ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Госфорд Парк 
Gosford Park

Режиссер Robert Altman (Роберт Олтман)
Сценарий Julian Fellowes (Джулиан Феллоуес)
В ролях:
Bob Balaban (Боб Балабан),
Kristin Scott Thomas (Кристин Скотт Томас),
Jeremy Northam (Джереми Нортхэм),
Helen Mirren (Хелен Миррен),
Clive Owen (Клайв Оуэн),
Maggie Smith (Мэгги Смит),
Stephen Fry (Стивен Фрай),
Emily Watson (Эмили Уотсон)
Официальный сайт: www.gosfordparkmovie.com
Продолжительность: 137 мин.
Год выпуска: 2001
РЕЦЕНЗИЯ №1

Уже почти не старая Англия - 1932 год. Сэр Уильям Маккордл (Майкл Гэмбон) приглашает друзей в свое поместье Госфорд парк на старинное английское развлечение - охоту. Сам сэр Маккордл уже стар, но еще крепок. Он еще вполне способен получать удовольствие от этой жизни с ее небольшими радостями: женщинами, выпивкой, отменной едой и всяческими увеселениями. При всем при этом сэр Маккордл - классический англичанин, свято блюдущий традиции, потому что он, как и многие другие представители угасающей британской аристократии, чувствует, что уже все! Они все живут на закате великой империи! Очень скоро произойдет передел мира, и знаменитые аристократы, составлявшие основу существования Великобритании, если не исчезнут, то очень сильно изменятся. Они станут совсем, совсем другими...

Впрочем, и на встрече у Маккордла уже видны приметы нового времени. Ведь далеко не все посетители Госфорд парка - потомственные высокородные аристократы. Среди серебра блестящего общества затесалось несколько медяков, которые, правда, занимают достаточно высокое положение в социуме, однако их родители - скажем так - в детстве лежали вовсе не в кружевных пеленках. Перво-наперво, это американский продюсер Морис Уэйссман, который мало того, что из семьи каких-то стряпчих, так еще и... В общем, сами понимаете, кто он с такой фамилией. А мы, английские аристократы, к этим всяким там айсбергам, вайсбергам и прочим рабиновичам относимся ничуть не лучше, чем в старые времена. Но приходится терпеть. Потому что закат империи. Потому что в наши ряды пробираются какие-то известные америкашки с большими деньгами, и мы вынуждены с ними общаться. Новые времена, ничего не поделаешь.

Но и наше общество - что уж тут скрывать - уже далеко не безупречно. Чего стоит, например, актер Айвор Новелло (Джереми Нотэм). Зачем сэр Уильям его вообще пригласил? Ну да, этого актера любит вся Англия. Но мы-то - вовсе не вся Англия. Мы - ее лучшая часть. Да, мы с удовольствием смотрим спектакли, фильмы и даже аплодируем всем этим новелло и уэйссманам. Мы можем после спектакля зайти к ним в гримерку и даже пожать им руку. Не снимая перчаток, разумеется... Но быть с ними вместе два дня?!! На охоте?!! У сэра Уильяма?!! Впрочем, дорогой сэр Уильям всегда отличался некоторой эксцентричностью. Рассказывают, что доблестный сэр раньше любил брюхатить своих работниц. Тех, конечно, какие посимпатичнее. Да-да, а вы что, не слышали? Но это, как вы понимаете, строго между нами. Мы, подлинная аристократия, не должны выносить сор из избы. Тем более, что ничего плохого в поведении сэра Уильяма, разумеется, нет. Аристократ имеет полное право посеять королевский овес. Где этот плебс еще возьмет свежую кровь, где? Ее уже почти и не осталось...

***

Чудесный фильм. Остроумный, захватывающий и невероятно стильный. Роберт Олтмен всегда блестяще снимал социальную сатиру. Причем окружал ее таким красивым, ироничным и забавным антуражем, что сатира смотрелась как комедия или мелодрама, а все шпильки Олтмена замечались далеко не всеми, в результате чего некоторые его фильмы были явно недооценены зрителями (как, например, замечательная картина "Высокая мода" и очень умная "Доктор Т и его женщины"). Причем социальная сатира - жанр довольно сложный. Чуть вправо - скатишься к обычному злобствованию, и тебя обвинят в элементарной зависти. Чуть влево - сатира превратится в смакование предмета исследований, и над тобой просто будут смеяться - тоже мне, сатирик.

У Олтмена получается сделать почти невозможное. Он, с одной стороны, достаточно саркастичен при показе тех или иных социальных групп, но с другой - вполне понятно, что он их все-таки любит и к ним снисходителен. Иногда он прямо-таки грустит, что подобные люди или явления скоро исчезнут. А иногда радуется, что все это будет существовать еще долго, при этом отводя себе роль наблюдателя и рассказчика, который не торопится хвалить или обвинять, а просто исследует явление, без каких-либо оценок или морализаторства.

При этом он всегда на редкость точен в изображении того среза общества и той эпохи, которые демонстрируются в картине. В "Госфорд Парке" обстановка аристократической Англии тридцатых годов прошлого столетия показана невероятно точно, и трудно поверить, что это снимал американский режиссер. Ведь точность в деталях никогда не отличала голливудских постановщиков, особенно когда они снимают что-нибудь не из американской действительности. Но Олтмен к постановке картины подошел со всей серьезностью. История о том, как снимали картину - сюжет для отдельного фильма. Создатели "Госфорд Парка" пригласили большое количество консультантов - английских старичков и старушек, в свое время служивших в подобных домах, - и для фильма очень аккуратно и точно выверяли абсолютно все: жесты, фразы, антураж, посуду, одежду и так далее. Кроме того, "Госфорд Парк" - фактически английский фильм. Олтмен пригласил только двух американских актеров (которые и играли американцев, причем Боб Балабан, изображающий продюсера Уэйссмана, также является соавтором сценария), но практически все остальные актеры - англичане. Ну и, кроме того, снималась картина в Англии. Поэтому достоверность - потрясающая.

Но! Вовсе не достоверность составляет основную прелесть этого фильма. Олтмен великолепно умеет исследовать и показывать всевозможные тонкости взаимоотношений людей различных социальных слоев и категорий. "Госфорд Парк" с этой точки зрения - просто шедевр! Английская аристократия: вырождающаяся; богатая и высокомерная; высокомерная и бедная; новая аристократия, попавшая в высший свет благодаря каким-то заслугам; новая аристократия, попавшая в высший свет благодаря браку. Кипящий котел, террариум задушевных врагов, который, тем не менее, снаружи выглядит как довольно милая компания. Обслуга: профессионалы экстра-класса, эдакие "бэрриморы"; новая обслуга, которая уже не настолько трепетно относится к своему занятию, как профи; незаконнорожденные изгои, вынужденные существовать не в своем классе, не принятые при этом в обществе и чужие среди лакеев. В общем, довольно большой спектр различных социальных слоев и расслоений.

Олтмен ухитряется в одном фильме показать несколько десятков характеров, завязать несколько сюжетных ниточек, каждая из которых могла бы послужить отдельному фильму, причем все это скрещивается в водовороте хоть и размеренных, но весьма интересных событий. Однако Олтмен - это вовсе не заторможенный в пространстве и времени Гай Ритчи для эстетов. Просто у Олтмена не экшн. Ему не нужно закручивать тугую пружину из характеров и разветвлений сюжета, чтобы потом раскрутить ее так, чтобы у зрителей сорвало крышу от восторга и перенасыщения. Олтмен любит исследовать. Аккуратно, скрупулезно и со вкусом. Зато от его глаза не укроется ничто - ни одна значащая деталь.

Кроме всей мешанины характеров и взаимоотношений в картине в какой-то момент даже появляется детективная составляющая, хотя убийство после примерно часа двадцати от начала фильма - это совершенно не типично для детективов. Но это и не детектив. И уж тем более - не комедия. Честно говоря, я понятия не имею, с какой стати этот фильм в базах относят к комедиям. Или это чья-то неудачная шутка, или я какой-то не тот фильм смотрел. Сатира - да, сколько угодно. Но сатиру называть комедией - так же глупо, как трагикомедию именовать драмой. "Госфорд Парк" - это драма. Даже детективная драма, потому что последняя треть фильма проходит под эгидой детективного расследования. Но суть там не в детективе. Суть во взаимоотношениях персонажей.

Актеры для фильма подобраны бесподобно и играют бесподобно. Вряд ли имеет смысл перечислять каждую роль, потому что все они по-своему хороши. Впрочем, есть особенно заметные роли, которые просто нельзя не упомянуть. Во-первых, это блистательная Мэгги Смит, сыгравшая графиню Трентамскую. Та самая старая, но уже обедневшая аристократия. Классические повадки, презрительный взгляд, весьма забавная манера общения со своей служанкой (высокомерие вместе с готовностью посплетничать на довольно интимные темы), а дальше диалоги, диалоги и диалоги - восхитительные. Настоящий стиль и настоящий класс. Ею и восхищаешься, и презираешь эту напыщенную графиню, и слегка жалеешь - потому что их время ушло. Практически ушло.

Во-вторых, Майкл Гэмбон, сыгравший сэра Уильяма. Старый, но еще крепкий английский сэр. Со всеми присущими английскому сэру добродетелями - они же пороки. Властный, твердолобый, упрямый. Конечно же, негодяй. Конечно же, наказан, даже с оттенком некоей морали - когда-нибудь приходится расплачиваться за грехи юности. Впрочем, с морализаторством Олтмен не перегибает. Сэра Уильяма могли и не наказать. Ничего бы не изменилось. Просто его смерть создала определенный оживляж и вывела на сцену... Великолепного Стивена Фрая, играющего в этом фильме инспектора Томпсона. Да-да, Стивен Фрай здесь вовсе не Дживз - "Indeed, sir". Стивен Фрай - инспектор. Из простонародья. Однако он понимает, в каком обществе он находится и как деликатна его задача. Фрай великолепен, как всегда. Его Томпсон - очень забавен и даже комичен. О! теперь я понял, почему "Госфорд Парк" вдруг назвали "комедией". Это из-за Фрая! Только из-за него!

В-третьих... Впрочем, не имеет смысла характеризовать всех актеров. Их там слишком много. И все играют замечательно. Остановлюсь только на голливудском актере Райане Филлиппе ("звезда" фильма "Жестокие игры" и по совместительству - муж очень известной актрисы Риз Уизерспун). Он довольно хорошо сыграл - Леонардо Ди Каприо. Просто один в один. Очень похож. Правда, на мой взгляд, сам Ди Каприо в этой роли выглядел бы лучше. Менее претенциозно и более тонко. Райан Филлипп, играющий американского актера (вынужденная тавтология) - сноба и педераста - чуть более искусственен, чем необходимо. И в этом он проигрывает остальным актерам. Точнее, на их фоне это просто достаточно хорошо заметно...

Кстати, отзывы на этот фильм - очень и очень разные. Впрочем, как и на другие картины Олтмена. Одни его считают занудным морализатором. Другие уверяют, что все это смертная тоска, и что Олтмену наплевать на зрителя, потому что ему важен сам процесс съемки. Третьи заявляют, что Олтмен зарывается в деталях и частностях, которые абсолютно неинтересны зрителю. Ну а четвертые... Четвертые от его фильмов пребывают в таком же восторге, как и я.

Мне приходилось слышать, что "Госфорд Парк", дескать, очень напоминает фильмы, поставленные по Агате Кристи. Я возмущен таким определением. Это все равно что сравнивать Толкиена с Джоан Ролинг. Нельзя сравнивать принципиально разные вещи. "Госфорд Парк" - это вам не какой-нибудь детектив. Это срез эпохи, сделанный мастером своего дела. Практически впервые - в такой форме - подробно и со всеми деталями показаны взаимоотношения не только в верхнем слове английского общества, но и среди их слуг. Причем это все демонстрируется совершенно параллельно - верх и низ. И в этой параллельности - самый сок. Потому что видишь, насколько низ и верх являются фактически слепком друг с друга. Лакеи тоже делят друг друга на тех, кто рожден лакеем - то есть, является высшим обществом, - и не рожден лакеем. Они тоже кичатся своими манерами, приверженностью традициям. Они так же свысока смотрят на всяких выскочек, чьи родители не были мажордомами или поварами в графских домах. Они точно такие же, как и их хозяева. Законы сословия - пусть даже лакейского - для них священны.

С другой стороны, и это Олтмен также очень четко подмечает, лакеи все-таки отличаются от своих хозяев. В мелочах. Например, когда знаменитый актер Айвор Новелло - принимаемый, но презираемый этим высшим светом, - начинает играть на рояле и петь, высший свет делает вид, что совершенно не слушает этого знаменитого парня без роду без племени. Зато прислуга - все, как один - толпится за дверями, вслушиваясь в божественные звуки песен Новелло. Они все-таки не из высшего общества. Им не зазорно продемонстрировать, что Новелло поет великолепно...

Ладно, пора резюмировать. Олтмен, на мой взгляд, достиг определенной вершины в своем творчестве. Тут и прекрасная постановка, и тончайшие психологические нюансы, и великолепная игра актеров, и совершенно потрясающее и точное воссоздание эпохи. Даже небольшая детективная составляющая ближе к концу фильма не прекращает "Госфорд Парк" в детектив или комедию. Это блестящая социальная драма, снятая настоящим мастером.

Я в восторге. Однако большинство из вас, вероятно, найдет фильм скучноватым или неинтересным. Но я вовсе не собираюсь противопоставлять себя и вас, дорогие читатели. Просто Олтмен не всем нравится. Это не зависит от наличия ума как такового. Это зависит исключительно от склада ума.



А знаете ли вы, что...

- Это первый фильм Роберта Олтмана с британской командой актёров, а также первый фильм снятый им полностью в Англии.
- Картина снималась в Мидлсексе и районах вблизи Лондона.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: