ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Фредди против Джейсона 
Freddy vs. Jason

Режиссер Ronny Yu (Ронни Ю)
Сценарий Mark Swift (Марк Свифт),
Damian Shannon (Дэмиэн Шеннон),
David S. Goyer (Дэвид С. Гойер)
В ролях:
Robert Englund (Роберт Ингланд),
Kane Hodder (Кэйн Ходдер),
Jason Ritter (Джейсон Риттер),
Kelly Rowland (Келли Роулэнд),
Monica Keena (Моника Кина),
Jason Behr (Джейсон Бир),
Odessa Munroe (Одесса Манро),
Danielle Harris (Дэниэлл Харрис),
Corey Feldman (Кори Филдман)
Официальный сайт: www.freddyvsjason.com
Видеоролик: Quicktime
Год выпуска: 2003
РЕЦЕНЗИЯ №1

Были когда-то и эти рысаками. Про них снимали по серии в год. Ими советские идеологи стращали подростков. Они снабдили стартовым капиталом начинавших с видеозалов новых русских. Но не зря, все-таки, говорят: каждому овощу свой срок. Ветеранские тусовки чаще всего по формату совпадают с благотворительными мероприятиями – интриги никакой, зато шоу вполне удается. Герои вчерашних дней широкой аудитории по-настоящему могут быть интересны разве что в виде мемуаров. Иначе может получиться зрелище весьма печальное.

Создатели объединительной серии «Кошмара на улице Вязов» и «Пятницы, 13», ничтоже сумняшеся, решили, что, мол, есть еще порох в пороховницах. И запустили по полной. Коварный Фредди, даром что фамилия у него Крюгер, заманивает Джейсона на улицу Вязов, чтобы тот поработал там немного своим инстрУментом и заставил забывчивых вновь бояться ночных кошмаров – пока Фредди не боятся, он, дескать, бессилен. Бедных подростков ожидает совсем уж незавидная участь: мало просто быть прибитыми на улице Вязов, так еще и Джейсоном! Короче, миссию свою хоккейный голкипер с трудным детством выполняет, но, к разочарованию Фредди, восвояси не убирается. Мавр должен уходить! – рассуждает абориген и пытается вытурить гастролера. Но тщетно. Не помогает даже собственная, как у матричного Проводника, реальность.

Зрителям в этом Кубке пенсионеров остается только болеть за кого-то из них, за одно из двух зол. Хотя с самого начала ясно: победителей и побежденных в этой «битве титанов» не будет, продюсеры не допустят. Чтоб никому не было обидно, они еще на стадии достижения договоренностей обеспечили сторонам полный паритет. А то ведь могло случиться недоразумение: побеждает, допустим, Фредди – значит, «Кошмар» круче «Пятницы»? Тут еще убиваемые подростки принялись активно использовать их в собственных целях – ни дать ни взять, политика какая-то.

Сценарная конструкция фильма по обыкновению примитивна. Создатели, очевидно, решили: хватит и того, что Фредди и Джейсон со всеми своими прибамбасами вместе в кадре. Чего не хватает остро – так это стеба о роли этих личностей в истории. Идея объединения без оного быстро-быстро выдыхается, и получается заурядный ужастик уровня вторых частей того и другого сериалов. Скажем, седьмая серия «Кошмара» в свое время удивила нелинейностью – теперь ее фокус дезавуирован. Прежние поклонники, которые стали постарше и, в основном, умнее, вряд ли нашли в новом фильме что-нибудь стоящее их расположения. А что до нового поколения, так для него, наверное, важнее не то, что Фредди Крюгер воюет с Джейсоном Ворхизом, а то, что одна из смазливых мордашек принадлежит Келли Рауленд из Destiny’s Child. Самая «интересная» находка фильма – измененный колер заставки New Line Cinema, вместо синего – красный.

Разговоры-переговоры о слиянии двух бизнесов велись лет десять. Каждая сторона, видать, слишком сильно нахваливала своего мокрушника, и договорились они, когда попросту устали спорить. Когда было уже поздно. Осталось еще Майкла Майерса из «Холуина» третьим в эту корпорацию монстров позвать, сути это не поменяет. Заслуженные злодеи могут и дальше мочить молодежь и так, и этак – все равно, харизма их иссякла и восстановлению не подлежит. Они – вторая лига выдающихся джентльменов. Немощность Фредди и Джейсона не заметили, должно быть, только самые упертые фанаты и… продюсеры. Наверное, они еще не проснулись – хотя их, как раздражающую крепостью своего сна героиню фильма, изо всех сил будят.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Вот уже четыре года на улице Вязов никому не снятся кошмары. Детский страх исчез из рациона поседевшего Крюгера, и он начал становиться форменным безработным. В случае с ним главный идеалист предыдущих столетий Джордж Беркли оказался прав: если тебя никто не помнит, ты и не существуешь.

Чтобы вернуть к себе былое внимание, Фредди призывает на помощь из глубин ада другого преждевременно сгинувшего работника ножа и топора – голкипера Джейсона Вурхиса.

Джейсон воскрешает старый страх в жителях улицы Вязов, и Фредди возвращается. Но двум титанам-потрошителям быстро становится тесно в маленьком городишке. Едва Фредди соберётся зарезать очередную заснувшую школьницу, Джейсон уж тут как тут – с упоением крошит её своим мачете.

Ясно, что Крюгер недолго станет терпеть вульгарный подход голкипера – их собственное столкновение в фильме неминуемо. Когда приходит этот момент, детишки в кадре отодвигаются на второй план, ибо драка двух культовых монстров – штука действительно потрясающая!

Свежая идея столкнуть клыками популярных анти-персонажей кино родилась не в глубинах Голливуда, и касалась вовсе не Фредди с Джейсоном. Поначалу это был игровой проект – несколько лет назад компьютерщики сваяли приключенческий 3D-экшн «Alien vs Predator», наделавший много шума в game-индустрии. Успех компьютерный игры побудил продюсеров задуматься о киновоплощении подобного замысла. Но пока проект «Чужой против хищника» набирал обороты, другая команда кинематографистов быстро склепала новый убийственный слэшер, стравив друг с другом Фредди с улицы Вязов и Джейсона с Кристального озера.

Фильм, ставший первой ласточкой в череде картин-дуэлей, где сводятся известные киноперсонажи прошлых лет (не считая готического боевика «Другой мир», где вампиры дерутся с оборотнями), получился на удивление хорошим. Модный режиссёр Ронни Ю лихо расправился с задачей, сняв крепкий и стильный ужастик, не дающий расслабиться ни на минуту. И это в век засилья дешёвых триллеров, напрочь отучивших зрителя бояться происходящего на экране!

Фильм получился похожим на все серии «Кошмара на улице Вязов» и не похожим на «Пятницу, 13», но изобилующим отсылками к мифологии обоих слэшеров. Плюс фильма в его динамике: затяни Ронни Ю традиционный сюжет с рубиловом подростков в начале – и лента грозила стать скучной, особенно для искушённого зрителя. Годы с дешёвыми «пугалками» не могли пройти для нас даром: мы уже не боимся ни крови, ни внутренностей, только улыбаемся шире. Но ко второй половине фильма избитый сюжет становится фоном, оттеняющим гениальность идеи «versus»: мочилово Фредди и Джейсона оказывается настолько искромётным, что хочется аплодировать каждой их схватке.

Щуплый погорелец Крюгер демонстрирует кошачью ловкость, стремясь уложить здоровяка Вурхиса. А голкипера, кажется, не заботит, кто перед ним – малолетняя девочка, обкуренный школьник или заклятый коллега и сосед по адскому общежитию: на всех обрушивается неумолимый удар мачете. В яростном поединке этих двоих тенью отобразился давний спор идеалистов с материалистами. Что первично: реальность окровавленного мачете или натуральный цирк-шапито, в который Фредди превращает последние сны своих жертв? Что страшнее: чувство страха или сам страх? Поединок молчаливого голкипера и артиста зла Крюгера не даёт однозначного ответа: открытый финал означает свободу трактовок и неизбежность сиквела. То и другое одинаково хорошо.

В фильме есть несколько хитовых моментов, которые одновременно вызывают восторг и мурашки по коже. Это, к примеру, сцена, где Джейсон рубит напополам парня, вколовшего ему транквилизатор; или момент, когда Крюгер отсекает голкиперу пальцы; или когда самому Крюгеру сносят изувеченную башку – крутого насилия в кадре хватает.

По количеству крови на квадратный сантиметр плёнки «Фредди против Джейсона» спорит даже с японизированным опусом Тарантино «Убить Билла». То, что тарантиновский фильм серьёзнее, его не выручает, ведь в обоих лентах сюжет разворачивается не в реальном мире, а в какой-то иной – кинореальности – где полиция беспомощна, главные герои стократно превосходят умением число врагов, и в принципе возможно всё.

В связи с этим напрашиваются довольно серьёзные даже для продвинутого слэшера размышления. Всё дело в том, что кино уже не то, каким было раньше. Применяя экономическую терминологию, рынок продавца превратился в рынок покупателя – не мы нынче ходим в кино на всё, что предложат студии, а кино ходит за нами по пятам и зазывает в гости. Просто его стало слишком много. И наличие в фильме очередного зубодробилы а-ля Арнольд перестало быть гарантией кассовых сборов.

В жестокой конкурентной борьбе за зрительское внимание и любовь побеждают те фильмы, которые сумели нас чем-то поразить, оставили незарастающий след в нашей памяти. Отсюда и заигрывания со зрителем известных кинопродюсеров: экранизации всяческих vs-фильмов, комиксов, продолжений хитовых картин и пр. Но рекламная пена через годик спадает, а «Матрица» остаётся. А всё потому, что составляющих у хорошего кино должно быть много.

Разумеется, в каждом жанре свои законы, потому что жанр – это обещание. Когда зритель идёт на слэшер, он знает, что в фильме будут кровь, жертвы и хоррор. Но их наличие там не должно предопределять отсутствие других элементов хитовых картин! «Фредди против Джейсона» стал практически воплощением своего жанра – давно не выходило столь крепких и динамичных ужастиков с полным набором любимых зрителем фишек: фонтанами крови, обилием чёрного юмора, горами трупов, мрачной музыкой и непрерывным действием. В 80-е такое кино поразило бы мир – определённо! Но современному слэшеру для культовости не хватает идеи – той самой, которая должна лежать в основе сценария и быть большой древней черепахой, на спине у которой дрейфуют по зрительским душам все прочие элементы продвинутого кино.


     
А знаете ли вы, что...

- Съемки картины начались 9-го сентября 2002 года в Торонто.
- Этот фильм является 8-ым в сериале про Фредди Крюгера и 11-ым про Джейсона Ворхиса.
- Ронни Ю до съемок этого фильма имел опыт в фильмах ужасов (Невеста Чаки).
- Официальный сайт Роберта Ингланда находится здесь.
- Слухи о возможном противостоянии Фредди и Джейсона ходили среди киноманов очень давно. Первое упоминание о возможном старте проекта относится аж к 1987(!) году. Но тогда, в силу бюрократических препонов, фильм так и не был снят.
- Первоначально продюсером картины значился Шон Каннингем, который назвал сценарий своеобразным гибридом "Голдфигер против доктора Ноу". Интервью с ним можно прочитать здесь.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: