ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Ханна. Совершенное оружие 
Hanna

Режиссер Joe Wright (Джо Райт)
Сценарий Seth Lochhead (Сет Локхед),
David Farr (Дэвид Фарр)
В ролях:
Saoirse Ronan (Сирша Ронан),
Eric Bana (Эрик Бана),
Cate Blanchett (Кейт Бланшетт),
Tom Hollander (Том Холландер),
Olivia Williams (Оливия Уильямс)
Официальный сайт: hannathemovie.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 111 мин.
Год выпуска: 2011
РЕЦЕНЗИЯ №1

- Иногда и дети бывают чудовищами!

 

Похоже, шпионский триллер как жанр окончательно загибается. Пал Джеймс Бонд, осунулся Джейсон Борн, осоловел Итан Хант, а Эвелин Солт и вовсе потеряла трусики. Все эти дядьки-тетьки перебили-перерезали тьму народа. Но пар вышел, а цирк уехал. И оставшиеся клоуны сегодня вызывают разве что зевоту. А сон разума рождает кого? Правильно, чудовищ! Коими в современной кинообстановке призваны стать навороченные карапузы. В этой песочнице режиссер Райт и нарыл свою «Ханну». Прокачал сопливицу анаболическими штампами, подкормил сказочными аллюзиями и генетикой, сыпанул горстку злобствующих злодеев и щедро умаслил полученное «химическими братьями». В результате откровенно «бэшная» лента расправила косую сажень и замахнулась на вполне приличное кино. И пусть до цели не дотянула, но замах, определенно, засчитан.

Зима. Лес. Заполярье. Странная малолетняя блондинка с луком и стрелами выслеживает оленя. «Бздэнч!» — звенит тетива. «У-у-у!» — умирает олень. «Вот блин! Опять не в сердце!» — огорчается блондинка, ковыряясь в окровавленных внутренностях. И тут ей прямо слева прилетает старый добрый хук, потом еще пара пинков, одна затрещина и грамотное удушение. Весь этот широкий ассортимент предлагает девочке заросший бородой до бровей мужик. Он ей папа (вроде бы) и готовит к подвигу (наверняка). И дело идет на лад. Днем он гоняет чадо по снегу, заставляет отчаянно каратировать и качаться, а по вечерам читает вслух Большую Советскую Энциклопедию. В результате и без того стремная девочка теперь может голыми руками порвать роту спецназа и отлично знает, сколько семени носит в себе голубой кит. Все это должно помочь юной Ханне убить бывшую начальницу горе-папаши — одну из цээрушных леди-боссов. Таков кровожадный план. И вот час «ч» наступает, отец изволят побриться и свалить в цивилизацию, а за дочерью приезжает искомая рота спецназа. Немногие выжившие доставят Ханну в марокканский офис ЦРУ, где она благополучно завалит тетку. Но, к сожалению, не ту.

Дальше последуют стандартные побегушки. Наши будут убегать, «ихние» — злобно догонять. По пятам Ханны, кроме монструозной цээрушницы, пойдут два диких скинхеда (где их только нарыли в Марокко?) и абсолютно инфернальный гей. Зато в процессе бегства девчонке удастся познакомиться с семейкой фриков и отчаянно попубертировать. Ну, и, конечно же, не обойдется без Страшной Тайны и Финальной Резни. А закончится все как в сказках братьев Гримм. Кто-то будет жить долго и счастливо, а кому-то придется умереть в один день.

***

Невинно убиенная в фильме «Милые кости» Сирша Ронан воскресла, окрепла физически и пошла распечатывать разнообразным уродам коробки с люлями. Именно так мог бы снять этот фильм, скажем, Курт Уиммер или тот же Джастин Лин. Но у руля пубертатного шпионского триллера материализовался эстет Джо Райт, и люли как-то сами собой отошли на второй план. А на авасцену выкатились символы, аллюзии и прочий конферанс. И то, что могло пройти мимо зрителя, слегка задержалось на чай.

Режиссер действительно, как и ожидалось, доверчиво лепит один к одному все известные штампы, не боясь сравнений ни с прошлогодним «Пипцом», ни с бородатым «Эрагоном», ни с прочими «Детьми шпионов». Девочка-убивашка, прокачанная в джунглях заполярья традиционно вырывается на оперативный простор, и традиционно же начинает валить упырей повзводно. Так-то оно, да не так.

Во-первых, Райт не стесняется облизывать детали. И эти детали спасают не только от пафоса, но и от инопланетной логики. Десять секунд усталых ног Кейт Бланшет тут важнее, чем понимание того, что папаша и сам мог бы отлично убить главную злодейку. Сцена в которой тринадцатилетние девочки едва не занялись лесби-чем, затмевает дурацкий побег из застенков ЦРУ. Одна жуткая песенка откровенно латентного киллера — куда мощнее насквозь фальшивого твиста и всех прочих дурацких поворотов сюжета. Чего уж и говорить, когда в финале Ханна, как заправская Красная Шапочка, не дожидаясь охотников, вручную валит «злобного серого волка». Жаль только, что не показали, как она его потом носит мясом наружу. Это была бы достойная концовка.

При этом вы не подумайте, что это какой-то там артхаус. Все чин-чинарем — царят всепоглощающие попкорн и поп-культура. Если бегут, то красиво. Если дерутся, то достоверно. Если «Chemical brothers», то по делу и точно в такт. Кстати, саундтреку от «братьев» — мое отдельное почтение. Благодаря ему все экшн-сцены превращаются в готовые видеоклипы, в которых шеи ломаются точно в удар музыки, а глаза вылазят из орбит исключительно на сильную долю.

Правда, даже все эти бонусы не могут полностью искупить деревянного повествования и фанерных актеров. Действие местами конкретно провисает, а лицедеи и вовсе работают в формате «мы академиев не кончали». И Эрик Бана, который в бороде напоминает Карла Маркса, а без оной продолжает играть злосчастного Гектора. И Кейт Бланшет, дающая что-то среднее между полковником Ириной Спалько и дохлой гремучей змеей. И малолетняя Ронан, в актерском арсенале которой пока царят выпученные глаза и кособокий бег. Если положить все это на три строки сценария, сразу становится понятно, что своих денег фильм не отобьет. И это не глумление, а простая констатация.

В итоге «Совершенное оружие» отнюдь не радует зрителя совершенством. Но и не бесит откровенным тугодумием. Ровнячок с хорошей музыкой и интересными деталями. Плюс пара неплохих боевых сцен и экскурсия в миры братьев Гримм пополам с Шарлем Перро. Не красавица и не чудовище – скорее ассорти из этих компонентов. Немного того. Немного этого. Смешать, но не взбалтывать.
     


РЕЦЕНЗИЯ №2

Безлюдные заснеженные горы где-то глубоко в Европе. Избушка лесника без всяких удобств. В ней живут брутального вида мужчина по имени Эрик (Эрик Бана) и девочка-подросток Ханна (Сирша Ронан). Эрик с утра до вечера занимается воспитанием Ханны. Девочка учится стрелять из пистолета, биться на ножах и кулачках, убивать и свежевать всякую живность, поднимать тяжести. К вечеру приходит время пищи духовной. Эрик - прирожденный педагог, потому что, имея под рукой только какую-то энциклопедию, он дал Ханне прекрасное образование, а кроме того, она теперь говорит на английском, немецком, испанском, итальянском, русском, албанском и африкаанс.

Зачем весь этот тренинг и почему в избушке? У Эрика какие-то счеты с гнусной спецслужбистской теткой по имени Марисса (Кейт Бленчетт). Тетка, как утверждает Эрик, мечтает убить и его, и Ханну, поэтому он готовит Ханну к главному делу своей жизни - убийству Мариссы.

Для этого Ханна уже давно выучила свою легенду, и та у нее отскакивает от зубов: "Меня звайт Тильда Мюллер, я жить в Ляйпциг на Кайзерштрассе одиннадцать, у меня собачка Шмуцик, друг Вольдемар и подруга Цупельбиттнер. Я учиться в школа, любить физкультур-мискультур, теннис и подводное заплывание".

Но Ханне уже надоела жизнь в этой избушке, где нет никаких развлечений и даже музыку не послушать. Она теперь запросто укладывает Эрика в рукопашном бою, в одиночку тащит несколько километров тушу оленя, тюленя, медведя и слонопотама, словом, девочка созрела. Она так и говорит Эрику: "Я готова". Мол, давай, папан, вызывай своего волшебника в голубом вертолете.

По логике вещей Эрик с Ханной должны тихонько добраться до места обитания Мариссы, подстеречь тетку в темном углу и садануть дрыном по голове. Но Эрик - он легких путей не ищет. Он задумал крайне сложную комбинацию, потому что иначе зрителям будет неинтересно смотреть, если просто дрыном по голове.

Поэтому Эрик достает из тайника передатчик, Ханна нажимает на нем кнопку, и передатчик дает знать Мариссе, где они находятся.

Марисса отправляет за ними отряд спецназа, но те застают в избушке одну лишь Ханну: Эрик незадолго до этого подстригся, нацепил цивильный костюмчик и прямо в костюмчике с рюкзачком и без кепочки отправился в минус сорок куда-то в сторону Ледовитого океана, достигнув которого он разденется до кальсон, сложит все в рюкзачок и вплавь отправится в сторону Германии.

А Ханну привезут в логово Мариссы, откуда она, разумеется, сбежит, положив отряд спецназовцев, вылезет из канализации где-то в Марокко и начнет оттуда длинный путь до города Берлина, где они должны встретиться с папашей, чтобы дать уже подлой Мариссе решительный последний бой, который, как известно, трудный самый.

***

"Зачем вообще смотреть фильм с названием "Ханна. Совершенное оружие"?" - могут спросить меня благодарные зрители. А я нередко смотрю всякую фигню - во-первых, чтобы отдохнули мозги, а во-вторых, чтобы потом, если это возможно, оттянуться в рецензии. Кроме того, название далеко не всегда соответствует содержимому, я в этом неоднократно убеждался. И под таким названием может скрываться классный боевичок. Может, но не хочет.

"Ханна" (в оригинале фильм называется именно так, без совершенных орудий) - это практически "Солт", только девочковый. Вместо Джоли "ручки-ножки-палочки" - девочка-подросток, вместо зловещего советского микрочипа, вмонтированного в задницу, чтобы родину любили, - генетическая мутация ("А вот мутатор надо чище мыть", - заметил циничный кот Бублик), однако, впрочем, сюжетная "многоходовка" тут явно пожиже, что достаточно благотворно влияет на фильм, потому что "солтовские" многоходовки - это результат того, насколько сильно алкоголь и наркотики могут вредить мозгу отдельно взятого сценариста Курта Уиммера.

Тут с сюжетными наворотами особо париться не стали. Нет никакого двойного дна (за исключением пары нюансов, которые толком так и не объяснили), все просто и тупо: Эрик с Ханной максимально сложным и опасным способом выбрались из избушки и теперь охотятся за Мариссой, которая, используя всю мощь Конторы, в свою очередь, охотится за ними. Вот и все.

Впрочем, надо сказать, что, в отличие от "Солта", "Ханна" не является предельно тупым боевичком. Джо Райт известен как режиссер довольно мощных драм "Искупление" ("Оскар", "Золотой глобус" и еще куча наград и номинаций) и "Гордость и предубеждение" (четыре номиниции на "Оскар", приз BAFTA и еще пять номинаций там), так что с чего его вдруг понесло в девочковый боевичок с таким мутным сценарием - толком неизвестно. Однако известно, что этим проектом интересовались и Дэнни Бойл (Пекло, Миллионер из трущоб), и Альфонсо Куарон (Дитя человеческое). Но в режиссерское кресло сел Джо Райт, так что получилось то, что получилось.

Райт, к счастью, не удержался и сделал не дурдом с беготней, а дурдом с элементами драмы и мелодрамы. Это как раз заметно отличает "Ханну" от "Солта" - тупизна сюжета не так в глаза бросается. Если отрешиться от изначального посыла и рассматривать Ханну (то есть персонаж) как историю экстремального взросления девушки, воспитанной в экстремальных условиях, тогда в картине проявляется даже что-то человеческое, заглушающее дымный запах перегоревшего масла обычного голливудского фастфуда.

Основной плюс здесь - это, конечно, актеры. Кастинг очень неплохой, и отдуваться приходится не одному Льву Шрайберу, как в "Солте".

Кейт Бленчетт сыграла здесь спецслужбовскую стерву-начальницу. Причем начальница - с конкретным боевым прошлым, что видно не только по соответствующему флешбэку, но и по глазам Мариссы. Вот умеет Бленчетт создать такого персонажа, что только - ух! Одежда, прическа, макияж, взгляд, натирающие ноги туфли - мы с Бубликом были просто в восторге. Оно, конечно, понятно, что Кейт - актриса отличная, но даже очень хорошие актеры во всякой сценарной ерунде предпочитают играть из серии "полтора часа позора - зато еще пол-лимона на счету". Но Бленчетт свои обычные $750 тысяч гонорара отыгрывает на все сто - это самая яркая роль в фильме!

Очень порадовало появление здесь замечательного британского актера Тома Холландера (какой из него получился шикарный обкуренный валлиец-режиссер во "Все возможно, бэйби"), который уже снимался у Райта в "Гордости и предубеждении". Холландер здесь играл манерного, но жестокого немца со своеобразным для немца именем Исаакс (Isaacs), который с подручными бритоголовыми выполняет для Мариссы особые задания. Немец появляется в небольшом количестве эпизодов, но колоритен до чрезвычайности: что значит - мастер.

Эрик Бана в роли Эрика Баны мне тут совершенно не показался. Вообще, с этим актером как-то странно получилось. Я его в первый раз увидел в "Трое", и мне он там очень понравился. Ну, подумал я, вот и новая звезда. А потом он очень тускло изобразил Генриха VIII в "Еще одной из рода Болейн", затем еще более невнятно австралийца Кларка в "Приколистах" (ну разве что австралийский акцент он изобразил очень забавно, что для него не фокус, так как Бана родился в Австралии). Я думал, что, может, ему просто роли не подходят, что ему опять надо сыграть какого-нибудь крутого малого, как в "Трое", но вот теперь - "Ханна". Крутой спецагент Эрик, которому заломать двух вооруженных полицейских - как два патрона дослать. Ну так давай, Бана, прояви себя, размахни рука, раззуди плечо, потряси харизмой так, чтобы через экран брызги летели!

Так ни фига! Ни тебе реальной крутости, ни тебе харизмы. Ходит туда-сюда бровки домиком в кургузом костюмчике, нежно плывет через Северный Ледовитый океан при минусовой температуре грустными "саженками", как детишки в деревне плавают, томительно смотрит на многочисленных врагов, и нет у него в глазах ну никакой угрозы убийства или хотя бы желания настучать козлам по репе. Ну ни на грамм! Так что двойка тебе, Эрик Бана, полный незачет, садись, два. И учись у старших товарищей - да хоть у того же Вигго Мортенсена.

А что там Сирша Ронан, нетерпеливо спрашивают зрители. Она-то как сыграла совершенно оружейную Ханну? Ну, для такого сценария - на мой взгляд, неплохо. И дело не в том, что ее реально натренировали изображать восточные единоборства, - в конце концов, там с ними эпизода четыре, не больше. Но Сирша реально похожа на девочку не от мира сего, которая попала в мир большой цивилизации из маленькой избушки, так что вселенская грусть в ее глазах проявляется очень отчетливо.

Еще из колоритных персонажей можно отметить хиппарскую семью, в которой хорошо выглядели практически все. Очень яркая девочка-тинейджер Софи в исполнении Джессики Барден - ну просто прелесть, особенно ее рассуждения. Папашу Софи хорошо сыграл Джейсон Флеминг - участник знаменитой рисковой компании фильма "Карты, деньги, два ствола", карьера которого хотя и значительно уступает взлету недоверчивого крепыша Джейсона Стэйтема, однако Флеминг нередко появляется в каких-то эпизодических ролях.

В самой постановке есть немало очень неплохих чисто зрительных находок. Особенно мне понравилась гэдээровская часть Берлина - типовые для социалистического концлагеря задрипанные панельные дома и заброшенный парк развлечений, в котором особенно эффектно смотрелось жилище фокусника.

В избушке Ханна читает сказки братьев Гримм - в фильме немало аллюзий к этим произведениям, особенно в конце, когда Ханна изображает Красную Шапочку, а из Серого Волка выходит вовсе не бабушка, а совсем наоборот - страшная ведьма.

В результате фильм мне понравился заметно больше "Солта", где кроме на редкость тупейшего даже для Голливуда сценария нет больше ничего. Здесь же основная завязка сюжета умом и сообразительностью не отличается никак, но личность и мастерство режиссера все-таки сыграли свою благодатную роль - это хоть более или менее можно смотреть. И если бы отрезать там весь дебилизм с этим "совершенным оружием" и игрищами спецслужб и спецагентов, которые заколебали донельзя, мог бы получиться неплохой роуд-муви. Но что сделано - то сделано. Поумнее наитупейших представителей жанра, однако все равно - очень и очень средненько.

Заметьте, при этом рейтинг на IMDB - очень высокий, аж 7,2. Я бы больше 5,8 не поставил. Впрочем, там и "Солт" оценили в 6,5, что, на мой взгляд, раза в два выше, чем эта дешевка заслуживает. Что это доказывает? Только одно: зрителям нравятся тупые боевички. Однако, к счастью, правило "чем тупее - тем лучше" здесь все-таки не работает.
     


РЕЦЕНЗИЯ №3

Просмотренный ради знакомства с Сиршей Ронан (ею уже немного прожужжали все уши), фильм неожиданно понравился. Странное сочетание эстетства и оппортунизма дает вполне сносный результат, который нипочем не вычислишь, читая синопсис и знакомясь со списком исполнителей.

Синопсис, конечно, еще тот… В финской тундре (а скорее, тайге) притаились двое. Мужчина и девочка. Отец и дочь. Он воспитывает из нее совершенное оружие. В конце концов, она побеждает его в рукопашной, и тогда он понимает: она готова. Он показывает ей передатчик. Если этот прибор активизировать, придет Марисса Виглер и убьет девочку. Или девочка убьет Мариссу. В общем, кто-то точно умрет. Кто такая Марисса Виглер, становится ясно довольно скоро, потому что девочка, не выдержав, включает передатчик. Сигнал ловят в разведцентре, и рыжеволосая сорокалетняя красавица говорит: «Ты сука, Эрик!» Эрик – так зовут отца. Девочку зовут Ханна.

Из-за чего они повздорили, нам скажут лишь в финале, и объяснение будет смехотворным. Уж лучше бы не объясняли вовсе. «Ханна» страдает пороком многих триллеров: несведением концов. Как только наступает время разложить все по полочкам, оказывается, что или полочек нет, или раскладывать нечего. И фильм с претензией на честность и силу оказывается обыкновенной фальшивкой.

Но как мастерски он снят и какой замечательный у него саундтрек! Музыка Chemical Brothers протягивает нерв сквозь все действие, это настоящий пульс, заставляющий все двигаться даже после того, как все опасно провисает. За биением этого музыкального сердца успешно скрываются многие недостатки, в том числе – неожиданно механическая игра Кейт Бланшетт. Сирша Ронан справляется получше, но все-таки ярче всего выступают второстепенные персонажи, особенно – девочка-оторва в исполнении Джессики Барден и, я вам доложу, Том Холландер в роли пергидролевого Филиппа Киркорова, прошедшего краткий шпионский курс.

Вот так, из всего этого хаоса, и составляется фильм, который интересно смотреть.
     


А знаете ли вы, что...

- Съемки картины при бюджете 50 млн. $ начались в мае 2009 года.
- В сцене разговора Пола со Стивеном Спилбергом голос был предоставлен самим Спилбергом.
- Тэглайн картины гласит "Кто созрел для близкого контакта?"


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: