из явного синего чулка "Ночного" расцвела шикарная ночная бабочка, которая стала крутой Волшебницей, все волшебство которой направлено на завоевание милого ее сердцу непутевого Антона - ВЕРИМ, сказали мы с котом Бубликом, причем совершенно не сговариваясь.

Ну и еще хотелось бы отметить Валерия Золотухина, сыгравшего Отца Горького. И правда - сыграно просто блестяще. Мне почему-то на ум пришел "Проклятый путь" с Томом Хэнксом и Полом Ньюманом. Золотухин в "Дневном дозоре" - тот же Ньюман в "Проклятом пути": всего-то два-три эпизода, но высочайший актерский уровень виден просто за версту. Можно долго спорить о том, насколько достоверен по отношению к книге этот персонаж, но сыграно это просто блестяще - я думаю, что с этим никто спорить не будет.

Отдельно нужно сказать о спецэффектах. Я не буду утверждать, что без них данный фильм вообще не состоялся бы, но тем не менее спецэффекты - весьма важная составляющая. И тут, практически впервые с российскими фильмами, следует отметить, что все сделано так, как надо, где надо и в нужных пропорциях. Ведь передать невозможно, насколько достают эти эксперименты дорвавшихся до иностранных компьютеров и иностранных программ околокиношных ручонок! Когда все делается из серии "а давайте здесь забабахаем так, чтобы все офигели", но при этом никто не думает о том, нужно ли вообще забабахать, а если забабахать, то именно здесь, а если здесь, то зачем всем при этом офигеть...

С "Дневным" - все очень грамотно. Эффектят там, где надо, и так, как надо. За сломанную Останкинскую телебашню - отдельное спасибо всем, включая самого Эрнста! Катящееся по родным московским улицам колесо обозрения - тоже впечатлило, хотя это уже слегка чужая идея. Но в фильме есть и другие классные спецэффектные эпизоды, и поверьте - сделано это уже действительно профессионально и к месту.

В результате - действительно классное коммерческое кино, которое я посмотрел вполне с удовольствием и не пожалел об этом ни разу. Хороший юмор, отличные и весьма уместные (!) спецэффекты, ну и главное - наши в конце концов победили (это спойлер). Однако следует иметь в виду, и я об этом уже говорил, что если вы читали книги Сергея Лукьяненко (кстати, Сергей там появился в камео - в эпизоде со школой магов), то фильм вам, скорее всего, не понравится - по причине почти полного несоответствия первоисточнику. А если вы книги не читали или можете полностью абстрагироваться - тогда должно вполне понравиться, ибо действительно весело, спецэффектно и забавно!


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Слоган «Первый фильм нового года» сделал свое дело. Слегка отойдя от праздника, толпы граждан ринулись в кинотеатры. Достать билеты на «Дневной дозор» было решительно невозможно. Огромные очереди, из которых затем получились переполненные залы, ждали продолжения праздника. И они получили то, на что надеялись! «Дневной дозор» оказался одним из редких примеров удачного сиквела. Он ни в чем не уступает «Ночному дозору», а по качеству сценария – так даже превосходит, на мой взгляд. Он посмешнее, поизобретательнее, поразнообразнее.

Знающие люди говорят, что от одноименного романа в фильме мало что осталось. И место действия не то, и главные персонажи поменялись местами с второстепенными. Если это так, то я дважды прав, отказавшись от затеи прочесть книгу Лукьяненко «Дневной дозор» до того, как пойду на фильм. Теперь и подавно читать не стану. Вряд ли работа Лукьяненко способна меня впечатлить так, как впечатлил фильм. Не такой он выдающийся прозаик. Да и вообще, к чему пополнять армию страдальцев, до измождения сравнивающих оригинал и экранизацию? Очень глупое и унылое занятие, наблюдать за которым, правда, в высшей степени поучительно. В смысле – «посмотри на это и никогда сам так не делай».

Героем номер один Тимур Бекмамбетов оставил Антона Городецкого. Этот страдалец за свой первородный грех продолжает служить в Ночном дозоре. Он очень переживает за своего сына Егора, который стал Темным, и не просто Темным - учеником самого Завулона. К Городецкому придана в качестве стажерки известная нам по первому фильму потенциальная великая колдунья Света. Между молодыми людьми намечается нечто такое, что в итоге разовьется в черт знает что. Борьба между Егором и Светой за Антона и борьба нормальной русской бабы Жанны Фриске за свое личное счастье, начисто отделенное от ненавистной работы – вот вам, в общих чертах, сюжет. Есть на сей раз и глубокий исторический фон. Большую роль в фильме играет так называемый «мел судьбы» - то есть, самый обычный мелок, имеющий одно любопытное свойство: что им не напишешь, все сбудется. Его хранили в подземельях Самарканда, и нам показывают, как им воспользовался Тамерлан после захвата города. С этого все и начинается…

Предваряя премьеру, один из продюсеров фильма, фамилию которого я удачно забыл тотчас же по прочтении интервью, призывал не воспринимать «Дневной дозор» как «фильм со спецэффектами». Обращал внимание на интересную историю и хорошую актерскую игру. Продюсеры редко говорят то, что думает публика, но тут как раз все совпадает. Спецэффектов, конечно, хватает, и некоторые из них – просто умопомрачительные, а красная «феррари», мчащаяся по наклонно-вогнутой наружной стене гостиницы «Космос», однозначно – уже классика. Но «Дневной дозор» и правда хорош прежде всего как фильм. Видно, что его делали современные остроумные люди, хорошо знающие цену жизни. И чувством меры изрядным обладающие. В рамках одной ленты спокойно поместились три, как минимум, жанра (мистический триллер, классический экшн, романтическая драма), при этом все три идеально сбалансированы, ни один не кажется лишним, ни один не хочется изъять для общей пользы. За счет чего достигается такой невероятный эффект? Вот именно за счет того чувства меры, о которой уже сказано. И еще - за счет иронии, без которой не обходится ни один из трех жанровых пластов. В самых драматических ситуациях, когда более прямолинейные режиссеры давят на зрителя коленом, выжимая нужные эмоции с баксами вперемешку, Тимур Бекмамбетов находит возможность тонко усмехнуться, как бы говоря: «Люди, не воспринимайте всерьез все, что мы тут наснимали! Просто расслабьтесь и получайте удовольствие!»

Я расслабился по полной программе. И удовольствие получил огромное. «Дневной дозор» - первоклассный развлекательный продукт. Его мораль проста, как пряник, но сложной тут и не требуется. Все сделано правильно, с трижды упомянутым чувством меры: вместо того, чтобы подводить под противостояние Добра и Зла некую суперидею (как обычно поступают все, кому эта тема достается), Бекмамбетов ограничивается примитивным посылом: «Думай о том, что делаешь». И это оказывается куда действеннее, чем многосложная философская подоплека. И уж, конечно, куда доходчивее.


     
РЕЦЕНЗИЯ №3

На этот Новый Год вдруг вспомнилось, что просмотр «Голубого огонька» под оливье и всякие другие вкусности – старая добрая традиция. Однако ностальжишный сей настрой выветрился гораздо быстрее, чем выдохлось шампанское. На экране беспощадно мельтешили Сердючка, Галкин, Киркоров и прочие самые популярные по первоканальной версии творческие люди страны. Переключение каналов от напасти видеть одни и те же лица, одни и те же символы чеса не избавило. Пришлось выключать телевизор.

Обладатель одного такого лица, заслуженный певец божьих одуванчиков, несколько лет назад вдруг выдал «Здравствуй, я твоя мышка…» – позже он не без достоинства отмечал, что в Монте-Карло под эту тинейджерско-инфернальную «бомбу» лихо отплясывал сам Эвандер Холифилд, знаменитый боксер! То, что под нее лихо отплясывает молодежь на своих танцполах, подразумевалось как бы само собой – куда б она делась. Пипл хавал, хавает и будет хавать.

Так вот, поскольку предаваться все выходные полторы недели возлияниям непозволительно для совести и печени, решение пойти в кино было самым естественным. Пусть даже и на продолжение оставившего гнетущее впечатление трэш-флагмана – особого выбора все равно не было: «Дневной дозор» во всех кинотеатрах в лучшее время, и все тут, хоть в инотеатры их переименовывай. И хоть бы кто-нибудь предупредил, что и там будет Сердючка…

Однако же, картинка на этот раз вышла оптимизированнее – сказался, видать, американский мастер-класс. Недотепу-лавербоя Игната, изгнанного из заокеанской версии, почти не видно даже при том, что играет его супермегарейтинговый Куценко – похоже, продюсеры признали свой промах. Еще они поняли, что излишне навязчивый и бесхитростный product placement наносит ущерб продажным качествам самого фильма, а также то, что продажные качества фильма, оказывается, приносят больше денег, чем product placement – теперь они, запуская очередную рекламную вставку, по возможности пытаются отшутиться.

Вообще, стеба в фильме предостаточно. «Босс» (за полтора прошедших с премьеры «Ночного дозора» года утративший место в сборной) на постере утирается после поцелуя болельщика, сам Лукьяненко в литературной компании играет ученика в школе магов, а на слете Темных по полной отрываются Анита, Никас, Артемий, Вилли и прочий бомонд.

Но от неряшливости – главного бича первой части – в должной мере избавиться не удалось. Перепады динамики уже не столь ужасны, но они есть и напоминают не то атмосферу провинциального модного клуба, в котором диджей-сапожник ставит The World Is Mine между Bora Bora и «Чьорными глазами», не то «передовую» футбольную трансляцию, режиссер которой напрочь заблудился в камерах, моментах и повторах. У сальто на грузовике здесь имеется достойный преемник – эпизод с поездкой по революционному для времен московской Олимпиады фасаду гостиницы «Космос». В смысле, смотрится это, конечно, эффектно, но смысловой нагрузки и, следовательно, художественной ценности практически не имеет. Не внушает доверия и Колесо обозрения, апокалипсическим монстром проходящее по московским улицам – вид, достойный то ли старого, черно-белого еще, голливудского ужастика, то ли японских годзилльих погромов.

А то, что Городецкий-Хабенский рвет постер «Девятой роты» – это крик уязвленного самолюбия. На Первом очень остро восприняли поражение от Первого развлекательного. И ладно там, рекламная кампания фильма Бондарчука, решающие (хоть что-то) отборочные футбольные матчи и календарная зима конфликтуют по срокам – сравниваются продукты несопоставимые ни по направленности, ни по уровню. Дело в том, что «Девятая рота» и еще пара фильмов нового в российском кинематографе периода в представления о современном развлекательном кино вписались, тогда как «дозоры», «метры» и «номера» – не более чем пробы, приближения. Причем приближения, мягко говоря, грубоватые. В действительности, сравнивать эти фильмы можно только по размерам кассовых сборов – а что, скажем, из того, что «День Независимости» собрал в Штатах больше, чем «Спасение рядового Райана»? И вообще, хотя фильм Бекмамбетова (при «минимальном» промо-бюджете) победил по данным первой недели, не стоит забывать, на какие дни пришлась эта неделя. Посмотрим, какие цифры даст первый месяц.

Канал ОРТ, не секрет, позиционирует себя как главного проводника национальной идеи. Пока что для соответствия национальной идее требуется не так уж много. Одного факта наличия спецэффектов оказывается достаточно – могем, мол. Кино со спецэффектами нынче стало атрибутом государственности, если не сказать – символом державности. «700 сиджиаевских сиквенсов», анонсированных г-ном Эрнстом, – очевидно, главная цель создателей. И неслучайно главным минусом сериала «Мастер и Маргарита» большинство называет карнавально-тряпичного Бегемота – как не стыдно экономить при такой-то цене на нефть?! В случае с «Дозором» спецэффекты местами вполне убедительны, вот только карнавально-тряпичным получилось само кино – то, что напрямую с ценами на энергоносители не увязывается. Посему оценка остается прежней: не слабО, но слАбо.

Очевидно, что с этой оценкой многие не согласятся. Раз уж находятся те, кто делает кассу местечковым «блокбастерам», кто обуславливает прайм-тайм «юмористическим» передачам, кто ведется на откровенно дрянную рекламу – почему бы лишний раз не найтись тем, кому ура-патриотизм заменяет художественное восприятие и многое другое? Американцы у нас все «Дозоры» купили! – гордо простучат себе в грудь ура-патриоты. Да-да, ажно по два миллиона за фильм выложило артхаусное (!) крыло компании Fox. И интерес-то у американцев возник в первую очередь благодаря кишащей всякой завлекательной чертовщиной литоснове, и им не привыкать перелопачивать перелопаченное – то, что мы видели в своих кинотеатрах, является, судя по реакции фанатов, даже не экранизацией книги, а фильмом по ее мотивам.

А реальная оценка киношных «Дозоров» по голливудскому счету такова: Бекмамбетову предложили экранизировать какой-то комикс. К работе над этим проектом привлечены даже такие знаменитости, как сценаристы «Двойного форсажа». А что? Толковый подражатель, не двоечник – такого найдется куда пристроить. Потом, глядишь, и «Форсаж-7» в Третьяковском проезде замутить удастся.

По правде же говоря, грустно все это. Аляповатое фантазийное кино по указке сверху провозглашено предметом гордости. Тогда как на деле это – показатель гордости. Чего только уже не понаписали: «Матрицу» напоминает, «Властелина колец» уделывает, спецэффекты – умопомрачительные, актерская игра на грани фантастики – лучшие голливудские образцы отдыхают… Слишком, слишком узнаваем этот массовый «одобрям». C’est la vie: под наши, российские, супермегахиты пляшут боксеры на элитно-экзотических вечеринках. Тем, для кого они – супермегахиты, уже ничего не докажешь.


     
 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: