РЕЦЕНЗИЯ №1
Джордж Саймонс – это такой американский Павел «Снежок» Воля, только менее смешной и гораздо более непристойный. Яйцами, членами и сиськами он оперирует в своей речи так же легко, как президент Ющенко – загадочным термином «любi друзi». Дела идут замечательно, миллионы текут рекой. Но однажды врач обнаруживает у него неизлечимую болезнь крови. Жить Джорджу недолго, и у него возникают разные странные идеи. Например, он берет к себе в услужение комика-любителя Айру Райта. У Айры плохо получается смешить народ, хотя он тоже говорит про яйца. Но он не прикольный. Чувствуя духовное родство и оценив несколько удачных яичных шуток Айры, Джордж нанимает его сочинять тексты для своих выступлений и немножко разогревать публику.
Иногда у Адама Сэндлера получается попадать в нужный тон. К сожалению, не так часто, и «Приколисты» - явно не тот случай. Американский юмор – вещь вообще для нас труднодоступная, а в исполнении Сэндлера, самого несмешного из знаменитых комиков Америки, он вообще тухнет. Сэндлер со своей физиономией, невозмутимости которой мог бы позавидовать ирокезский шаман, неплохо выступает как романтический персонаж – в мелодрамах такие незамутненные лица как раз и уместны. Но «Приколисты» - совсем другая история. Комедия, смешанная с психологической драмой, требует человека, способного хоть немного меняться перед камерой. Такие люди в Голливуде существуют, но имя им – не Адам Сэндлер.
Достойную пару ему составляет перехваленный Сет Роген. Возможно, «Приколисты» - просто неудачный пример использования его безмерного комического таланта, но здесь он представляется какой-то бледной инфузорией, не способной ни сочувствия вызвать, ни обаянием привлечь. В номинации «самый никакой актер» он имел бы прекрасные шансы на победу. Будем считать, что он не бездарен, а просто попал в плен к своей роли и не смог вовремя остановиться, когда требовалось расстаться с имиджем неуклюжего лузера.
Из-за неадекватности исполнителей и некачественного юмора проваливается и главный идейный посыл фильма. Я-то, приступая к просмотру, надеялся, что обещанные аннотацией размышления о жизни и смерти вытянут Сэндлера на ту высоту, где он начинает быть симпатичным. К сожалению, вся философия была задавлена в зародыше посредством яиц и сисек, которыми так удобно прикрывать торопливую халтуру.
РЕЦЕНЗИЯ №2
Джордж Симмонс (Адам Сэндлер) - преуспевающий комик. Начинал он как стендап-комик, выступающий в клубах, потом прославился и стал сниматься в комедиях, одновременно продолжая свои выступления на сцене - в том числе, на всяких корпоративах, причем за очень большие деньги.
Симмонс - миллионер. Он живет в роскошном особняке на самом берегу океана, а его гонорары за выступления на вечеринках исчисляются сотнями тысяч долларов. Однако он хорошо помнит, с чего начинал, поэтому периодически совершенно бесплатно выступает в клубе, в котором подвизаются стендап-комики любители.
Как-то раз Симмонс приходит к своему врачу, чтобы получить результаты анализа крови - у Джорджа в последнее время сильно повысилась утомляемость и стала болеть голова. Доктор сообщает ему страшную весть - у комика обнаружили одну из разновидностей лейкемии, так что ему осталось жить совсем немного. Это заболевание практически не лечится, но есть экспериментальное канадское лекарство, которое в восьми процентах из ста реально помогает. Джордж начинает принимать это лекарство - все-таки восемь процентов дают хоть какую-то надежду на излечение.
Несмотря на болезнь, он продолжает свои выступления. В клубе комиков-любителей Симмонс обнаруживает некоего Айру Райта (Сет Роген) - полноватого парня, который пишет неплохие тексты, но совершенно не умеет работать со зрителями. Джордж приглашает Айру к себе в качестве автора, и Айра, разумеется, соглашается - ему до смерти надоело работать в супермаркете, продавая салаты.
Симмонс только Айре признается в том, что у него - неизлечимая болезнь. Айру не радует подобное доверие, но деваться некуда - у Джорджа все равно нет друзей, а Айру, как человека до недавнего времени совершенно постороннего, он ненавидит значительно меньше всех остальных.
Симмонс продолжает свои выступления и иногда перед собой пускает выступить Айру - типа как разогреть публику. При этом Айра постепенно набирается эстрадного опыта.
В какой-то момент Райт заставляет Джорджа признаться близким и знакомым в том, что у него очень тяжелая болезнь. Знакомые начинают приезжать в особняк Симмонса попрощаться с ним, и в один прекрасный день там появляется некая Лора (Лесли Мэнн) - девушка, которую Джордж в свое время сильно любил и собирался на ней жениться. Однако он, по своему обыкновению, продолжал вести разгульную жизнь, в результате чего Лора его бросила, вышла замуж за австралийца Кларка (Эрик Бана) и родила ему двоих очаровательных дочерей.
Но Симмонс в процессе беседы с Лорой понимает, что она в браке с Кларком не сильно-то счастлива.
***
Этот фильм вообще позиционировался как комедия. Причем комедия с одной из нынешних звезд американского комедийного жанра - Адамом Сэндлером, ну и также с восходящей комедийной звездой Сетом Рогеном, который со своей застенчивой ухмылкой уже сыграл у Апатоу в неожиданно приличной, хотя и типовой комедии "Сорокалетний девственник", а также в картине "Немножко беременна" (еще не смотрел).
Я этот фильм дождался в оригинале - "разговорные" картины в дубляже смотреть вообще не имеет смысла, - и посмотрел. Однако в процессе просмотра выяснилось, что это - фактически драма, а вовсе не комедия. От комедии здесь, в основном, только выступления героев фильма на эстраде в жанре "стендап", а более, в общем-то, ничего.
Известному комику, который стал миллионером, но растерял всех своих друзей, сообщают, что он умирает. И что надежды почти нет. Он понимает, при его образе жизни - не осталось ни одного человека, с которым он хотел бы разделить оставшиеся дни. Или который бы сам с ним хотел разделить оставшиеся дни. Поэтому Джордж приводит в дом совершенно случайного человека - Айру, - платит ему деньги и заставляет проводить с собой дни и ночи.
Это комедия? Нет, это даже рядом не комедия! Причем так проходят практически две трети фильма. И кроме драмы об одиночестве и трагедии человека, который много лет заставлял смеяться миллионы людей, здесь еще достаточно неплохо показано закулисье очень популярного в Штатах и практически неизвестного у нас жанра стендап-комеди. В этом жанре в России работает разве что небезызвестный Павел "Снежок" Воля, но его можно сравнивать только с очень средненькими представителями этого направления, да и то...
Между тем, в Штатах в этом жанре работали такие известные комики, как Эдди Мерфи, Робин Уильямс, Стив Мартин, Билли Кристал, тот же Адам Сэндлер и многие другие актеры. И стендап-комеди - это вовсе не только всякие непристойности, как почему-то считается у нас. (Кстати, в фильме по поводу непристойностей персонаж Сэндлера как раз и беседует с персонажем Рогена.)
Однако сняв две трети фактически драмы, Апатоу испугался и вдруг решил, что зрителям не понравится такое резкое изменение жанра. Поэтому он прилепил в общем-то к достаточно цельной картине еще один получасовой кусок, в котором Джордж и Айра приезжают в дом Лоры в тот момент, когда ее муж находится в командировке. И там начинается что-то вроде романтической комедии, без которой так хорошо все шло в первых двух третях картины.
В результате Апатоу фильм сам и испортил. Поклонники традиционных комедий режиссера в духе "Сорокалетнего девственника" или "Немножко беременна" - до последней трети, судя по всему, досмотрели далеко не все. А те, кому, как и мне, явно понравились первые две трети, долго морщились на последней трети, считая, что Апатоу собственноручно загубил хорошее начинание.
Ну и, как закономерный итог, картина в прокате полностью провалилась - $70 миллионов мировых сборов при $70 миллионах бюджета. (Кстати, бюджет для такого камерного фильма - какой-то нескромный. Даже если учитывать, что один Сэндлер получил свои традиционные нынче $25 миллионов.) Для сравнения, совершенно идиотский "Миллионер поневоле" с Сэндлером при $50 миллионах бюджета собрал по миру аж $162 миллиона.
Мне эта картина, в общем, понравилась, если не считать финальную треть. Серьезные вопросы на фоне жизни комиков и традиционных для Апатоу забавных эпизодов с Сэндлером, Рогеном и напарниками Рогена - Джоной Хиллом и Джейсоном Шварцманом. (Хилл играет забавного толстячка-комика, а Шварцман - их соседа, который выбился в мелкие сериальные звезды и теперь строит из себя суперстара.) Смотрится это очень хорошо и ты понимаешь, что и режиссер, да и сам Сэндлер сюда вкладывают очень много личного.
Сэндлер тут очень неплох, хотя я к нему отношусь очень и очень по-разному. До уровня "Пьянящей любви", где Адам показывает казалось бы недостижимые для него высоты актерского мастерства, он тут, конечно, не дотягивает, но оно и понятно: Апатоу - это совсем не Пол Томас Андерсон. Однако здесь Сэндлер выглядит вполне на месте, грамотно совмещая драму с комедией. Ничего особенно яркого, но то ли сама тема заставляет сопереживать, то ли Сэндлер для этого что-то действительно сделал.
Из комедийных и просто забавных моментов - участие нескольких звезд в камео. Среди них самый шикарный - Эминем, который вроде как сыграл себя, но выдал крышесносящий монолог, обращенный к персонажу Сэндлера.
И еще два очень забавных момента - роскошный акцент у огромного (2 метра 11 сантиметров) доктора Ларса, сыгранного шведом Торстеном Вогсом (он играл в "Большом Лебовском", "Восьми миллиметрах", "Мужчине по вызову"), и прикольный австралийский акцент у Эрика Баны.
Кстати, Лору сыграла жена Джадда Апатоу - Лесли Мэнн. А дочерей Лоры сыграли их родные дочери - Моди и Айрис. Семейный подряд.
Вначале я посчитал, что смотреть картину в дубляже имеет мало смысла. Кроме того, что там немало моментов, которые сложно адекватно перевести, очень многое также построено на интонациях. А фирменную "мультяшную" манеру Сэндлера вообще не изобразить.
Тем не менее, насколько я мог судить по нескольким отрывкам, дубляж сделан очень и очень неплохо. Перевод вроде адекватный, голоса подобраны хорошо и даже попытались изобразить акцент доктора Ларса. Так что, несмотря на то, что этот фильм, как и все остальные, лучше смотреть в оригинале, дубляж картину вовсе не убивает.
Что еще сказать? Хотелось бы думать, что Апатоу и дальше будет двигаться от обычных и непритязательных комедек по пути к более серьезному кино. Этот фильм показал, что у него это вполне может получиться. Особенно если он наберется смелости и перестанет держаться спасительных берегов "апатоуской комедии".
А знаете ли вы, что...
- Съемки картины при бюджете 70 млн. $ проходили с 29 сентября 2008 года по 22 января 2009 года.
- Лесли Манн играет мать своих настоящих дочерей Мод и Айрис (дети от режиссера Джадда Апатоу). В "Почти беременна" была та же ситуация.
- Персонажи Джордж и Айра писались специально под Адама Сэндлера и Сета Рогена. Имена персонажей взяты в честь братьев-музыкантов Джорджа и Айры Гершвин.
|