ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Запрещенная реальность 
Forbidden reality

Режиссер Константин Максимов
Сценарий Василий Головачев
В ролях:
Игорь Петренко,
Александр Балуев,
Владимир Вдовиченков,
Тина Канделаки,
Любовь Толкалина
Официальный сайт: www.z-reality.ru
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 100 мин.
Год выпуска: 2009
РЕЦЕНЗИЯ №1

Москва, год спустя после Евро-2012. Баланс белого – под угрозой: бизнесмен, политик и подонок Георгий Курыло рвется к абсолютной власти, пользуясь абсолютным же покровительством черных сил. Контролеры баланса ищут силу, способную ему противостоять, и находят ее в лице спецназовца Матвея Соболева. Впрочем, «спецназовец» - слишком мягко сказано. Положим, пули зубами Матвей не хватает, но это единственное боевое упражнение, ему неподвластное. А еще он не умеет складно говорить, но это и к лучшему. Ему в помощь Большой Белый Начальник дает штрафника Горшина с прической Эдварда Радзинского: если выполнит операцию, как надо – вернется в Круг. Поломавшись для вида, Матвей отправляется в Москву из своей байкальской глуши. В окончательно манхэттизированной столице его ждет большая любовь, крепкая дружба, могучий враг и великое будущее.

Оценивать фильм можно по-разному. Как экранизация Василия Головачева – он великолепен. В жизни осилил всего одно произведение этого писателя, было это давно – и, чтобы не ошибиться с восприятием, специально перечитал несколько отрывков из романа «Смерш-2», по которому поставлена «Запрещенная реальность». Старые ощущения оказались верны: проза Головачева – примитивное и пафосное графоманство, но фантазия у человека работает – на зависть Герберту Дж. Уэллсу. В общем, придумывать он мастер, а излагать – извините, нет. Что, впрочем, не мешает ему издаваться тиражами, сравнимыми, как верно отмечает критик Семен Кваша, с тиражами ленинских трудов. На экране, слава богу, корявого головачевского текста не видно, а вот плоды его фантазии – налицо. Что безмерно радует и идет на пользу всем.

Если же оценивать «Запрещенную реальность» в отрыве от первоисточника – как кино в себе – получается уже не так нарядно. Попытки в сто тридцать второй раз с серьезным видом, без всякой дополнительной фишки рассуждать о вечной борьбе черных и белых – просто смешны. Эта философия для бедных для доступности смешана с компьютерной мистикой – получается еще комичнее, потому что и это уже надоело до чертиков. Спасительного юмора не просматривается, даже если предварительно прочтешь в отзывах, что он есть. Главный герой, воплощение неуемной авторской потенции, удручающе неулыбчив. Если бы не удивительная харизма Игоря Петренко, получилось бы совсем нудно. Но Петренко с его богатым жизненным опытом умеет оставаться живым и симпатичным при любом сценарии, умеет свести одним движением бровей свести к нулю тупой авторский пафос.

К тому же серьезность его Матвея уравновешивает раздолбай Горшин в замечательно непринужденном исполнении Владимира Вдовиченкова. Как они вдвоем косят тупое спецназовское мясо в персональном ангаре господина Курыло – это надо видеть! Драки и хорошее обращение с компьютером, собственно, и делают «Запрещенную реальность» вещью, которую стоит посмотреть и можно рекомендовать знакомым мужикам. Хотя тема сисек, надо признать, раскрыта скупо. Мужики могут остаться недовольны.


РЕЦЕНЗИЯ №2

А ведь говорила мне мама: "Не смотри, сынок, рассейские суперблокбастеры, снятые непонятно какими клипмейкерами, - котом Бубликом станешь". Все это правильно, но как не смотреть, когда это, сынок, наша родина, а я до ломоты в зубах надеюсь, что и у нас когда-нибудь научатся снимать что-нибудь приличное?!! Надежды эти, впрочем, тают с каждым годом, но так как Надежда умирает последней, я продолжаю ждать и надеяться, надеяться и ждать.

Впрочем, временами ожидание все-таки становится не напрасным, особенно когда выясняется, что наши и боевичок забавный могут склепать, и ремейк боевичковый неплохой залепить, и даже комедию за копейки снять, причем собрать, как ни странно, крутую кассу.

Но в общем и целом, конечно, пока все очень печально, потому что глянешь какой-нибудь "мистический патриотический боевик" под названием "Путь" и так тебя заколдобит от этого мистического патриотизма, что дашь себе страшную клятву никогда больше не присматриваться к этим выкидышам российского кинематографа, потому что в Голливуде хотя и снимают тонны всякой тупизны, но там на десяток тупизны парочка-то очень даже крутых боевичков, безусловно, приходится, а у нас на один пристойный - десяток такого непотребства, что хоть стой, хоть падай, а хоть наставляй создателям пестик в лоб и спрашивай спокойно: "Куда деньги-то дели, вредители?!!"

Однако как-то так получилось, что не успел я отойти от "Пути" клипмейкера Пасичника, как занесло меня в круто разрекламированный отечественный фантастический боевик "Запрещенная реальность", снятый - вы будете смеяться - тоже клипмейкером Константином Максимовым.

Кстати, я ничего не имею против клипмейкеров. Наоборот, с чего начинать режиссерам, как не с сериалов-клипов? Вон, например, и Вадим Перельман до потрясающего "Дома из песка и тумана" снимал одни лишь клипы и рекламу. А потом снял кино - и получился практически шедевр...

Но Пасичник и Максимов - тут, к сожалению, вышел совершенно другой коленкор. Уж и не знаю, какие они были клипмейкеры, но что полный метр им снимать нельзя по определению - это прекрасно видно по их "творениям".

Что интересно, и "Путь", и "Запрещенная реальность" поставлены по литературным произведениям. В первом случае это был, ха-ха, автобиографический роман какого-то Червоненко, а в случае с "Реальностью" - роман известного патриотического фантаста Головачева "Смерш-2".

Я Головачева не читал вообще, хотя помню, что он был популярен еще в восьмидесятые годы. Попробовал недавно ради разнообразия почитать этот "Смерш-2" - с диким скрипом дополз где-то до середины и сломался. Не знаю, может быть, сейчас это уже поздно читать, но мне показалось, что весь цикл написан максимум для школьников, которые нормально воспринимают тот факт, что к родной российской обыденной коррупции (Головачев вроде как писал о ельцинском времени, а кажется, как будто описывает именно нынешние дни - там даже упоминается некий влиятельный депутат Сурков) добавляется какой-то укатайный Князь Тьмы, а доблестные контрразведчики являются не только мастерами пестика и удара по бейцам, но еще и Посвященными в Высший Круг Неземного Знания Таблицы Умножения.

Сама-то идея о существовании организации, члены которой убивают коррумпированных силовиков и политиков, - она, в общем, неплохая. Если бы эту идею обработал, например, Корецкий, выкинув оттуда всех князьков тьмы и рыцарей квадрата, заодно сделав главных героев обычными, хотя и тренированными людьми, получилось бы интересно и увлекательно. А головачевские светлые супермены, которые каждые две минуты укладывают веером толпы пьяных хулиганов, трезвых убийц и посланников Князя Тьмы, - они за десяток страниц утомляют безмерно, ибо вышел я давно из того возраста, когда считал, что Зло - это какой-то черный высохший старикан с руками-корнями, а Добро - это круглолицый Петя Мокин, которого ни одно Зло об сарай не убьет, так как добро из него сочится из всех мест, являясь естественной подушкой.

Мне, кстати, поэтому лукьяненковская идея "Дневного" и "Ночного" дозоров очень нравится (тому же Головачеву, судя по интервью, она именно за это не нравится) - потому что ну нет там безусловного Добра и безусловного Зла. "Дневной" от "Ночного" на самом деле мало чем отличается - они просто выполняют разные функции.

А у Головачева все на уровне телепузиков: вот это, дети, давно не мывшийся Князь Тьмы, который ай-яй-яй какой плохой дяденька, а это, дети, благообразный старичок в белой одежде - князь Добра по имени Инфаркт, который Хранитель Тайн Круга и сборщик членских взносов с членов круга. А это, дети, хороший парень Матвейка, который сунул руку в Книгу Знаний, просветлел и теперь любому козлу наваляет, нах, люлей по полной программе. Так что наша земеля, детки, будет спасена, аминь...

Что характерно, данное кинцо этот инфантильный дух произведения Головачева сохранило по полной программе - что бы там ни говорили фанаты головачевских книжек. Я бы даже сказал, оно отлично показало уровень всей этой "патриотической фантастики". Хороший режиссер, конечно, даже из такой основы смог бы выцепить что-нибудь менее дубовое, чем то, что продемонстрировал Максимов по сценарию того же Головачева, но что снято - то снято. Об этом и поговорим.

Да, как обычно в подобных случаях, описание сюжета будет содержать многочисленные спойлеры - просто потому, что сюжет фильма в данном случае не имеет никакого значения. В нем нет интриги, он ничем и никак не захватывает, в нем есть просто набор штампов и откровенных идиотизмов. Поэтому пройдемся по сюжету, чтобы вам было на что ориентироваться, если вы вдруг ради хохмы этот дурдом потом захотите посмотреть. Что делать на самом деле не имеет никакого смысла.

***

Матвей Соболев (Игорь Петренко) - профессиональный контрразведчик, тренированный боец и супермашина для суперубийств (это я сюжет цитирую, не волнуйтесь) - со своим напарником Жорой Курыло (Александр Балуев) перевозит на самолетике суперсекретное психотропное оружие. Как-то получилось так, что Соболев внезапно остался в самолете один, причем весь раненный, а Курыло куда-то делся, заминировав все что можно. Матвей прыгнул без парашютика, сгруппировался и треснулся о благодатную землю тайги. Но не умер, потому что он в полете понял что-то Важное.

Живет теперь Матвей на речке, на речке, на том бережочке, красит лодочки и о государевой службе уже не помышляет. Хотя прошлые друзья-начальнички зовут вовсю - ну, долго ли узнать таежный мобильничек Матюши, правильно? Потому что Курыло разгулялся вовсю. На дворе 2013 год, "Миракс" со стариком Батуриным достроили Сити, Сити-2, Сити-3 и Сити-385 (напоминаю, речь идет о ненаучной фантастике), так что Москва-матушка просто преобразилась, а Курыло нагло лезет в президенты! Ты понимаешь, Матюша?!! В президенты! Поперек кого он вообще лезет-то, а?

Что делать? Надо срочно гасить Курыло! Кремль с этим не справится, судя по всему. У них другие дела. Так что, кроме тебя, Матвей, некому, говорят ему старые друзья и начальнички. Поэтому завязывай ты со своими лодочками, ибо родина, мать ее, зовет!

Поначалу Матвей не хочет в Москву. Ему и на речке хорошо. На том бережочке. Тем более что он в полете понял что-то очень важное, поэтому думает думу горькую, думу затяжную. И снятся ему сны: девушка распущенная и старичок весь в белом, который хотя и не д'Артаньян, но зато Совфрахт. Ой, нет, Инфарх. И они ему во сне говорят: надо следить за равновесием, иначе, Матюша, так и навернуться недолго.

Но тут подлый Курыло заслал на речку своих убивцев. Те вшестером стреляли с лодчонки из подлых своих автоматов прямо в богатырскую грудь Соболева, но не убоялся Матюша, коршуном налетел на лодочку и кадыки-то всем убивцам повыбивал. Но понял, что пора в Москву - сходить в Третьяковку и познакомиться с современным искусством.

В Москве между тем все очень сложно. Курыло уже почти президент. Плюс он владеет страшным психотропным оружием, которое психотропит для эксперименту в российских городах. С журналистами он не дружит, его охранники их мудохают, поэтому прекрасная ведущая новостей компании Corbina-Telecom Тина Канделаки требует у своей знакомой папарацци Кристины (Анна Ходюш) срочно сделать хороший кадр Курыло.

Та пробирается в коридорчик, где идет Курыло, стреляет затвором из-за угла, но вдруг видит, что Курыло с охранниками застыл на месте. И ни одно фото не получилось. На них вместо Курыло - только Уолли в матросочке и с зонтиком. Поняла тут Кристина, что дело нечисто.

А оно и правда нечисто. Потому что Курыло припал к злодейским Корням. И теперь Главный Корень Князь Тьмы кажинный день вытягивает свои корешки, чтобы посшибать вершки. Курыло от этого закатывает глаза и покрывается испариной, но Князь все равно не отстает, потому что должен быть порядок.

Матюша, которому дружественная силам добра компания "Ауди" предоставила новехонькую спортивную модельку Audi RS4, быстро спас Кристину от зловещих убийц Курыло, издолбав при этом как убийц, так и их подлые джипы, ну и заодно порадовался, что автомобиль Audi RS4 (заказавшим - бесплатные резиновые коврики для слякоти) обладает редкостной способностью прямо во время погони менять одни литые диски на другие, а град пуль со всех сторон и вовсе не воспринимает, ибо режиссеру дали только одну машинку, которую требуется вернуть в целости и сохранности.

Потом у Матюши с Кристиной случился секс - потому что он герой-спаситель. Но вокруг Матюши кружит другой супергерой - бывший Воин Круга Горшин (Владимир Вдовиченков). Его из Круга выгнало начальство за прическу "а-ля Эдвард Радзинский", но пообещало, что если Горшин поможет Соболеву трахнуть Кристину замочить Курыло вместе с его силами зла, тогда грядет международная амнистия и Горшина снова допустят на круговые корпоративы.

Ну и начинается страшное противостояние! Курыло все оружие требует к себе домой, Матвей с Горшиным прибегают в ангар, откуда уже увезли оружие, и приемами сверхъестественных способностей дают по чавке охранникам. В этот момент Курыло приглашает к себе на рандеву всех торговцев оружием мира - потому что ему нужны финансовые потоки, ведь одних корневищ Князя Тьмы уже недостаточно.

Собравшаяся тусовка похожа на вечеринку какого-нибудь манерного кутюрье, но Курыло это не смущает - он демонстрирует оружие, которое похоже на ирригатор, стреляющий вместо воды психотропным лазером.

А тут и силы добра подоспели - члены группировки "Чистилище", которая под руководством Горшина убивает коррупционеров. Они расстреляли всю манерную тусовку. А Матюша, которого Горшин сводил в древнюю библиотеку и приобщил к знаниям, хочет отомстить Курыло. Но тот ловко переводит стрелки - мол, это, дяденьки, не я, это все Князь Тьмы, и тогда Матвей начинает рубить корни. А они все лезут. А он все рубит и уже задыхается.

Но тут приходит Горшин, который тоже начинает рубить корни, как настоящий Воин Круга - круговыми движениями. Что-то порубил, конечно, но такой заросший огород быстро-то не расчистить, поэтому два корня врастают Горшину прямо в мозг - и он временно выходит из игры.

А Соболев - сподобился, вынырнул и поплыл дальше по своей родной речушке. А там уже на бережочке Кристина бельишко стирает. Вот такой хеппи-энд.

***

Я, конечно, при описании сюжета все это дело малость облагородил - постарался придать хоть какую-то цельность тому набору бреда, который струится с экрана. В реальности же картина смотрится как набор совершенно не связанных друг с другом кубиков, а точнее - клипов, из которых Максимов, натужно кряхтя, пытается сложить полнометражный фильм. У него это не получается совсем.

К сожалению, даже для читавших и частично читавших книгу картина смотрится психоделическим бредом, вызванным плохой очисткой принимаемого режиссером и сценаристом препарата. А уж если книжку не читать, то тут можно задать только один вопрос, причем я его даже не могу привести на страницах рецензии.

Вся "потусторонняя" часть выполнена на уровне "детский сад, трусы на лямках". Белый дедок с белой теткой, расхаживающие на фоне здоровенных белых геометрических фигур и бубнящие о равновесии и прочей лабуде, - так снимали где-то в семидесятых.

С Князем Тьмы все еще прикольнее: некая мохнатка, приклеенная к корневичку, - это потрясающее решение. А все эти бесконечные фрактальные корни, лезущие из всех мест Курыло, - я прям даже и не знаю, что тут сказать цензурного.

С диалогами все вполне ожидаемо. Головачев и так "мастер" диалогов чугунолитейной пафосности, ну и в кино он все это перенес с должным уровнем достоверности. Поэтому герои не говорят, а роняют из уст пафосные глыбы, которые их же придавливают вплоть до полной картонки.

Все эти "Всегда ли ты действуешь во имя любви?", "Ты должен пройти путь воина", "Все могло быть иначе", "Он жил как воин, умер как воин. И ты теперь воин" летают в воздухе, периодически сталкиваясь с диким грохотом. Как все главные персонажи, произнося этот бред, ухитряются не ржать в голос - не понимаю. Вероятно, срабатывает настоящий профессионализм.

К сожалению, в этом фильме играют приличные актеры. (Я, конечно, не о Тине Канделаки.) И выглядят они там ужасно, но, с другой стороны, в этом нет их вины.

Игорь Петренко совершенно не понимает, что он тут делает, но послушно выполняет все требования режиссера - по большей части дебильные. На суперагента-контрразведчика и уж тем более на "кругового воина" он похож примерно так же, как кот Бублик смахивает на манула. И дело даже не в том, что Петренко не стал хоть чуть-чуть подкачиваться. (Даже суперзвезды Голливуда, играя могутных мужиков, предварительно качаются до умопомрачения. У них так почему-то принято.) Ну просто не Воин он. Не тренированный специалист. Вот Машков в "Охоте на пиранью" на крутого мужика тянул на все сто. А Петренко (на самом деле хороший, повторюсь, актер) никак не тянет.

А уж сцена знакомства с сокровенным знанием и просветлением, когда Матюша ушел в белое, а потом выпал в какой-то канализационный коллектор и заявил: "Вот теперь я готов", - тут даже кот Бублик от восторга начал икать так, что свалился с дивана.

Кстати, и Вдовиченков, от которого я все-таки ожидал много большего, здесь выглядит как какая-то пародия. Я понимаю, что его самого разбирает ржака, когда он видит себя в этом дурацком патлатом паричке и вынужден произносить весь этот бред из сценария, но тем не менее: ты уж или не снимайся в таком барахле, или тогда пытайся из этого хоть что-то вытянуть.

Балуев, впрочем, честно отыгрывает, как и всегда. Традиционно каменеет лицом, сурово отдает жуткие приказания и закатывает глаза, когда дед-мохнатка снова выпрастывает из него свои корневища. То есть Балуева используют в самой закостенелой его актерской ипостаси, а он, как полагается у профессионалов, отыгрывает свою роль, несмотря ни на что.

Если бы я не знал, что Балуев - актер намного более широкого диапазона (достаточно вспомнить роскошного истеричного режиссера из фильма "Дура"), то подумал бы, что у Максимова не было другого варианта. А вариантов на самом деле было сколько угодно. С другой стороны, впрочем, это не для фильмов по Головачеву, где Злодей должен быть плоским, как черный блин.

О женских ролях я вообще молчу: у Ходюш не было никаких шансов просто по сценарию, Толкалина изо всех сил изображала боевую тетку, а о Канделаки в роли ведущей новостей лучше промолчать. Ибо зрелище это настолько неприличное, а Канделаки настолько не умеет играть, что тут лучше опустить над этим завесу жалости. Надеюсь, после этого никому больше не придет в голову считать Канделаки актрисой. Она умеет играть только Канделаки - более ничего.

Product placement, в довершение ко всему, здесь на уровне "шедевров" Саши Курицына - прям чистая "Московская жара". Мы знаем, что некоторые режиссеры уже научились светить трейдмарки в кадре так, чтобы это не раздражало зрителей (я имею в виду Бекмамбетова и, может быть, Спилберга, хотя к последнему масса претензий), но Максимов в этом плане еще хуже Курицина. Рекламный клип "аудюхи", на которой во время нескольких погонь и перестрелок не появляется ни единого пятнышка, до неприличия раздражающая реклама "Корбины" - не понятно только, почему каждые две минуты герои не выпивали стакан сока "Злой" или рюмку водки "Дума".

Остается обсудить еще только один вопрос. Там вообще хоть что-нибудь есть? Вроде обещали кучу драк (Головачев сам хвалился, что в "СМЕРШ-2" аж 130 схваток; от себя замечу, выписанных с кошмарно надоедающей однообразностью), а ставил их "голливудский", цитирую, постановщик Владимир Орлов.

Насколько я помню, Орлов действительно имел отношение ко многим голливудским фильмам, но все-таки как каскадер. А постановщик драк он только, извините, в "Коте апокалипсиса" (где они кошмарные) и в "Параграфе 78" (где есть одна приличная драчка в стиле "ганфайт", полностью спертая из "Эквилибриума").

Здесь драки поставлены просто отвратительно - примерно так, как их ставили в восьмидесятые в фильмах класса B. На щупленького Мотю наседают четверо мордоворотов с оружием, а тот как-то лениво делает уклон, неспешно трескает мордовороту кулачком в подбородок - и тот сразу летит, аки птица, махая хлебальником. Потом так же второго, который терпеливо ждет своей очереди, пиная огненным копытом дверцу машины, потом третьего, который эту машину во время боя остальных оббегает предварительно раз пять, потом четвертого, который отсиживается в тачке и ждет, когда можно будет выползать наружу за своей порцией люлей. И так практически все остальные бои.

Ну, хоть появление Горшина вносит соответствующий элемент безумия в этот дурдом. То есть сам-то он крут безмерно и с этой печатью на лице проходит полфильма - мол, я бы тебе вломил, но Князь Света не велит. Зато когда начинается сцена на заводе мочилово в ангаре - персонаж Вдовиченкова придуривается так же, как сам Вдовиченков в роли своего персонажа: он лениво выставляет вперед ладошку, а подлый враг, сраженный то ли мощным биополем бывшего кругоносца, то ли эманацией насилия добра, резко отлетает взад и трескается башкой о холодильник. И так двадцать семь раз.

В общем, судя по всему, не напрягался Орлов с постановкой боев, не напрягался. О решающей схватке Добра с Корнями Зла я уже говорил. После эдакого позорища, когда что Петренко, что Вдовиченков тупо машут руками, сохраняя на лицах убийственное выражение из серии "А вот еще полчасика поснимаюсь - и обед", а нарисованные на компьютере фрактальные канаты извиваются в своем фрактальном безумии, - я так думаю, что Максимову можно будет доверить максимум создание стенгазеты районного загса "За связь без брака", более ничего.

За финал, уровень дебилизма которого зашкаливает даже по навсегда заниженным меркам этого затонувшего кинематографического дебаркадера, убивать надо всех. Но кроме актеров! Актеры не виноваты, это вам любой кот Бублик скажет. Максимов, Головачев (он же сценарист и продюсер) и другие сопричастные - выходи строиться по одному, будем вас вязать тонкими материями и лупить по балде толстыми обстоятельствами. Ибо нельзя снимать такой дурдом, пипл ведь не все скушает, хотя вы на это, судя по всему, очень рассчитывали.

Пипл и не скушал. При семи миллионах долларов бюджета и еще двух миллионах, пущенных на раскрутку (официальные данные), картина собрала менее двух миллионов.

Еще вопросы есть? Еще вопросов нет. Это правильно. Уже давно все понятно.

Смотреть этот фантастический всхлип, в отличие от "Пути", не нужно никому. Потому что в "Пути" настолько незамутненный идиотизм, что его даже можно поглядеть в пьяной компании с друзьями. А здесь - полная профессиональная непригодность, поставившая фильмец по дико популярной графомании, которую сам же графоман резко осценарил, где на выходе получилось такое убожество, которое даже как-то неудобно смотреть. Потому что сразу плакать хочется. Чего же вы, ребята, такой отстой-то снимаете, а?!! Да нет, я просто спросил...
     


А знаете ли вы, что...

- Картина поставлена по роману Василия Головачева "СМЕРШ 2".
- Рабочее название картины "Смерш XXI"


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: