Режиссер Ron Shelton (Рон Шелтон)
Сценарий Ron Shelton (Рон Шелтон), Bob Souza (Боб Сауза)
В ролях: Harrison Ford (Харрисон Форд), Josh Hartnett (Джош Хартнетт), Keith David (Кит Дэвид), Master P, Lou Diamond Phillips (Лу Даймонд Филлипс), Isaiah Washington (Исайа Вашингтон), Bruce Greenwood (Брюс Гринвуд), Lena Olin (Лина Олин), Martin Landau (Марин Ландау), Lolita Davidovich (Лолита Давидович), Eric Idle (Эрик Айдл), Robert Wagner (Роберт Вагнер)
Официальный сайт:sonypictures.com/hollywoodhomicide Видеоролик:Quicktime Продолжительность: 112 мин.
Год выпуска: 2003
РЕЦЕНЗИЯ №1
Довольно рискованное это дело - строить комедию вокруг двух актеров, которые совершенно к этому жанру не расположены. И, если у Харрисона Форда все-таки недостаток комедийного опыта компенсируется общим актерским стажем (он просто чувствует, что от него требуется в том или ином моменте), то для Джоша Хартнетта задача оказалась почти неподъемной. Зачастую он выглядел, как котенок, волею судеб заброшенный на середину пруда.
История - действительно о двух голливудских полицейских. Здесь - один из тех немногих случаев, когда "прокатный" русскоязычный вариант названия фильма оказывается лучше оригинала. Hollywood Homicide в переводе - "Голливудское убийство". Но преступление в этой истории - лишь отправная точка, и не оно - гвоздь сюжета. Гвоздь - это два полицейских, которые вынуждены исполнять свой служебный (и гражданский, а как же!) долг на улицах киношной столицы мира.
Старший из напарников - Джо Гэвилан. Он работает в полиции уже много лет, однако призвание его - совсем в иной плоскости. Это - торговля недвижимостью. И он занимается куплей-продажей жилплощади в любой свободный момент. И даже не в свободный. В каком-нибудь ответственном эпизоде дознания у него может запиликать мобильный телефон - и Джо стремительно выключается из правоохранительной работы, начиная переговоры с клиентом о метраже, планировке и виде на океан.
Младший из напарников - Кей Си Холден. У этого - другая фишка. Он хочет стать актером. А пока подрабатывает инструктором по йоге. У него в группе - штук двадцать девушек, одна другой сексуальнее. Нам показывают Кей Си в постели то с одной, то с другой. Попутно он учит роль в великом спектакле, который поможет ему начать успешную актерскую карьеру. Он уже всех достал со своей актерской карьерой.
Теперь - об убийстве. Постарадавший - черный рэпер и его команда. Их пришили в помещении клуба, где они выступали. Довольно быстро выясняется, что, скорее всего, это дело рук их продюсера, которому не понравилось намерение подопечных вырваться из-под его влияния. А в рэпе все происходит быстро и конкретно (история Тупака Шакура - тому подтверждение).
Я смотрел м думал: ну что в этой истории оригинального? Ровным счетом ничего. Только вот место действия... Голливуд - он накладывает отпечаток на все происходящее. Но вся криминальная подоплека совершенно не отличается от того, что мне приходилось наблюдать на окраине Донецка, где я вырос. Только на мусорниках у нас написано не "Голливуд", а "Куйбышевское УЖКХ". И вместо рэперов убивают владельцев чебуречных. А наши донецкие копы подрабатывают не продажей недвижимости или уроками йоги, а другими делами, более близкими их основной профессии. Они, как и Гэвилан с Холденом, не могут прожить на зарплату, положенную государством блюстителям порядка. Только вот уровень этой зарплаты очень сильно различается. В кабриолетах, подобно Холдену, у нас даже начальник городской милиции не разъезжает. Провинция!
Одному моему коллеге по сочинению рецензий "Копы" страшно не понравились. Он вычленил из этого фильма главную мысль, которую понял так: "Да, мы уроды, но зато мы живем в Голливуде, и этим стоит гордиться!" Я увидел проблему фильма не в какой-то идее (честно говоря, никакой глубинной подоплеки в нем я вовсе не обнаружил), а в том, что сделано он плоховато. Как-то неровно. Тут есть и смешные эпизоды, и неплохие сцены экшн - снятые и лихо, и с выдумкой, и с юмором. А иногда даже хотелось смеяться. Но вот именно что - "иногда". Фильм слеплен из разнородных кусков, которые как-то не потрудились пригнать друг к другу. Выглядит это как домик, собранный из кипричиков конструктора десятилетним мальчиком. Там, где не получается сделать, как надо, мальчик оставляет, как есть, потому что знает: и так сойдет. Рон Шелтон - безусловно, не мальчик. Но с кирпичиками обращается крайне небрежно. Может, во время съемок у него был период депрессии, может, он с женой поругался или разуверился в людях? Может, ему не заплатили так, как он хотел? А может, он, как его голливудские копы, параллельно своему основному занятию имеет какой-то другой бизнес, которому и отдается по-настоящему? В Голливуде ведь одним делом не проживешь, это всем известно.
Иногда случается, актеру успех фильма с его участием выходит боком. Фильм Боба Земекиса "Что скрывает ложь" посмотрело слишком много зрителей, чтобы достаточная их часть сделала вывод: старина Харрисон Форд - и впрямь старина. И помахать ему ручкой. Неплохой фильм "К-19" потерпел неудачу вовсе не потому, что был посвящен каким-то советским морякам. Сила инерции, все же, была велика. Форду вновь предложили главную роль. И вновь кассовые показатели оказались достаточно скромными.
Теперь, думается, ни для кого не секрет, что Харрисон Форд - звезда уже не того уровня, чтобы гарантированно делать кассу. Такие могут хоть советскими подводниками, хоть камерунскими шаманами, хоть перепончатокрылыми мутантами заделаться - пипл схавает. Утеря Фордом этого статуса делает сомнительными перспективы четвертой серии "Индианы Джонса". А пока приходится расхлебывать то, что имеется. Российским прокатчикам, очевидно, "Голливудские копы" достались недорого - лишь бы взяли. Соответственно, поступили они с ним так, как привыкли поступать с недорогими фильмами - задвинули на камчатское время, прибирать за "Всемогущим Брюсом". Да и первые минуты ничем его от проходняка не отличали: вот копы-напарники практикуются в тире, вот один из них выдает фордовский ироничный взгляд, сопровождаемый фордовским движением уголком рта, вот дает указания типовой черный босс Кейт Дэвид...
Вот вам красноречивый пример расхождения между финансовым успехом и успехом творческим. То, что американцы фильм тихо прокатили, не значит, что на Форда уже можно не смотреть. Да, его участие - не кассовая фишка. Почерк Рона Шелтона тоже таковым не является. Его гимн пройдошливости "Белые люди не умеют прыгать" ("Баскетбол - спорт для черных") тоже не был чемпионом проката. Так вот, "Голливудские копы" - то же самое, только вместо стритбола здесь полицейская работа. Харрисон Форд и Джош Хартнетт - такие же комики, как Вуди Харрелсон и Уэсли Снайпс. И упор делается не на стройность сюжета - на искрометность действия. Собственно, сам по себе сюжетный каркас малоинтересен: детективы прибывают на место убийства, детективы расследуют убийство, детективы ловят убийц. Следственная работа этому сопутствует не ахти какая замысловатая, но вот что сопутствует следственной работе...
Из-за обилия комедийных вставок фильм легко принять за комедию. Шелтон сам увлекается житейским, забавно меркантильным юмором, увлекает им зрителей и отвлекает их от заученной детективной схемы. Перебивает мысль настроением, если хотите. И если в схожем по направленности боевике "Смертельное оружие" акцент делался на характерах двух героев, то здесь - на среде; характеры достаточно усредненные. Ясно, что первичной целью создателей были не криминальные подробности, а зарисовки нравов на их фоне.
Великий фламандец Рубенс, состоявший послом в Испании, на один вопрос ответил: "Нет, это живописец балуется посольством". Но то был человек великого дара и широких возможностей. Джо Гэвилан и Кей Си Колден, конечно, не такие гении - ну так и работают, слава богу, не послами. Просто они живут там, где у простого человека возможностей- море, и потому любой тамошний работяга - сам себе коммерческое предприятие, полицейские не исключение. Согласитесь, Джо и Кей Си не так уж похожи на фанатиков с бесноватыми глазами, на "героев своего дела" с трудными судьбами, к которым приучил нас жанр. В их жизни есть шикарные дома, дорогие машины и роскошные женщины. Зрителям же предлагают догадаться, какое занятие для героев является первостепенным. Впрочем, что тут догадываться, это секрет Полишинеля: полицейская порода - их, так сказать, дар - в конце концов пересилит. Несколько смазывают впечатление от фильма спорные решения: например, ввязывается набившая оскомину тема мести за убиенного отца, главному злодею зачем-то понадобилось заведомо подставлять себя, стреляя в копов. Но, опять-таки, следует оговориться: сюжет второстепенен и вполне сгодился бы для каких-нибудь "Улиц неоновой рекламы".
Некоторым штампам криминальных фильмов все же повезло меньше. Они удостоились не прямого копирования, а, напротив, изысканного высмеивания. Честное слово, более смешной пародии на коронную сцену погони из "Французского связного" видеть не приходилось. Вот Гэвилан пытается воспользоваться правом полицейского изымать транспортное средство, но при виде владельца, черного амбала раза в два его крупнее, хватается за оказавшийся поблизости... велосипед. Погоня за поездом на велосипеде! Затем на пути преследователя "оказывается" такси, водитель которого (в этой роли засветился Смоки Робинсон - его нетленный хит My Girl звучит в фильме), недолго думая, врубает счетчик. И во время всего этого Гэвилан успевает выгодно толкнуть недвижимость (похвальная многозадачность! блюстителям закона из местности, в которой 500 баксов в месяц считается маленькой зарплатой, 1000 - высокой, еще учиться и учиться). Погоня переносится в офис, секретарь между делом указывает направление, в котором скрылся преследуемый, в воздухе кружат испаноязычные СМИ, завершается противостояние трехочковым броском. А сцена допроса сотрудниками службы внутренних расследований - вообще не для описания.
Если приглашение Форда-суперзвезды было спорным с маркетинговой точки зрения, то приглашение Форда - бывшего голливудского краснодеревщика, с точки зрения соответствия роли было безошибочным. Видимо, словосочетание "планета Голливуд", все же, возникло неслучайно. На этой планете дворовая шпана скупает за миллионы особняки с редкими картинами, чтобы поплескаться в бассейне, дети отставных знаменитостей промышляют мелким криминалом, а полицейские шкодничают, толкая недвижимость, и имеют собственных группи (как их называть - коппи?). Есть тут голливудские экстрасенсы (Лена Улин), голливудские сводницы (Лолита Давидович в образе скандально известной мадам Хейди Флейсс) и, конечно же, голливудские воротилы (ветеран киноцеха Мартин Ландау). В целом, актерский состав подобран замечательный. Джош Хартнетт, в способностях которого был резон усомниться, значительно прибавил по сравнению с опереточным "Перл-Харбором". В эпизодах можно увидеть не только известных актеров: ритм-энд-блюзовую певицу Глэдис Найт (где бы достать ее Meet Me In The Middle?), кантри-исполнителя Дуайта Йоакама, уже упомянутого Смоки Робинсона, Фрэнка Синатру-младшего и кучку рэпперов - но эти хлопцы уже для специфической аудитории. Сожаление вызывает лишь присутствие в фильме Лу Даймонда Филлипса - бывшая звезда подвизается здесь в крошечной трансвеститской роли.
Смена названия в российском прокате была логичной. "Убийство в Голливуде" отвадило бы от просмотра как минимум треть потенциальных зрителей. В Городе Ангелов хватает и наших сериальных ментов. Но, надо признать, и русский вариант названия в Америке совершенно точно не прошел бы - слишком явна вторичность по отношению к Beverly Hills Cop. У нас же эта вторичность не ощущается потому, что в эпоху видеозалов слово "коп" еще не было более русским, чем слово "полицейский".
Интересно, сколько еще голливудские сценаристы собираются мучить протертую до дыр тему "невероятных приключений" двух полицейских напарников? Классика жанра - белый и черный полицейский - уже была и даже сумела относительно пристойно умереть на четвертой серии этого, безусловно, смертельного оружия. Предельно политкорректная классика жанра - двое черных полицейских - началась с двух плохих парней довольно вяло, но ко вторым плохим парням, как ни странно, раскачалась, - правда, в основном за счет спецэффектов и зубоскальской харизмы весьма колоритных Уилла Смита и Мартина Лоуренса. А вот неполиткорректный вариант - двое белых полицейских - классикой жанра не стал ни в каком виде, хотя в каждом сезоне и выпрыгивает на экраны, наводя тоску и вызывая зубовный скрежет. Яркий пример - "15 минут", за которые Боба Де Ниро нужно просто лишить компота, потому что ну никак не должен такой пристойный актер сниматься в таком неимоверном отстое.
Если честно, они очень замучили, эти двое полицейских! Особенно когда сценарист как ни пыжится, но не может придумать ни граммульки хоть сколько-нибудь оригинального сюжетного хода, позволившего зрителям ответить на один единственный вопрос: "Какого черта я смотрю всю эту дребедень"? Ну никак они не придумают ничего такого, что может хотя бы не вызвать зевоту. Все эти полицейские - как близнецы. Один старикан, который "too old for this shit", другой - молодой, обуреваемый амбициями. Главный Преступник, за которым они гоняются, - негодяй, подлец, всех нафик убивает и кладет на правосудие с большим пробором. Поэтому когда часа через полтора полицейские его догонят, они грохнут мужика на редкость беззаконным способом.
У полицейских обязательно есть начальник, который на них орет, как больной волкодав, но в душе - очень любит и покрывает. Покрывает - не в сексуальном смысле, а просто закрывает глаза на мелкие шалости этой парочки, - ну, например, когда они в пылу погони разносят половину Лос-Анджелеса. В полицейском управлении обязательно есть офицер по расследованию внутренних преступлений, который мерзко и некорректно доматывается до наших героев - например, почему они убили человека, бежавшего за трамваем, или почему они утаили от следствия восемь миллионов долларов... Впрочем, похоже, что я уже начинаю пересказывать сюжет этого фильма, между тем, я пока только перечисляю штампы. Но давайте все-таки перейдем к сюжету, потому что он и есть - один сплошной унылый штамп, как любимая печать Полыхаева.
Джо Гэвилан (Харрисон Форд) - полицейский из отдела по расследованию убийств. Он - тот самый симпатичный старикан, который "слишком стар для всего этого дерьма". Поэтому Джо завел себе посторонний бизнес - торговля недвижимостью, каковой торговлей он занимается все свободное, а также и сильно занятое время. Это, вероятно, должно быть очень смешно. Плюс - разумеется, Джо в свободное от работы и недвижимости время квасит, как полицейский из фильмов. Его напарник К.С. Калден (Джош Хартнетт) - молодой парень, который тоже не сильно-то хочет работать полицейским. Мечта Калдена - стать актером. Для этого он постоянно учит роль, даже во время работы, и приглашает всех кого угодно прийти в пятницу на спектакль "Трамвай "Желание", в котором Калден играет молодого Брандо. Точнее, ему кажется, что он играет молодого Брандо. И это тоже должно быть ужасно смешно.
Кроме того, Калден - жуткий бабник, поэтому он в свободное от работы время ведет уроки йоги молодым девушкам, которых учит раскрепощаться и во время уроков, и после них - в джакузи. Зачем Калден ведет уроки? Подрабатывает. По воле сценариста парень ездит на "Мустанге"-кабриолете тысяч за пятьдесят, поэтому к скромной зарплате полицейского ему приходится изыскивать какие-то способы добыть денег. А еще у Калдена - ну конечно! - папа был полицейским, и его застрелил какой-то гад. Тут главное - ни за что не догадаться, что этот гад попадется Калдену в финальной сцене на заводе, а то будет неинтересно смотреть...
А вот с главным Негодяем в этом фильме все очень плохо. В том смысле, что он появляется буквально в первые пятнадцать минут фильма, и зрителям сразу докладывается, что он - главный Негодяй. Это до отвращения богатый директор звукозаписывающей студии Sartain Records - Энтони Сартейн (Исайя Вашингтон). Он ищет молодых талантливых рэперов и заключает с ними контракты. Если рэперы вдруг становятся суперзвездами, они контракт разрывают (прим. кота Бублика: как у них в Штатах все сложно с контрактами-то), после чего Сартейн с помощью жутко-наемного убийцы их крошит в лоскуты, чтобы остальным было неповадно.
Задача Гэвилана и Калдена - поймать Сартейна с поличным и арестовать его максимально законным образом - выстрелом в глаз. Задача офицера из отдела внутренних расследований полиции - уличить Гэвилана во всяких преступлениях. Задача Калдена - стать актером. Задача Гэвилана - продать гребаный особняк, в который он вгрохал кучу денег. И вся эта тоска будет длиться не менее 111 минут - вот в чем основная беда-то!..
***
Почему Рон Шелтон, сценарист вполне пристойных "Плохих парней 2", решил написать почти все то же самое, но намного хуже - мы с котом Бубликом не понимаем. Почему он сам еще и решил этот кошмар поставить - тем более не понимаем. Ладно, был бы он каким-нибудь совсем отстойным режиссером - еще было бы хоть как-то объяснимо! Отстойному режиссеру - дебильный сценарий! Но Шелтон снял вполне неплохой и достаточно незаштампованный фильм "Бей в кость", где и постановка, и актеры, и диалоги были довольно неплохими, поэтому можно было предположить, что уж под себя он что-нибудь пристойное написать сумеет...
Черта с два! "Голливудские копы" - это настолько бездарный фильм, что на мой взгляд, такой дурдом написать и снять - нужно просто постараться. Для антуража Шелтон затащил в картину два "Форда". Одного Форда Харрисона, другого - "Форд Мустанг". Что там делают оба "Форда" - не знает никто, особенно мы с котом Бубликом. Потому что такой "Мустанг" (при всей его не сверхвысокой, но все же значительно выше средней стоимости) у какого-то вшивого полицейского практиканта - это, во-первых, было использовано в "Плохих парнях" (во вторых "Плохих Парнях" герой Уилла Смита вообще оттягивался на "Феррари" стоимостью где-то в двести тысяч), а во-вторых, уже совсем не смешно. Но еще не смешнее вопрос о том, что в этом кошмаре делает другой Форд, которому сто процентов - отвалили за роль двадцать пять миллионов (его стандартная ставка) плюс проценты со сборов, хотя этих сборов не было, нет и не будет.
Я вовсе не хочу утверждать, что Форд - такой супер-пупер актер, что ему нечего делать в этом кошмаре. Форд - вовсе не суперский актер, а просто голливудская звезда. К актерскому дарованию термин "звезда" и размер звездиных гонораров имеют весьма опосредованное отношение, а иногда никакого отношения и просто не имеют. Но Гаррисон Форд - очень сильно зависит от водителя, то есть режиссера. Есть режиссеры, которые из него делают крутую спортивную тачку. Есть режиссеры, которые надеются на то, что звездное имя Форда привлечет зрителей, а сами не собираются ни переключать передачи, ни нажимать на педали, - и они жестоко просчитываются. Как, например, в данном случае. Именем Форд зрителей не привлек - фильм с позором, однако совершенно заслуженно провалился в прокате (при бюджете в 75 миллионов по всему миру еле-еле собрал 35), - а бюджет увеличил на двадцать пять сами понимаете чего. Сыграл там Форд откровенно бездарно. Ни актерской игры, ни харизмы, ни даже сексуального стариканства, как у какого-нибудь Шона Коннери. Только шутка насчет склероза и виагры - более ничего.
Джош Хартнетт - это вообще полное безобразие. Совершенно аморфное существо и бездарный актер, чья смазливость (так считают девушки-подростки) прямо пропорциональна его отсутствующим дарованиям. Сказать, что он здесь играет отвратительно - значит ему сильно польстить. А волею Шелтона-сценариста Хартнетт тут еще изображает плейбоя - за это просто нужно убивать на месте обоих. Я еще поверю в плейбоя-Эффлека. В конце концов, у того кроме плейбойства и самой вульгарной невесты в мире больше ничего и нет. Но этот туповатый фермерский сынок (я о типаже) Хартнетт - и плейбой? Да он и початок кукурузы не соблазнит - вот что мы с Бубликом вам скажем. Дырку от бублика он получит, а не початок кукурузы!
Отдельных добрых слов заслуживает "многоголосовой" (как они сами это называют) перевод некоей студии, название которой я, к их счастью, так и не выяснил. Мало того, что перевод блистает совершенно идиотскими идиотизмами, так они еще для начитывания этого кошмара пригласили такое многоголосье, что хоть стой хоть падай. Особенно меня порадовал безвестный студент с очень сильными дефектами речи, который, старательно пыхтя, начитывал по бумажке реплики Хартнетта. Было хорошо слышно, как он мнет эти бумажки в потных ручонках и старается произносить слова так, чтобы никто ни черта не понял - просто на всякий случай, а то вдруг он их как-то не так прочитал, потому что читать он толком так и не научился...
Послушав - хохмы ради - примерно полчаса этот божественный перевод, я его просто вырубил и стал смотреть в оригинале. Но в оригинале стало совсем скучно (диалоги там совершенно дурацкие), поэтому я снова включил эту переводческую группу - просто чтобы хоть что-то веселило в этой вселенской тоске.
Резюмирую. Полный отстой и отвратительная дешевка. Там даже нет спецэффектов. Одна дурацкая автомобильная погоня, где аккуратно побили пару машин, и все. Плюс - трехминутная сцена выступления каких-то безвестных рэперов. Вероятно, на нее миллионов пятьдесят и угрохали. Но это точно был не Эминем - нет, не Эминем, отвечаю! Эминем, как мне рассказали, белый! Я не сильно в это поверил, но у меня нет причин не доверять данному источнику.
- Съемки картины начались 19-го августа 2002 года в Лос-Анджелесе, а закончились 14 декабря того же года.
- Рецензии на сценарий фильма находятся здесь и здесь.
- Сценарист Боб Сауза был в прошлом сотрудником лос-анджелесской полиции.
- Долгое время картина ходила без названия и именовалась "Untitled Ron Shelton Police Project" или "Untitled Ford/Hartnett Project", затем получила название "Two Cops", и, в конечном счете, стала более комичной с "Hollywood Homicide".