ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Европа-Азия 
Evropa-Aziya

Режиссер Иван Дыховичный
Сценарий Олег Пресняков,
Владимир Пресняков
В ролях:
Татьяна Лазарева,
Ольга Медынич,
Ксения Собчак,
Иван Ургант,
Полина Филоненко,
Артур Ваха,
Дмитрий Дыховичный
Продолжительность: 87 мин.
Год выпуска: 2008
РЕЦЕНЗИЯ №1

Россия! Европа, но фактически граница с Азией - под Екатеринбургом. Там стоит небольшой обелиск, информирующий прохожих и туристов о прохождении точки раздела двух культур, а поблизости группа рабочих в оранжевых купальниках возводит нечто более масштабное и возвышенное.

Под сенью обелиска расположилась странная компания жуликов: Мать (Татьяна Лазарева), Невеста (Ольга Медынич), Жених (Дмитрий Дыховичный), Свидетельница (Ксения Каталымова) и Свидетель (Нодари Джанелидзе). Жених изображает парализованного героя, поэтому сидит в инвалидной коляске и периодически оттуда вылезает размяться, когда нет проезжающих машин.

Мать разбавляет спирт, которого у компании в большом запасе, и разливает полученную смесь в бутылку из-под водки - алкоголь нужен для дела.

Суть разводки, в общем-то, проста: Мать ценой своей жизни останавливает проезжающую машину, оттуда компания вытаскивает водителя и сует ему стакан водки. А какой русский или русифицированный проезжающий водитель откажется на халяву бухнуть? Разумеется, водитель хлопает стакан, после чего ему объясняют, что здесь, старичок, свадьба, так что давай, старичок, что-нибудь пожелай молодым, ну и дай что-нибудь смочить им клювик для будущей счастливой жизни. Тем более, старичок, женишок-то у нас - героически лишившийся движения в нижней части тела, так что, старичок, ты уж не жлобись, ладно?

Первого проезжающего водителя звали Ке-Ке (Сергей Шнуров). Он вообще-то Иннокентий, но женщина Иннокентия зовет его Ке-Ке. Водитель быстро надрался и оставил на месте разводки свой мобильник, который еще доставит компании немало приятных минут.

Потом в месте дислокации "свадьбы" возник Милиционер (Виталий Хаев). Он выпил водки, сделал подарок молодым и ушел в лес, где сначала попал в капкан на медведя, а потом его стала мудохать Красная Шапочка.

Далее Мамаша неудачно остановила грузовик с водкой, в котором рекламщицы Лена (Светлана Обидина) и Люба (Наталья Парашкина) ехали на специальную акцию. Эта водка также пошла в дело, хотя от водителя Мамаше пришлось томительно скрываться в лесу, и спас ее только политтехнолог Касик (Артур Ваха) ценой снимания своих трусов.

Ну, а дальше началась целая фантасмагория. Шоу строителей, огромный туристический автобус с американскими элвисами пресли, бандитский налет, театральные терки-разборки, ну и, как водится, настоящий русский бунт - бессмысленный, но зато реально беспощадный. Так не доставайся ты, водка, никому, как говорится!

***

Поставлен фильм по пьесе братьев Пресняковых, авторов сценария к "Изображая жертву". Правда, по просьбе режиссера Ивана Дыховичного первоначальная пьеса была некоторым образом переделана.

Все снято было ровно за тридцать дней - помогло то, что в этих краях на тот момент был шестнадцатичасовой световой день. Музыку к фильму писал Сергей Шнуров. В картине в основном были заняты актеры из Санкт-Петербурга.

Ну а теперь личные впечатления. Прокатчики затрудняются с определением жанра этого фильма. Вообще он именуется "комедией". Но на "Яндекс.Афише" его почему-то называют "драмой".

На мой взгляд, картина все-таки чистая комедия, несмотря на некоторые как бы драматические моменты. Но это не обычная комедия, а сюрреалистичная комедия или комедия-фантасмагория. Точно определить сложно. Я бы это назвал "веселая шизуха".

Поначалу вроде казалось, что это обычная такая комедька о придорожных жуликах. Что сначала будет весело, потом начнутся какие-нибудь драмы, а закончится все повальной пьянкой или повальным мордобоем. Или повальным мордобоем, а потом повальной пьянкой. Или повальной пьянкой, потом повальным мордобоем, а в конце - снова повальной пьянкой.

Так оно, с одной стороны, и произошло, но с другой - картину через очень непродолжительное время начинает уносить в весьма забавную шизу. Красная Шапка, мудохающая мента в лесу. Сестрица Аленушка с братцем Иванушкой, у которого глаза поблескивают кроваво-красным. Старичок-лесовичок - то ли замшелый Фродо Беггинс, то ли усохший и спившийся Гэндальф. Спасшиеся после авиакатастрофы командир корабля и его любовница-проводница, поющие по-венгерски задорную песню.

Просто какая-то сюрреалистическая фантасмагория, честное слово! Но там и кроме всяких шизовых персонажей отлично зажигают и вполне реалистичные персонажи.

И это, прежде всего, женщина-Мать в блестящем исполнении Татьяны Лазаревой. Иван Дыховичный рассказывал в интервью, что давно хотел снять Татьяну в главной роли. И это получилось, к сожалению, только в самом последнем его фильме - как известно, Иван Дыховичный недавно ушел из жизни.

Лазарева в этой роли - невероятно органична, а главное - очень естественна. Если у некоторых других актеров жуликоватой компании периодически вылезает явный наигрыш (особенно у Невесты), то Мамаша - просто шикарна. Причем периодически Мать выдает изумительные театральные монологи (она по сюжету - бывшая актриса), и это просто великолепно, особенно монолог про собачку Аибо и эпизод о том, как нужно правильно рекламировать нашу родную водку. На сцене "Так не доставайся ты никому" мы с Бубликом были вынуждены остановить просмотр, чтобы отсмеяться. Впрочем, это пришлось делать далеко не один раз.

Шикарные моменты с Ментом, просто шикарные. Кстати, его играет Виталий Хаев - помните капитана-Розенкранца из "Изображая жертву" с его мощнейшим матерным монологом? Здесь Менту говорить приходится меньше, но зато сплошной экшн: то на дереве повиснет, то от бешеной Шапки схлопочет, то под воду уйдет.

Очень понравились рекламщицы Лена и Люба - отличные персонажи. А уж как лихо Мент Любу взял в оборот: "Я тебя арестую. - За что? - За красоту!"

Прекрасный получился политтехнолог Касик, особенно его рассказ про жизнь-злодейку. На признании о сломавшемся насосе мы с Бубликом реально зарыдали - до того это было трогательно.

Автобус с элвисами был забавный, как и главный Элвис - Иван Ургант с рассказом о своем эмигрантском житье-бытье.

Танец маленьких утят в исполнении обнажившихся строителей - тут тоже пришлось останавливать просмотр, до того это было смешно.

Впрочем, нужно признать также, что в картине есть и явные недоработки-провисы. Например, сцена с бандитами была сделана как-то очень невнятно, хотя из нее потом логичным образом вытекли два отличных момента. С парочкой "Хэнкс"-"Амели", появившейся вначале, я вообще не понял идеи. Ну и окончание хохмы со спермой - это был явный перебор. Непонятно, почему Дыховичному здесь явно изменило чувство вкуса.

Но, несмотря на определенные недоработки, картина, на мой взгляд, получилась очень веселой и по-хорошему шизовой. Посмотрел с большим удовольствием, тем более что вообще ничего подобного не ожидал - такие фильмы не снимали очень давно. На ум приходят Овчаров и Мамин - они делали свои картины в подобном реалистично-сюрреалистичном стиле.

А в нынешнем российском кинематографе уже давно почти все комедии - явные подражания Голливуду. Подражания эти бывают как убогими, так и удачным, но все равно - это не свое. А вот "Европа-Азия" - это как раз свое! Комичное, трагичное, фантасмагоричное, двуличное и раздвоенное. Потому что если одной ногой стоишь в Европе, а другой в Азии, то где тогда располагаются мозги?

Фильм был снят в 2008 году, но на экраны выходит только сейчас - прямо в день выхода этой рецензии, 04 февраля 2010 года.

Не знаю, всем ли зрителям эта картина понравится так же, как и мне. Наверняка не всем. Любителям простым, как палка, комедиям она может и не понравиться вовсе - все-таки, фильм далеко не простой.

Но у меня "Европа-Азия" и во время просмотра пошла отлично, и по прошествии примерно недели - осталось отличное послевкусие вместе с желанием как минимум еще раз обязательно пересмотреть. Пересмотрю в кино или буду ждать, когда выйдет на DVD - я-то смотрел режиссерскую копию, данную мне друзьями Ивана Дыховичного, которая была не очень хорошего качества и с не до конца сведенным звуком.

Замечательное кино. Просто не ожидал, что у нас еще могут подобное снять. Молодцы!
     


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: