ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Крепкий орешек 4.0 
Live Free or Die Hard

Режиссер Len Wiseman (Лен Вайзман)
Сценарий Mark Bomback (Марк Бомбак)
В ролях:
Bruce Willis (Брюс Уиллис),
Timothy Olyphant (Тимоти Олифан),
Maggie Q (Мэгги Кью),
Justin Long (Джастин Лонг),
Jeffrey Wright (Джеффри Райт),
Mary Elizabeth Winstead (Мэри Элизабет Уинстед)
Официальный сайт: www.livefreeordiehard.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 130 мин.
Год выпуска: 2007
РЕЦЕНЗИЯ №1

Есть люди, которые стареют красиво. Ну там, Клинт Иствуд, и несколько других безгрешных. А Брюс Уиллис пока вообще не стареет. Лысина ему к лицу, а со всем остальным – полный порядок.

Джон Маклейн – по-прежнему гордость департамента столичной полиции. Не более того: никакого повышения по службе, орденов или хотя бы личного счастья. Какой это, на хрен, Джон Маклейн, будь у него что-то в порядке с жизнью? Все та же хрень: он поможет, он все время на посту. Надо подвезти хакера в управление ФБР? В три часа ночи? Да какие проблемы? Маклейн заходит к хакеру в берлогу и не без удивления подмечает, что со всех сторон начинают лететь пули, а потом все взрывается к чертовой матери. Тут и дурак бы догадался, что дело нечисто. Маклейн, как мы помним, далеко не дурак, и разжижением мозга за последние 12 лет страдать не начал. Короче, он хватает под мышку хакера (парня зовут Мэтт Фаррелл, хотя откликается на Дональд Дак и, наверное, на Колин Деймон, но Маклейн сразу приклеил к нему кличку «шкет»). В другой руке у героического копа – «магнум», за пазухой – штук двадцать запасных обойм. А это значит, что задание будет выполнено, несмотря на то, что противник Маклейна на этот раз – гениальный сетевой маньяк, решивший обрушить всю инфраструктуру Соединенных Штатов.

Джон Маклейн ничего не смыслит в сетях. Мэтт Деймон.. Тьфу ты! Ну, в общем, «шкет» - наоборот, компьютерный бог. Маклейн любит старый рок. Для этого… Для «шкета» история музыки началась примерно с 1995 года. Маклейн живет, как герой, но не думает об этом. У «шкета» много мыслей насчет героизма, но никаких данных. Эти двое - очень разные. Может, поэтому из них получается далеко не худшая парочка, спасающая мир.

В фильме вообще очень многое превышает ожидания. Лен Уайзмен, ничего, кроме «Другого мира», в жизни не снимавший, обошелся с легендарной франшизой очень бережно, но не без молодого задора и с удивительным чувством меры (не переборщил ни с маклейновскими шуточками, ни с драками, ни с погонями). Шикарные трюки: дуэль истребителя и грузовика – хоть сейчас в хрестоматию. Роскошная китаянка, не очень отвратный Тимоти Олифант и вполне удобоваримый Джастин Лонг. Ну, и Брюс, как мы уже знаем, по полной программе показывает, что такое ягоды в ягодицах. В итоге – замечательное окончание приключений непобедимого копа.

Да, думаю, это был последний Джон Маклейн в нашей жизни. Уж с каким скрипом Брюс согласился примерить эту рваную полицейскую робу в четвертый раз! Уж сколько было разговоров о том, что играть Маклейна он станет только при наличии хорошего сценария! Между нами, сценарий все равно – так себе. Не в нем, конечно, дело. Концепция небритого одиночки, спасающего мир, не нуждается ни в чем, кроме достоверного героя. Уиллис все еще держится. Изо всех сил. Но следы надвигающейся пенсии уже отчетливо видны на его физиономии. Ему самое время уйти. Четвертый «Орешек» дает ему прекрасный шанс остаться в нашей памяти безупречно крутым перцем.

Впрочем, кто думал, что тот же Роки Бальбоа в свои шестьдесят будет выглядеть так здорово?


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

В ФБР все в жутком смятенье: неопознанные хакеры вырубили все мониторы Бюро и взломали базы данных. "Это не к добру!" - понимает начальник Боуман (Клифф Кертис) и отдает приказ срочно вычислить, кто это вообще мог сделать, после чего арестовать к чертовой матери всех этих хакеров. На вопрос подчиненных, что делать, если среди арестованных окажутся совершенно невинные программисты, которые незаконно вскрывают только консервные банки, Боуман отвечает, что когда рубят сахарный тростник - брызги летят, так что не фиг рассуждать о том, кто там виновен-невиновен, когда отечество, мать вашу, в опасности, мать вашу еще раз. В результате начальникам полицейских участков соответствующих населенных пунктов были разосланы меморандумы, в которых предписывалось срочно арестовать таких-то людей и препроводить их в застенки ФБР.

Наш старый знакомый Джон Макклейн (Брюс Уиллис) на свою беду подвернулся под руку начальнику участка тогда, когда он из своего родного Нью-Йорка приехал побеседовать с дочуркой Люси (Мэри Элизабет Уинстед). У Люси - синдром непонимания с отцом, у Макклейна - синдром непонимания с Люси, так что беседа была напряженной и не очень насыщенной. Но Макклейн, после небольшого скандала и хлопанья дверьми и окнами со стороны Люси, получил задание доставить юного хакера Мэтта Фэррелла (Джастин Лонг) в ФБР, вследствие чего сразу расслабился - потому что это работа, а свою работу коп знает крепко.

Впрочем, во время ареста Мэтта Джону пришлось крепиться так, что чуть орешки не лопнули, - оказывается, нехорошие люди из организации подлого суперхакера Томаса Гэбриэла (Тимоти Олифан) убивают всех юных хакеров совершенно не принятым в ИТ-сообществе способом: экран монитора сначала подергивается, затем где-то загорается красная лампочка, после чего достаточно нажать клавишу Del - и в компьютере память лопается с такой страшной силой, что разносит всю квартиру. Мэтт из-за визита Джона нажать Del не успел, поэтому нехорошие люди, вооруженные до зубов, явились прямо к нему домой, чтобы прищучить пацана быстрее, чем два байта пересылаются по выделенке.

Но Джон, как и ожидалось, не одобрил всей этой пальбы по парню. Он достал свой верный пистолет и начал дружески беседовать с негодяями, периодически меняя магазин. В результате почти все негодяи пришли в совершенно негодное для выполнения своего профессионального долга состояние, а Макклейн доставил Мэтта в ФБР. Но, как выяснилось, все только начиналось, потому что подлый Гэбриэл привел в действие свой зловещий план.

Как рассказал Мэтт, который участвовал в написании некоторых процедур сложнейшей программы, запущенной Гэбриэлом, план предусматривает три этапа Всемирного тип-топа. Первый этап - хаос в системе транспорта. Второй этап - хаос в системе энергетики. Ну и самый страшный третий этап - падение индекса Доу-Джонса ниже плинтуса и обрушение всемирной биржи. Ну и все, можно накрываться одеялом и ползти на кладбище.

Зачем, вы спросите, это Гэбриэлу? Ну, он же тип-топ тоже не напрасно затеял. Ведь во время всемирной катаклизьмы создастся большой шум, ну и под шумок Гэбриэл сумеет (как он надеется) слямзить сколько-нибудь немножечко денежек. План, как мы видим, вполне грамотный и эффективный. Но Гэбриэл не предусмотрел, что в процессе его выполнения некоему Макклейну отдавят пару орешков. А когда Макклейну наступают на чувствительные места, Джон начинает немножко сердиться и разносит абсолютно всех негодяев, которые ему попадаются на пути. Так что зловещим планам Гэбриэла угрожает большая опасность. А жаль, все так хорошо было продумано...

***

В реальность съемок четвертого "Крепкого орешка", вообще говоря, мало кто верил, несмотря на то что после третьего фильма мысль о том, что четвертый орешек уже не за горами, настойчиво муссировалась в околокиношных кругах. Но время шло, старина Брюс терял то жену, то шевелюру, начинал сниматься в ролях сильно пьющих ("16 кварталов") или седых и сломленных жизнью ("Заложник") полицейских, и уже мало кто верил, что Джон Макклейн проорет свое коронное "Yippee-ki-yay, motherfucker", расплющивая очередному ублюдку все светлые мечты.

Тем не менее процесс шел - правда, очень вяло, как сконфуженная солнцем груша, валяющаяся под деревом. Уиллис все читал и читал сценарии, где его знаменитый герой борется со злодеями то на корабле, то в джунглях, то чуть ли не на Марсе, - но ему все это не нравилось. Наконец ради Макклейна сценарист Марк Бомбэк переделал под "Крепкого орешка" свой оригинальный сценарий фильма "Третья мировая.com", в котором гнусные хакеры устраивали всей Америке полный алес гемахт, и вот это Уиллиса заинтересовало, потому что, во-первых, новые технологии, во-вторых, модная тема, а в-третьих, фильм доказывал, что ни черта эти придурочные хакеры не могут сделать с простым нью-йоркским копом, если у него есть пуля в нагане, "Yippee-ki-yay" на устах и крепкие орешки в нужном месте!

Впрочем, чтобы Макклейн вышел на первый план и имел возможность показать себя во всем блеске, материал был отдан сценаристу Дагу Ричардсону, который работал над вторым "Крепким орешком", хорошо знал соответствующий стиль и соответствующую эстетику. Под его крепким пером и родился новый "Крепкий орешек" - четвертый по счету.

Но сценарий - это еще полбеды. Нужно же режиссера, правильно? Но о Мактирнане, который снял первый и третий фильмы, и речи не шло: режиссер угодил в какой-то там голливудский скандал о незаконном прослушивании телефона одного из продюсеров, и, разумеется, его не могли сажать в режиссерское кресло - в результате посадили в продюсерское, чтобы уже его самого незаконно прослушали. А в режиссерское кресло посадили Лена Вайзмана, который кроме "Подземного мира" себя больше ничем не запятнал. Вайзману сказали, чтобы он бросил этих подземных штучек и сосредоточился на Макклейне, он согласился, и тогда кресло ему и досталось.

Так что можно сказать об очередном сиквеле? Только одно: тяжелый, но достойный. Хакеры-шмакеры, конечно, своими смешными эскападами по выведению из строя всей Америки рождают тяжелый пивопроливальный хохотунчик, но, с другой стороны, идиотизм и полное отсутствие хоть какой-то логики и хоть какой-то достоверности в главных злодеях уже давно стали доброй традицией. Давно прошли времена простого, но симпатичного Ханса Грубера, который всего-то захватывал небоскреб, вздрючивал местное хранилище и пытался под шумок скрыться с деньгами. Нынешним злодеям, желающим все так же скрыться с деньгами, по воле сценаристов требуется поставить на уши как минимум всю Америку - никак не иначе.

Поэтому главный злодей "Крепкого орешка 4", которого достаточно аутентично, насколько это возможно в данной ситуации, изобразил, постепенно густея бровями и глазами, Тимоти Олифан, - и швец, и жнец, и на клавиатуре игрец: он тебе и суперхакер, и суперзлодей, и негодяй-садист, и беспринципная сволочь, и принципиальный службист, и нежный любовник. В подручных у него тоже полная хакерская линейка: от классических нердов - очкастых, придурочных и сальноволосых - до стальных парней с бочкообразными мышцами, которые также, между прочим, суперхакеры и с компьютером не просто на "ты", а вообще - явно состоят в тесно интимных отношениях.

Второго главного героя, который шляется за Макклейном весь фильм, выдает всякие хакерские секреты и мужественно преодолевает в себе традиционный ботанизм-лузеризм, играет Джастин Лонг. Играет, в общем, как и полагается по сценарию, поэтому все претензии - к сценаристам, ибо заколебали эти заштампованные юные хакеры, которые для всех суперсекретных проектов делали "плавающую защиту", поэтому в нужный момент с помощью телефона Nokia могут вскрыть все что угодно: от золотовалютного хранилища США до пароля к секретной порнушке. (Кстати, я все думал, где же я видел эти сальные волосики и наивный взгляд? Потом вспомнил! Джастин Лонг играл в "Вышибалах" лузера-чирлидера...)

Единственного действительно прикольного хакера по имени Варлок в фильме изобразил Кевин Смит - да-да, тот самый Кевин Смит, который ради такого святого дела даже перестал быть молчаливым Бобом и выдал пару весьма прикольных эпизодов. Мы с Бубликом подумали, что вот его бы надо было поставить к Макклейну в пару - вдвоем они бы зажгли так, что мало бы не показалось! Впрочем, с другой стороны, понятно, что Уиллису в напарниках такой яркий персонаж был не нужен. Потому что только он один - во-первых, герой, а во-вторых, приколист. "Почему ты до сих пор геройствуешь, Джон?" - спрашивает его Мэтт. "А кому еще?" - простодушно, но в то же время геройски отвечает ему Макклейн. Некому больше геройствовать, паренек, поэтому я до сих пор и спасаю этот чертов мир.

О тяжелом поговорили, так что там достойного? Макклейн - Уиллис, разумеется, кто же еще? Ведь некому больше геройствовать, как мы выяснили. Но Уиллис геройствует действительно весьма достойно. Он вовсе не выглядит старичком, из которого коронные шутки сыплются вместе с песочком. Он совсем не сморщенный орешек, а вполне себе крепкий орешек. И умирать пока не собирается. Он обязательно убьет всех негодяев и спасет Люси (дочку, ясный пень, злодей все-таки похитил - он смотрел много фильмов и знает, что злодеи всегда так делают), и зрители верят, что старческий маразм не заставит любимого героя перепутать, убив Люси и спасши всех негодяев.

Так что как сиквел - вполне, и Уиллис если уже не восхищает, то, во всяком случае, жалости не вызывает. Экшена в фильме хватает, причем, что приятно, зрителям не приходится ждать финальной сцены на заводе, чтобы посмотреть, насколько Макклейн еще о-го-го! Драчки и погони начинаются буквально с первых минут фильма, и на протяжении всех 110 минут их вполне хватает. Перестрелка в доме Мэтта, убегание от вертолета, сшибание вертолета полицейской тачкой, мощное чукалово на электростанции, напоминающее предыдущие "Орешки", крышесносящее сражение трейлера с истребителем (кстати, это новое слово в науке и технике), ну и традиционная сцена на заводе - короче говоря, фанаты будут довольны. Халтуры нет, все сделано очень грамотно и так, как полагается.

Ну а легкий идиотизм сценария с этими хакерами-шмакерами, картонно-тупыми фэбээровцами и прочими штампами - спишем на издержки современного кинобизнеса. В конце концов, старина Уиллис в роли Макклейна совершенно не облажался, а, можно сказать, зажег, погони, перестрелки и спецэффекты налицо, и это означает, что сиквел удался. Не поразил, но и не разочаровал. Yippee-ki-yay, motherfuckers, короче говоря...


     
А знаете ли вы, что...

- Съемки картины проходили с 23 сентября 2006 года по 14 февраля 2007 года.
- Джессика Симпсон проходила неудачные пробы на роль дочери Джона МакЛейна.
- Сюжет картины частично основан на газетной статье "Прощай, оружие".
- Американская версия названия фильма "Live Free or Die Hard" взята из девиза американского штата Нью-Гемпшир.
- Каскадер-двойник Брюса Уиллиса Ларри Риппекрегер был серьезно ранен в результате падения с 8-метровой высоты, в результате чего съемки были приостановлены.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: