ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Банды Нью-Йорка 
Gangs of New York

Режиссер Martin Scorsese (Мартин Скорцезе)
Сценарий Martin Scorsese (Мартин Скорцезе),
Jay Cocks (Джей Кокс),
Steven Zaillian (Стивен Заиллиан),
Kenneth Lonergan (Кеннет Лонерган)
В ролях:
Leonardo DiCaprio (Леонардо ДиКаприо),
Daniel Day-Lewis (Дэниэл Дэй-Льюис),
Liam Neeson (Лайам Нисон),
Cameron Diaz (Камерон Диаз),
John C. Reilly (Джон С. Келли),
Henry Thomas (Генри Томас),
Jim Broadbent (Джим Броадбент)
Официальный сайт: www.gangsofnewyork.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 166 мин.
Год выпуска: 2002
РЕЦЕНЗИЯ №1

Один маленький мальчик жил во времена, когда единственный закон, по которому существовало человеческое общество, был Закон Силы! Суровые мужчины сходились в жуткой рукопашной хватке, чтобы доказать себе и друг другу, что они МОГУТ, и в ход шло любое смертельное оружие - ножи, топоры, дубинки и тесаки. Маленький мальчик с детства жил в обстановке нервозного ожидания смертельной опасности, и это ожидание его не обмануло. Впрочем, сам мальчик остался жив. Но его отец - его любимый отец, который для мальчика был другом и наставником - был зверски убит мясником из чужого племени. На самом деле племена просто решали вопросы о сфере влияния и это был чистый бизнес, ничего более, но мальчику было все равно. Мясник убил его отца, и мальчик поклялся этого никогда не забыть.

Прошли годы. Мальчик много скитался в чужих краях, практически побывал в рабстве, но это только закалило его дух и тело. Он вырос широкоплечим и мужественным юношей, но всегда и везде пепел Клааса жег его сердце. Получилось так, что тот самый мясник из чужого племени приютил юношу, дал ему кров, одежду и даже научил жизни, но мальчик не простил мяснику убийства отца, поэтому воспользовался удачным моментом и попытался убить громилу тогда, когда он этого совсем не ожидал. Но не получилось, мальчик промахнулся. Однако мясник пощадил юношу и не стал его убивать. Он просто по-отечески проучил его. Мальчик стал расти дальше и мужать, а когда окончательно возмужал, то снова пришел к мяснику и завязалась кровавая битва, во время которой отец мальчика все же был отомщен. (с невероятным пафосом) ТАК. НАЧИНАЛИСЬ. СРЕДНИЕ. ВЕКА.

Уважаемые радиослушатели. Перед вашими ушами только что прозвучала радиопостановка по знаменитому фильму "Коннан-варвар". Исполнители - кот Бублик (в роли голодного зверья) и Алекс Экслер (все остальные виды зверья). А теперь поговорим о фильме "Банды Нью-Йорка"...

Собственно, это и есть чистый "Конан-варвар", только перенесенный в Америку второй половины 19 века. У мальчика по имени Амстердам был папа - предводитель банды ирландцев-переселенцев. Папу убил предводитель другой банды, состоящей из местных жителей-англичан, которого звали Билл по кличке Мясник. Убил в честном бою, но на глазах Амстердама. Парень вырос, но пепел Клааса стучал в его сердце. Что характерно, Амстердама взял к себе под крылышко все тот же Мясник, который продолжал бандитствовать, но уже поставил свое бандитство на коммерческую основу, помогая местным политиканам. Амстердам учится у Мясника жизни, попутно занимаясь любовью с местной красоткой Дженни. Та тоже была сиротка. У нее рано умерли родители, и девчушку подобрал на улице Мясник, который о ней заботился. В результате этой заботы девушка забеременела, но ребенка у нее вырезали, и с тех пор Мясник не встречался с девушками (я цитирую фильм).

В один прекрасный момент Амстердам... Впрочем, там все было точь-в-точь как в радиопостановке по "Конану-варвару", поэтому не буду повторяться. Наши победили, Америка двинула лыжи в сторону демократии и процветания...

***

Я всегда с большим недоверием отношусь к эпохальным кинопроектам, которые режиссером вынашиваются всю жизнь. Как-то практика показала, что долговынашиваемые проекты чаще всего рождаются или уже почившими в бозе, или кривоватенькими на оба глаза и ухо. А уж с этими "Бандами Нью-Йорка" шуму было... Скорсезе вынашивал планы создания этого фильма еще во времена, когда Коппола снимал первого "Крестного отца". Но Мартин не нашел взаимопонимания с продюсерами, и мечту о подобном фильме он пронес через всю свою жизнь. Наконец, когда он все-таки сумел заинтересовать "Бандами" руководителя студии "Мирамакс" Харви Вайнштейна, проект стронулся с мертвой точки.

Первоначально роль Мясника должен был играть - ну, разумеется - Роберт Де Ниро. Но фильм предполагалось снимать в Италии (там Скорсезе предоставляли по дешевке огромные павильоны, в которых можно было воссоздать Нью-Йорк тех времен), а Роберт Де Ниро в этот момент занимался созданием собственной студии, поэтому актер отказался ехать в Италию на продолжительный срок, который требовался для съемок. Тогда роль Мясника предложили Уиллему Дефо. Тот согласился, но подготовительный период для съемок сильно затянулся, и Дефо, плюнув на "Банды Нью-Йорка", занялся другими кинопроектами. После этого Скорсезе предложил роль Мясника Даниэлю Дей-Льюису, который снимался довольно редко и никуда не торопился, и на этой кандидатуре наконец остановились.

Леонардо Ди Каприо на роль Амстердама продюсерами планировался с самого начала. Правда, бюджет у фильма был довольно скромный (учитывая планируемую масштабность постановки), поэтому Ди Каприо не могли заплатить его обычный гонорар в 20 миллионов долларов, но актера удалось уломать обещанием участия в прибылях, а главное - тем, что картина снималась специально под "Оскара" и для "Оскара". И продюсеры, и Скорсезе, и руководство "Мирамакса" четко и твердо нацеливались на "Оскара". Это должен был быть новый "Титаник"! Они даже надеялись, что "Банды" затмят "Титаник" по количеству наград.

Чуть позже по требованию продюсеров в фильм была приглашена Кэмерон Диас. Сумма ее гонорара не разглашалась, но бюджет проекта был увеличен с шестидесяти миллионов до восьмидесяти.

Снимались "Банды" довольно долго. Показать их сначала планировали в октябре 2001 года, однако после событий 11 сентября показ перенесли, потому что нация должна была сплотиться перед лицом опасности, а в этот момент демонстрировать, с чего эта нация начиналась - было как-то не очень корректно. Кроме того, между Скорсезе и руководством "Мирамакса" шли длительные скандалы, касающиеся монтажа картины. Первоначальная авторская версия шла почти четыре часа. Продюсеры же утверждали, что фильм безбожно затянут, и что в таком виде его показывать нельзя ни под каким видом.

В результате этого картину, во-первых, здорово сократили, а во-вторых, включили в нее дополнительные любовные сцены между персонажем Ди Каприо и Кэмерон Диас, причем эти сцены пришлось доснимать в спешном порядке. В результате фильм сократился почти в два раза, а что из этого получилось...

Получилось что-то очень странное. С одной стороны, все сделано, что называется, по уму. Эпоха воссоздана превосходно, масштабы впечатляют и даже потрясают. Сцены боев сделаны очень качественно и продуманно. Так что с постановочной точки зрения - все просто супер. Однако сценарий... Трудно сказать, почему со сценарной точки зрения получилось так плохо. Вроде, старались, чтобы плохо не было. Наоборот, старались, чтобы было максимально хорошо. А получился детский сад, штаны на лямках. Ах, у мальчика убили папу. Ах, он при этом несколько лет тусовался с Мясником, зная, что Мясник убил папу. Зачем тусовался? Вероятно, изучал предполагаемого противника. Ах, он попытался заколоть Мясника - причем самым что ни на есть трусливым и мерзким образом, когда Мясник этого совершенно не ожидал. И Мясник его, ах, не пришил. Зато после этого мальчик Амстердам начал мужать со страшной силой (возмужание Ди Каприо смотрится на редкость кошмарно) и в конце концов замочил Мясника в финальном ЧУКАЛОВЕ. Причем это было не просто чукалово, а Чукалово, В Котором Рождалась Америка.

Дурдом на колесиках. Такие масштабные эпические задумки и такая дешевая мелодрама. А ведь идея была хорошая. Ведь все это действительно происходило на самом деле - войны уличных банд и рождение большой политики в ее самом неприглядном виде. Политики в фильме как раз показаны классно: отвратительные циничные и продажные твари, для которых жизнь человеческая не имеет ни малейшей ценности, и которые ради удовлетворения своих политических амбиций готовы отправить на смерть тысячи людей. И политические фразы там такие хорошие и правильные! "На выборах побеждает не тот, кого выбирает народ, а тот, кто подсчитывает голоса"...

Но обидно то, что все сильные моменты картины - войны между бандами, продажность полиции, переход бандитов в политиканы и так далее - являются всего лишь фоном самое что ни на есть тривиальной, банальной и попросту глупой мелодрамы. Повторилась история с "Мулен Ружем", когда просто гениальная постановка растворилась в сопливой любовной мерихлюндии. Но для "Мулен Ружа" это было еще простительно - все-таки, мюзикл. А для "Банд Нью-Йорка" - учитывая тот факт, что они собирались снять нового "Крестного отца" - нет.

Оно понятно, что голливудские, да и вообще киношные, традиции таковы, что в любое эпическое произведение нужно воткнуть какую-нибудь любовную историю. Это принято, это нормально. Кому надо - увидят эпическое произведение. Остальные - любовную историю. Но лично мне этот дурдом с Амстердамом очень мешал. Поэтому фильм, при всех его достоинствах, оставил стойкое чувство раздражения. Ну не нужен там этот Амстердам, не нужен. Ведь Скорсезе все-таки снимал не "Титаник". А получилась неудачная пародия на "Титаник", сопровождаемая отдельными мощными актерскими и постановочными всплесками.

Герои Ди Каприо и Кэмерон Диас - ужасны. И это при том, что я считал Ди Каприо неплохим актером (после "Титаника" и "Полного затмения"). Но в "Поймай меня, если сможешь", на мой взгляд, он сыграл на редкость серенько, а от его исполнения роли Амстердама мы с котом Бубликом плевались во все стороны. Серо, плоско, невыразительно и тоскливо - до ломоты в зубах. На черта там Ди Каприо - не понимаю. Это инфантильное создание не способно показать, как мальчик превращается в мужчину. Потому что он этого не знает, не умеет и не чувствует. Был бы на его месте, например, Брэд Питт - возможно, картина бы стала гениальной. Питт бы это сыграл, нет никаких сомнений. А Ди Каприо здесь смотрится просто слизняком, уж простят меня его фанатки. Впрочем, вероятно, для мелодрамы, в которую превратили "Банды Нью-Йорка", это самое оно.

Кэмерон Диас в этой картине ему составляет вполне гармоничную пару. В том смысле, что играет ужасно. Хотя странно. В том же "Ванильном небе" мне показалось, что она выросла в хорошую актрису. А здесь - сплошная неестественность, надуманность, театральность и фальшивость. Полный кошмар.

Но есть в этом фильме персонаж, ради которого можно простить все остальное. Дэниэл Дей-Льюис в роли Мясника - просто гениален. По-другому и не скажешь. Что он вытворяет в этом фильме - даже передать невозможно. Причем чисто внешне он не выглядит предводителем банды - телосложение у Мясника довольно субтильное, - однако Дей-Льюису блестяще удалось продемонстрировать то, что называется словом "крутизна" - его Мясник по-настоящему крут. Он ничего и никого не боится. У него есть собственный жесткий и жестокий кодекс чести, у него есть очень четкие принципы. Он - настоящий мужик во всех смыслах этого слова. Он привык уважать тех врагов, которые заслуживают уважения - даже если они погибли от его собственной руки, - и он презирает тех, кто слаб духом. Его можно ненавидеть, любить или бояться до животного ужаса, но его нельзя презирать, потому что люди такого уровня внутренней силы рождаются раз в столетие.

Ди Каприо в этом фильме рядом с Дей-Льюисом смотрится как слепой щеночек у ног великана. Разница в актерском мастерстве настолько очевидна, что я бы, на месте Ди Каприо, пошел бы да и повесился. Ну или отправился бы на курсы актерского мастерства, которые, по слухам, он никогда в жизни не посещал. Впрочем, зачем ему актерское мастерство? Ему платят по двадцать миллионов за роль. В отличие от Дей-Льюиса...

Резюмирую. Картина оставила очень сложное впечатление. К сожалению, это вовсе не шедевр, хотя он мог бы им стать - вот что обидно. К моему глубочайшему сожалению, это не новый "Крестный отец" и даже не новые "Славные парни". Это очень и очень неровный фильм, который, судя по всему, изрядно испортили монтажом. Рассказывают, что Скорсезе был крайне расстроен тем видом монтажа, который ему навязали продюсеры, и даже чуть ли ни заявлял, что этим фильм полностью угробили. Не знаю... Не видя режиссерской версии об этом трудно судить, но, похоже, что так оно и есть. Однако монтаж монтажом, а Ди Каприо и Диас присутствуют в любых монтажных версиях. И они меня там сильно раздражают. Зато все остальное - масштабные сцены, политики, воссоздание эпохи и особенно Дей-Льюис - великолепны!

В результате я совершенно не знаю, какие фильму ставить оценки. Потому что игра Ди Каприо и Диас - на двоечку, а Дей-Льюиса - выше всяких пятерок с плюсом. Постановка одних сцен - великолепна, а эпизоды с этим Амстердамом - довольно слабенькие. Со сценарием - то же самое. Таким образом, фильм полон жутких противоречий, которые, безусловно, ему очень и очень сильно навредили. Мне "Банды Нью-Йорка" напомнили роскошное блюдо, приготовленное потрясающим шеф-поваром, которое облили ужасным соусом и подали на щербатой и покореженной тарелке. А жаль, очень жаль. Ведь из этого действительно мог бы получиться шедевр...

Нужно ли смотреть этот фильм? Да, конечно. Потому что при всех недостатках, он, безусловно, является довольно крупным кинематографическим событием. А игру Дей-Льюиса нужно посмотреть во что бы то ни стало - просто чтобы знать, какого уровня актеры бывают в этом Голливуде. Чтобы не думать, что Голливуд состоит только из Ди Каприо и всяких прочих томов крузов. Потому что это совершенно не так.

P.S. Я вдруг задумался на тему того, как бы в роли Мясника выглядел первоначально туда планировавшийся Роберт Де Ниро... Но потом понял, что лучше об этом не думать. А вот на Уиллема Дефо в этой роли было бы очень интересно посмотреть...



РЕЦЕНЗИЯ №2

Новейшая история началась с Великой Французской революции. Новая история, кажется, - с открытия Америки. Однако средневековье не отмерло сразу. Раздробленное на множество осколков, оно кое-где существует и поныне. Новый фильм Мартина Скорсезе повествует о кончине средневековья в самом развитом городе современности.

Этим творением выдающийся кинодеятель одновременно и полемизирует, и соглашается с выдающимся писателем Редьярдом Киплингом, некогда провозгласившим "бремя белого человека" - ответственность за распространение цивилизации среди неблагодарных невежд. Приняв от апологета устаканившегося капитализма фору в несколько десятилетий, Скорсезе показал катарсис белой расы в знаковом для нее месте, как она наводила порядок в собственном стойле.

Сама история Нью-Йорка,если верить легенде, началась со взаимного обмана. Первый губернатор Нью-Амстердама - так город был назван основавшими его голландцами - "купил" у индейцев приглянувшуюся ему территорию за кучку побрякушек. Индейцы плату приняли - еще бы, ведь "проданный" ими остров Манхэттен на самом деле им не принадлежал. Впоследствии в жизни Америки было немало ключевых противостояний: колонизаторы против аборигенов, колонии против метрополий, Север против Юга, республиканцы против демократов, Америка против "империи зла", большинство против меньшинств, Америка против "оси зла".

Противостояние "местных" с "пришлыми" в этот ряд не входит. Но Скорсезе выжал из него максимум символизма. Каждое общество в той или иной степени несовершенно. Следовательно, в каждом обществе есть свои "кавказоиды", "чурки", "ниггеры" ("дерибасы", "кресты", "мамбеты", ...), одним древним словом - "басурмане". Но, если шовинизм не торжествует, то только потому, что есть сила выше его, и сила эта - государство, подчиняющееся законам прогресса.

Новые порядки рано или поздно становятся старыми. Волчьи законы, по которым жили банды Нью-Йорка, были эффективны на протяжений многих столетий. Новое время положило им конец. Архаичное противостояние банд питало сопротивление признакам обновления, как то: призыв в армию, индустриализация, избирательное право. Неслучайно один из героев фильма спрашивает у другого: "Как будем выяснять отношения - на древнем языке боя или на новом языке демократии?" и неслучайно получает от него топор в спину.

О том, как должны "правильно" пересекаться улицы, знает каждый первоклассник. Дважды два - четыре, столько должно быть "правильных" направлений. Место пересечения пяти улиц являло собой иррациональное, неотрегулированное средоточие интересов. Бандитский Нью-Йорк в прежнем его виде не вписался в общегосударственную концепцию. И государство не нашло способа лучше подавить бунт масс, "бессмысленный и беспощадный", чем сровнять эти Пять Углов с землей.

Упоенные своей междоусобной войной, члены банд почувствовали себя хозяевами этого города. В конце концов, пришло Государство и всех урезонило, причем, при всей своей жестокости, оно олицетворяло прогресс. Бескровных методов насаждения порядка тогда еще не существовало (впрочем, события последнего времени показывают, что нет их и сейчас). Но дух банд сохранился, пережив суровую стадию естественного отбора его носителей. Билли "Мясник", несклонный ни к какому конформизму в отношении государственной системы, как лидер устарел. Шло время, менялись методы, менялись мотивы. Как далее развивалась организованная преступность в Нью-Йорке, явствует из романа Марио Пьюзо "Крестный отец". Примитивных громил из "Черной руки" сменили идеальные бандиты типа Датча Шульца, которых вытеснили уже мафиозные деятели государственного масштаба.

Что бы там ни говорили, современное американское общество является высокоразвитым. В то время как Вэллон шел на Каттинга, на Диком Западе клан Рохо истреблял клан Бакстеров, на Юге зарождался ку-клукс-клан - меж тем, разбитое на острова государство неумолимо стягивалось в единое целое. Принципы добродетели и накопительства, закрепленные экономической теорией, возобладали над "рыцарским" кодексом чести "Мясника", над его хищническим великодушием. И было бы наивно полагать, что процесс развития имеет какой-то предел. Проблемы, которые испытывает нынешняя Америка, - проблемы развитого государства. К примеру, сейчас все, кому не лень, бранят американскую политкорректность - а между тем, это достаточно эффективное профилактическое средство. Не совсем совершенное, но - все же лучше, чем его отсутствие.

В 1928 году до рождения термина "политкорректность" было еще далеко. Зато к тому времени мир успел увидеть "Броненосец "Потемкин" Эйзенштейна. Видимо, не без его влияния некто Герберт Эсбери написал роман, об экранизации которого мы с вами и говорим. Один лишь факт того, что роман этот дожидался экранного изложения семьдесят с лишним лет, может свидетельствовать о его художественной ценности. Для Скорсезе было важно другое. Сюжет, при всей его запруженности драматическими клише, богат выгодными видами любимого города Скорсезе. На них-то мэтр и потратил двадцать лет ожиданий. Собственно, и вытянуть такую историю могло только мощное режиссерское эго.

Художественное оформление фильма удивляет. Чудного вида оружие, облачение "воинов", декорации - характерные атрибуты антиутопий, таких, как, например, вторая серия "Безумного Макса". Похоже, таким образом Скорсезе намекает на цикличность исторических периодов. А в финальных кадрах фильма башни WTC еще стоят.

То, что фильм номинировался на "Оскара", неудивительно. То, что он его не получил - тоже. Натужность, с которой он снимался, нашла отражение и внутри его. В основном его критикуют за то же, за что в свое время критиковали "Апокалипсис сегодня" Фрэнка Копполы. Впрочем, Скорсезе оправдывает то, что фильм предстал перед зрителями не совсем в том виде, в каком он планировал представить. Может статься, через энное количество лет GoNY будут переизданы - в авторской версии и с минимальными купюрами. На любителя, естественно.

P.S. Критикуют, хоть не так громко, и за другое. Есть такие мастера бинарной логики - ту же политкорректность они хают за одно только ее существование. Другой пример. Скажет кто-нибудь авторитетный о чем-то значительном: "Пафосно получилось!" - откуда-то из творческих низов всплывает следующий перл: "Отрицательным качеством человека считаю наличие пафоса". Если подобные "толкователи" обрушиваются на кого-то праведным гневом, зачастую они примешивают к своим "агиткам" какие-то личные чувства. Есть такие господа, которые кормятся тем, что на чем свет стоит костерят, скажем, Анну Курникову или Светлану Хоркину. Случай с Леонардо ДиКаприо - из той же серии. Между прочим, англичанин Дэй-Льюис, которого они так упорно ставят Лео в пример, прежде тоже ходил в записных красавчиках. Качество это, стоит полагать, необязательно влияет на качество исполнения. А то развели антимонию: дескать, играть не умеет. В фильмах Скорсезе плохих актеров не бывает. Если ДиКаприо и Камерон Диас играют и не так броско, как Дэй-Льюис, то лишь потому, что их персонажи не так эксцентричны.


     
А знаете ли вы, что...

- Роберт Де Ниро отказался от съемок в этой картине из-за нежелания путешествовать по Европе, где снималась часть фильма, из-за его задержания в 1999 году в Париже по подозрению в международной проституции.
- На роль, которую сыграла Камерон Диаз, претендовали Клэр Форлани, Хизер Грэм, Моника Поттер, Кэти Холмс и Мина Сувари.
- Харви Вайнштайн сказал о лауреате премии Оскара Дэниэле Дэй-Льюисе, когда тот присоединился к касту фильма следующее: " Четыре года без Дэниела на экране - это слишком."
- В период съемок Лайам Нисон попал в аварию, в которой он угодил на своем мотоцикле в оленя в пригороде Нью-Йорка.
- Во время съемок в Риме Леонардо ДиКаприо приходилось по несколько суток безвылазно сидеть в гостиничном номере, для того, чтобы толпы девушек, желающих взглянуть на своего кумира, покинули ближайшие улицы.
- Съемки картины начались 30-го августа 2000 года в Риме, где был восстановлен Нью-Йорк 19-го столетия. Первоначальный бюджет составил 90 миллионов $, но в итоге раздулся до 97 миллионов $.
- Первоначальная дата премьеры была установлена на 21 декабря 2001 года, которая задержалась на целый год (20 декабря 2002 года).


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: