ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Братья Гримм 
The Brothers Grimm

Режиссер Terry Gilliam (Терри Гиллиям)
Сценарий Ehren Kruger (Эрен Крюгер)
В ролях:
Matt Damon (Мэтт),
Heath Ledger (Хит Леджер),
Jonathan Pryce (Джонатан Прайс),
Lena Headey (Лина Хиди),
Monica Bellucci (Моника Беллуччи),
Peter Stormare (Питер Стормар),
Richard Ridings (Ричард Райдингс),
Mackenzie Crook (Макензи Крук),
Roger-Ashton Griffiths (Роджер-Эштон Гриффитс),
Julian Bleach (Джулиан Блич),
Miroslav Taborsky (Мирослав Таболовски),
Jan Unger (Ян Ангер),
Jakub Zindulka (Якуб Зиндулка),
Harry Gilliam (Гарри Гиллиям),
Bruce MacEwen (Брюс МакЭвен),
Martin Kavan (Мартин Каван)
Официальный сайт: miramax.com/thebrothersgrimm
Видеоролик: Quicktime
Продолжительнось: 118 мин.
Год выпуска: 2005
РЕЦЕНЗИЯ №1

Германия, наполеоновские времена. Подлые лягушатники захватили часть исконно немецких земель и теперь безуспешно пытаются приучить добрых пейзан кушать лягушачьи лапки с бисквитами вместо капусты со свиными колбасками. Так что, как вы понимаете, невесело живется простым немцам под пятой старых ворчунов. А тут еще и всяческие злые силы досаждают: ведьмы, тролли, призраки и прочая нечисть. Но есть еще в Германии люди, которым дорого просвещение! Это братья Гримм - Вильгельм (Мэтт Дэймон) и Якоб (Хит Леджер). Как только прослышат братья о какой-нибудь жуткой колдунье, так тут же ястребом мчатся в эти края, подписывают с мэром деревеньки контракт на несколько сотен добрых талеров, а потом, благословясь, надевают свои волшебные латы, окунают заколдованные стрелы мистического арбалета в слезы младенца, заряжают серебряные пули в пистолет, сработанный самим Бен Бецалелем, после чего находят несчастную ведьму и изводят ее до полного ничтожества с помощью своей магии, чародейства и волшебства.

Тем не менее, Сонни, во всем этом нет ничего личного. Это чистый бизнес. Ведьму (тролля, карлика, гнома, людоеда, великана, одичавшего Зорро) изображают подручные братьев Гримм, а все эти "волшебные" аксессуары - чистая профанация. Даже серебряные пули изготовлены из смеси чугуна с конфетными обертками, так что вы понимаете, какие из братьев Гримм на самом деле волшебники...

Но тут случилось непредвиденное. В одной из деревушек, стонущей под гнетом винолюбивых лягушатников, стали пропадать маленькие дети - девочки. Они уходили в лес и не возвращались. За непродолжительное время пропали аж десять девочек, и селяне забили тревогу.

Эти странные пропажи вызвали серьезное раздражение у блистательного генерала Делатомба (Джонатан Прайс), контролирующего данный регион. Как это? Пропадают дети? В завоеванной деревне? Без санкции его, самого генерала? Нет, это полное безобразие! Это черт знает что! И генерал дает приказ своему верному слуге - пыточных дел мастеру Кавальди (Питер Стормаре) - найти и доставить этих братьев Гримм. Пускай теперь обманщики сразятся с тем Страшным, что находится в этом заколдованном лесу. Ну и, конечно, пускай освободят ребятишек во славу солнечной Франции.

***

Этот фильм, снятый одним из моих любимых режиссеров Терри Гиллиамом, вызвал настолько негативные эмоции, что во впечатлениях нужно разбираться подробно и не торопясь. Поэтому начнем с истории создания...

Предыдущая лента, гениальная картина "Страх и ненависть в Лас-Вегасе", была снята Терри Гиллиамом в 1998 году, так что режиссер достаточно продолжительное время находился в, так сказать, творческом застое. Он пытался реализовать свои собственные проекты - в частности, искал деньги на фильм "Человек, который убил Дон Кихота", - однако с с этим фильмом толком ничего не получалось. Перед Терри встал выбор: снять то, что предлагают, и таким образом добыть денег на свой собственный проект или вообще ничего не снимать.

Снять "Братьев Гримм" Гиллиаму предложил киноконцерн Metro-Goldwyn-Mayer Pictures (MGM). Терри полистал сценарий, написанный Эреном Крюгером (автором сценариев для фильмов "Звонок" и "Звонок-2", "Крик-3" и "Азартные игры"), и, в общем, пришел к выводу, что этот проект ему по душе - всякие таинственные явления, древние легенды, необъяснимые происшествия и так далее - фактически чистый "Монти Пайтон и Святой Грааль", только без стеба. И без Монти Пайтонов. В MGM согласились с тем, что Гиллиам имеет право переделать сценарий Крюгера под себя, и проект был запущен в производство.

Однако буквально накануне съемок MGM вдруг отказался финансировать проект, ничего Гиллиаму не объяснив. Режиссер пришел было в бешенство, однако с ним связались великие и ужасные братья Вайнштейны (бывшие руководители Miramax) и предложили свои кандидатуры в качестве продюсеров.

Гиллиаму не больно-то хотелось работать с Вайнштейнами, которые славились своими диктаторскими замашками (Харви Вайнштейна в Голливуде даже зовут "Харви - руки-ножницы" за его любовь перемонтировать фильмы, которые он продюсирует, в соответствии со своими собственными взглядами, невзирая на протесты режиссера), да и Вайнштейны были наслышаны о Гиллиаме, после "Бразилии" приобретшем в Голливуде славу совершенно неуправляемого режиссера. Тем не менее Гиллиам согласился, потому что выхода у него, собственно, не было...

С подбором актеров долгое время происходила всякая чехарда. На роль одного из братьев Гримм Гиллиам хотел пригласить Джонни Деппа, сыгравшего у него в "Страхе и ненависти в Лас-Вегасе". Однако Депп посчитал, что хватит с него сказок (он как раз снимался в картине "Чарли и шоколадная фабрика"), поэтому кандидатура Деппа отпала. Ничего не получилось и с Робином Уильямсом (он играл у Гиллиама в фильме "Король-рыбак"), которого Гиллиам планировал на роль Кавальди. Так что из "его" актеров остался только Джонатан Прайс (он играл главную роль в фильме Гиллиама "Бразилия"), которому отдали роль французского генерала.

На роли братьев Гримм пригласили Мэтта Дэймона и Хита Леджера. Причем им дали роли как бы от противного - задумчивому и романтичному Дэймону досталась роль прагматичного Вильгельма, а весельчаку и приколисту Леджеру пришлось играть мечтательного Якоба.

Гиллиам, сообразно своим задумкам, собирался изменить внешность Вильгельма (Дэймона) до неузнаваемости. (Кинолюбителям известен тот факт, что Бенисио Дель Торо для исполнения роли доктора Гонзо в "Страхе и ненависти в Лас-Вегасе" пришлось потолстеть аж на 20 килограммов.) Однако когда Харви Вайнштейн увидел первые кинопробы и не узнал там Дэймона, Гиллиаму было заявлено, что продюсеры не для того платят такие деньги, приглашая в картину звезд, чтобы потом этих звезд невозможно было узнать. Вайнштейн в категоричной форме потребовал оставить Дэймону в фильме дэймоновскую физиономию, в противном случае производство фильма было бы остановлено.

Следующий конфликт возник из-за исполнительницы роли охотницы Анжелики, в которую влюбляются оба брата. Гиллиам планировал пригласить на эту роль Саманту Мортон (Хатти из "Сладкого и гадкого" Аллена, а также Агата из "Особого мнения" Спилберга), однако Вайнштейны этому решительно воспротивились. В результате Гиллиаму навязали красотку Лену Хиди, которая на роль лесной охотницы подходит так же, как кот Бублик на роль быка-производителя, и отношения продюсеров с Гиллиамом окончательно испортились, особенно когда Вайнштейны до кучи уволили оператора Николу Пекорини, с которым Гиллиам работал еще на съемках "Страха и ненависти в Лас-Вегасе". Гиллиам, разумеется, окончательно озверел и сказал, что отказывается общаться с продюсерами до окончания съемок. Впрочем, Вайнштейны его больше не беспокоили...

Что из всего этого получилось? На мой взгляд, нечто очень и очень невнятное. Гиллиама в этом фильме я вообще не узнаю. Такое ощущение, что какой-то малоизвестный, хотя и вполне профессиональный режиссер получил солидные деньги на постановку со спецэффектами и теперь старательно подражает Тиму Бертону, а точнее - фильму Тима Бертона "Сонная лощина". Все та же готичность, мрачные краски, чудовища и призраки, попытки персонажей объяснить необъяснимое, красивые картинки и причудливые механизмы. Однако сценарная основа - она очень и очень странная...

Совершенно непонятно, почему в фильме фигурируют вполне реальные исторические персонажи - сказочники братья Гримм. Точнее, в самом начале фильма это как раз понятно, хотя история о том, как Вильгельм с Якобом нахально дурили честным людям головы, вызывает определенные сомнения. Но там хотя бы понятна задумка - показать братьев Гримм развеселыми негодяями. Однако дальше, когда братья Гримм становятся участниками всякой фантасмагории - заколдованная принцесса в башне, живой лес, волк-оборотень, волшебные таракашки и так далее, - понимаешь, что Гиллиам все-таки снимал сказку.

Но для кого эта сказка - догадаться сложно. Не для детей - однозначно, потому что от странного (и непонятно зачем нужного) натурализма некоторых сцен заколбасит даже таких детишек, которые без особого ущерба для психики посмотрели "Я знаю, что вы сделали прошлым летом". И далеко не для всех взрослых, потому что они не сильно поймут, где там смеяться. В смысле, где "ха-ха". Потому что это весьма нудное, не особо интересное и достаточно утомительное зрелище, которое реально раскачивается только в самом конце, когда начинаются довольно неплохие спецэффекты (в фильм все-таки вбухали под 80 миллионов, так что хоть какие-то эффекты должны были присутствовать).

А основное действие на протяжении двух часов - братья Гримм ходят из поселка в лес, а по возвращении обратно в поселок их драконит Кавальди. Параллельно тонкой струйкой идет легкий любовный треугольник: брат Гримм - Анжелика - другой брат Гримм. Ну и периодически их всех таскают в пыточную к генералу Делатомбу, где сначала пытают, а потом снова отпускают разбираться с лесом.

Трактовка характеров персонажей ясности не добавляет. Немцы братья Гримм друг друга почему-то называют на американский манер - Уилл и Джейк. Дэймон в роли Вильгельма в полном соответствии со своей внешностью, которую негодяйские Вайнштейны не позволили изменить, играет прагматичного фермерского сынка. Хит Леджер, которого я опознал только на самых последних кадрах, когда он снял очки, изображает мечтательного юношу со взором горящим. Красотка Лена Хиди вообще ничего толком не играет - она не умеет. Но бегает туда-сюда, создает оживляж.

Кавальди в исполнении Питера Стормаре, при всем его блеске, - вообще из какой-то другой оперы. Чистая буффонада. Поэтому тоже смотрится не фонтан - это все равно что пиво заедать бисквитами. Впрочем, в паре с генералом Делатомбом они смотрятся вполне органично, потому что Джонатан Прайс своего персонажа также изображает весьма гротескно, но в сочетании с совершенно иной манерой игры остальных трех главных персонажей это все выглядит как-то неестественно.

Так что мне этот фильм совершенно не понравился. Очень слабый сценарий, нелогичное смешение стилей и трактовок персонажей, неприятно-натуралистичные эпизоды (особенно с котенком), а в общем и целом - совершенно невнятно, депрессивно и попросту скучно. На обычно блестящего Гиллиама совершенно непохоже. Впрочем, определенные плюсы у фильма есть - красивые мрачные картинки, несколько довольно забавных эпизодов и неплохие спецэффекты в конце, - но, на мой взгляд, они не искупают явные минусы. Фразу "но я все-таки не пожалел, что посмотрел этот фильм" произнести не могу, потому что именно пожалел. От Гиллиама я такого не ожидал. Лучше "Сонную лощину" пересмотреть. Там, по крайней мере, все вполне органично.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Название фильма говорит многое, но вряд ли то, о чем можно подумать. Действительно, речь идет о знаменитых немецких сказочниках. Но, если в реальной жизни каждый из нас привык воспринимать их сквозь призму сказок, которые братья собирали и облекали в литературную форму, то на киноэкране они превратились в хитроумных мошенников. Знакомство с германским фольклором они сделали источником заработка. Они ездят по городам (а лучше – деревням) страны (между прочим, оккупированной Наполеоном) и везде ликвидируют нечисть. Если на мельнице завелась злая ведьма, под мостом – кровожадный тролль, а в башке – тараканы, знайте: вам – к братьям Гримм. Они избавят вас от подобных проблем. Братья Гримм не знают неудач, и слава о них гремит по всей Германии. Никто, кроме их двоих подручных, не подозревает, что все победы над нечистью инсценированы с помощью хитрой механики, а братья Гримм – в лучшем случае, великие фокусники, но уж никак не победители темных сил. Германия продолжает пребывать в счастливом и благодарном неведении, пока французские оккупационные власти не узнают всю систему грандиозного надувательства, практикуемую братьями.

Когда мы говорим об этих двух знаменитых людях, мы предполагаем некое духовное единство. На самом деле (и по историческим документам, и по Терри Гиллиаму) Вильгельм и Якоб были очень разными людьми. Документы трогать не станем – обратимся к Гиллиаму. По воле режиссера, Вильгельм (Уилл, как его называют в фильме) – главный генератор махинаций с изгнанием нечисти, а также продюсер и импрессарио всегерманских гастролей братьев Гримм. Ловкий и видный парень, он убедит в своей правде любого – от затраханного мельника до скупердяя-бургомистра. Бабник и любимец женщин, он не видит никакой проблемы в том, что его бизнес построен на обмане. Мэтт Деймон в этой роли смотрится просто великолепно.

Якоб Гримм – фигура менее цельная, хотя и более нравственная. Он – мозговой центр корпорации. С детства он испытывает интерес к волшебным историям, записывает их в толстую тетрадку и знает про гномов, демонов и мертвых принцесс все, что только можно знать. Именно его знания оживляют предприимчивость Вильгельма. В душе Якоб недоволен той ролью, которую играет в корпорации, он недоволен и самой корпорацией, но раскаиваться уже поздно (слишком много народу одурачено), да и жить как-то надо. Вот так он и мается, параллельно продолжая фиксировать в своей тетрадке тот фольклор, который раньше каким-то чудом не доходило до его ушей. Хит Леджер в этой роли тоже однозначно неплох. Впрочем, с этим согласны не все. Есть радикалы, называющие его выступление в шоу Терри Гиллиама «никаким». Скорее всего, дело тут в том, что роль Якоба не столь выигрышна и ярка, как роль Вильгельма. Потому и оценке поддается с трудом.

Как и сам фильм в целом. Он стоит вне жанров и штампов, в то же время представляя собой коллекцию жанров и штампов. Понять это трудно, не увидев – но даже увидев, непросто воспринять, если ты к такой принципиальной эклектике не расположен. «Монти-пайтоновская» молодость Гиллиама останется с ним, скорее всего, до смерти (если он вообще умрет – сдается мне, что он подсмотрел у братьев Гримм рецепт вечной жизни). Сатирический взгляд на все, к чему прикасается его рука, стремление осмеять все, вплоть до самых непререкаемых святынь – такая метода и порождает неповторимый стиль Гиллиама.

Среди многих критических оценок фильма наиболее абсурдной представляется та, в которой «Братьев Гримм» называют плохой компиляцией «Сонной лощины» и «Ван Хельсинга». Абсурд очевиден: у Гиллиама нет ни бартоновской готики, ни комиксов а-ля Стивен Соммерс. «Братья Гримм» - это не комикс, а волшебная сказка, не готика, а анекдот об охотниках за привидениями. «Братья Гримм», несмотря на мертвых девочек, могильных жуков и жуткую мумию с километровыми ногтями – отличный способ расслабиться и получить удовольствие. Клянусь скелетом моей прабабушки!


     
А знаете ли вы, что...

- Съемки картины начались 29-го июня 2003 года в студии в Barrandov в Праге при бюджете в 75 миллионов $. Закончились съемки 27-го ноября того же года (на две недели позже графика). MGM первоначально надеялись начать производство карины в начале 2002 года для выпуска летом 2003 года.
- Главные персонажи взяты с реальных прототипов - Якоба Людвига Карла Гримма (1785-1863) и Вилема Карла Гримма (1786-1859), которые стали известными благодаря народным сказкам, собранным ими в сборник. Ранее уже выходили фильмы о жизни Братьев Гримм (минимум три). Одним из них был мюзикл Джорджа Пала "Удивительный мир Братьев Гримм" ', который был первым игровым фильмом, выпущенным в формате Cinerama.
- Самая дорогостоящая сцена в фильме не попала в окончательную версию, поскольку ее действие происходит задолго до событий картины. Режиссер Терри Гиллиам сказал, что эта сцена будет выпущена на DVD как дополнительная.
- Терри Гиллиам сказал, что Мэтт Дэймон брал уроки танго для подготовки к съемкам в этом фильме.
- Оператор Никола Пекорини был лично уволен Бобом Вайнштайном.
- Джонни Депп первоначально рассматривался на роль Уилла.
- Терри Гиллиам первоначально планировал Горана Бреговича для написания музыки к фильму, но потом передумал и нанял Дарио Марианелли для более интернационального звука.
- Николь Кидман и Энтони Хопкинс присутствовали в оригинальном касте картины, но потом выпали из проекта из-за конфликта графиков съемок. И Мэтт Дэймон и Терри Гиллиам хотели видеть в главной женской роли Саманту Мортон, но братья Вайнштайны наложили вето на их пожелание.
- Тэглайны картины гласят: "Уничтожают зло с 1812"; "Нет такого проклятья, какого мы не можем изменить. Нет такого заклятья, которого бы мы не смогли снять. Нет такого демона, которого бы мы не смогли убить."; "Падайте перед заклятьем"; "Однажды..."; "Это не дорога к бабушкиному дому"; "Кто прекрасней всех их?"; "Если ты сегодня пойдешь в лес, то ты не поверишь своим глазам"; "И они зажили счастливо".


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: