РЕЦЕНЗИЯ №1
Сюжет: Врач-психиатор Натан Конрад (Дуглас) оказывается замешанным в поиски бриллианта, похищенного десять лет назад, когда его дочь таинственным образом пропадает. Оказывается, воры тогда разделились, и камень остался у одного из них, решившего не делиться со своими подельниками, а попросту сбежать от них. Бывшие дружки его все равно находят, непредусмотрительно отправив к праотцам, но камня при себе у того не оказывается, и теперь местоположение бриллианта знает лишь его психически нездоровая дочь (Мерфи). При чем здесь Натан? В силу его профессии он может быстрее других выведать у девушки нужную информацию, а голос дочери в телефонной трубке поможет ему шевелиться намного резвее, чем обычно.
Впечатления: Обычно мнение о режиссерских способностях того или иного постановщика можно составить уже после второго фильма, но в случае с Гэри Фледером, думается, можно подождать еще немного, потому как даже несмотря на то, что «Не говори ни слова» - уже третий его фильм, не хочется верить, что блистательный дебют Фледера «Чем заняться мертвецу в Денвере» был случайностью. Ему простили невнятных и вторичных «Целуйте девушек», приняв во внимание довольно успешную прокатную судьбу этой картины, но никто не мог подумать, что он во второй раз наступит на одни и те же грабли, сняв очередного безликого близнеца «Выкупа».
В картине мало оригинальных ходов, но еще хуже то, что сам Фледер, несмотря на небогатый багаж собственных постановок, начинает повторяться. Нетрудно заметить, что женщины в его фильмах всегда играют роль пассивную или даже жертвенно-ущербную. Файруза Болк в «Чем заняться мертвецу в Денвере» дефилировала по экрану с фингалом под глазом, Эшли Джадд в «Целуйте девочек» пытал психопат, а в «Не говори ни слова» Фледер пошел еще дальше: вдобавок к исколотой и избитой Бриттани Мерфи, в медицинской карте которой записаны, пожалуй, все известные диагнозы, что можно поставить психически больному человеку (от маниакально-депрессивного психоза и шизофрении до банальных суицидальных наклонностей), еще и жена Майкла Дугласа несколько ограничена в передвижении – у нее сломана нога. Да, это распространенный ход, помогающий в построении напряжения (здоровая как лошадь Фамке Янссен на костылях против не менее здорового и злобного негра), но в исполнении Фледера это выглядит искусственным и натянутым – в ленте слишком много других условностей.
А условны здесь практически все сюжетные ходы, персонажи, отношения между ними, аргументация логических заключений героев… Диагноз, аналогичный недавнему «И пришел паук» (кстати, продолжению «Целуйте девушек», снимал которое, правда, другой режиссер), и он явно неутешительный. Герои появляются из ниоткуда (крайне схематично приплетена к основной истории девушка-детектив в исполнении Дженнифер Эспозито) и пропадают в никуда (персонаж Оливера Платта, несмотря на активное участие в завязке истории, просто исчезает с экрана во второй половине фильма), и убедительности и правдоподобности ни в одном из них нет – обычные ходячие клише жанра.
Радует лишь чувство динамики, которым откуда-то обзавелся Гэри Фледер за те пару лет, что не снимал кино. Первый час действие развивается с поистине бешеной скоростью – счет идет на минуты, и каждая пройденная секунда чувствуется кожей. Интересные операторские приемы, резкий монтаж и экспрессивная и эмоциональная игра актеров отвлекают внимание от частых логических неувязок, но как только герой Дугласа переламывает эту гонку со временем в свою пользу (с чего он так обнаглел, опять же не совсем понятно), фильм окончательно проваливается в колею ординарного серенького триллера с обязательной дракой с главным злодеем в финале, его «оживанием» и неожиданно приходящими на помощь друзьями, которые, в лучших традициях подобного кино, обречены словить пулю и героически отправиться в больницу в красивой машине с мигалками (что особенно занятно, учитывая, что развязка происходит на малюсеньком острове).
РЕЦЕНЗИЯ №2
Дуглас - большой мастак обольщать публику. Собственно, это один из самых "серьезных" актеров американского кино, которого можно, я не побоюсь этого, поставить в один ряд с Хоффманом, ДеНиро и Пачино. Но несмотря на то, что все четверо формально олицетворяют одно поколение (и все четверо, конечно, не молоды), все они удивительно разные.
Хоффман - утончен, и поклонники его, что не удивительно, гордятся собственной утонченностью. ДеНиро, как заправский мафиози, бьет в глаз. Думаю, что Антонио Бандерас к старости станет таким же. Пачино - дьявол во плоти, и тоже слегка мафиози (образ из "Scarface" последнее время преследует меня; что, впрочем, не удивительно, о-кей?). Дуглас же скорее положительный. Я бы сказал, что на роль мелкого жулика он не подходит, Дуглас - это всегда безусловно сильная роль, но, по большому счету, его герои хоть и безусловно привлекательны, но безусловно положительны.
Осенний кинопрокат (тут надо отметить, что осень в США начинается несколько позже, чем в России), по идее, должен кишеть леденящими душу триллерами, поскольку после душного и расслабляющего лета зрителей надо заманивать в кинотеатры не высокобюджетными фильмами, которые ничего не соберут в прокате (поскольку публика еще не разогрелась в достаточной степени), а чем-то попроще, но, тем не менее, достаточно интересным.
Первый в прокате катастрофический фильм про Нью-Йорк после сентябрьской катастрофы оставляет гнетущее впечатление. И эти чувства рождаются сами собой, по мере того, как вы наблюдаете за гигантским праздничным индюком, которого медленно выворачивают наизнанку. Другая сторона дня благодарения - это вам не какие-нибудь шуточки о тех, кто вас ест, а по-настоящему жуткая история о том, до чего может довести человека собственный страх.
Дуглас играет психиатора Натана Конрада, которому не повезло с коллегами - его попросту подставляют, назначив лечащим врачом к не вполне вменяемой пациентке - Элизабет (ее играет Бриттани Мэрфи), обладающей неким знанеием, необходимым для того, чтобы найти драгоценности, утраченные десять лет назад. При этом пациентка совершенно не представляет, чего именно хотят преследователи. Проблема заключается в том, что бандиты, преследующие девушку, выкрали малолетнюю дочь Конрада и шантажируют его.
Сама Элизабет тоже не лыком шита - проведя большую часть своей жизни в психиатрических лечебницах, она лишь имитировала помешательство, пытаясь скрыться от бандитов. Впрочем, это ей не вполне удалось.
Задача Конрада - не только узнать ключ к разгадке, чтоб спасти жизнь жены, дочери, свою и Элизабет, но и заставить бандитов играть по его правилам. Мужественный доктор вряд ли бы справился со своей задачей, если бы не... Впрочем, об этом вы узнаете, посмотрев фильм.
Don't Say A Word - второе в этом году появление Дугласа на экране после One Night At McCool's и мне кажется, вы не останетесь разочарованы. Сильная актерская игра, увлекательный сюжет, неплохая операторская работа - все это сделает ваш просмотр увлекательным.
Режиссер Гэри Фледер держит зрителя в постоянном напряжении, периодически шокируя видами психиатрической лечебницы, эдакого ада на земле. В фильме есть все необходимое для того, чтобы завсегдатаи кинематографа содрогнулись от ужаса - за нами не просто следят, нас могут шантажировать без повода...
Картина, безусловно, не предназначена для того, чтобы ее смотрели дети.
РЕЦЕНЗИЯ №3
Натан Р. Конрад (Майкл Дуглас) - преуспевающий детский психиатр. У него прекрасная квартира, богато обставленный кабинет, пациенты из именитых семей - всякие подростки в пубертатном периоде, которым доктор Конрад нежно, но внушительно объясняет, что от мастурбации, сынок, руки не загорятся и глаза не лопнут.
Как-то раз доктора Конрада, когда он уже ехал домой отмечать День благодарения, вызвал его старый знакомый - доктор Луис Сакс (Оливер Плэтт). Луис работает психиатром в тюремной клинике, и он умоляет Натана посмотреть одну пациентку - девушку по имени Элизабет Барроуз (Бриттани Мерфи). Десять лет назад у Элизабет на глазах погиб ее отец, и с тех пор девушка страдает сильнейшими психическими расстройствами, коих у нее нашли аж десяток штук.
Конрад не понимает, к чему такая спешка, - тем более что он мчался домой, к семье, - однако Луис объясняет, что если быстро не выяснить, что с этой девушкой, то ее через пару дней увезут в психушку, и там Элизабет останется на всю жизнь.
А потом у семьи Конрадов похитят их единственную дочь. За похищением стоит некий Патрик Костер (Шон Бин) - преступник, которого некоторое время назад обдурил его напарник, когда они вместе похитили бриллиант невиданного размера. Элизабет - дочь того самого напарника, и его десять лет назад прикончил именно Патрик. Элизабет знает некое число, имеющее отношение к тому месту, где спрятан бриллиант. Причем она сама ничего не знает о бриллианте, да и число, возможно, не помнит.
Дочка Конрада была похищена для того, чтобы Натан пустил в ход все свои профессиональные знания и сумел выяснить у Элизабет этот код для Патрика. В противном случае его дочь умрет. Ну и Конраду ничего не остается, кроме как начать работать с Элизабет. А времени у него - всего семь часов.
***
Гэри Фледер - создатель довольно известного триллера "Чем заняться мертвецу в Денвере", фильма, в котором играли: Энди Гарсиа, Кристофер Ллойд, Кристофер Уокен, Трит Уилльямс, Стив Бушеми. "Не говори ни слова" - тоже триллер, причем в нем занят достаточно звездный состав во главе с самим Майклом Дугласом, мастером подобных ролей (достаточно вспомнить "Игру", "Идеальное убийство" и "Черный дождь").
С одной стороны, сценарий "Не говори ни слова" особой оригинальностью ну никак не отличается: все эти похищения дочери главного героя, чтобы заставить отца выполнить задание некоего преступника, присутствуют в десятках различных фильмов от невероятно надуманного "В последний момент" и до откровенно скучного "24 часа" с Шарлиз Терон и Кевином Бейконом.
Тем не менее, несмотря на совершенно типовую схему завязки, сценарий отличается тщательной продуманностью деталей и четкой взаимосвязью во всех завихрениях сюжета, а это как раз бывает нечасто. Явных натяжек в фильме не наблюдается, мотивация персонажей и их поведение - вполне логичны.
А уж если к этому добавить несомненное мастерство режиссера и высокий класс актеров (прежде всего, конечно, Шона Бина и Майкла Дугласа), тогда вы получите весьма качественный триллер, который смотрится на одном дыхании от начала и до конца.
Фледер - мастер нагнетать напряжение. Это было продемонстрировано в "Чем заняться мертвецу в Денвере", и это вполне подтвердилось в "Не говори ни слова". Если в самом начале режиссер еще использует уже набившие оскомину приемы, когда зрителей пугают как бы просто так, чтобы они свыклись с мыслью неотвратимо надвигающегося липкого ужаса, - я имею в виду сцену, когда Натан ищет дочку по всей квартире, и мы уже думаем, что дочурку к чертовой матери похитили, а она на самом деле прячется в шкафу, - то дальше у зрителей уже нет поводов для претензий: действие развивается стремительно и захватывающе, а уж поводов понервничать - предостаточно.
Причем здесь никаких таких особых кровавостей нет (хотя детям этот фильм смотреть совершенно не рекомендуется), а напряжение создается все сгущающейся атмосферой полной безнадеги, в которую попало семейство Конрадов: и номер этот вытащить из девочки-психопатки почти невозможно, да и развязка даже при наличии номера сомнений не вызывает - Патрик все равно предпочтет убрать всех свидетелей.
И все это настолько заставляет понервничать, что пару раз я совершенно неожиданно для себя порадовался тому, что в голливудских фильмах обычно принято делать счастливый хеппи-энд, - это хоть как-то успокаивало в моменты, когда казалось, что главные герои завязли по уши.
Майкл Дуглас играет в психологических триллерах очень интересно: манера игры чрезвычайно скупая, эмоций мало, однако напряженность, страх, растерянность, но вместе с тем решимость сквозят в каждом взгляде и в каждом жесте. Поэтому при наличии Дугласа даже простенький триллер смотрится достаточно выигрышно, а уж на крепкой сценарной основе и с хорошим режиссером - получается "Не говори ни слова", картина, вполне достойная просмотра.
Шон Бин - актер прекрасный, но его в Голливуде редко выпускают за рамки типовых злодеев, причем его персонажа обязательно по фильму убивают. Но Шон Бин и в таких ролях ухитряется находить и демонстрировать какие-то яркие и запоминающиеся черточки - данная картина не исключение. А уж их финальное противостояние с персонажем Дугласа - просто великолепно. Особенно фраза "Ты - не такой, как я" и ответ на нее.
Резюмирую. Очень крепкий психологический триллер, который я посмотрел с большим удовольствием. Как представитель жанра - один из лучших, хотя подобная завязка сценария встречается в десятках картин. Но тут все искупает мастерская постановка и отличная игра актеров. Твердая четверка с плюсом.
А знаете ли вы, что...
- Проект разрабатывался более пяти лет компанией Арнона Милчена New Regency.Twentieth Century Fox является партнёром компании и прокатывает фильм по США и Канаде, хотя фильм на 100 процентов финансировался New Regency. Производство картины началось 29 ноября, 2000 в Нью-Йорке.
- Фледер является режиссёром таких картин как "Целуя девушек" и "Чем заняться мертвецу в Денвере, когда ты мёртв".
- Kirkus Reviews назвал роман "сильно захватывающим и страшным … достойным Хитчкока в лучшем понимании этого слова."
|