ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Гангстер 
American Gangster

Режиссер Ridley Scott (Ридли Скотт)
Сценарий Steven Zaillian (Стивен Заиллиан), Mark Jacobson (Марк Джейкобсон)
В ролях:
Denzel Washington (Дензел Вашингтон),
Russell Crowe (Расселл Кроу),
Cuba Gooding Jr. (Кьюба Гудинг мл.),
Josh Brolin (Джош Бролин),
Armand Assante (Арманд Ассанте),
Chiwetel Ejiofor (Чиветел Эджилфор)
Официальный сайт: www.americangangster.net
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 157 мин.
Год выпуска: 2007
РЕЦЕНЗИЯ №1

В жизни каждого американского героя есть чемодан с миллионом долларов. Фрэнк Лукас его честно заработал. Детектив Ричи Робертс от него честно отказался. Фрэнк Лукас был водителем и учеником черного Биг Босса, по смерти которого стал сам выбиваться в люди. Ричи Робертс к тому времени уже прославился: найдя миллион долларов в непомеченных купюрах, он сдал их начальству, заработав репутацию конченого идиота и бойскаута. Фрэнк, между тем, строит канал, который обеспечит приток миллионов в его карман: налаживает доставку феноменально чистого и дешевого героина из Таиланда с Штаты. В его жизни происходят большие изменения, в основном – приятные. Кое-что меняется и у Ричи: теперь он – начальник районного управления по борьбе с наркотиками. Все сложилось, как надо: рано или поздно пути двух неординарных людей пересекутся.

Чуть затянутый фильм обещает, в конце концов, то, что дает, и даже больше. Ридли Скотт, увлекшийся на заре тысячелетия жанровыми экспериментами, в конце концов снял самое традиционное, что есть в американском кино: гангстерскую сагу. И это качественная сага, с яркими героями, крепким сценарием и, что немаловажно – основанная на реальных событиях. Впрочем, трактовка их весьма вольная, хотя Ричи Робертс и Фрэнк Лукас до сих пор живы и могут сильно обидеться.

Построить историю в форме невидимой дуэли было очень правильным решением. Непосредственный экранный контакт Кроу и Вашингтона сведен к минимуму, и это, с одной стороны, жаль (потому что, когда их все-таки сводят, получается тот еще джаз!), но, с другой стороны, прекрасно (потому что они друг другу не мешают и в итоге джаз выходит не хуже – но только в виде двух переплетающихся соло). Изрядно порыхлевший Рассел Кроу не вызывает вопросов как киногерой – даже когда он, забавно пыхтя, преследует быстроногого пушера или, тучно ворочаясь, изображает из себя неотразимого любовника. Ну, а Дэнзел Вашингтон рыхлеть и не думал. И в физическом, и в актерском смысле.

Периодически возникает ощущение, что с фильмом что-то не так. Но, пока успеваешь над этим подумать, все опять приходит в порядок и гармонию. Иногда кажется, что Ридли Скотт позволяет себе чистый плагиат Скорсезе или Копполы – но тут же понимаешь, что и эти двое далеко не все изобретали сами. Смотреть «Гангстера» не так уж однозначно приятно – постоянно свербит мысль о том, что Ридли Скотт мог сделать более совершенное кино. Но, в конце концов, что важно? Важно, с какими ощущениями покидаешь зал. Ну, а с этим у «Гангстера» - полный порядок!


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Фрэнк Лукас (Дэнзел Вашингтон) долгое время был правой рукой и телохранителем легендарного Бампи Джонсона. Тот в свое время обратил внимание на шустрого чернокожего паренька, чем-то напоминающего Джонсону его самого в молодости, приблизил к себе и начал на собственном примере вдалбливать в юного бандюгана свои довольно своеобразные ценности. Как известно, Бампи был личностью незаурядной. Он был бандитом и убийцей, однако придерживался очень жесткого кодекса чести, и именно благодаря ему была выиграна знаменитая Гарлемская война, в результате чего Голландец Шульц, пытающийся подмять под себя этот район, упал лицом в салат, причем навсегда.

Однако Бампи, несмотря на все свои своеобразные достоинства, был не вечен, поэтому в самом начале рассказываемой в фильме истории он таки отправился на свидание с Голландцем Шульцем в результате банального сердечного приступа. И вот тут Лукас, которого никто из окружения Бампи поначалу не принимал всерьез, понял, что теперь настала пора действовать, используя полученные у Бампи уроки.

Какому делу решил себя посвятить этот достопочтенный джентльмен? Разумеется, поставке героина, потому что у этого бизнеса, в отличие, например, от торговли йогуртами, очень высокая рентабельность. Но Лукас, несмотря на то что он ни разу в жизни не ходил на курсы маркетинга, понимал, что для реальной и серьезной конкуренции он должен найти свой собственный путь поставок, а не пользоваться уже готовыми каналами. Поэтому он отправился в Таиланд, где наладил хорошие взаимоотношения с американскими военными и владельцами маковых полей, после чего совместными усилиями Фрэнка и военных был найден новый элегантный путь отправки наркотика в Соединенные Штаты - в гробах американских солдат, погибших во Вьетнаме.

Лукас, отлаживая новый героиновый путь, не скупился, понимая, что на карту поставлено все. Поэтому ответственные за доставку тел солдат генералы получали такие комиссионные за выполнение просьбы "прикрыть глаза", что глаза прикрывались по полной программе.

Вернувшись в Нью-Йорк и получив первые партии товара, Фрэнк также пошел своим собственным путем. Вместо того чтобы жадничать и разбодяживать героин, он разработал собственный бренд под названием Blue Magic - это была чистейшая дурь, которая к тому же продавалась дешевле, чем разбавленный всякой дрянью героин конкурентов. В результате простой народ, распробовав брендового чистяка, предпочитал именно эту марку, так что Лукас, в общем-то, не бедствовал - он зарабатывал миллионы. Успешному ведению дел также способствовал тот факт, что Фрэнк не задумываясь отстреливал тех конкурентов, которые пытались погреть руки на его бизнесе, а с остальными сумел договориться.

Заработав денег, Лукас не стал изображать из себя Корейко. Он женился на "Мисс Пуэрто-Рико", стал жить в роскошном доме, носил шиншилловые шубы и наслаждался жизнью по полной программе. Однако вокруг него постепенно сжималось кольцо: детектив Ричи Робертс (Рассел Кроу), который исповедовал еще более странные моральные принципы, чем Фрэнк, с помощью своего специального отряда подбирался к Лукасу все ближе и ближе.

***

В титрах фильма торжественно заявляется о том, что он поставлен по реальным событиям, - и это, в общем-то, так и есть: Фрэнк Лукас и Ричи Робертс - совершенно реальные лица, причем они оба, как ни странно, до сих пор живы. Широкая общественность узнала о Фрэнке Лукасе только в 2000 году, когда в New York Times было опубликовано пространное интервью с бывшим королем наркотиков Нью-Йорка. История очень заинтересовала Оливера Стоуна, и он приобрел права на ее киновоплощение, после чего попытался заинтересовать этим проектом Universal.

Однако там не проявили особого интереса, тем более что первоначальная версия сценария концентрировалась на похождениях Лукаса в Таиланде и коррупции в армии. Тогда сценарием занялся Стивен Зайлиан, который сделал основной упор на противостоянии Лукаса и Робертса. Такое развитие событий студию устраивало, и проект был запущен с режиссером Энтони Фукуа: Лукаса должен был играть Дэнзел Вашингтон (после "Тренировочного дня" тандем Фукуа - Вашингтон у продюсеров имел очень высокий рейтинг), а на роль Робертса планировали Бенисио Дель Торо. Были заключены контракты, по которым Вашингтон и Дель Торо получали свои гонорары в любом случае, и проект запустили.

Однако, когда съемки уже должны были начаться, выяснилось, что затраты будут слишком высоки: для воссоздания Нью-Йорка тех годов потребовалось большую часть декораций строить в студии, а это было очень и очень дорого. Также на второстепенные роли Фукуа собирался пригласить достаточно именитых актеров, поэтому бюджет подобрался к отметке в 80 миллионов. В результате продюсеры предпочли свернуть проект, несмотря на то что им по контракту пришлось выплатить Вашингтону и Дель Торо 20 и 5 миллионов соответственно. Фукуа разругался с продюсерами, и "Гангстер" был заморожен.

Студия пыталась найти режиссера, который снимет попроще и подешевле. Некоторое время рассматривался вариант, при котором Лукаса и Робертса будут играть относительно недорогие Дон Чиндл и Хоакин Феникс, но с этим так ничего и не получилось. Ну и Universal тогда решили, что с этим проектом или делать стопроцентный хит, или не делать ничего.

Хит появился на горизонте, когда "Гангстером" заинтересовался Ридли Скотт. Он стал обсуждать возможность работы над этой картиной с Расселом Кроу во время съемок "Хорошего года". Кроу понравилась возможность сыграть Робертса, а когда выяснилось, что Вашингтон по-прежнему готов сыграть Лукаса (ну и, замечу, второй раз получить за эту роль свои 20 миллионов), - продюсеры, впечатленные возможным участием сразу двух суперзвезд, дали Скотту согласие на возобновление проекта.

На этот раз бюджет составил уже 100 миллионов, однако трио Скотт - Вашингтон - Кроу внушало продюсерам определенный оптимизм, так что Скотт сумел развернуться так, как он и планировал. Ему было интересно снять настоящую гангстерскую сагу - жанр, в котором сам Скотт еще ни разу не работал. По фильму видно, что Скотт явно вдохновлялся работами признанных мэтров жанра - и прежде всего фильмами Мартина Скорсезе.

К исторической достоверности Скотт решил отнестись со всей серьезностью, поэтому и реальный Робертс постоянно консультировал режиссера и Рассела Кроу, и Лукас неоднократно давал консультации Дэнзелу Вашингтону, который после премьеры фильма в знак благодарности подарил заслуженному ветерану наркоторговли дорогущий "Роллс-ройс".

Однако все эти консультации с прототипами плюс несколько однобокое отношение Скотта к сложной персоне Лукаса привели, на мой взгляд, к определенному перекосу. Лукас в фильме в исполнении Вашингтона - ну просто матерь божья! (У Вашингтона вообще есть такой небольшой "грешок" - его персонажи нередко кажутся слишком правильными, а оттого несколько однобокими.) От зрителей, конечно, не скрывают, что Лукас торгует героином и убивает людей, но этот персонаж в фильме настолько величественный, правильный, набожный и справедливый, что торговля героином в его исполнении выглядит фактически поставкой памперсов неимущим слоям населения, а убивает он - только плохих, как и Гарри Таскер в "Правдивой лжи".

Реальный Ричи Робертс - тоже личность очень интересная и своеобразная. При взгляде на него в памяти сразу всплывает Фрэнк Серпико, сыгранный Аль Пачино, - полицейский, который принципиально не берет взятки и борется с коррупцией. Реальный Робертс, кстати, значительно более интересен, нежели Лукас: тот, в отличие от Робертса, среди гангстеров белой вороной никак не был - та же роскошь, та же модельная тетка в женах, те же убийства и та же команда из близких родственников. Ну да, еще Лукас очень любил свою мамочку, но такое также нередко встречалось среди итальянских и еврейских мафиози.

А вот Робертс - чистая белая ворона, которого, возможно, ждала судьба Серпико, подстреленного своими же коллегами, если бы не некий полицейский начальник, который оценил неподкупность Робертса и позволил ему создать собственное подразделение.

Рассел Кроу сыграл Робертса неплохо, но, на мой взгляд, не слишком убедительно. Слегка расплывчато и даже гламурно. У Серпико великого Аль Пачино в глазах было самое настоящее ОТЧАЯНИЕ. Он прекрасно понимал, что рискует жизнью, пойдя против всей системы, он жил в атмосфере постоянной ненависти коллег, но он не мог поступать иначе. И было видно и понятно, почему это происходит. У Робертса Кроу нет отчаяния в глазах. Поэтому совершенно не ясно, с чего он вдруг такой честный и принципиальный в окружении сплошной коррупции - может, просто дурачок?

Однако сцены его работы с собственным отделом и особенно раскрутка дела Лукаса сыграны и сняты очень добротно. Просто характер, на мой взгляд, толком не раскрыт, а жаль.

С постановочной точки зрения фильм сделан просто отлично: великолепно воссоздан Нью-Йорк тех годов, многие сцены хочется пересматривать не раз и не два. У Скотта получилась именно гангстерская сага - мощная, неторопливая, внушительная и эффектная. Так что имеющиеся небольшие претензии относятся в основном к несколько однобокой трактовке образа Лукаса и к общему налету небольшой кинематографической гламурности в исполнении обоих главных персонажей.

Впрочем, с Бампи было то же самое - очень эффектно сыграв Бампи в "Клубе Коттон", Лоуренс Фишберн потом сделал целый фильм о нем, в котором и сыграл главную роль, - назывался он "Гангстеры". Там тоже Бампи был показан просто-таки великим страдальцем за народное дело. Впрочем, гангстерской саги у Фишберна толком не получилось, а Тим Рот тогда просто поразил невероятно слабым исполнением роли Голландца Шульца. (У Энди Гарсиа Лаки Лучано получился заметно лучше.)

Но вернемся к "Гангстеру". Фильм вполне достойный и смотрится очень хорошо. Гангстерская сага у Скотта получилась. А вот киноклассика - нет. Не дотянули, хотя актеры были привлечены более чем серьезные. Так что попытка засчитана, а вот чуда - не произошло.


     
А знаете ли вы, что...

- Съемки картины при бюджете 100 млн. $ проходили с 31 июля по 14 ноября 2006 года.
- Рабочие названия картины "Возвращение Крутого", "Настоящий коп".
- Первоначально картину в 2004 году должен был снимать Антуан Фукуа с Дензелом Вашингтоном и Бенисио Дель Торо в главных ролях, но за месяц до начала съемок производство было остановлено по причинам разросшегося бюджета. Тем не менее, Дензел Вашингтон и Бенисио Дель Торо получили свои гонорары (20 млн. $ и 5 млн. $ соответственно), так как в контрактах были прописаны условия, согласно которых деньги выплачивались в полном объеме вне зависимости от того, будет снята картина или нет. Когда картина была запущена в производство во второй раз, Вашингтон получил очередные 20 млн. $, в итоге заработав 40 млн. $.
- Реальные Риччи Робертс и Фрэнк Лукас были основными консультантами режиссера Ридли Скотта на съемках в Нью-Йорке.
- Расселл Кроу запросил реальные записи разговоров Риччи Робертса для возможно максимального соответствия манере речи Робертса.
- Дензел Вашингтон провел некоторое время перед съемками в реальным Фрэнком Лукасом, которого он сыграл. В знак уважения позднее он подарил ему Роллс-Ройс
- Расселл Кроу и Брэд Питт были первыми кандидатурами Ридли Скотта и продюсера Брайана Грейзера на роль Риччи Робертса.
- Первоначальный сценарий Терри Джорджа подразумевал на главные роли Дона Чиддла и Хоакина Феникса.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: