РЕЦЕНЗИЯ №1
Том Тыквер обратил на себя внимание широких слоев зрителей фильмом "Беги Лола беги", моментально заработавший расхожий ярлык "культовое молодежное кино". Его следующий проект "Принцесса и воин" такой же широкой известности не получил, однако заслуженно обрел любовь тех, кто любит хорошее некоммерческое кино, а Тома Тыквера стали считать одним из самых интересных молодых режиссеров Европы. Если судить по его следующей работе, не напрасно.
"Рай" - это рассказ о жизни и смерти, о любви и мести, о преступлении и наказании. История о неудачнице-террористке (Кейт Бланшетт), решившей уничтожить человека, причастного к смерти ее мужа, а вместо этого взорвавшей четырех совершенно не виновных человек. История о молодом полицейском (Джованни Рибизи), влюбившемся в беззащитную красавицу и ударившимся в бега вместе с ней.
Фильм необычайной, феноменальной, всепоглощающей красоты - это первое что привлекает внимание. Не так важно, что показывают на экране - пейзажи Италии, словно сошедшие с картин и буквально дышащие спокойствием и гармонией, или же это просто медленный наезд камерой на руку Джованни Рибизи. Кадры длятся именно столько, сколько нужно, они самодостаточны и безупречны в своей простоте. Никаких все еще модных штучек, вроде замедленной съемки к месту и не к месту, клипового монтажа, подчеркнуто ярких красок, делающих картинку похожей на страницу глянцевого журнала. Естественность и простота, выписанная крупными мазками-движениями камеры, вот принципы создания практически идеального визуального ряда. Музыка под стать визуальному ряду - несколько скупых нот извлеченных из рояля, звучащие как капли дождя, бьющие по крыше, лишь усиливают печально-меланхолическое настроение фильма.
Кэйт Бланшетт - уникальная актриса, помимо актерского таланта, обладающая невероятным вкусом и чутьем на роли. При этом совершенно не боящаяся уронить свой статус "звезды" и готовая на экстремальный поступки, вроде стрижки под "ноль". Момент, когда ее героине сообщают, что погиб совсем не тот, кого она рассчитывала уничтожить пробирает до степени перехватывания дыхания. И слезинка, словно молния скользнувшая по ее щеке, не дает повода усомниться в совершенной искренности актрисы. Джованни Рибизи блестяще умеет играть неудачников, как в "Угнать за 60 секунд". Еще лучше получилось сыграть романтичного неудачника, осознавшего свое ничтожество и готового делать любые фатальные глупости, в том числе и организовывать побег для террористки. Получился один из самых романтичных и загадочных кинодуэтов за последние годы.
"Рай" стал одним из тех фильмов, что оставляют после просмотра чувство сходное с тем что испытываешь, когда просыпаешься увидев сон. Было или не было, вроде реальность, а вроде бы и нет - не важно. Странная история, изумительно рассказанная и сыгранная. Один из лучших фильмов за последнее время.
РЕЦЕНЗИЯ №2
В последнее время мне нравятся безнадежные фильмы. Безнадежные в любом смысле слова: в смысле проката, качества съемок, сюжета и прочее. Вот и режиссер Том Тыквер порадовал нас своей новой картиной, безнадежной до совершенства.
На фильм пошел, чтобы специально посмотреть на Кейт Бланшет. Женщина с удивительной внешностью, которая одновременно может быть страшна и мила. Но к ее игре у меня вопросов, конечно, не было. Актер просто отработал свое, как и положено по сюжету. А сюжет очень модный, про вечный выбор между плохим и очень плохим с последующим уходом/улетом прямо в небо. Вчера – в небо ванильное, сегодня – в небо трехмерное.
Другое мне интересно. Я вышел из кинотеатра и мысленно задал себе вопрос: «А я бы так смог?». Не в том смысле, что «так поступил бы каждый», а в смысле «а как бы лично я поступил?». Вот я пошел в карабинеры, по стопам отца, это дело чести и впереди вся жизнь. И вдруг я подержал за руку упавшую в обморок подследственную и понял, что пропаду без нее. Понял, что мой отец работал с подлецами и с ними работать всю жизнь мне. Что отчаявшаяся женщина попыталась сделать то, что никогда не смогут сделать мужчины - профессионалы своего дела.
Бабы глупы, хоть стриги им волосы, чтобы ум был длиннее, хоть не стриги. Мы-то знаем, что есть «крыша», есть «понятия», есть «субординация» и надо знать «правила игры». Мы хорошо знаем, что физически уничтожать негодяев бесполезно и опасно. Если, и подложишь ему взрывчатку, то все равно взорвешь кого-нибудь другого.
И еще вот что запало в душу: толпа подростков в кинозале искренне повеселилась над отцом героя - помните ту сцену, где уже постаревший актер Рено Джероне пришел попрощаться со своим сыном и его женщиной? И вот что я понял: весь этот бездарный фильм держится на этих самых пяти гениальных минутах, которые отец героя завершает фразой: «В самый важный момент мы ничего не можем поделать». Я бы продолжил его мысль, зная, кого он имеет в виду, говоря «мы». Вот, например, так: «…они играют всю жизнь, сначала в куклы, потом в нас. Они мечтают о нас, они изменяют нам. Они губят нас и они рожают нас снова. В конце концов, что бы спасти нас от позора, они тянут джойстик вертолета на себя, чтобы отправить нас прямо в небо…».
Безнадежный фильм, который мне чертовски понравился. Плохой свет на площадке, небрежная работа оператора, глупая концовка. Но эти пять минут, когда плачет старый карабинер, они стоят того, чтобы посмотреть фильм.
|