ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Автостопом по галактике 
The Hitchhiker's Guide to the Galaxy

Режиссер Garth Jennings (Гарт Дженнингс)
Сценарий Douglas Adams (Даглас Адамс),
Karey Kirkpatrick (Кейри Киркпатрик)
В ролях:
Martin Freeman (Мартин Фриман),
Sam Rockwell (Сэм Роквелл),
Mos Def (Мос Деф),
Zooey Deschanel (Зои Душанель),
Bill Nighy (Билл Найи),
Warwick Davis (Варвик Дэйвис),
Stephen Fry (Стивен Фрай),
Alan Rickman (Алан Рикман),
John Malkovich (Джон Малкович),
Bill Bailey (Билл Бейли),
Jerome Blake (Джером Блейк),
Steve Pemberton (Стив Пембертон),
Anna Chancellor (Ана Ченселлор),
Ian McNeice (Йан МакНис),
William T. Jones (Уильям Т. Джонс),
Richard Griffiths (Ричард Гриффитс),
Simon Jones (Саймон Джонс)
Официальный сайт: hitchhikers.movies.go.com
Видеоролик: Quicktime
Год выпуска: 2005
РЕЦЕНЗИЯ №1

Денек у Артура Дента не задался. Его дом сносят ради прокладки нового шоссе, а Артур даже не знал об этом, хотя бумаги на снос уже с год лежали в соответствующих инстанциях. Но снос его дома уже не имеет никакого значения – дело в том, что вся Земля будет уничтожена и тоже ради прокладки межгалактического шоссе. Времени осталось как раз на то, что бы выпить в местном пабе 3 пинты пива и закусить солеными орешками. Об этом ошарашенному Артуру рассказал его друг Форд, который как выяснилось совсем не землянин, а путешественник по галактике с маленькой звезды из окрестностей Бетельгэйзе, случайно попавший на Землю, чтобы описать ее для фундаментального труда "Справочник межгалактического автостопщика". Бедняга Артур и глазом не успел моргнуть, как оказался на борту корабля воганов – галактических бюрократов и ужасных поэтов. Так началась одиссея Артура по галактике…

Вселенная "Автостопа по галактике" куда шире, чем "трилогия в пяти книгах" написанная Дугласом Адамсом и ставшие классикой современной фантастики и английского юмора. Кроме книг, Адамс принимал участие в создании радиопостановки, мюзикла, 6-ти серийного телесериала, и даже видеоигры. Таким образом, это вполне мультимедийный проект образца 80-х годов. Вопрос полноценной киноверсии был лишь вопросом времени. Однако времени потребовалось достаточно много – еще в середине 80-х Адамс написал сценарий фильма, а ставить его собирался Айван Рэйтман, который, отказавшись от съемок "Автостопа" сделал с практически тем же актерским составом "Охотников за приведениями". Другими кандидатурами, уже позже, были Джэй Роуч, режиссер "Остина Пауэрса" и псевдо-интеллектуал Спайк Джонзи, а в итоге режиссерское кресло занял Гарт Дженнингс, режиссер видеоклипов, в частности снявший "Coffee and TV" для Blur. В основу фильма был положен оригинальный сценарий Адамса, но, к сожалению, сам писатель не работал над фильмом - Дуглас Адамс умер в 2001 году от сердечного приступа.

Создатели фильма не раз говорили, что фильм не будет дословной экранизацией первой книги, а будет новым творением, переосмысленным и дополненным. Да, появились новые герои, новые сюжетные линии, частично смешанные с заимствованиями из последующих книг Адамса. Однако, многое было взято из оригинала – в частности даже на уровне весьма черных шуточек Адамса – они цитируются впрямую из книг, во всяком случае русский дубляж почти аналогичен переводу книги. Дух книги передан весьма точно – а это главное, на мой взгляд, и уже не важно, что Форд Префект стал чернокожим, а головы президента галактики Библброкса расположены одна под другой, а не как положено – рядом. Главное осталось – поиски Вопроса о жизни, Вселенной и всем остальном, эксцентричные герои и невозмутимый Артур, хоть и весьма напуганный происходящими вокруг него событиями, но на вопрос Слартибартфаста "Без чего обойдется Земля?" не на секунду не задумываясь, отвечает "Без меня" и отправляется с Зафодом и Префектом в ресторанчик "У конца Вселенной". Но это уже другая история…

Требуется ли знание книги (кстати, не такой уж и большой по объему) для полноценного просмотра фильма? Мне не потребовалось. Плохо ли то, что фильм все-таки не точная копия книг? Нет, это не минус фильма. Во-первых, потому что сценарий писал сам Адамс, а во вторых, и главных – "Автостопом по галактике" как я уже упоминал выше это мультимедийный проект, менявший сюжет и не стоило ожидать буквально следования тексту книги.

Конечно, на роли в этом фильме надо было брать характерных актеров, причем часть из них не появляется на экране – мы слышим только их голоса, увы, не доступные в дубляже. Стивен Фрай (невозмутимый Дживз из сериала "Дживз и Вустер") читает текст от имени автора/галактического справочника, Алан Рикман говорит за больного депрессией робота Марвина, Хэлен Миррен – за компьютер "Deep Thought". В образах живых персонажей предстали – типичный англичанин Мартин Фриман в роли типичного англичанина Артура Дента, реппер Мос Дэф в роли Форда Префекта, феерический человек-оркестр Сэм Рокуэлл в роли двухголового президента галактики Зафода Библброкса и Зои Дешанель в роли Триллиан, Джон Малкович в роли галактического проповедника Хуммы Кавуллы, Билл Найти в роли Слартибартфаста.

Снимая пусть и комедию, но все-таки фантастическую не избежать монументальных спецэффектов, навороченной компьютерной графики по самым современным технологиям. Однако не в случае с "Автостопом по Галактики". Спецэффектов в фильме не так и много – а те, что есть подчеркнуто небрежны и лишь передают шутовской настрой всего фильма. Впрочем, пролет Артура и Слартибартфаста над новой Землей впечатляет не хуже иных спецэффектов в "Эпизоде III". Почти все инопланетные организмы в фильме созданы по старой доброй технологии – костюмы, куклы, аниматроника, созданные в легендарной студии Джима Хэнсона.

Итог: отличная фантастическая комедия с английским юмором и действительно большой подарок поклонникам творчества Адамса.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Если уж денек не задался с самого начала, то дальше ничего хорошего ожидать не приходится. У Артура Дента (Мартин Фриман) произошла именно такая ситуация. Сначала сгорел тостер, а потом его дом, милый дом, его крепость, как у любого настоящего англичанина, вдруг решили снести гнусными бульдозерами омерзительно желтого цвета. Как, почему, зачем? Дело в том, как Артуру объяснили начальники этих бульдозеров, что его дом подлежит сносу. Но не просто так, нет. Просто на этом месте должно пройти скоростное шоссе. Оно нужно людям. А дом Артура - нет, он не нужен, раз он мешает нормальному прохождению шоссе. Дом не могут оставить прямо посреди шоссе: людям не понравится открывать парадную дверь, проезжать через весь дом и закрывать за собой дверь черного хода.

Так что Артур должен подчиниться прогрессу, тем более что его заранее предупреждали. Ну, точнее, у него было достаточно времени на то, чтобы обратиться с протестами и жалобами, - ведь план реконструкции аж девять месяцев висел на доске объявлений. В здании районного отделения Управления по планированию. В подвале. Где нет света. Но зато там нет и лестницы, поэтому в подвал приходится спускаться по приставной стремянке. Однако если вы уже добрались до подвала, то там найти доску объявлений - пара пустяков! Она лежит на самой нижней полке закрытого шкафа, засунутого в бывшую уборную, на двери которой висит знак "Осторожно, леопард".

После этого, поняв справедливость обвинений, Артур не нашел ничего лучшего, как взять, да и лечь прямо в халате в грязь перед бульдозерами - в надежде на то, что бульдозеристы не получали приказ мостить асфальт Артурами Дентами, так что этот поступок послужит естественным барьером в деле снесения объекта, который Артур всегда называл просто "дом, милый дом", мешающего прохождению шоссе. Впрочем, через несколько минут Артура отвлек от этого занятия его старый знакомый - некий Форд Префект (Мос Деф), которого все считали обычным отвязным выпивохой со странностями. Кстати, на самом деле Форд родился вовсе не на Земле, а в окрестностях Бетельгейзе, и был не выпивохой, а полевым корреспондентом одного из самых знаменитых изданий во Вселенной - "Путеводителя автостопщика по галактике", издания, без которого было бы невозможно путешествовать туда-сюда, постигая новые миры.

Форд Префект (свое имя он позаимствовал у марки машины, которая первой ему попалась на глаза) объяснил Артуру, что ему нечего цепляться за свою конуру. Потому что, старичок, всей планете осталось жить - от силы минут десять, ибо Землю тоже скоро снесут, потому что она мешает прокладке гиперпространственного скоростного шоссе, которое должны построить согласно Комплексному плану развития внешних районов галактики. При этом земляне не должны говорить, что их не предупреждали. Все карты, проекты и распоряжения о сносе висели на доске объявлений в районном отделении Управления на альфе Центавра как минимум пятьдесят ваших земных лет, так что у землян было достаточно времени, чтобы обжаловать решение по всем правилам.

Артур с приятелем не будут снесены вместе с планетой: Форд, как бывалый автостопщик, в последнюю минуту тормознет звездолет, и они с Артуром отправятся болтаться по галактике, где их ждет немало интереснейших встреч: с бюрократами вогонами, которые считают себя поэтами, с хипповатым президентом галактики Зафодом Библброксом (Сэм Рокуэлл), галактическим проповедником Хуммой Кавулой (Джон Малкович) и даже с прорабом галактической перестройки Слартибартфастом (Билл Найи), который, собственно, и спроектировал старушку-Землю.

В пути их ждут страшные приключения, но в конце концов Артур должен обрести свою любовь Триллиан (Зои Дешанел), которую разбитной Зафод чуть было не поматросил и бросил.

***

"Автостопом по галактике" - замечательная книга (точнее, целая серия из пяти книг, изданных 20-миллионным тиражом) английского писателя Дугласа Адамса, ставшая современной классикой. Это и весьма остроумная социальная сатира (галактическая бюрократия обнаруживает все те же черты, что и земная), и блестящий язык, и обаятельные персонажи (чего только стоит, например, депрессивный робот Марвин), и совершенно изумительный мир самых разнообразных планет, составляющих галактику, и чисто практические советы, весьма полезные для любого автостопщика, собирающегося покинуть старушку-Землю в поисках новых приключений.

Популярность книги была настолько велика, что Вавилонской рыбкой (Babel fish), которая в книге помогает персонажам понимать чужие языки, назвали онлайновый переводчик, вычислительная машина Deep Thought, искавшая ответ на главный вопрос вселенной, дала название шахматному компьютеру IBM (который, впрочем, проиграл Гарри Каспарову), имя героини Триллиан стало названием компьютерной программы-мессенджера, а группа RadioHead посвятила смурному роботу Марвину свою песню Paranoid Android.

Разумеется, такое популярное произведение не могли не экранизировать. Первая экранизация - телепостановка - появилась на Би-би-си в 1981 году, через два года после выхода книги. После этого правами на экранизацию заинтересовался американский режиссер и продюсер Айвен Рейтман (создатель как весьма популярных "Охотников за привидениями" и "Близнецов", так и слабеньких "Юниор", "Шесть дней, семь ночей" и "Эволюция"), причем на роль Форда он планировал Билла Мюррея или Дэна Эйкрода. Но у Адамса с Рейтманом не сложилось. Айвен вовсе не был фанатом книги, а просто рассматривал ее как потенциально выигрышный коммерческий материал, и когда Адамс увидел наброски сценария, сделанные Рейтманом, он понял, что книга будет просто испохаблена. В результате их сотрудничество не состоялось, а Рейтман снял совсем другое фантастическое кино под названием "Охотники за привидениями", которое принесло прокатчикам 300 миллионов долларов и сделало звездами Мюррея и Эйкрода.

После этого проект "Автостопом по галактике" довольно продолжительное время лежал невостребованным, и о нем снова пошли какие-то разговоры только в 2002 году. Первоначально, после возобновления интереса к экранизации, режиссером планировался создатель "Остина Пауэрса" Джей Роуч, однако тот предпочел стать продюсером и от режиссерского кресла отказался. После этого на роль режиссера приглашали Спайка Джоунзи, создателя "Быть Джоном Малковичем" и "Адаптации", но с ним тоже что-то не сложилось.

В результате правообладатели (студия Spyglass Entertainment) решили пригласить в качестве режиссера англичанина Гарта Дженнингса, который до этого снимал только видеоклипы и рекламу со своим приятелем Ником Голдсмитом, причем Голдсмит стал одним из продюсеров картины. Почему студия сделала такой выбор - доподлинно неизвестно, но практика показала, что они все-таки не ошиблись.

С подбором актеров была традиционная чехарда. Продюсеры разрывались между английскими и голливудскими актерами, не в силах решить, кто какую роль будет исполнять. Сам Адамс предлагал на роль Артура актера Саймона Джонса, который озвучивал Дента в радиопостановке, на роль Форда - Джеффа Голдблюма, на роль Зафода - Майкла Китона и в качестве Слартибартфаста - Шона Коннери. Продюсеры (точнее, Джей Роуч) в роли Артура видели Хью Лори (легендарный Берти Вустер из "Дживз и Вустер"), в роли Зафода - Джима Керри и в роли Слартибартфаста - Найджела Хауторна. Когда Адамс предложил на роль Артура Хью Гранта, у Роуча чуть не случился сердечный приступ, в результате чего Дентом стал малоизвестный английский актер Мартин Фриман (он сыграл очень забавную роль статиста на съемках порнофильма в "Реальной любви").

На роль Зафода Гарт Дженнингс планировал Роберта Дауни-младшего, попробовал Билла Мюррея и Уилла Феррелла, но после первой же пробы Сэма Рокуэлла выбрал именно его. Слартибартфастом стал Билл Найи, блестяще исполнивший престарелого рокера в "Реальной любви", ну и на роль Форда почему-то взяли чернокожего актера и композитора Моса Дефа, причем мне не удалось найти никаких сведений по поводу того, чем был обусловлен подобный выбор.

Только с одним актером не было никаких разногласий - с Джоном Малковичем, которого сам Адамс планировал на роль проповедника Хуммы Кавулы, причем этого персонажа в книгах не было и Адамс его создал специально для фильма.

Что в результате получилось? Прежде чем поделиться впечатлениями от просмотра, должен заметить, что экранизировать такую книгу, как "Автостопом по галактике", - крайне нелегко! Можно, конечно, наплевать на все и сделать, так сказать, "авторское видение", но это будет уже не экранизация, а пьянка по мотивам. Дженнингс же и продюсеры хотели сделать именно экранизацию, максимально сохранив дух книги. Для этого они, во-первых, разумно использовали закадровый авторский текст, который читал неподражаемый Стивен Фрай, во-вторых, подготовили весьма внушительные декорации и костюмы (одни космические свинорылые бюрократы вогоны чего стоят, а уж мастерская Слартибартфаста - это просто мастерская по сотворению мира), ну и в-третьих, наполнили фильм атмосферой веселой шизы, которая так свойственна книгам Адамса. У них это получилось! Фильм вышел отличный!

Тем не менее в российском прокате "Автостопом" был принят весьма прохладно. Даже можно сказать - с оттенком заметной обледенелости. Многие рецензенты писали разгромные статьи, которые демонстрировали то, что они просто не понимают, о чем идет речь в этом фильме и что это вообще такое, а вердикт большинства зрителей, не читавших книги, звучал примерно так: "Чо-та фигня какая-то. Бегают, орут. Чо это такое? Еще полотенца какие-то..." Те же, кто читали предварительно "Автостопом по галактике", были значительно более благосклонны в оценках, и большинство из них говорило, что фильм получился вполне удачный.

Поэтому я, чтобы не портить себе впечатление, сначала уселся читать книги, а потом ждал выхода лицензионного DVD с оригинальной дорожкой, потому что я не понимаю, как можно слушать дубляж Стивена Фрая, Алана Рикмана, Билла Найи и так далее. Это актеры, которые дубляжу не поддаются просто по определению.

Фильм доставил большое удовольствие. Дент в исполнении Фримана - вполне достойный! Классический английский клерк, романтичный и забавный. Форд в исполнении Моса Дефа скорее не понравился, но это был единственный персонаж, который вызвал большое удивление с точки зрения кастинга. Сэм Рокуэлл Зафода сыграл просто отлично (фанаты книги предъявляют претензии постановщикам в том, что в фильме две головы Зафода сменяют одна другую, а не сидят рядышком на плечах, как в книге, но мне и этот вариант вполне понравился), причем в который раз удивляюсь диапазону этого актера - он в каждой роли совершенно разный. Билл Найи очаровательно запинался, изображая Слартибартфаста, - так же, как и в "Реальной любви", но это ничуть не раздражало, потому что галактический Церетели из него получился просто отличный.

Ну и Алан Рикман, озвучивший депрессивного робота Марвина! Сам Рикман на экране не появляется, просто робот говорит его голосом. Но это настолько потрясающе озвучено, что я искренне сочувствую всем, кто смотрел фильм в дубляже, - вы не знаете, каким должен быть Марвин!

Напоследок - несколько советов. Во-первых, обязательно прочитайте "Автостопом по галактике" Адамса. Лучше всего - в оригинале, потому что у него очень богатый и своеобразный язык, который весьма плохо поддается переводу. Я нашел пять разных переводов, и ни один из них не передавал всей прелести оригинала. Во-вторых, после прочтения книги посмотрите фильм - обязательно с оригинальной дорожкой и, если есть проблемы с языком, с русскими субтитрами. Только тогда вы поймете, в чем прелесть этого действительно классного фильма, который, на мой взгляд, максимально близко передает дух книги.

Ну, а теперь - пока! И спасибо за рыбку!


     
А знаете ли вы, что...

- Съемки картины начались 19-ого апреля 2004 года в Лондоне.
- Фильм поставлен на популярному роману Дагласа Адамса, который, в конечном счете, стал первой из пяти частей. Стоит отметить, что в картине есть моменты, которых нет в книге. Продюсерами заявлено, что в случае успеха, самым вероятным кандидатом для следующей экранизации является вторая книга "Ресторан в конце Вселенной". Книги изначально основаны на радиопостановке BBC конца 1970-х годов. Адамс умер в 2001 году от сердечного приступа в возрасте 49 лет.
- На стадии препродакшна режиссером картины значился Джей Роуч.
- Лента находилась на стадии разработки более двадцати лет.
- Тэглайны картины гласят "Не паниковать!", "Не оставляй Землю без этого", "Наиболее удивительное приключение во вселенной начинается тогда, когда наступает конец света", "Все, что тебе надо знать, находится здесь", "Ответы к тому, что находится там, находятся здесь" и "Потеря твоей планеты е является концом света".


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: