РЕЦЕНЗИЯ №1
В казахской глуши живет молодой доктор Дмитрий Васильевич. Надобно сказать, что казахская глушь – это не просто в стороне от города, это – триста лье от Алма-Аты. На ближайшие сто километров один врач, один милиционер и одна красавица. Сценарий написан в начале 90-х, так что на естественную захолустность накладывается полный распад порядка, которого, впрочем, тут никогда и не было.
Доктору нелегко. У него нет медикаментов. Ему приходится лечить людей раскаленной кочергой или какими-то травами, которые он любовно собирает, сушит и сортирует (когда эту процедуру показывают впервые, возникает легкое впечатление, что идет изготовление марихуаны. Но оно быстро проходит). Милиционер Рябов пытается имитировать law and order, что удается с большим трудом. Характер-то у Рябова есть, но один пистолет на сто километров – явно маловато, чтобы выбить дурь из головы людей, которых забыл бог и правительство.
Ну, а что касается красавицы… Казахская девушка на шпильках не прочь погулять с доктором по окрестностям, но у того в большом городе осталась большая любовь. Фотография на столе, каждое утро – рейсы к почтовому ящику на перекрестке дорог… Как-то сразу возникает предчувствие, что ничего доктору не светит.
Итак, сценарий был написан в начале 90-х. Это было время, когда рушилось все. Кто-то верил, что на обломках возникнут дворцы. Люди более проницательные понимали, что вокруг стремительно образуется абсолютная пустота, и есть только два способа спастись – ухватиться за какой-то из обломков или держаться себя. Доктор Дмитрий Васильевич предпочел второй способ. Ничего это ему не приносит, кроме удовлетворения от профессиональных успехов в экстремальной медицине. Условия жуткие, люди ужасные, перспективы никакой… Но, когда вокруг пустота, человек может просто делать свое дело. Иногда из этого получается вполне приличный новый мир.
«Дикое поле» называют арт-хаусным фильмом. Как по мне, это один из самых простых, доступных и реалистичных фильмов последних лет. В нем нет особенной интриги, его сюжет – это просто ряд абсурдных, диковатых историй, которые жителю города Фрайбург могут показаться какой-то плохо проработанной антиутопией, а для нас это – понятная правда. Фильм, в котором почти нет фальши – не на уровне деталей, а на уровне отношений. Фильм, который не стоит идеализировать (иногда в нем проступают элементы спекуляции на этой самой пресловутой «простоте»), но который оставляет замечательное ощущение чего-то настоящего. Ужас и мрак рождает свет и истину, как, кажется, говорят отцы некоей религии. Ну что ж, тут – как раз тот самый случай.
А знаете ли вы, что...
- Оба сценариста (Петр Луцик и Алексей Саморядов) умерли задолго до запуска ленты в производство. Луцик, успевший снять в качестве режиссера только одну картину — "Окраина" (1998, приз Кинотавра за лучший дебют), собирался снимать "Дикое поле" сам, но не успел.
|