ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Бойцовский клуб 
Fight Club

Режиссер David Fincher (Дэвид Финчер)
Сценарий Chuck Palahniuk (Чак Поланик),
Jim Uhls (Джим Ульс)
В ролях:
Edward Norton (Эдвард Нортон),
Brad Pitt (Брэд Питт),
Helena Bonham Carter (Хелена Бонэм Картер),
Meat Loaf (Мит Лоуф),
Zach Grenier (Зак Гренье),
Richmond Arquette (Ричмонд Аркетт)
Официальный сайт: www.fight-club.com
Видеоролик: Quicktime
Саундтрек: Fight Club
Продолжительность: 139 мин.
РЕЦЕНЗИЯ №1

В первой половине этого фильма наблюдается некая похожесть с сюжетами картин о "потерянном американском поколении 60-х". Только тогда молодежь протестовала против войны во Вьетнаме хипповскими методами, а в "потерянном поколении 90-х" ситуация изменилась. Теперь протест (не так уж и важно - против какой войны, в какой стране и в каком обществе) выражается несколько другими методами...

Живет такой простой парень из среднего класса по имени Джек (Эдвард Нортон). Все у него в этой жизни складывается довольно плохо. Есть приличная работа, но она Джеку не нравится, а кроме того - сильно достает начальник. Близких и родных у него, судя по всему, нет, девушки его не любят, потому что парень весь из себя какой-то средненький и недотепистый. Поэтому Джек как-то не очень видит смысла во всем этом существовании. Но и умирать не хочет, потому что боится смерти. Вот так и мучается парень на этом свете, постоянно находясь в депрессняке и страдая жесточайшей бессонницей. С горя он даже начинает посещать курсы психотерапии для безнадежно больных людей, которые или скоро умрут, или перенесли страшные операции. В компании людей, которые еще более несчастны, чем он, Джеку приятно находиться, и он даже начинает себя лучше чувствовать.

Но главные перемены в жизни Джека наступают после случайного знакомства с хулиганствующим анархистом (или анархиствующим хулиганом) - Тайлером (Брэд Питт). Тот его научил немудреной философии: если окружающее общество тебя не устраивает, тогда отправь законы этого общества в литую кружку и живи так, как тебе нравится, временами протестуя против этого общества любыми доступными средствами. Как оказалось, Тайлер уже давно освободил свою персону от условностей общества: живет в заброшенном доме, делает все, что ему заблагорассудится, а свой протест обществу выражает путем всяких мелких подлянок - то писает в суп, работая официантом, то в кинофильмы, демонстрируемые на "семейных" просмотрах, 24-м кадром вставляет порнуху (дети в зале почему-то от этого начинают плакать, что меня сильно удивило).

Но жить вне законов общества - это еще не все. Кино они не смотрят, книжки не читают, так что требуется нечто, что будоражит кровь и приносит в жизнь острые ощущения. И такой способ найден. Это драки! Обычные, банальные драки на кулаках. Не за идею. Не за кого-то или против кого-то. А драки между людьми, которые друг к другу неплохо или даже хорошо относятся. Потому что это - единственное, что позволяет человеку сбросить с себя дерьмовый груз цивилизации и пробудить инстинкты настоящего мужика, зверя, самца. Для тех, кому нечем занять себе мозги (особенно в юном возрасте) - способ не самый худший. А может быть, даже и лучший. Вот тогда и уходят прочь комплексы, бессонница, мучительные раздумья и сомнения.

Джеку подобный образ жизни приходит вполне по душе (тем более, что у него совершенно неожиданно сгорает квартира, якобы из-за "взрыва газа"), а драки оказывают просто-таки благотворное влияние, так что он уже и думать забывает о посещении сборищ безнадежно больных. Данная штука - драки - будоражит кровь намного сильнее, чем все, с чем он сталкивался до сих пор.

Между тем, идея подраться, чтобы сбросить груз забот, очистить мозги и почувствовать себя настоящим, крутым парнем, - завоевывает все больше и больше поклонников. Поэтому Тайлер с Джеком организовывают целый бойцовский клуб в одном из подвалов. Но в какой-то момент количество начинает переходить в новое качество. Тайлер понимает, что драки - это, конечно, хорошо, но в его клубе каждый день собирается большое количество молодых парней, для которых он стал всем! Он стал человеком, который освободил их, дал им возможность почувствовать себя мужчиной, и теперь они готовы ради него на все, что ни прикажи.

И тут бойцовский клуб начинает приобретать очертания тоталитарной секты. Тайлер, чувствующий, что под началом у него находится целая армия людей, готовых слепо выполнить любой его приказ, начинает вынашивать планы установления царства анархии, для чего планирует и проводит всевозможные акции устрашения и демонстрации силы. Джек перестает понимать, что хочет сделать его друг, но продолжает участвовать во всех этих мероприятиях.

Ну а далее... Далее режиссер постарался как следует встряхнуть зрителей весьма крутым заворотом сюжета. Нет смысла рассказывать о том, что там происходит, потому что тогда это будет не интересно смотреть. Могу сказать только, что наворотов и откровенной шизы там хватает. Впрочем, мне не очень понравилось такое, на мой взгляд, смешение стилей, хотя некоторые сценарные и режиссерские находки навороченной концовки фильма довольно забавны...

Что можно сказать в общем и целом? Фильм - сильный. Даже очень сильный. Он может нравиться, может вызывать чувство неприятия, но это безусловно событие в кинематографическом мире. Актеры играют просто отлично. Эдвард Нортон - безусловно на месте, а Брэд Питт просто поразил. Я с ним видел очень мало фильмов и помню Брэда только на заре его карьеры, когда он играл смазливых молоденьких мальчиков... А здесь - зрелый и сильный актер. Мне он очень понравился.

Кстати, по слухам, в старушке Европе показ этого фильма на большом экране или вовсе запретили, или собираются запретить. Боятся, видать, ревнители нравственности, что молодняк проникнется идеями фильма, начнет создавать в подвале каждой школы бойцовский клуб с фашистским уклоном, пропитает миазмами анархии всю Европу, а под занавес взорвут Биг Бен. Опасения, конечно, излишни, но вот в суп, ребята, писать не надо. Вот как-то очень не хотелось бы, чтобы в суп...



РЕЦЕНЗИЯ №2

Девид Финчер раньше снимал рекламу и музыкальное видео, потом фильмы: что-то между мейнстримом, классическими киножанрами и авторским кино. Последней работой на текущий момент стала “Комната страха” - профессиональный, но не больше, триллер.

Самое интересное в его творчестве на сегодняшний день – это то, что было после рекламы и до “Комнаты страха”: фильмы “Семь”, “Игра” и “Бойцовский клуб”.

Девид Финчер – один из очень немногих режиссеров, снимающих кино за рамками жанра и при этом работающих не со своими сценариями.

“Бойцовский клуб” снят по мотивам одноименной книги Чака Паланика. Монолог человека из поколения конца 90-х, человека, страдающего раздвоением личности.

Несмотря на многоплановость и насыщенность, до степени кажущегося сумбура, сюжет “Бойцовский клуб” отличается стройностью и четкостью построения. Все, даже самое нелепое, на самом деле оказывается логично, связано и оправданно.

Главный герой – рядовой сотрудник крупной компании по продаже автомобилей. Он работает в отделе, где расследуются аварии, происшедшие с автомобилями собственного производства. Работа заключается в осмотре места аварии и применении одной формулы, результатом которой будет решение о выплате или не выплате страховки пострадавшим.

Показательно, что мы так и не узнаем, как на самом деле зовут героя. На работе по имени к нему не обращаются, новые знакомые называют его им же самим выдуманными именами.

Живет герой один в маленькой, очень уютной квартирке, напичканной всеми удобствами, что может предложить современная цивилизация.

Герой вот уже несколько месяцев мучается бессонницей.

С самого начала автор как можно дальше абстрагируется от своего героя, автор лишь наблюдает вместе с нами и дает оценки происходящему.

Итак, герой без имени, из среднего класса, одинок, работа – это одна формула. Ему плохо.

Сам он себя называет безликим именем Джек, мы тоже так будем его называть.

Врач как лечение от бессонницы советует Джеку походить в психологическую группу для мужчин, страдающих раком яичек, посмотреть на людей, которым, по мнению врача, плохо действительно.

С этого момента фильм начинает строиться по законам антилогики. Посещения психологических курсов, на которых смертельно больные люди рассказывают о своих бедах, помогают Джеку. Он рыдает в обнимку со всем человеческими горестями, болезнями и страхами. После этого спит как младенец. Джек подсаживается на это как на наркотик.

Но появляется непредвиденное обстоятельство. Девица по имени Марла, которая явно ничем не больна, но ходит, как Джек, на все занятия. “Гастролерша”.

Худая, белая как смерть, с ярко подведенными глазами, вечно с сигаретой в зубах, даже на курсах для “туберкулезников”, вся в черном. Нечто декадентское или сатанинское.

Покой Джека нарушен. При лишнем свидетеле он не может расслабиться. Его опять мучает бессонница.

В самолете во время рабочей командировки Джек знакомится с неким странным типом, продавцом мыла, Тайлером Дерденом. Эта встреча стала взрывом в жизни Джека. В мгновение ока он теряет свой чемодан с одеждой где-то в аэропорту и уютный рай своей квартирки, которая оказывается взорванной по приезду Джека. Единственное, что осталось от имущества Джека, это клочок бумажки с телефоном Марлы.

Наступает новая фаза жизни Джека, жизнь рядом с Тайлером. Они живут в заброшенном доме, явно предназначенным скорее на снос, чем на проживание в нем. Окна заколочены, нет отопления, периодически отключается электричество. Оказывается, можно жить без удобств цивилизации и при этом не испытывать острой нехватки в этих удобствах.

Но самое главное: они с Тайлером открывают свой клуб, свою, если можно так назвать психологическую группу. Бойцовский клуб, клуб для мужчин. О нем нельзя никому рассказывать, но каким-то образом количество членов клуба растет день ото дня. Они собираются в подвале и бьют друг друга. Это помогает почувствовать себя мужчиной, освободиться от страха. По мнению Тайлера: “Самоусовершенствование – это онанизм, саморазрушение – вот в чем свобода и смысл жизни”. “Если ты никогда не дрался, как ты можешь знать, какой ты”.

Джек изменяется, на работе это уже не рядовой безмолвный подчиненный. Один его вид: кровоподтеки и ссадины на лице, смятая неряшливая одежда, иногда со следами крови, - являет собой вызов всей политики компании.

Мало того, Джек выбивает себе возможность работать на дому, включая свое полное обеспечение, заработную плату, оплату командировок и так далее.

Но постепенно Бойцовский клуб, куда люди пришли освободиться и стать самими собой, на глазах Джека начинает превращаться в секту, толпу, стадо, слепо идущим за своим вожаком – Тайлером.

Возникает план операции “Разгром”, целью которой является уничтожение кредитной системы Америки, системы, делающей рабами почти всех американцев.

Террористические замыслы Тайлера чужды для Джека. Впервые за все время их знакомства мнения Джека и Тайлера расходятся. И в тот момент Тайлер неожиданно исчезает.

Последнее, что осталось сделать Джеку – это предотвратить операцию “Разгром” и вновь или наконец-то обрести себя.

“Бойцовский клуб” - это произведение современной культуры, но, кроме того, как произведение действительно замечательное, этот фильм содержит в себе как новаторские идеи, так и состоит в тесной связке с идеями классическими.

Фильм нескольких жанров: и триллер, и антиутопия, и психологическая драма. Основная идея, главная линия “Бойцовского клуба” - это бунт таких как Джек: людей из среднего класса, тех, кто обслуживает, убирает, готовит, продает, обеспечивает безопасность и порядок. Эти люди вполне обеспечены, благоустроены. Это огромная армия обывателей, которые по большому счету не востребованы. Джек - один из многих, его жизнь показательна, как скопирована, с жизней многих и многих. Тридцатилетний мальчишка. Выучился, получил неплохую стабильную работу, есть квартира, вроде все в порядке. Его жизнь тюрьма, благоустроенная, но пустая, как его квартирка, которую он с такой тщательностью и любовью обставляет новейшими достижениями цивилизации, и в которой мучается бессонницей. Джек уже сделал все, что должен был, по мнению его родителей, чтобы стать человеком, разве что не женился. Жизнь остановилась или идет по замкнутому кругу.

Его бессонница – способ сбежать в другой мир, “когда у тебя бессонница, ты никогда не спишь, но и не бодрствуешь”, “все лишь копии”, невозможно различить сон и реальность. Жизнь проходит в полусне. У Джека начинается раздвоение личности, о которой мы вместе с ним не можем сразу узнать. Мы все видим и воспринимаем через его больное сознание.

Джек абсолютно одинок. Большую часть времени он проводит на работе или в командировках, либо сидит дома перед домашним кинотеатром. Все свои контакты с людьми, в основном возникающие в командировках сам Джек называет одноразовыми из-за скоротечности и поверхности.

Когда мы впервые видим и знакомимся с Джеком, он ничто, пешка, винтик, функция, существо, практически лишенное индивидуальности. Он не нужен этому миру, таких, как он - миллионы. Но Джек не мертв, как многие другие, в нем еще есть силы и желание найти выход, обрести себя и сделать свою жизнь полноценной.

В подсознании Джека зарождается образ, идеал мужчины, каким бы он хотел быть. Это Тайлер: смелый, наглый, сильный, дикий, необузданный, свободный, настоящий самец. Полная противоположность Джеку. Тайлер завладевает полностью сознанием Джека, становится его другом, единомышленником. Тайлер - реакция Джека на происходящее с ним. И реакция довольно агрессивная. Тайлер объясняет жизнь по-своему, обозначает проблемы Джека и предлагает выход. Счастье в борьбе. Драться нужно с собой, с друзьями и просто прохожими, с системой кредитов и со всем укладом современной жизни.

Эпиграфом к фильму могла бы стать знаменитая фраза из “Гамлета”: - “Быть или не быть!”. Что лучше: прозябать в привычном, удобном мирке, не замечая ничего вокруг, не вкушая остроты, аромата, реальности жизни, или каждую минуту жить как последнюю, быть готовым к боли, страху, лишениям, но от этого живя еще активней и насыщенней?

Тайлер повел Джека в сторону тотальной борьбы с цивилизацией, в сторону террористических актов, обещая при этом бескровные операции, хотя одна жертва уже была. Джек остановился, одержав победу только над самим собой.

Вторая, не менее важная сюжетная линия фильма – любовная. Джек и Марла. Родственные души, только Марла покрепче, ей тоже отчаянно скучно, но она изначально более активна и смела, нежели Джек. Марла открыта к отношениям, которых так судорожно боится Джек. Он боится Марлу и потому, что даже в подсознании знает, что только Марла может все испортить, сломать его игру в Тайлера. Марла живет в реальном мире, из которого решил сбежать Джек. И та же Марла побеждает, являясь для Джека нитью Ореадны для его обратного пути.

В той или иной мере в ходе просмотра вспоминаются “Бойцовая рыбка” и “Забриски поинт”. В “Бойцовой рыбке” молодежные группировки дрались за свою территорию, за лучшую жизнь, из желания вырваться из своего убогого мирка в светлое будущее, куда обязательно приведет их вожак, лидер.

В “Забриски поинт” опять же бунт молодых за свободу. Свобода, которая по их горячему нраву можно достичь путем первоначального уничтожения нынешнего несовершенного мира.

В кино нередко герои страдают раздвоением личности. Приемы для изображения этого явления тоже выработалось достаточно. Что Финчер сделал первым – это как можно больше приблизил для зрителя состояние раздвоенности своего героя. Финчер врезает миникадры, которые видны лишь при покадровой перемотке, с изображением Тайлера в кадры, где его быть не может, и речь еще о нем не зашла. Джек еще не “знаком” с Тайлером, но Тайлер уже близко и наблюдает за ним. Единственное плохо, что, когда про этот трюк не знаешь, и при просмотре не замечаешь, эффекта никакого нет, но, зная о нем, создается впечатления миража или некоего помешательства.



 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: