ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Гарри Поттер и философский камень 
Harry Potter and the Sorcerer's Stone

Режиссер Chris Columbus (Крис Коламбус)
Сценарий Steve Kloves (Стив Клоувс)
В ролях:
Daniel Radcliffe (Дэниэл Рэдклифф),
Robbie Coltrane (Робби Колтрейн),
Richard Griffiths (Ричард Гриффитс),
Julie Walters (Джули Уолтерс),
Maggie Smith (Мэгги Смит),
John Cleese (Джон Клиз)
Официальный сайт: www.harrypotter.net
Видеоролик: Quicktime
РЕЦЕНЗИЯ №1

Сегодня одна старушка сказала другой: "Поттер вылитый Фродо!" и с укоризной посмотрела на обгоняющего меня. Не сердитесь, бабушка, я тоже слышал о премьере.

Пересказ фильма не интересен не только разбирательством с поборниками кинотайн, но и тем, что сценарий был известен ещё до просмотра, и его повторение сравнимо с пятой подряд клинической смертью - ничего нового. Скучно, господа! По этой же причине невозможно применить оценки: если начать хвалить, то Поттеряешься в хоре дифирамбов, что не может быть приятно ни одной отделяющей себя от остальных личности; если ругать, то очень легко прослыть ретроградом, моськой для массового кино, что чревато забвением со стороны мирового культурного процесса. Единственный выход - в демократичном отстранении от увиденного.

Как учат в специальных заведениях, какова идея фильма? Ссылаться на прототип некорректно - он выполнен в иной ипостаси искусства. Говорить только о коммерческом успехе и подозревать создателей в кинокорысти - неинтересно. Остаётся зимовать с идеей воскрешения мифов, спящей за стеклом криогенной камеры до первого талантливого поцелуя. К сожалению, этого сделать не удалось.

Попытка опустить миф на землю, выкинуть одну из четырёх координат, что укусить стену, - обречена. Волшебное выглядит нелепо при солнечном свете, и наоборот. Ошибка создателей в том, что они родились не с тем типом мышления, взявшись за чужое. Всё равно как аборигены центральной Африки совершают обряд подключения в интернет. Чем больше авторы стремятся вдуть нереальное в горлышко фильму, тем скорее оно вылетает назад. Их встроенный экстравертизм шептал им на ушко, ошибаясь, - чем тождественнее феноменологический ряд сказки к реальности, тем реальнее сказка. Так в волшебной стране появились банки, магазины, деньги, лейблы. В Англии не лучше - семья приёмных родителей Поттера лишена каких бы то ни было человеческих черт, становясь самыми нереальными персонажами фильма (кульминация - эпизод №2 "битва с письмами"). Современный мир напрасно занимает первые полчаса фильма, служит ковриком при входе, не несёт ничего, и ему взамен вполне подошла бы пятисекундная поясняющая надпись "Волшебное рядом!" Создатели в совершенстве овладели правилом конъюнкции - от двух множеств, обыденного и фантастического, остаётся лишь их пересечение - жвачка, система образования, мимика девочки Гарри и сортир (волшебники тоже писают). Представляете Василису Премудрую в фильмах Ромма, отматывающую 54 метра?

Миф обязан быть стройным, иметь над собой образующее начало, некий метафизический паттерн, феномен духа. Миф - это коллективный опыт, его нельзя создать в офисе за кружечкой Fairy. Кольцо всевластья не растворится в океане Солярис, Баба-Яга не придёт на приём к Путину, это фальшивка, пустой овал фотошаблона, бессмыслица. Каждый миф познаётся изнутри и отдельно, связываясь с другими только в нас самих. В фильме есть хорошие символы - это вокзал, лестницы, великан-Харон, его Пушок-Цербер, спуск в загробный мир за зеницей - и они могли быть вместе, если бы их не разъединяла пропасть земного, слишком случайного. Истинный волшебный замысел брезжит при смене лент киномехаником, но не более, и жертва философского камня выглядела бы слишком большой для такой мелюзги зла, не окажись он сам крошечным булыжником.

Стандарт "кино для семейного просмотра" слишком силён, велик риск не оправдать радужные надежды продюсера. Стандарт оттачивался десятилетиями, получал награды и кассы, окреп, стал открывать дверь кинозала ногой, и нет причин не доверять ему. Так в напрочь языческом балагане справляют Рождество (чьё? дракончика?), восстанавливают семью (не беда, что мертвы) и - внимание! - играют в бейсбол!

О, великое заокеанское чудо! Ты заслуживаешь отдельной осанны! Ты затмеваешь Солнце, если его обмотать отснятой на тебя плёнкой. Маленький шарик и бита - как же объяснить вам, что вас не должно быть в фильме? Как дать понять, что даже трёхмерные - вы смотритесь пошло? Но вы не виноваты, вы даже не знаете, что Поттер и злодей должны были сойтись в финале, и лишь вмешательство НХЛ и НБА позволило вам отдохнуть.

Как следствие жёсткого формата - невозможность завершить миф, замкнуть космогонию. Фильм изначально делался с продолжением, хуже того, брезжит новым сериалом, что ломает и без того хрупкую конструкцию волшебной страны. Наличие продолжения отнимает у героя бессмертие, окончательно превращает его в человека, и зритель, повзрослев, видит вместо Степашки старую тётю в перчатке. Невозможно молиться год подряд, даже у великого Поста меньше дней, чем будет серий.

Мутация современной сказки говорит о том, что спасти мир сможет не супергерой, не антропоморфное животное, и давно уже не Боженька, а мальчик - вот что значит его бешеная популярность. Мир становится добрее, тоньше, от героя не требуется слишком многого, достаточно уверенности в его исключительности. Посмотрите, разве Поттер уникален? Ничем не отстают его верные друзья обоих полов, и странно, что среди них нет негра. Дело в другом - Поттер чист душой, в отличие от истеричной девочки и рыжего мальчика, и это главное чудо. Достаточным условием является намёк на реинкарнацию Джона Леннона, передавшего к съёмкам очки. Слава Богу, четвёртый блондинистый участник похода в тёмный лес несколько зол и выбивается из концепции, иначе бы они победили на школьном конкурсе рок-композиции.

Одиннадцатилетний возраст героя идеален для зачатия мистического видения мира, и те отроки во вселенной, кто впервые заметил волосок на лобке, после фильма непременно истыкают лбами стены метро, и один обязательно пробьется - вот единственное оправдание фильму.

В конце концов, фильм выражает культурное веяние отдельных стран, ответив на запросы, став культовым и подготовив, быть может, аудиторию к восприятию более чистого материала, одновременно являясь следствием такового, проявляя дуализм на временном уровне, притянув небо к земле и подметя его Нимбусом-2000.

Скучно на том свете, господа!


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Сюжет: Гарри Поттер всегда был странным ребенком, но его необычность была подавленной недалекими родственниками, под дверь дома которых Гарри подкинули еще в младенческом возрасте. Но мальчик узнает все в свой одиннадцатый дня рождения, когда получает целое торнадо писем с приглашениями отправиться на обучение в Хогвартс – университет магических наук. Как выясняется, Гарри – потомственный волшебник, и вместе со своими новыми друзьями – отличницей Гермионой и недотепой Уизли, в первый же год обучения предотвращает похищение таинственного Камня Колдуна, хранящегося в подвалах Хогвартса.

Сравнивать книгу с экранизацией – всегда занятие неблагодарное. То, на что иные зрители могут не обратить внимания вовсе, по мнению других зачастую оказывается чуть ли не главной составляющей, которую ни в коем случае нельзя было изменять тупым голливудским режиссерам. Когда же речь идет об экранизации книги столь популярной и «горячей», как «Гарри Поттер», подобных разночтений не избежать. Именно поэтому ваш покорный слуга и решил держаться в стороне от «поттеромании» – незамутненный литературными образами взгляд помогает взглянуть на фильм не с точки зрения закоренелого фаната книжной вселенной Гарри Поттера, а зрителя, отправившегося в кинотеатр смотреть развлекательное кино.

И это испытание «Гарри Поттер» выдерживает с честью. Он выглядит именно фильмом, законченным произведением, а не набором разрозненных иллюстраций к книге – не вызывает сомнений, что к экранизации подошли со всей тщательностью, и с первого же момента появляется и уютно устраивается где-то рядом с сердцем ощущение качественного голливудского семейного блокбастера. Не того блокбастера, содержание которого прожевывается вместе с попкорном в кинозале, а блокбастера из тех времен, когда затертые кассеты с «Один дома» и «Бетховеном» переписывали, невзирая на мигающие цвета и помехи, чтобы затем пересматривать снова и снова. Музыка красива и создает замечательную атмосферу сказки, каждый кадр пронизан невероятным креативом и стилем и фантазия, с которой рисуют мир Поттера авторы (и «киношные» родители, и литературная «мама»), прямо-таки озаряет фильм.

Но, к сожалению, в этой тщательности кроются и несколько вполне очевидных для человека, не причастного к книгам о Гарри Поттере, минусов. Делать семейное кино, пусть даже то, в котором каждую секунду творятся заклинания, таинственно скрипят заросшие паутиной двери, а за колоннами, в полумраке прячутся страшные монстры, продолжительностью в два с половиной часа – очень спорное решение. С одной стороны, в фильм получилось втиснуть практически все события книги (по рассказам очевидцев), но с другой, из-за этого лента серьезно провисает в середине. Постановщик Крис Коламбус выделяет самыми яркими мазками визуально выгодные ключевые моменты (квиддич-матч, игра в шахматы в финале), но в остальное время темп падает, а краски тускнеют, сливаясь между собой и высыхая на глазах – фильм превращается в чисто созерцательную экскурсию по закоулкам этой волшебной реальности. Впрочем, возможно, что те детали, которые сейчас кажутся не самыми нужными и лишь пригибающими динамику к земле, встанут на свои места, когда лет через десять все фильмы о Гарри Поттере сформируют единую картину его приключений.

Возвращаясь к минусам: скрупулезное отношение к первоисточнику порой выражается в банальной экономии бюджетных средств – в то время, как декорации выглядят отменно, спецэффекты в наш технологически продвинутый век порой неприятно архаичны – бюджет не резиновый... Компьютерный «дублер» героя, вступающий в дело в схватках со сказочными монстрами, ведет себя совершенно неприлично в плане реалистичности движений, а, к примеру, огромный огр, хоть и не так прост, все же вызывает ассоциации со своим сородичем из условно-мультяшного «Шрека». Впрочем, все эти недостатки все равно оказываются погребенными целым ворохом достоинств, на первый план среди которых выходит несомненная универсальность картины. Коламбус обошелся без сюсюкания и заигрывания с детской аудиторией (многие сцены получились действительно пугающими и напряженными), вместо этого сыграв на жажде приключений и новых открытий, которая, как известно, особенно сильно обострена в детстве, но у многих так и не выветривается до самой старости.

Резюме: Даже если «поттеромания» обошла вас стороной, вы определенно почувствуете ее масштаб в этой роскошной экранизации.


     
(c) Akira

А знаете ли вы, что...

- Режиссёр Крис Коламбус уже имеет богатый опыт в съёмках детских фильмов. До "Гарри Поттера" он написал сценарий для "Балбесов" и "Молодого Шерлока Холмса" и поставил "Один дома".
- Спилберг не был единственным режиссёром класса A, заинтересованного этим проектом. Вот кто также косился на постановку этого фильма: Роб Райнер, Терри Гиллиам, Алан Паркер и Джонатан Демме.
- Первоначально картина должна была выйти летом 2001 года, но руководство Warner Bros. решило переместить дату выпуска на 16 ноября, 2001.
- На конкурс исполнения главных ролей в "Гарри Поттере" было представлено более 60,000 претендентов.
- В контрактах всех актёров есть пункт, в котором указано, что они должны будут сыграть в трёх экранизациях романов о похождениях Гарри Поттера в тех же ролях, какие они исполнили в первой части. Именно поэтому от съёмок в этом проекте отказалось большое количество звёзд, не желающих быть привязанных к контракту.
- Безымянный источник Warner Bros. сообщил, что новый фильм о Гарри Поттере будет выходит каждый год в течение последующих семи лет. Автор Дж.К. Роулинг уже подтвердил, что у неё подписан контракт, согласно которому она должна написать всего семь книг, и что все из них будут экранизированы на большом экране.
- Тим Рот метался между выбором роли в "Гарри Поттере" и "Планете обезьян". В итоге, как мы знаем, он решил сыграть обезьяну.
- Electronic Arts объявили, что купили права на создание во всем мире ряда ролевых игр по романам Дж. К. Роулинг. Они также сообщили, что будут работать непосредственно с Роулинг, чтобы гарантировать достоверность изложения произведений в играх.
- Предварительные продажи билетов "Гарри Поттера и философского камня" являлись самыми стремительными среди фильмов, выпущенных в США в 2001 году.
- Согласно сведений IMDB, звезда фильма Дэниел Редклифф получил повышение относительно несерьезного первого оклада в $ 110,000 и второго в $ 182,000 до 3 миллионов $.
- Джо Совербуц, юный житель Лондона, озвучивающий Гарри Поттера для видеоигр Nintendo и PlayStation, был вызван для озвучки двух сцен в фильме после того как голос 12-летнего Дэниела Редклифф поломался в течение съемок.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: