ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Диктатор 
The Dictator

Режиссер Ларри Чарльз
Сценарий Саша Барон Коэн,
Дэвид Мэндел,
Джефф Шаффер
В ролях:
Саша Барон Коэн,
Анна Фарис,
Бен Кингсли,
Энтони Мангано,
Фред Меламед
Официальный сайт: www.republicofwadiya.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 83 мин.
Год выпуска: 2012
РЕЦЕНЗИЯ №1

Оставь смущенье всяк сюда входящий. Глупо было надеяться, что тандем создателей «Бората» и «Бруно» в своей новой совместной работе будет снисходителен к тонкой душевной организации зрителя. К такому надо быть подготовленным морально. Те же, кто не имел чести ознакомиться с прежними проектами Саши Барона Коэна и Ларри Чарльза, рискуют получить целый спектр эмоций. От простого недоумения до агрессивного отторжения.

… Тяжкий этот диктаторский труд. Правильно расставить запятые во фразе «Казнить нельзя помиловать». Можно даже без пунктуации, жестами объяснить. Ядерный щит, опять же, нужно выстраивать. Желательно остроконечный, чтоб ракеты лучше втыкались во вражескую почву. Пытки всякие, обнимашки с заморскими дивами, утром – расстрелы, вечером – интерактивный геймплей по устранению еврейской заразы. Чуток расслабишься и Бамс! Очередной двойник лежит пятками к солнцу, нервно раскидав мозги по асфальту. А тут еще западные коллеги вызывают на ковер в ООН. Мол, не нравится им отсутствие в отдельно взятой Вадии демократического строя. Отчитаться надобно. Иначе эмбарго и военная катаклизма.

Но не успел прославленный самим собой генерал-адмирал Аладин заявиться в Америку, как по заказу предателя-военачальника Тамира его местные спецслужбы обрили и отпустили на вольные хлеба. Кто ж теперь без знаменитой бороды его признает? А пока Аладин слоняется по Манхэттену, его двойник-козопас подпишет новый вариант Конституции Вадии. Демократия в банановой республике все равно не наступит, но Тамиру за открытый доступ к нефтяным залежам 30% уже обещаны.

Такой расклад событий Аладина совсем не устраивает. Он своему покойному отцу клятвенно обещал, что будет гнобить подотчетный народ до последнего вздоха. С помощью новых и старых друзей он просто обязан вывести Тамира и его шайку-лейку на чистую воду. А если по пути еще удастся найти свою «небритую любовь» в лице диссидентки Зои, то можно считать, что миссия выполнена…

В реальной жизни диктатура, будь то пролетариата или отдельного тирана, может стать губительной для миллионов. В кино эту тематику рисуют под разными углами. Серьезно, как в «Последнем короле Шотландии» или «Калигуле». Или в сатирическом ключе, как Чарли Чаплин в «Великом диктаторе» и Вуди Аллен своими «Бананами». Саша Барон Коэн пошел по своему, уникальному по всем аспектам, пути. Нет, ананас в задницу Гитлеру он засовывать не стал, благо такой прецедент уже случался в Голливуде. Но и особо церемониться тоже не собирался. Да и опыт предыдущих постановок предугадывался в «Диктаторе» заранее. Мечталось лишь о том, чтоб в этот раз сатиры было больше, а фекально-сексуальных мотивов – поменьше. Но фишка не легла.

Сами авторы (да и некоторые восторженные поклонники творчества Коэна) спешат уверить зрителя, что в каждой шутке есть доля юмора. И что новоявленный «Диктатор» – это, в первую очередь, политическая сатира, а не сортирный пасквиль в угоду коммерческим целям. Просто у американского комика такой своеобразный стиль. Он когда гнет палку, обязательно ее ломает в нескольких местах. Именно поэтому творчество Коэна вызывает всю гамму чувств: от бурного писающего восторга до гневного остракизма. И, как известно, истина где-то посередине, ибо не может бездарь плодить у думающей публики абсолютно противоположные мнения. Это только Уве Болл имеет право ассоциироваться с трэшем целиком и полностью. Коэн же, бесспорно, талантлив, но иногда его заносит.

Как обычно, авторы густо замесили в салат все, что попалось под руку. Из самого очевидного: расизм, гомофобия, шовинизм, антисемитизм, продажность политиков и звезд, коррупция, ущербность диссидентов, тупость быдла и культ секса. Причем, уровень шуток балансирует от пристойно-блестящих до полного идиотизма. Забавный диалог в вертолете на арабском, приводящий в панический ужас двух канонических американцев, чередуется с мануалом по мастурбации и вылизыванием небритых женских подмышек. После «Бората» вид зарослей, обрамляющих детородный орган, уже не шокирует кинозал, хотя в широкий российский прокат картину про казахского журналиста как раз не пустили. Проблема в том, что в Штатах рейтинговая система действует жестко, но и там внутри позиции R (только для взрослых) могут уживаться похабный «Диктатор» и, к примеру, «Американский ниндзя». Разницу чувствуете?

Но оставим чувство меры авторов в покое. Тем более что на поверку подобный безудержный стеб ничем не хуже пафосных голливудских боевичков, пропагандирующих насилие в узаконенной форме. А может и лучше. Балансируя на грани фола, актер словно дразнит своего зрителя, возводя неполиткорректность на пьедестал. Ведь нужно быть полным кретином, чтобы серьезно веровать в мирные намерения держав с ядерным оружием в кармане. Или нужно быть стопроцентным ортодоксом-сионистом, чтобы всерьез обижаться на шутки про евреев. По крайней мере, в Голливуде, где еврейская община держит в ежовых рукавицах большую часть киностудий, Саша Барон Коэн (тоже далеко не араб, кстати) смотрится явно предпочтительнее Мела Гибсона. Из чужих уст оно всегда слышится обиднее, нежели из собственных. Посему, когда сотрудник американских спецслужб открыто признается в том, что все иностранцы для него – арабы, как-то поневоле веришь в правдивость утверждения.

В своих фильмах Коэн – всегда центр мироздания. Все остальные на его фоне теряются безвозвратно. И Анна Фэрис, и сэр Бен Кингсли, и очень неплохой актер Джон Си Райли. При этом ни Кингсли, ни Райли формально не замарались, ибо старательно избегали провокационных сцен. Что касается Фэрис, то ей не привыкать участвовать в подобных скандальных опусах. После четырех фильмов киносериала «Очень страшное кино» актрисе уже нечего терять. Как и некоторым вполне оформившимся звездам, вроде Эдварда Нортона или Меган Фокс, представленным в «Диктаторе» эпизодическими выходами. Я не в курсе, были ли возмущены Томми Ли Джонс и Харви Кейтель тем контекстом, в котором в картине упоминались их имена. Судя по всему, всем участникам съемок абсолютно до звезды их репутация. Стыдно, когда видно, а не слышно.

Будем честны, «Диктатор» – сугубо развлекательная фикция. Вывернутая наизнанку реальность с единственной целью – рассмешить до колик. Эпатаж без лишнего пафоса и морали в финале. Юмор, преимущественно, черный и не всегда обывателю понятный. Иногда скетчевый, в духе Бенни Хила и братьев Маркс, порой злой или абсурдный, но по большей части метко бьющий в цель. Причем, Коэн остается верен себе до самого конца. Он на протяжении всей маркетинговой кампании фильма не выходил из образа, раздавая интервью в мундире генерала-адмирала и дефилируя с «пеплом» Ким Чен Ира по красной ковровой дорожке Оскара. В таких случаях ловишь себя на мысли, что над дураками смеяться грешно, но все равно не можешь удержаться.
     


РЕЦЕНЗИЯ №2

Адмирал-генерал Шаббаз Аладин (Саша Бэрон Коэн) - диктатор небольшой нефтеносной африканской страны Вадии. Он - принципиальный противник демократии и либерализма, которые развращают общество, так что адмирал-генерал сделает все, чтобы в его любовно угнетаемой Вадии никакого демократизма-либерализма и не ночевало.

До Аладина постоянно доматываются политиканы из Америки - страны, которая всегда проявляла озабоченность по поводу состояния демократии в нефтеносных странах, особенно если эти страны продают нефть не Америке.

Но Аладин - тоже не лыком shit. Он тайно разрабатывает ядерное оружие, разумеется, исключительно в мирных целях - чтобы угрожать Америке по полной программе.

Совет безопасности ООН требует от Аладина, чтобы тот прекратил разрабатывать ядерное оружие и объявил в стране свободные выборы, но адмирал-генерал - не тот человек, которого какой-то там ООН может заставить что-нибудь сделать. Более того, он сейчас поедет на саммит ООН и там с высокой трибуны врежет всем этих западным негодяям. Вадия - была, есть и будет свободной, ну то есть под его, Аладина, тиранией.

В Нью-Йорке Аладин вместе со своей свитой, женщинами-телохранительницами и дядей Тамиром (Бен Кингсли), селится в роскошный отель "Ланкастер". Аладин готовится произнести речь перед ООН, однако не знает, что дядя Тамир готовит страшное: он договорился с одним фэбээровцем (Джон Рейли), что тот убьет Аладина. На место Аладина Тамир поставит двойника адмирала-генерала - несчастного тупого овцетраха Эфавадха (Саша Бэрон Коэн), после чего двойник подпишет новую Конституцию, а Тамир распродаст все богатства страны американцам, китайцам и россиянам - за свои скромные 30% отката.

Однако Аладин сумел вырваться от фэбээровца, после чего оказался раздетым и разутым в центре Нью-Йорка, причем еще и без своей знаменитой бороды.

Аладину начинает помогать девушка по имени Зои (Анна Фэрис). Она - фанатка экологии, экологически чистых производств и органических продуктов, что страшно раздражает адмирала-генерала. Однако предприятие Зои, поставляющее органические продукты, - это единственный способ для Аладина пробраться в отель и взять ситуацию в свои руки.

Также Аладину помогает ученый-ядерщик Надаль (Джейсон Манцукас), которого в свое время Аладин приказал обезглавить, но тот сумел сбежать. Надаль не хочет установления демократии в Вадии и надеется, что после возврата адмирала-генерала к власти ему снова дадут разрабатывать ядерное оружие.

***

Я вообще не большой поклонник очень своеобразного творчества Саши Бэрона Коэна. "Бората" я досмотреть до конца так и не смог - совершенно тошнотворная пошлятина, а в чем там "ха-ха" - я по скудоумию так и не врубился. "Бруно" я и смотреть не стал - не интересовало. Однако мне очень понравилось, как Коэн озвучил царя Джулиана в "Мадагаскаре" и в особенности в "Мадагаскаре 2".

Отзывы о его новом фильме "Диктатор" были не такие восторженные, как от "Бората", также критики отмечали, что в этой картине Саша Бэрон Коэн довольно заметно снизил уровень генитально-сортирного юмора, который обычно составляет основу его рафинированной интеллектуальности, поэтому я решил рискнуть и посмотреть - ну так, чтобы просто быть в курсе.

Посмотрел. На этот раз досмотрел до конца и могу сказать, что, в общем, даже понравилась - эдакая забавная и достаточно непритязательная комедька, в которой Коэн по обыкновению много над кем и чем поизмывался.

При этом осталось впечатление, что история идет по кругу: в свое время Адам Сэндлер, вдохновленный успехом "Бората", сделал по его рецепту довольно спорную комедию "Не шутите с Зоханом", изобилующую фирменным коэновским юморком, а при просмотре "Диктатора" почему-то казалось, что смотришь фильм с Сэндлером.

Что интересно, при всей своей безбашенности и явной отмороженности, Коэн не стал шутить с ребятами, которые шуток конкретно не понимают. Поэтому, несмотря на явные аллюзии Аладина к диктаторам небольших нефтеносных стран, подчеркивается, что Вадия - африканское государство, а Аладин - вовсе не араб и не мусульманин.

Так что это так - просто какой-то отвлеченный диктатор, вынужденный выживать в Нью-Йорке - ну, alian, just a little alian.

Сортирно-генитального юмора в "Диктаторе" действительно достаточно немного - особенно по сравнению с тем же "Боратом". Этого юморка тут скорее на уровне того же "Зохана". И, как и в "Зохане", немало реально неплохих хохм: поляроидные фотографии, "террористический" разговор в самолете, шутка про стоимость Интернета, пытки Аладина, заключительная речь в отеле, ну и несколько других.

Коэн всегда славился умением воспроизводить самые разнообразные акценты и стилизоваться практически под что угодно: и в этом фильме английский Аладина - отдельное удовольствие, сделано это было очень здорово. (Понятно, что насладиться реально можно только в оригинале.) Кстати, отличная хохма с разговором на "вадийском" (который типа как стилизованный арабский) в самолете становится еще смешнее, когда понимаешь, что они на самом деле говорят на иврите. (При этом Саша Бэрон Коэн - чистый еврей, а Джейсон Манцукас, сыгравший Надаля, из семьи греческих иммигрантов.)

Здесь, как обычно, Коэн не упустил случая как следует поизмываться над всем и вся: над диктаторами, политиками, бизнесменами, фанатами-экологами, женщинами, мужчинами, неграми, евреями, спеслужбами, геями, натуралами, феминистками, демократией, азиатами и так далее и тому подобное. Всем досталось на орехи, из которых все сестры себе сделали серьги.

В "Диктаторе" засветилось немало хороших актеров. Бен Кингсли сыграл вероломного дядю правителя - совсем недавно он играл подобную роль в "Принце Персии: песках времени". Кстати, Книгсли в интервью после съемок пел панегирики Коэну и называл его новым Чаплиным.

Джон Си Рейли очень эффектно изобразил спецслужбиста-расиста, а сцена, где он пытал Аладина, - реально смешная.

Фред Меламед - гениальный в своей отталкиваемости Сай Абельман из "Своего человека" - появился здесь в роли нового начальника ядерных разработок.

Очень порадовала маленькая, но забавная роль Криса Эллиотта - оператора Ларри из "Дня сурка".

Эдвард Нортон выступил в камео - малюсенькой роли с какой-то пошлостью. Вот тут странно, как его сюда занесло.

Ну и еще здесь засветились два довольно популярных актера из Saturday Night Live - Крис Парнелл и Фред Армисен. Причем Парнелл совершенно замечательно изобразил диктора, комментирующего выступление Аладина.

Анна Фэрис, играющая тут фактически вторую по значимости роль, в действительности выступала мишенью для крайне неполиткорректных шуточек Аладина, поэтому о ее игре сказать фактически нечего.

В общем, в результате у Саши Бэрона Коэна получилось неплохая комедька, что было несколько неожиданно для меня. Ничего особенного, ни разу не шедевр жанра, однако не хуже того же "Не шутите с Зоханом" с примерно тем же процентным соотношением как сортирно-генитального юморка (меня это, увы, не заводит), так и вполне себе неплохих шуточек и скетчей.

На форумах часто можно встретить фразу из серии "Может понравиться только поклонникам "Бората" - так вот, ничего подобного. Я этого "Бората" вообще не смог смотреть, а "Диктатора" - запросто.

Конечно, с точки зрения "сохранения лица" надо было возмущенно написать, что мне никогда в жизни не может понравиться эта коэновская пошлятина, но я, как простой деревенский паренек, врать не люблю и не умею. Показалось забавно - ну и на черта я это буду скрывать?
     


А знаете ли вы, что...

- Фальшивое название проекта "Мечта Финчли".
- На рекламном плакате на груди у диктатора присутствуют медаль службу в Антарктике, медаль за кувейтскую свободу в Кувейте, медаль за оборону Филиппин во Второй мировой войне, медаль за освобождение Филиппин, французский крест за боевые заслуги, бельгийский крест войны за боевые заслуги.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: