ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Оправданная жестокость 
A History of Violence

Режиссер David Cronenberg (Дэвид Кроненберг)
Сценарий Josh Olson (Джош Олсон),
Vince Locke (Винс Лок)
В ролях:
Viggo Mortensen (Виго Моретенсен),
Maria Bello (Мария Белло),
Ed Harris (Эд Харрис),
William Hurt (Вильям Херт),
Ashton Holmes (Эштон Холмс),
Heidi Hayes (Хейди Хэйес),
Steve Arbuckle (Стив Арбакл),
Greg Bryk (Грег Брик),
Sumela Kay (Сумела Кэй),
Morgan Kelly (Морган Келли),
Ian Matthews (Йан Мэтьюс),
April Mullen (Эйприл Маллен),
Kyle Schmid (Кайл Шмид),
Evan Rose (Иван Роуз),
Connor Price (Коонор Прайс),
Jason Barbeck (Джейсон Барбек)
Официальный сайт: www.historyofviolence.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 102 мин.
Год выпуска: 2005
РЕЦЕНЗИЯ №1

Том Столл – самый настоящий «тихий американец». У него любимая и любящая жена, почти уже взрослый умница сын и крошка дочь, пухлощекая и златокудрая. У него скромное, но надежное дельце – кафе, где он главный и где в нем души не чают трео сотрудников. По вечерам он – дома, ведет спокойные неспешные беседы с сыном и дочерью. Иногда они с женой довольно изобретательно и энергично занимаются сексом. Да, и еще деталь: живет том Столл в провинциальном американском захолустье, где на весь город - один полицейский, а на ваш громкий чих все оставшиеся 194 жителя хором кричат: «Будь здоров!»

Однажды в городишко заезжают двое бандитов. Шутить они не любят: если им что-то не нравится, сразу начинают говорить их стволы. А не нравится им очень много. Зайдя в кафе Тома Столла, чтобы взять у него дневную выручку в вечное пользование, бандиты попутно не упускают случая покуражиться над присутствующими. И вот тут-то Том удивляет всех: он отнимает у одного бандита пистолет и делает из непрошеных гостей решето. Из Тома моментально делают героя общенационального масштаба: допустимая мера самообороны, смелость, орлиный взор, напор, изящный поворот... И вот однажды к нему в кафе опять заходят два бандита. Но уже не те, что в первый раз. Они не собираются стрелять. Но они почему-то считают, что Том – вовсе и не том, а некто по имени Джоуи Кьюсак, когда-то живший в Филадельфии и слывший одним из лучших бандитов города. Они увидели его по телевизору как национального героя и вроде бы узнали. «Вы ошиблись, джентльмены! Меня зовут том Столл!» - убеждает их Том Столл. Но джентльменов не так-то просто убедить в том, с чем они категорически не согласны.

История загадочная, но очень простая. И показана она чрезвычайно скупо. Снимая американское захолустье, действительно, не сильно разгонишься по визуальной части. Кроненберг «высушил» свой фильм еще и дополнительно: он намеренно ограничивается самыми стандартными интерьерами и самыми простыми отношениями, на фоне которых любая более или менее красочная дребедень выглядит экзотически. Для чего он это делает? Скорее всего, чтобы четче проступило все, что выходит за пределы этой обыденности. Например, правда о Джоуи Кьюсаке, совершенно нереальная здесь, в этой патриархальной обыденности. Художники говорят, что качество картины определяет грунт. Вот Кроненберг и старается: для него провинциальная реальность – именно качественный грунт и есть.

Почти все актеры, даже «условно главные» (члены семьи Тома, например), трудятся для создания этой «основы». Лишь двоим Кроненберг отвел более ответственную роль. Замечательный, в лучших своих традициях Эд Харрис в роли мистера Фогерти, филадельфийского посланца с физиономией, искореженной колючей проволокой (это красавчик Джоуи как-то постарался выколоть мистеру Фогерти глаз). Ну, а второй – это, конечно, Вигго Мортенсен. Ради него-то и разводит Кроненберг всю ту скуку, которую нам предлагают наблюдать полтора часа. Для того, чтобы оценить работу Мортенсена, надо дождаться момента, когда его героя прижмут к стенке. Потому что «правильный» Том Столл – это, в самом деле, очень скучно, потому что очень занудно - это просто какой-то Арагорн в джинсах. Потом все меняется, и так, что у зрителя аж искры из ушей сыплются от того, что вытворяет Мортенсен. Адский блеск в глазах, немножко движений губами - и перед нами не Том Столл уже, а черта, сидящий в глубине души Тома Столла. Возможно, именно такими черти и бывают – обаятельными и страшными одновременно.

Вот он, класс Кроненберга! Только специалист с его талантом и репутацией способен сделать из коммерческого проекта ужасную скукотень, которая с тобой останется надолго. Очень надолго.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Американское провинциальное захолустье. Маленький городок, где все друг друга знают. На отшибе городка, где, в отличие от больших городов, размещаются вовсе не самые дорогие особняки, а наоборот - дешевенькие домики, обитает семья Столлов: глава семьи Том (Вигго Мортенсен), его жена Иди (Мария Белло), сын-подросток Джек (Эштон Холмс) и маленькая дочка Сара. Семья живет небогато, но дружно. Том владеет маленькой закусочной, расположенной в самом городке, Иди работает юристом, Джек представляет собой слегка затюканного одноклассниками школьника, а Сара... Сара еще слишком мала, чтобы ее можно было как-то четко идентифицировать. Ну, разве что ей по ночам снятся какие-то чудища, но кому из нас они не снились в ее возрасте?

И вдруг как-то раз спокойное и даже сонное течение жизни Столлов было резко нарушено. В их городок случайно заехали два психопата-убийцы. Они заглянули в заведение Тома и начали было там безобразничать и размахивать оружием, которое неминуемо было бы пущено бандитами в ход, однако Том сумел отразить нападение и пристрелил обоих уродов из пистолета, принадлежащего одному из них.

После этого на некоторое время Том стал героем всей Америки. Простой владелец маленькой закусочной, расположенной где-то там у черта на куличках, - и вдруг сумел дать отпор двум крайне опасным отморозкам. О Томе пишут газеты, его снимают корреспонденты известных телеканалов - словом, это слава, которая, как явно видно, Тому совершенно не нужна.

Однако за всей шумихой никто не догадался выяснить, каким образом тихий и совершенно незаметный мужичок средних лет, который до этого ничего опаснее карбюратора в руках не держал, справился с двумя вооруженными психопатами, которые незадолго до этого положили кучу народу.

Впрочем, через некоторое время в закусочной Столла появляются очень странные и весьма подозрительные люди, возглавляемые неким Карлом Фогерти (Эд Харрис) - бандитом с изуродованным лицом, который утверждает, что Тома Столла на самом деле зовут Джоуи Кьюсак, он - бывший киллер и брат известного в Филадельфии мафиози Ричи Кьюсака (Уильям Херт). За Джоуи, заявил Фогерти, должок в Филадельфии, так что парень должен поехать с ними. Они долго искали Джоуи, объяснил Фогерти, никто не знал, куда этот сукин сын делся, но благодаря своему геройству парень попал в газеты и на телевидение, так что найти его уже не составило труда.

Семья Тома, разумеется, в шоке. Иди никак не может поверить, что ее муж, которого она знает много лет, вовсе не тихий и работящий средний американец, а известный киллер, которого к тому же разыскивает мафия. Том пытается убедить Иди, что его с кем-то спутали, но чем дальше, тем всем вокруг становится понятно, что с этим делом что-то нечисто...

***

Хорошее кино. Правда, первые десять минут я думал, что дальнейшее развитие сюжета будет мало чем отличаться от десятков и сотен аналогичных фильмов: киллеры-психопаты доберутся до маленького городка, начнут терроризировать семью простого американца Тома Столла, он начнет защищаться и примерно к финалу, путем неимоверного напряжения всех сил, лопат и гаечных ключей, покончит со злодеями и спасет таким образом свою простую американскую семью, маленький американский городок и местного Анискина - старенького, но еще крепкого шерифа Сэма Карни.

Но когда Том расправился с отморозками уже примерно на одиннадцатой минуте, причем сделал это с небывалым для тихого владельца скромной забегаловки мастерством, стало понятно, что сюжет все-таки должен преподнести определенные сюрпризы. Впрочем, дальше оказалось, что дело не в сюрпризах, - и дураку было понятно, что приехавшие в городок странные и очень опасные мужчины Тома-Джоуи хорошо знают, явно его ни с кем не спутали и рассказывают о его прошлом совершенно не напрасно. Но зато теперь будет интересно посмотреть, как Том из всего этого выпутается.

Однако главная прелесть фильма заключается вовсе не в сюжете и не в том, как главный герой будет выпутываться из крайне сложной ситуации. Да и не в его прошлом - о нем, в общем-то, практически ничего не расскажут. Главное, ради чего это все снято, - то, как Вигго Мортенсен из Тома перевоплощается в Джоуи. Вот это действительно нечто потрясающее!

Собственно, Мортенсен себя уже вполне зарекомендовал как интересный и весьма разносторонний актер. Причем, что интересно, не в одном предыдущем фильме характер его персонажа раскрывался постепенно: что Арагорн во "Властелине колец", который сначала не производил впечатления человека, способного повести за собой войска на смерть, но затем все-таки раскрылся в соответствующем качестве, что бедный художник Дэвид Шау из "Идеального убийства", который затем оказался редкостным мерзавцем.

Здесь, в общем-то, то же самое. Сначала Мортенсен предстает в роли классического среднего американца: бедноватая семья, старенький грузовичок, скромная закусочная, явно не приносящая приличной прибыли, но - любящая жена, хорошие дети, полное взаимопонимание и все такое. Скучно, но пасторально-благодушно. Эдакое тихое семейное счастье.

И даже после событий в закусочной, когда в городке появляются мафиози, Том все равно не похож на бывшего киллера - вот не киллер он, ну просто никак, несмотря на странную сноровку, проявленную при обезвреживании отморозков. Но в эпизоде, когда мафиози начинают давить на Тома, захватив его сына (это, в общем, вполне ожидаемое действие с их стороны), - вдруг просто мороз пробегает по коже, когда видишь, как мгновенно меняются глаза Мортенсена: только что на дорожке перед домом стоял тихий парень Том с грустными и застенчивыми глазами, и вдруг на его месте появляется Джоуи с совершенно пустыми глазами убийцы. И ты понимаешь, что сейчас произойдет, - и оно происходит.

Мортенсен в этом фильме вытворяет что-то невообразимое. Он действительно изображает двух совершенно разных людей. Причем практически одними глазами. Ничто в глазах Тома не говорит о его давно спрятанной второй натуре - Джоуи. И ничто в глазах киллера Джоуи не говорит о том, что минуту назад он еще был тихим владельцем магазинчика, который, казалось бы, и мухи не обидит.

Также очень здорово поставлены сцены, в которых Джоуи сражается с психопатами и бывшими дружками-мафиози: он действует очень быстро, продуманно и крайне профессионально - кажется, что работает машина для убийств, способная думать и действовать заметно быстрее обычных людей.

Взаимоотношения Джоуи с семьей также достаточно интересны - понятно, что жене и сыну непросто смириться с тем, кем на самом деле оказался их тихий муж и отец, - однако они все-таки не главные в этом фильме. Превращения Мортенсена из одного человека в другого - вот что поражает!

Кстати, на роль Тома Столла был вовсе не один претендент. Сначала роль предлагали Томасу Джейну, но он отказался. Джейн мог вполне неплохо сыграть этого персонажа, но с Мортенсеном в искусстве перевоплощения он вряд ли бы сравнился. Впрочем, у Джейна уже была очень похожая роль: в весьма неплохом фильме "Кровавый четверг" он как раз и сыграл завязавшего киллера, которому волей-неволей пришлось вспомнить старые навыки.

После Джейна роль, как ни странно, предложили Харрисону Форду. Оно понятно, что Форд тоже когда-то сыграл нечто похожее - скромного профессора, который в погоне за артефактами становится просто Индиана Джонс какой-то, но Харрисону, между прочим, уже слегка шестьдесят четыре года, так что не очень понятно, какой смысл был планировать его на эту роль. Впрочем, Форд также отказался, поэтому роль досталась Мортенсену - как выяснилось, фильму это пошло только на пользу...

Ближе к финалу "Оправданной жестокости" есть еще одна сцена, которую можно пересматривать несколько раз, - в ней на первый план выходит брат Джоуи Ричи, которого великолепно сыграл Уильям Херт (глава общины Эдвард Уокер из "Таинственного леса"). У Ричи всего лишь небольшой монолог, в котором он рассказывает о том, как ему жилось в Филадельфии без Джоуи и как он разгребал то, что Джоуи оставил за собой, но этот монолог стоит целого фильма - Херт в нем просто великолепен!

Ну и также порадовал Эд Харрис, сыгравший изуродованного Карла Фогерти. Эпизоды с ним были достаточно типовые, но несколько фраз, особенно в общении с полицейским, прозвучали весьма эффектно. (Подозреваю, правда, что они были сильно испорчены в дубляже.)

В общем, на мой взгляд, это весьма достойный просмотра фильм. Вроде бы ничего особенного и ничего сильно оригинального в сценарии, но то, как это сыграно и поставлено, - просто явно на четверку с плюсом. Несколько неожиданный фильм для Кроненберга (кстати, он на самом деле поставлен по достаточно известному комиксу Джона Вагнера и Винса Лока, который, как и фильм, в оригинале называется "История насилия", а вовсе не "Оправданная жестокость"), но я вполне приветствую подобные неожиданности. Впечатляющий фильм с очень яркой актерской игрой.


     
А знаете ли вы, что...

- Дэвид Кроненберг получил номинацию в категории "лучший режиссер" на Каннском Кинофестивале в 2005 году.
- Тэглайн картины гласит: "У Тома Сталла была идеальная жизнь... пока он не стал героем".


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: