Режиссер Danny DeVito (Денни ДеВито)
Сценарий Larry Doyle (Ларри Дойл)
В ролях: Drew Barrymore (Дрю Бэрримор), Ben Stiller (Бен Стиллер), James Remar (Джеймс Ремар), Eileen Essell (Эйлин Эссел), Harvey Fierstein (Харви Фирстейн), Swoosie Kurtz (Свузи Куртц), Tim Maculan (Тим Макулан), Maya Rudolph (Майа Рудолф), Wallace Shawn (Уоллес Шон), Justin Theroux (Джастин Терокс), Amber Valletta (Эмбер Валлетта)
Официальный сайт:miramax.com/duplex Видеоролик:Quicktime Год выпуска: 2003
РЕЦЕНЗИЯ №1
Программисты не жалуют ламеров. Художники презирают «грубых варваров». Даже так называемые менеджеры по продажам свысока смотрят на излишне настойчивых покупателей. Идея «Дюплекса» очень точно отражает настроение сословия молодых и образованных, умело оперирует их раздражением и обслуживает их извечный комплекс – страх перед куда менее деликатным окружением. Молодые и образованные в злоключениях главных героев узнают собственные мелкие проблемы, при многократном столкновении с ними перестающие казаться мелкими, – по крайней мере, на первых порах солидарностью с бедолагами зрители проникнутся.
Вообще же, коммунальные ужасы в этом фильме чрезмерно – с выходом за рамки обычного гротеска – преувеличены. Надо ж было дать комедии состояться. Потому молодожены оказались куда более беззубыми, чем столетняя старушка. А всего-то надо было – уметь ставить кое-кого на место. Самых шумных соседей можно перешуметь, самых нудных – перенудеть, обнаглевшему копу можно указать на границы его полномочий. Клин клином вышибают – если это война, побеждает в ней тот, кто вреднее и наглее. Сначала, впрочем, надо было попытаться договориться. Увы, диалог между каргой и мямлями пошел по принципу испорченного телефона – не дуплексному, а симплексному. Это когда прием и передача ведутся не одновременно, а поочередно. Дипломатия была бессильна изначально, стороны с ходу перешли к активному обмену уколами, потом – к диверсиям, в конце концов – к террору.
А главный герой – видели вы такого лопуха? Это ж чем надо соображать, чтобы собственный скорбный труд хранить на одном, пусть хоть трижды навороченном ноутбуке? А резервные копии кто за него делать будет? Что, трудно взять и скопировать один текстовый файл на обычную дискетку? Но это в контексте повествования не суть важно – во всем, конечно же, виновата зловредная старушенция. Ату ее!
Бесхребетности современных яппи в последнее время посвящено немало комедий. Навскидку вспоминаются «Управление гневом», «Знакомство с родителями», «Дочь моего босса». В финале каждой из них герои «перевоспитываются» и дают-таки отпор агрессивной окружающей среде. В «Дюплексе» несчастные молодожены ограничились действиями исподтишка и в конечном счете сдались. Наверное, потому картина и провалилась в американском прокате, что зло в ней так и осталось безнаказанным. Американские яппи в большинстве своем вовсе не так безобидны – напротив, они дотошны, мелочны, злопамятны и сами кого хочешь изведут. Подобной демонстрации слабости они не прощают. И то, что фильм напичкан весьма уморительными приколами, существенной роли для них не играет.
В основу сценария легла реальная история, произошедшая во Франции. Там некий адвокат заключил с престарелой мадам договор содержания с правом наследования жилплощади. Спустя три десятилетия, уже после смерти адвоката, признанная старейшей жительницей Земли француженка выпустила сольный компакт-диск с элементами техно, рэпа и хип-хопа, не без умысла названный «Повелительница времени». 86-летней дебютантке в большом кино Эйлин Эссель, как говорится, расти еще и расти.
Концовка фильма – однозначно, самое слабое его место. И не только потому, что зло восторжествовало. Технично выполненный финал превратил остроумную комедию в пародию на социальный триллер 1990 года «Тихоокеанские высоты» с Мелани Гриффит и Мэтью Модином в качестве новоселов и Майклом Китоном в качестве инфернального жильца. Не станем судить, насколько рискованный бизнес затеяли злодеи в «Дюплексе». Юмор, очевидно, заключался в том, что и божьи одуванчики могут быть сущими монстрами. Уж для кого-кого, а для Дэнни ДеВито («Сбрось маму с поезда», «Война Роуз») это – не открытие.
- Съемки картины начались 19-го февраля 2002 года, передвинувшись с первоначальной даты 28-го ноября 2001 года, в Нью-Йорке, а закончились в конце мая 2002 года.
- Рецензия на сценарий находятся здесь.
- Первоначально картину должен был ставить Грег Моттола (The Daytrippers).
- Премьера фильма первоначально была намечена на 16 августа 2002 года, но получилось так, что он пролежал на полке больше года. Последней датой стало 26 сентября 203 года.