ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Фан Фан - Тюльпан 
Fan Fan Tulip

Режиссер Жерар Кравчик (Gеrard Krawczyk)
Сценарий Люк Бессон (Luc Besson),
Жан Космос (Jean Cosmos)
В ролях:
Венсан Перес (Vincent Pеrez),
Пенелопа Круз (Penelope Cruz),
Мишель Мюллер (Michel Muller),
Дидье Бурдон (Didier Bourdon),
Элен де Фужроль (Hеlиne De Fougerolles),
Гийом Гальен (Guillaume Gallienne),
Жерар Ларош (Gеrald Laroche),
Филипп Дормуа (Philippe Dormoy),
Жак Франц (Jacques Frantz),
Жиль Арбона (Gilles Arbona)
Официальный сайт: europacorp.com/fanfan
Год выпуска: 2003
РЕЦЕНЗИЯ №1

Оказывается, в мировой популярности французских кинозвезд или отсутствии таковой повинны их... родители. Не верите? Попробуйте зачитать бойко следующие имена: Daniel Auteuil, Gerard Depardieu, Jean-Paul Rappeneau, Anne Parillaud, Jacques Audiard... И представьте, каково приходится публике, которая толком и Patrick Roy (Патрик Руа - знаменитый хоккейный вратарь) выговорить-то не может. Вот другое дело: Luc Besson - можно лишь однажды промазать с ударением, Jean Reno - Джином назвать и разок не скартавить, что, с учетом испанских корней последнего, не такая уж большая беда. Легкочитаемый Бессон в свое время пошуршал в Голливуде, поднабрался опыта и вернулся на родину уже будучи дипломированным специалистом по голливудскому размаху.

"Фанфан-тюльпан", очередная бессоновская претензия, смотрится, в общем-то, не без интереса. Будь фильм оригинальным, смотрелся бы и вовсе недурственно - похвалы был бы однозначно достоин. Загвоздка в том, что его есть с чем сравнивать. Фильм, снятый Кристианом-Жаком в 1952 году, не столько забавен, сколько чист, в хорошем смысле легковесен. Касательно нового фильма речь об изысканности букета не заходит. Бессон с Кравчиком, имея в активе полувековую разницу в средствах выражения, все достижения развлекательного кино за этот период, ограничились тем лишь, что впихнули в сюжет больше гротеска, больше иронии, немного обнаженки, немного обезглавливания и аккуратно сымитировали искрометность. Да, и с косой Фанфан управляется не хуже шаолиньских монахов - недаром ведь Бессон водит дружбу с гонконгскими дракохореографами. Получился этакий витаминизированный коктейль.

Поиском собственных творческих ходов создатели нового "Фанфана" особо себя не утруждали. Хватило поиска лазеек в оригинале на предмет запихивания в них современных деталей, выдержанных в духе Остина Пауэрса и бессоновско-кравчиковского же таксишного сериала. Этого добра было вывалено предостаточно: педиковатый полковник, американский гимн, "О sole mio", рекламный спич о "полном комплекте Аделины", немецкие каски, гэги о Женевской конвенции, о единой валюте, о крутых яйцах. Зато из сюжета выпали сцены с повешением и пощечиной королю

В России таким макаром на месте Вицина-Никулина-Моргунова оказалась бы современная троица с разухабистыми шуточками о пиве, лицах кавказской национальности и Буше-младшем. Именно такими явлениями, как "Фанфан-тюльпан"-2003, и доказывается неслучайность эпитетов "несравненный", "неповторимый", "неподражаемый". Венсан Перес, неустанно выжимающий из себя обаятельную улыбку, выглядит всего лишь как незадачливый подражатель. Фанфан в исполнении Жерара Филипа - настоящий романтик и авантюрист, в исполнении Переса - поп-кумир. А сравнивать Пенелопу Крус с Джиной Лоллобриджидой как-то даже совестно. Здесь она, в соответствии с бессоновским рецептом - приглашенная голливудская (да-да!) звезда.

Итак, французы наконец научились у американцев делать римейки французских комедий. Что вовсе не так уж плохо. По крайней мере, новый "Фанфан" откровенно удручающего впечатления не производит, в отличие от такого дерьма как "Бланш". Фильм в значительной мере вытягивает французская актерская школа, не виноватая, в общем-то, в том, что американцы ее недооценивают. И еще - раскрученность торговой марки "Люк Бессон".


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Это было в старые-престарые времена, когда короли воевали жизнями своих подданных, когда цыганки обманывали честной народ, и когда молодые парни, соблазнив не того, кого нужно или того, кого не нужно - отправлялись в армию, дабы избежать каторги, то есть женитьбы. Впрочем, это все происходит и сейчас, но речь не о сегодняшнем дня, а о делах давно прошедших...

Франция, середина XVIII столетия. Как водилось в то время, Людовик XV (Дидье Бурдон) предавался своему любимому развлечению - войне. С кем именно он воевал, из-за чего и почему - он сам не помнил. Не помнили это и его военачальники, и его противники, и его солдаты, и солдаты противника. Важен был сам факт - король ведет боевые действия, чтобы покрыть себя славой.

Война тогда велась очень стильно и галантно (для командования). Король, узнав о том, что в Аквитанском полку не хватает буквально нескольких человек до численности в 47 тысяч пушечных мясных единиц, потребовал эти единицы срочно найти. Ослушаться короля нельзя, поэтому вербовщики бросились рыскать по деревням, чтобы найти простофиль, желающих за очень небольшие деньги покрыть короля славой, а себя - кровью и потом. Разумеется, французские пейзане - не такие уж и дураки, чтобы отправляться воевать вместо того, чтобы выращивать виноград и делать вино. Однако нескольких добровольцев среди деревенщины все же нашлось, причем один из них - самый настоящий брильянт: молодой парень по имени Фанфан и прозвищу Тюльпан (Венсан Перес). В отличие от той инвалидной команды, которая соблазнилась королевскими посулами, Фанфан - молод, горяч, хитер, быстр и нагловат. Самый настоящий солдат - практически разведчик в тылу врага.

Кой черт его понес на эти галеры? А перед ним маячила еще более страшная опасность - женитьба. Вот Фанфану и пришлось выбирать: или ужасы женитьбы, или радости лихих сражений. Он выбрал второе, и мы с котом Бубликом его горячо одобрили. Кроме того, Фанфану просто нельзя жениться! Потому что он встретил цыганку Аделину (Пенелопа Крус) и та ему нагадала полный короб всяких радостей: никаких казенных домов, денег целая гора, удача в карьере, жена - принцесса, а позолоти-ка-ручку-красавец. Фанфан поверил! Кому верить в 18 лет, как не цыганке? Ведь все это звучит так соблазнительно, да и внутренне ты понимаешь, что такому крутому парню все радости жизни должны упасть сверху под ноги. Лишь бы только не пришибли...

***

Как известно, продюсер Люк Бессон совместно с режиссером Жераром Кравчиком сделали ремейк классической французской романтической комедии "Фанфан-Тюльпан", в котором снялись изумительные актеры Жерар Филип и Джина Лоллобриджида. Идея была довольно смелая, потому что старый "Фанфан-Тюльпан" знают и любят во многих странах, а не только во Франции. Кой черт понес Бессона с Кравчиком, как Фанфана в армию, на эти галеры? Ну уж точно не жесткая необходимость жениться. Бессон, правда, в интервью плел какую-то чушь из серии, что во Франции, дескать, не смотрят старое кино, блин, и мы с Кравчиком, в натуре, привлечем внимание молодежи к немеркнущим шедеврам старого кино, штоп я сдох.

Звучало это все довольно беспомощно. Потому что шедевры старого кино французы смотрят и так (оригинальный "Фанфан-Тюльпан" издавался даже на DVD), а если Бессон собирался этим фильмом завоевать Штаты и заставить американцев, которые старый фильм точно не смотрели, восхититься "Фанфаном" - так в этом он тоже просчитался (достаточно взглянуть на рейтинг бессоновского "Фанфана" на IMDB).

Поэтому остается единственное объяснение: Бессон наконец понял, какой невероятный отстой он продюсирует все последнее время, и решил сработать наверняка - взял беспроигрышный хит, пригласил режиссера Кравчика, чей "Такси-2" собой еще хоть что-то представлял (в отличие от кравчиковских же "Такси-3" и, прости господи, "Васаби"), зазвал в картину специально приглашенную голливудскую звезду (это я о Пенелопе) и решил отыграться за старые неудачи. Мол, такой фильм просто обречен на успех и все такое.

Задумка, в общем, была правильная. Уж если не одно поколение приходит в восторг от "Фанфана-Тюльпана" (я, например, до сих пор в восторге), то почему бы его не переснять, использовав достижения современного кинематографического процесса? Пересняли. Использовали. Что из этого получилось?.. В общем, не отстой, зря говорить не буду. К счастью, у создателей фильма хватило ума не делать Фанфана крутым восточным единоборцем (хотя такие позывы явно были), не переносить действие в Нью-Йорк - для лучшего восприятия фильма в Штатах, - не давать Фанфану в друзья огромного негра и не менять в сценарии ремейка больше пятидесяти процентов старого сюжета.

Однако получилось все равно не фанфан... пардон, не фонтан. И не тюльпан. Старый фильм был (и есть) - великолепен! Блестящий текст, отличная динамика и совершенно изумительная игра актеров, особенно Жерара Филипа. Да и Лоллобриджида в роли Аделины была превосходна: очаровательна, естественна и сексуальна. Жерар Филип просто искрился задором, романтизмом и бешеной энергией, а вот Перес...

Перес - это не Фанфан-Тюльпан. По крайней мере по сравнению с Жераром Филипом. Перес - просто смазливый мальчик с приятной, хотя и несколько натянутой улыбкой, и в его молодцеватость и задор веришь не больше, чем в молодцеватость и задор автомата с кока-колой. Хотя он, волей пославшей его съемочной команды, и бьется с родственниками соблазненной девушки добрых десять минут экранного времени, навевая жуткую тоску на кота Бублика, который считал, что парню просто нужно было подорвать себя гранатой из серии - так не доставайся ты никому. Кто слышал "Милая, успокойся, я не люблю тебя" в исполнении Филипа - никогда не сможет воспринимать тусклого Переса в качестве Фанфана-Тюльпана...

Насчет Аделины лучше вообще промолчать. Но я и здесь молчать не буду! Пенелопа Крус - очень красивая женщина. Очень, очень красивая женщина. Просто-таки самая настоящая красавица. Но совершенно бездарная актриса. В этом я, к сожалению, полностью убедился по нескольким ее фильмам, и роль Аделины поставила в этом убеждении жирную точку. Она даже не сексуальна, что для актрисы - просто смерть. Она просто красивая холодная кукла, которая пытается изображать некие страсти. Ей эти страсти не дано ни познать (по крайней мере на экране), ни изобразить.

Поэтому я не верю в любовь нового Фанфана к Аделине, я не верю в любовь Аделины к Фанфану, я не верю в то, что Бессон наконец спродюсирует хоть что-нибудь действительно классное...

Одна была радость - второстепенные актеры. Они, в отличие от главных, классные. Особенно фрейлина принцессы. Какая тетка - просто супер!.. В фильме есть несколько забавных моментов, а за американский оркестр я бы даже пожал сценаристу руку - это действительно классная хохма. Но главные герои - снулые рыбки, старательно изображающие из себя боевых пескарей. Меня смешат, а мне не смешно. Меня пытаются увлечь, а я не увлекаюсь. Мне было скучно весь фильм.

Однако я своего мнения никому не навязываю. Потому что если вы не видели оригинального "Фанфана", тогда вам и Перес покажется лихим малым, а новый фильм - забавной романтической комедией. На мой же взгляд - это слабенькое подражание. Бессон окончательно оголливудился. Раньше Голливуд снимал ремейки на французские фильмы, теперь Голливуд пришел в каждый французский дом в образе Бессона. Он просто какой-то шпион засланный, честное слово...



РЕЦЕНЗИЯ №3

Стоит ли говорить о том, что Венсан Перез - не Жерар Филип, а Пенелопа Круз - не Джина Лоллобриджида? Дело не в том, лучше они или хуже - они просто другие. И кино получилось совсем другое. Жерар Кравчик тщательно скопировал классику - фильм 1952 года, в котором играли Филип с Лоллобриджидой. Сюжетно, насколько я помню то старое кино, римейк представляет собой именно точную копию. А вот того солнечного задора, которым была полна лента режиссера Кристиан-Жака, нет и в помине. Хотя Венсан Перез улыбается не меньше Жерара Филипа, да и шутками фильм пересыпан густо - а легкости в нем былой нету. Нету души, и нету, как сказал бы поэт, "галльского смысла" - в котором, между прочим, и состояла главная прелесть истории у Кристиан-Жака.

Однако и безнадежным римейк не назовешь. Кравчик, известный в основном тем, что снял "Такси-2" и "Такси-3", имеет репутацию специалиста, способного создать яркую, запоминающуюся картинку. На самом деле, его кинематографический опыт - куда более значителен и разнообразен, чем многим кажется. Этот режиссер в год (и даже в месяц) релиза "Фанфана-Тюльпана" отметил аж полувековой юбилей, и начинал он свою кинематографическую карьеру еще в 1981 году. Снимал самое разнообразное кино, так что его вираж от разудалых "Такси" к костюмированной буффонаде не должен особенно удивлять.

Так вот, картинку Кравчик создает действительно впечатляюще яркую. Сочную, я бы даже сказал. Смотреть это приятно, я бы даже сказал - уютно. И то сказать: в середине 18 века, во времена славного короля Людовика XV, люди и одевались красивей, и жили стильней. Во всяком случае, такое возникает впечатление, когда смотришь кино о тех временах. Разноцветные кафтаны и пышные платья со шлейфами уж, наверное, наряднее смотрятся, чем современные костюмы и платья. Правда, брюк дамы тогда не носили, а это - большой минус той эпохе. Зато в остальном все делалось так, что просто лопни мои глаза от удовольствия! Воевали не так, как сейчас, когда и соперника-то за всю войну можно ни разу не увидеть. С чувством воевали, с форсом. Война была искусством - хотя как раз в эпоху доброго Людовика XV, довольно бестолковым искусством.

"Фанфан-Тюльпан" - история полуреальная-полулегендарная. Действительно, во французской армии существовал солдат под таким прозвищем, проявлявший чудеса сметливости и отваги. Наверное, в историях о его подвигах, которые сочиняли позже, все было основательно приукрашено - но это и понятно: облик Александра Матросова, который преподавали в советских школах, тоже был далек от реального образа детдомовца-двоечника, притом, похоже, башкира по происхождению. Легенда есть легенда, и ее надо подпитывать, а для этого нужны детали - и как раз яркие и красочные. В итоге, с годами Фанфан становится воплощением французского национального духа. Он порхает, как бабочка, и жалит, как пчела: то есть легко живет и остер на язык. Он отважен, причем проявляет свой героизм легко и эффектно, иначе ему не интересно. Он не пропускает ни одной юбки. Короче, он - француз. У него есть мечта: жениться на принцессе и стать знаменитым полководцем. Ему нагадала такую судьбу цыганка, молодая и горячая (хотя и чуть костлявая). Знал бы Фанфан, что конкретно она имела в виду, когда гадала!


     
 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: