ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Враг у ворот 
Enemy at the Gates

Режиссёр:
Жан-Жак Анно (Jean-Jacques Annaud)
В ролях:
Джуд Лоу (Jude Law) ,
Джозэф Файннес (Joseph Fiennes) ,
Рэйчел Уайз (Rachel Weisz) ,
Эд Харрис (Ed Harris) ,
Боб Хоскинс (Bob Hoskins)
Официальный сайт: www.enemyatthegatesmovie.com
Видеоролик: Quicktime
РЕЦЕНЗИЯ №1

Сюжет дарит нам сразу два конфликта. Первый - противостояние двух асов-снайперов. Второй - противостояние комиссара и бойца, которого комиссар делает орудием пропаганды и, соответственно, играет его судьбой. Более того, есть еще и третья линия - любовная. Можно ли было ожидать, что ни одна из них не сработает? Нельзя. Но ни одна таки не сработала! Это кажется невероятным, поскольку руководил процессом настоящий мастер своего дела Жан-Жак Анно, но тем не менее, это факт. Первому конфликту недостает напряженности, которой ждешь от поединка двух суперпрофессионалов. Вторая линия изъязвлена штампами до такой степени, что теряет всякое правдоподобие. Ну, а любовь… Она, конечно - не вздохи на скамейке, но уж и не секс в подземелье.
         Ладно, давайте для начала остановимся на любовной линии. Назначение ее понятно: в самых ужасных условиях, когда мир вокруг рушится и вообще распадается на сегменты, любовь продолжает спасать человечество. Любовь непобедима. Тоталитарные режимы с ней ничего не могут поделать. Пока будет жива хотя бы одна человеческая пара, миром будет править любовь. Вот идея, которую преподносит нам режиссер и сценарист. Причем он вплетает ее в любовный треугольник с двумя мужчинами (один из них добивается женщины, но не получает ее, второй о ней не думает, и ему она как раз достается). Потенциально, казалось бы - буря страстей. Почему же она не работает? Не потому ли, что режиссер вспоминает о ней только в промежутках между другими сюжетными линиями? Не в этом ли, вообще, главная проблема фильма? Целых три нити в руках у режиссера, и он хватает все их поочередно, так и не разобравшись, которая из них для него важнее. И три нити перепутываются в такой клубок, что совершенно уже непонятно, что откуда проистекает и что куда ведет.
         Крайне неорганично выглядят в обстановке грязно-кровавого Сталинграда герой Голливуда Джад Лоу и обласканный успехом британец Джозеф Файнс. Я всеми силами старался забыть об их предыдущих ролях, но так и не преуспел. Может, это моя личная проблема, и я просто не умею абстрагироваться? Так вроде нет - я внимательно просмотрел отечественные рецензии на фильм и понял, что большинство критиков испытали те же чувства. Впрочем, все это эмоции, которые никакого значения не имели бы, будь актеры более убедительны. Но их игра - на уровне провинциального театра, где принято выжимать из персонажей все, что можно, даже то, чего в них нет. Совершенно бесполезное занятие! Снайпер Зайцев и комиссар Данилов, герои схематичные и малоодушевленные, несмотря на будто бы переполняющие их страсти, не вызывают ни сочувствия, не антипатии - ничего, кроме чисто спортивного интереса: что же все-таки с ними случится?
        Правда, Эду Харрису роль удалась. И подобран он под майора Кенига очень удачно: ярко выраженный арийский тип, ледяное хладнокровие, минимум эмоций. Сыграно просто и очень убедительно. Сказать, что я ему сопереживал, было бы крамолой, так что остановлюсь здесь и просто признаю, что Эд Харрис сыграл достойно.
        Идем далее. Поскольку фильм снят о нашей истории, первое инстинктивное желание - крикнуть Жан-Жаку Анно: «Куда ты прешься!» Но, поостыв и подумав, я решаю не бить кулаками по воздуху. Смысл? В чем, если уж на то пошло, виноват Анно? Ну, не в силах он понять всех нюансов нашей психологии и типологии. Но ведь старался! Изо всех сил пытался быть объективным. В конце концов, симпатия к Красной Армии в фильме выражена недвусмысленно, и это уже хорошо. И показаны советские войска, в общем, достоверно. Немного удивляет отсутствие тяжелой техники и малое количество авиации, но, поскольку речь идет об уличных боях, это оправдано. В сущности, Сталинградская битва осталась где-то за кадром. Мы видим несколько ожесточенных стычек, одну бомбежку - и все. Все остальное, связанное с войной, так или иначе привязано к дуэли снайперов. О том, как передано это состязание на выживание, я уже говорил. Хотелось бы более захватывающего поединка. К тому же, хотя в титрах и говорится, что фильм основан на реальных событиях, доказательств существования майора Кенига так и не было найдено. Да и снайпера Зайцева кое-кто склонен считать пропагандистской легендой, хотя его имя и освящено мемуарами генерала Чуйкова.
        Еще раз подчеркну: несмотря на всю мою критику: должен признать, что Анно не сделал халтуру. Он действительно серьезно потрудился над тем, чтобы натурально воссоздать обстановку фронтового Сталинграда, истерично-героическую атмосферу войны. Целый ряд экспертов подтверждает, что Анно в этом деле показал себя настоящим мастером. В том, что касается визуальной стороны дела, к нему действительно трудно предъявить особенные претензии. Проблемы начинаются там, где он пытается ухватить и перенести на пленку отношения людей и нюансы советских психологических реалий. Тут он по неведомой мне причине терпит серьезный провал.
     Отдельное слово - о музыке. Она истязает ваш слух постоянно. Она не умолкает ни на минуту. Это патетическая, минорная музыка, которая вызывает в душе дребезжание нервов и желание выключить звук. Зрителю не дается ни малейшего шанса на тишину. Примиряет с этим звуковым потоком одно: временами в мелодических раскатах явственно угадывается мотив «Чижика-пыжика».   
     Резюме. Фильм, который начинается как «Спасение рядового Райана» (переправа через Волгу даже в деталях очень напоминает спилберговскую картину десанта в Нормандии), превращается в ярко раскрашенный пустотелый монумент. Довольно жестокое, очень холодное и тяжелое кино, концовка которого просто раздражает. Жан-Жак Анно, который обожает купаться в чуждых ему культурах и традициях, на сей раз сработал явно не на уровне своей репутации. Откровенной лажей такие ленты называть как-то неловко - все-таки намерения у режиссера были самые чистые. Однако смотреть «Врага у ворот» я могу пожелать только врагу. Нет, это, конечно, перебор. Посмотреть фильм один раз, безусловно, стоит. С одной целью: окончательно понять, что все попытки западных режиссеров снять что-то нормальное и серьезное о нашей войне обречены на провал. Не понимают они ее почему-то. Ее и нам-то трудно понять…
     

(c) Akira
   
РЕЦЕНЗИЯ №2

Хотя бы тот факт, что американцы в лице француза Жан-Жака Анно уделили внимание нашей истории, заслуживал бы высокой оценки или, допустим, уважения. Красиво, опять же, снято. Масштабно, черт возьми. По крайней мере, на советских солдатах - аутентичные каски и пилотки. Очень похож Хрущев. Вроде бы, все хорошо и даже отлично. Но никакого удовлетворения просмотр фильма не приносит.
         Допускаю и даже уверен, что американцы воспринимают "Врага у ворот" вполне нормально. Кассу фильм собрал очень даже неплохую, на ее фоне оправданными кажутся грандиозные, по европейским меркам затраты (85 млн. долларов). Северная Америка, должно быть, посчитала "Врага" вполне дееспособным военным фильмом. Чему тут удивляться? В 70-х годах советский зритель был убежден, что все индейцы выглядят, как Гойко Митич. Представляю себе реакцию американцев, посмотри они "Чингачгук - Большой Змей" производства киностудии ДЕФА! Снимать чужую историю - всегда непросто. Жан-Жак Анно известен своим умением проникнуться духом чуждой культуры и эпохи. Утверждают, например, что его "Семь лет в Тибете" - просто чудо постижения буддистских реалий. Однако мы не знаем, что думают по этому поводу тибетцы. Наверняка они найдут в фильме массу мелочей, не встраивающихся в их понятийный ряд и потому раздражающих.
         То же - и с "Врагом у ворот". Американец не заметит, а русский не простит. И много не простит. Комиссара, объясняющего солдату недостатки социализма. Снайпера, шепчущего самому себе: "Я - звезда". Донос с обвинениями в связи с еврейкой (когда с космополитами еще никто и не думал бороться). Советского командира, поднимающего своих бойцов в атаку свистком. Мать, умиротворенно рассуждающую о том, что ее сыну-изменнику будет лучше среди немцев. Можно поднапрячься и припомнить с десяток подобных несуразностей, но лень утруждать мозги. Да и смысла нет. Просто изображение советских отношений французским режиссером на американские деньги выглядит неестественным. Антураж-то воссоздать - дело нехитрое. Суть человеческих отношений в сталинской России из Парижа понять гораздо сложнее, даже если в консультанты взять с полдесятка диссидентов и одного генерала-белоэмигранта с лампасами и эполетами. Впрочем, даже, если Анно и консультировался не у них, а у реальных ветеранов Сталинградской битвы, мозги-то у него оставались при этом французскими.
         Ну да бог с ней, с адекватностью. Честное слово - я бы простил Анно, даже если красноармейцы называли бы друг друга монсеньерами, если бы в остальном фильм не вызывал вопросов. Увы...Здесь абсолютно некому сочувствовать. Все четверо главных героев схематичны, как персонажи из учебника по маркетингу. У каждого из них обозначено два-три свойства, на которых режиссер и пытается построить конфликт. Это, конечно, покруче, чем взаимоотношения роботов, но люди ведут себя куда сложнее. Как ни удивительно, наибольшие мои симпатии вызвал герой из вражеского стана - немецкий снайпер майор Кениг в исполнении Эда Харриса. По идее, можно признать настоящим конфликтом судьбу человека, который попал в жернова пропаганды. Но слишком вяло и неубедительно, а главное - стереотипно показана эта сторона событий.
         А, ну конечно! Устроив образцово-показательный накат на фильм, я забыл сказать, о чем же он. Извольте. Простой русский парень Василий Зайцев мобилизован на защиту Сталинграда. Здесь, в экстремальных условиях, вдруг проявляются его снайперские способности. Свидетелем чудесного преображения Зайцева становится комиссар Данилов. Ему как раз требуются герои для вдохновления защитников Сталинграда на непомерные подвиги. Или, как выразился член Реввоенсовета Н. С. Хрущев, нужно, чтобы солдаты перестали класть в штаны и умирали бы со счастливой улыбкой на устах. Комиссар Данилов делает из Зайцева героя, известного всей стране. Ему пишут письма робкие румяные девушки и грязные шахтеры Кузбасса. Сталинградский мальчишка считает его богом, сошедшим на землю. Легендарный снайпер так достает немецкое командование, что оно вызывает для ликвидации Зайцева суперспециалиста из Германии, вышеупомянутого майора Кенига. Начинается смертельный поединок двух профессионалов. Параллельно этому формируется и вяло пульсирует любовный треугольник, составленный из Зайцева, Данилова и девушки Тани.
         Вот сюжет. О воплощении уже говорилось. О впечатлении... Очень тяжелый фильм, какой-то стылый и беспросветный. Невероятно пафосный и серьезный. Никакого юмора, никакой шутки. Оно, конечно, война - не предмет для веселья, однако солдат Швейк, например, умудрялся балагурить даже под ружьем.
     


А знаете ли вы, что...

- Мировая премьера фильма состоялась 7 февраля 2001 года на Международном Кинофестивале в Берлине.
- Как считается, это наиболее дорогой фильм, когда-либо снятый в Европе (85 млн. $).
- Фильм уже обвиняется в исторических неточностях. Согласно Энтони Бивору, автору бестселлера "Сталинград", поединка, описываемого в фильме, на самом деле никогда не было. "Вся эта история - чистая пропаганда и беллетристика," - заявил Бивор London's Express.
- Сценарист Алаин Годард и дизайнер Раинер Шэйпер работали вместе с Анно над "Именем Розы" (1986).



ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: