ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Ничего личного 
Duplicity

Режиссер Tony Gilroy (Тони Гилрой)
Сценарий Tony Gilroy (Тони Гилрой)
В ролях:
Julia Roberts (Джулия Робертс),
Clive Owen (Клайв Оуэн),
Tom Wilkinson (Том Уилкинсон),
Paul Giamatti (Пол Джиаматти),
Rick Worthy (Рик Ворти)
Официальный сайт: www.duplicitymovie.net
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 125 мин.
Год выпуска: 2009
РЕЦЕНЗИЯ №1

Рэй Ковал (или Коваль – вот в чем вопрос!) и Клэр Стэнвик встречаются на вечеринке в Дубаи. В итоге сложносочиненного разговора, где каждый яростно стремится оказаться сверху, они попадают в номер Рэя, где, как несложно догадаться, они тоже поочередно доминируют. Когда Рэй приходит в себя, оказывается, что эта сучка накачала его клофелином и вычистила секретные ящики, где хранились важнейшие документы. Рэй – агент MI-6, Клэр числится в ЦРУ или непонятно где вообще. Они встретятся через пять лет, когда Рэй будет работать на крупнейшую химическую корпорацию, а Клэр… Клэр тоже, но только как «крот», внедренный в структуру главного конкурента. Что на уме у этих двоих – трудно понять не только зрителю, но зачастую и самим двоим…

Мораль этого живенького фильма проста, как тапки: верить никому нельзя. Еще герцог Ришелье говорил: «Человек – это тот, кто может меня обмануть». Старик знал толк в подобных вещах. Тони Гилрой тоже о чем-то таком догадывается. Гилрой неплохо знает жизнь, что неудивительно для потомственного сценариста. А еще он делает вид, что плавает в шпионских хитросплетениях, как рыба в воде. Статус автора трилогии про Джейсона Борна обязывает, пусть даже там он выступал литературным последышем. Поскольку массовый зритель ни черта в шпионском деле как раз не смыслит, ему остается только положиться на волю волн, памятуя все о том же: верить никому нельзя (и Тони Гилрою – в том числе).

Как знаток жизни, Гилрой понимал: стоит подложить под событийный ряд саундтрек в латиноамериканских тонах, и все заискрится. Рецепт сработал замечательно. Легкая, пузырящаяся музыка скрадывает громоздкость сюжетной конструкции. Более того: с такой музыкой все эти шарахания во времени и пространстве удивительным образом выстраиваются в унисон. Фильм получается сложный, но легкий. Джулия Робертс работает просто, но достоверно. Изрядно похудевший Клайв Оуэн грустнее, чем обычно, но все так же мастерски косит под Алена Делона (насколько возможно при его внешних данных). И эта приятная мозгу маета: Рим, Лондон, Нью-Йорк, Багамы…

Как опытный профессионал, Гилрой сообщает своему фильму вселенский посыл. Две мега-корпорации, смертельная битва Пересвета с Челубеем, а в подоплеке – светлое намерение сделать всех лысых волосатыми (идея, в силу природных причин особенно близкая автору этих строк). Анекдотическая ситуация, когда для защиты от промышленного шпионажа корпорация тратит тридцать три годовых бюджета Бурунди, разыграна почище, чем похождения полковника Исаева. Фильм смешной. И фильм грустный. Потому что, при всех его лосьонах и заговорах, он-то – о любви. И вот тут зарыта самая главная гилроевская собака. Вопрос, на который нет ответа. Как же можно любить, не доверяя друг другу? С другой стороны – а что делать? Ничего не понятно с этой любовью в этом трамвае…


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Как-то раз во время приема в Дубаи профессиональный шпион из британской МИ-6 Рэй Коваль (Клайв Оуэн) закадрил первую попавшуюся тетку-американку и потащил ее в номера жениться. Тетка, которую зовут Клэйр Стенуик, переспала с Рэем, однако, так как она работает в ЦРУ, после бурного секса Рэй получил свою дозу клофелина, в результате чего заснул детским сном, пуская пузыри и испытывая приятные поллюции, а Клэйр в это время обшарила его вещи и сперла что-то там очень суперсекретное вроде боевых кодов египетских ВВС.

Казалось бы, Рэй должен возненавидеть сучку, которая его так подло подставила, а МИ-6 должны немедленно уволить этого поца за полную профнепригодность - ан нет. Выяснилось, что за секунду до того, как отрубиться от клофелина, Рэй понял, что любит эту тетку с огромным ртом и угловатой походкой. Влюбился, понимаете ли, как малолеток. А может, это просто клофелин дал такие странные глюки, но тем не менее теперь все, парень пропал.

Впрочем, из разведки Рэй ушел. И Клэйр ушла. Надоело им это дело. Ведь только в фильмах разведчики не бывают бывшими - им никогда не дают уйти просто так, унося с собой ценные государственные секреты. Здесь - дали, поэтому Рэй и Клэйр счастливо соскочили, даже не достигнув обычного шпионского пенсионного возраста.

Но тут перед ними встал вопрос, что делать дальше. Чтобы спокойно поселиться где-нибудь у океана и не заботиться о хлебе насущном до конца своих дней, шпионской парочке нужна сущая безделица - порядка двадцати лимонов. Где их взять? Мысль, разумеется, возникла у Клэйр - потому что у нее в этой шпионской семье член. Они с Рэем должны поступить на работу в две конкурирующие организации. Пользуясь служебным положением, кто-то из них должен выкрасть главный секрет компании и продать его конкуренту за двадцать лимонов.

Идея отличная, но тут возникает вопрос, куда именно податься. Рэй нарыл крутую пиццефабрику, которая разработала сверхсекретный рецепт двойной пиццы с ананасами, - мол, с этого можно поживиться. Но Клэйр так мелко не плавает. Она предлагает другой вариант. Рэй пойдет начальником службы разведки в крупную косметическую компанию, руководит которой некий Ричард Гарсик (Пол Джиаматти). А Клэйр отправится начальницей службы разведки в конкурирующую косметическую компанию, руководит которой некий Ховард Тулли (Том Уилкинсон). Гарсик с Тулли ненавидят друг друга, а компания Тулли разрабатывает новый сверхсекретный лосьон, который то ли все прыщи выведет навсегда, то ли поможет мыть шею без всякой воды - в общем, целая революция.

Теперь Клэйр работает на то, чтобы добыть секретную формулу и продать ее Гарсику. А Рэй ей помогает со стороны Гарсика. И, как и встарь, Рэй с Клэйр не доверяют друг другу. Собственно, только это и помогает им достигать оргазма.

***

После весьма успешного дебюта в качестве режиссера криминального триллера "Майкл Клейтон" (получил "Оскар" плюс еще 12 наград и 51 номинацию) сценарист Тони Гилрой (он писал киносценарии ко всем трем "Борнам" и к "Адвокату дьявола") решил продолжить режиссерскую практику и взялся за совершенно другой жанр. Сценарий "Ничего личного" (вполне нормальное оригинальное название "Двуличность" наши дистрибуторы напряглись, но все-таки испохабили, как им это свойственно) Гилрой написал сам: пословица "сапожник без сапог" тут не сработала, но, видимо, зря, потому что для себя режиссера Гилрой-сценарист явно не перенапрягся.

Первое, что играет в явный минус фильму, - тот факт, что все эти шпионские романтические полукомедии-полудетективы уже изрядно поднадоели. Тема о супругах-киллерах, которые то доверяют друг другу, то не доверяют, фактически закрыта в отличном боевичке "Мистер и миссис Смит". Тема шпионажа и взаимных подстав за последние двадцать лет обсасывалась с разных сторон уже столько раз, что замучаешься перечислять названия картин. Ну и не говоря уж о том, что снова сводить вместе Оуэна и Робертс после "Близости" - шаг настолько примитивный и даже пошловатый, что хуже этого было бы только воссоединение Джулии Робертс и Ричарда Гира.

Единственная светлая мысль, которая здесь была в сценарии, - это тот факт, что бывшие шпионы работают на косметические компании, причем работают так же, как и встарь: используя всякие секретные гаджеты, реальную слежку, прослушку, продувку и утряску. Это была хорошая идея, из нее можно было выжать забавную комедию, тем более что единственные роли, которые удаются Джулии Робертс, - комедийные.

Но Гилрой свою же идею прощелкал. Потому что перед ним каменной стеной стояла "Близость", где Оуэн с Робертс играли Романтический Момент. Этот Момент Гилрой, кряхтя от натуги, и протащил в свою новую поделку. Он так настойчиво пихал в "Ничего личного" якобы "тонкости" взаимоотношений двух бывших шпионов - одной крутой, а другого придурка, - что от вроде как задуманной комедии не осталось ничего. Ноль!

Положение также сильно испортил тот факт, что Джулия Робертс играла типа как крутую шпионку - каменея глазами, напрягая свой знаменитый рот от уха до уха и пытаясь состроить из себя нечто супершпионскиособенное. Смотрелось это, на мой взгляд, ужасно. Из Джулии Робертс такая же крутая супершпионка, как из меня - проститутка-надомница. А уж когда под Робертс, чтобы как бы оттенить ее крутизну, из персонажа Оуэна делают какого-то тютю-придурка - вот тут мы с котом Бубликом стали готовы Тони Гилрою принести наши комплименты. Причем изо всей силы.

Дали бы развернуться Оуэну - возможно, фильм вытянул бы на четверочку. Но его принесли в жертву персонажу Робертс - ну как же, любимица всех домохозяек Америки, - и это картину окончательно добило. Оуэн делает все что может, но увы - его возможности сильно ограничены сценарием.

Единственное светлое пятно в этом фильм - сцена встречи двух косметических боссов на аэродроме и все остальные сцены с блистательным Полом Джиаматти. Вот уж Джиаматти тут удалось развернуться вовсю! Его Ричард Гарсик (владелец косметической компании), вместо того чтобы бросать все силы на изобретение какого-нибудь крема, лосьона или присыпки для попки, тратит огромные средства на подразделение экономического шпионажа. Гарсик должен украсть секретик у Талли, которого он ненавидит, и таким образом его обставить. Выступление Гарсика на собрании акционеров - это просто суперкласс, мои многочисленные комплименты Полу Джиаматти. Впрочем, он отлично играет везде и всегда. Кстати, ему приходилось играть и в паре с Оуэном - достаточно вспомнить отличный боевичок "Пристрели их".

В остальном фильм смотреть просто скучно. Оно понятно, что Гилрой прибережет что-нибудь для финала: или Клэйр все-таки кинет Рэя, или Рэй кинет Клэйр (это будет более логично), ну или их обоих кинет кто-то третий, но мне, если честно, было наплевать, чем это все закончится. А когда наплевать, фильм просто не получается. Потенциально забавную идею Гилрой собственными руками и загубил, напихав эту как бы многозначительность в отношениях двух бывших шпионов, но когда видишь, как Джулия Робертс, просвистев по улице своей традиционной походкой уборщицы, страдающей параличом некоторых частей тела, подходит к тюте-Оуэну и каменеет лицом, изображая супершпионку, нам с котом Бубликом становится дурно. Впрочем, может быть, мы ни черта не понимаем в джулияхробертс - не спорю.

Однако кассовые сборы показывают, что остальные зрители тоже не в восторге от этой поделки Гилроя. Их не вдохновили супершпионка Робертс и затюканный Оуэн, которому приходится из себя изображать дурачка. И даже несмотря на блистательного Пола Джиаматти, картина по миру собрала всего-то $78 миллионов при $60 миллионах бюджета (небось половина ушла на гонорар Джулии Робертс - вот уж не в коня корм) - это полный провал.

Так что не надо смотреть эту скукотищу. Лучше лишний раз пересмотреть "Мистера и миссис Смит", ну или "Близость", где изумительно играют Клайв Оуэн и Натали Портман.


     
А знаете ли вы, что...

- Съемки картины проходили с 9 марта по 27 мая 2008 года.
- Тэглайны картины гласят "Секс работе не помеха"; "Хитрый? Изворотливый? Умный? Выйди вон!".


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: