РЕЦЕНЗИЯ №1
Дуг Карлин – агент Бюро по контролю за алкоголем, табаком и огнестрельным оружием. Эта масонская организация иногда, в минуты особенного вдохновения, борется и с террористами. А тут – как раз подходящий случай: в Новом Орлеане взорвали корабль, погибло более 500 человек. Среди них – полицейский при исполнении. Но это – не главное: среди них – чернокожая красавица, на которую противоестественно «западает» Дуг Карлин. Агент подозревает, что ее убили раньше, но подбросили на место теракта, чтобы замаскировать под смерть от теракта. Но, получается, убийца заранее знал про взрыв? Какой во всем этом смысл? Чтобы отыскать его, Карлину придется нырнуть в прошлое с помощью уникальной аппаратуры ФБР, проникающей сквозь стены и дни.
В прошлое ныряли многие. Тони Скотту удалось это сделать с таким изяществом, что даже не верится: уж так неуклюж он был в своих последних фильмах! Машина времени невозможна с логической точки зрения. Попытки объяснить механизм ее действия заводят режиссеров и сценаристов в болото, из которого нет выхода. Единственный достоверный способ здесь – признаться: да, мы не знаем, как она работает, но она работает! Именно так и поступает Тони Скотт, что сразу снимает почти все вопросы к нему по части достоверности.
А по части зрелищности вопросов обычно и не бывает. Идей у Скотта хватает: он умеет вывернуть банальнейшую ситуацию таким образом, что самый искушенный киноман принимает ее за откровение. Вот увидите: гениальная сцена погони за машиной, которая едет перед машиной Дуга Карлина четыре дня тому назад, а он одним глазом видит прошлое, а другим настоящее, - эта сцена войдет в очередное «Очень страшное кино».
Дэнзел Вашингтон за «Дежа Вю» не получит «Оскара», хотя и сыграл одного из самых достоверных копов за последние годы. Тони Скотта тоже вряд ли ожидают особенные лавры за этот фильм: подобное кино обычно получает какие-то статуэтки за звук и монтаж и довольствуется тем, что благополучно потрошит кассу. Есть, однако, человек, для которого «Дежа вю» может стать вехой: Пола Пэттон, в избитом виде до неприличия похожая на Хэлли Берри, прежде в крупнобюджетном кино не снималась. Премия Black Reel Awards (специальная киношная награда для «черных») – не бог весть что. Получить ее, сыграв сильно обгоревший труп – вот это будет фокус!
РЕЦЕНЗИЯ №2
Террористическая акция в Новом Орлеане - подрыв джипа, начиненного взрывчаткой, на огромном пароме, перевозящем большое количество людей. Сотни погибших, общественный шок, в результате чего полиция и ФБР, что называется, стоят на ушах. Так как речь идет о взрыве, среди специалистов, расследующих происшествие, - некий Даг Карлин (Дэнзел Вашингтон), агент специального Бюро по контролю за взрывчатыми веществами, алкоголем и табаком. Даг успешно выясняет некоторые обстоятельства взрыва, и руководитель особой группы ФБР Пол Призварра (Вэл Килмер) приглашает Дага поучаствовать в расследовании в составе его группы.
Даг сначала не понимает, почему его вдруг призвали в стройные ряды ФБР, но довольно скоро ситуация проясняется. Дело в том, что группа Призварры, состоящая из нескольких слегка ушибленных, но талантливых ботаников, разработала весьма интересное устройство, позволяющее заглянуть в прошлое - одним глазком, так сказать. Но заглядывать можно только линейно (то есть один раз посмотрел эпизод - и больше ни-ни), поэтому группе требуется очень быстро сообразить, за кем ей вообще следить, чтобы хоть до чего-то докопаться. Так вот, сказать, за кем или чем нужно следить, должен Даг: его за этим и позвали.
Как ни странно, Даг им все-таки сумел сказать, кого отслеживать во всем этом многообразии лиц, автомобилей, строений и так далее. Некую Клэр Кучвер (Пола Пэттон). Дело в том, что труп Клэр с явными следами ожогов от взрыва обнаружили в реке через некоторое время после взрыва. Даг присутствовал на вскрытии, и там выяснилось, что девушка умерла перед взрывом, а не после. И Даг понял, что кто-то - возможно, террорист - хочет, чтобы девушку приняли за жертву теракта. А раз налицо попытка спрятать концы в воду, значит, девушка как-то связана с терактом, причем террорист не хочет, чтобы об этом знали. Вот и получается, что следить нужно именно за ней - тогда ФБР выйдет на след подрывника.
Но так как этот специальный отряд работает с хитроумным механизмом, способным заглядывать в прошлое, тут, как вы понимаете, возможны всякие разные коллизии. Тем более что они научились в это прошлое что-то там потихоньку подбрасывать - ну, вы понимаете, всякие разные записочки. Им бы самим себе отправить в 1994 год записочку "Срочно скупи на все деньги акции Microsoft", но они как люди, верные долгу, заняты расследованием теракта, поэтому все записочки направляют исключительно с общественно полезной целью. А Даг, который воспылал к трупу Клэр нежными чувствами, напряженно думает над тем, как бы сделать так, чтобы труп Клэр в будущем, который в прошлом вовсе не труп, и в будущем был бы не труп, а совсем наоборот. Но чтобы при этом ни одна бабочка не пострадала, потому что мы все знаем, что будет, если в прошлом пострадает хоть одна бабочка. Тут уже одним трупом Клэр не отделаться!
***
Для съемок этого фильма Тони Скотт, в свое время снявший такой отличный фильм, как "Настоящая любовь", и такой средненький боевичок, как "Домино", объединился с продюсером Джерри Брукхаймером, в чьем багаже под сотню фильмов от "Скалы" до "Пиратов Карибского моря".
Что у них получилось? Нечто неоднозначное. С одной стороны, фильм неплохой: напряжение нагнетается грамотно, динамика повествования практически нигде не провисает, смотрится это все с заметным интересом. Кроме того, с какого-то момента начинает присутствовать и экшен, на который Брукхаймер большой специалист, - всякие там автомобильные погони, беготня-стрельба и так далее.
Основной минус в сюжете, как ни странно, заключается в его же плюсе: во всех этих пространственно-временных континуумных наворотах, которые так хорошо смотрятся в процессе, но вызывают столько вопросов по окончании фильма, если вдруг захотеть его проанализировать.
Если бы персонажи фильма обладали возможностью просто видеть прошлое - вопросов было бы значительно меньше: они бы внимательно анализировали увиденное и картинка происшествия складывалась бы перед ними, как пазл перед школьником, которому неохота делать домашнее задание, поэтому он развлекается. Но по воле сценаристов вся эта бригада имеет возможность на это прошлое влиять - и вот тут-то и начинаются все эти малоизученные и толком не объяснимые "эффекты бабочки", в которых создатели картины в конце концов и зависли, как в сачке пионэра-натуралиста.
Впрочем, еще раз повторяю, все вопросы из серии "какого фига" зрителями обычно задаются уже после просмотра. Потому что во время просмотра - все нормально: мозг не успевает отвлекаться и анализировать, а просто наслаждается зрелищем - хорошим зрелищем. И если сразу после окончания фильма мозги резко вырубить или перенаправить их, например, на решение проблемы глобального потепления - тогда "Дежа вю" можно поставить твердую четверку, ибо как напряженный детектив с элементами фантастики - самое оно! Особенно погоня машины в будущем за машиной в прошлом - это и придумано хорошо, и снято просто отлично!
Но когда начинаешь разгребать все это нагромождение нелепиц и явных глупостей, думаешь: "Е-мое, а что же мне в процессе-то нравилось?!!" Ну так оно и нравилось - эффектно снятые нелепицы.
Возникает вопрос: можно ли было обойтись без натяжек и откровенных глупостей? Видимо, нельзя, раз их с таким упорством пихают почти во все современные "научно-фантастические" фильмы. Однако если пространственно-временные пертурбации в каком-нибудь "Эффекте бабочки" меня раздражали еще в момент просмотра, то здесь этого не произошло. Значит, "хорошие сапоги, надо брать", как говорила секретарша в одном известном фильме.
Кроме того, изрядная доля положительных впечатлений от фильма связана, конечно, с актером Дэнзелом Вашингтоном, который всегда играет на уровне от "хорошо", как здесь, до "просто отлично", как в блестящем "Тренировочном дне". Вашингтон в этой роли настолько естественен и реалистичен, что даже у кота Бублика не возникло вопросов, с чего это вдруг Даг воспылал такой любовью к этой девушке, которая в настоящем уже вовсе даже обожженный труп. Ну, воспылал и воспылал - имеет право, между прочим.
Вэл Килмер в роли начальника фэбээровской команды ничем не впечатлил, но и не разочаровал - типичный такой начальник, слуга царю, отец солдатам. А вот Джиму Кэвизелу, сыгравшему психопата-террориста, просто пять баллов! Мне он обычно нигде не нравился. А тут - ну просто такой классный психопат, ну просто как живой! Вот кого ему нужно играть - психопатов-террористов! Беседа его персонажа с Дагом - просто шедевр!
Резюмирую. Смотреть вполне можно - кино напряженное, увлекательное и захватывающее. Но по окончании просмотра мозги необходимо немедленно переключить на что-нибудь другое и уж в любом случае не обсуждать со знакомыми увиденное - этим вы испортите все впечатление.
А знаете ли вы, что...
- Съемки картины при бюджете 80 млн. $ проходили с февраля по июнь 2006 года.
- Съемки картины должны были проходить в Новом Орлеане. После постройки всех декораций прошел ураган Катрина, который разрушил все до основания. Ходили слухи о закрытии проекта, но через три месяца они были опровергнуты возобновившимся производством в том же Новом Орлеане.
- Это первая картина Тони Скотта со столь мягким рейтингом PG-13 после "Дней грома" (1990).
- Тэглайн картины гласит: "Дежа вю считается обманом сознания, а что, если это не так?"
|