ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Дом из песка и тумана 
House of sand and fog

Режиссер Вадим Перельман
В ролях:
Дженнифер Коннелли,
Бен Кингсли,
Рон Элдард,
Фрэнсис Фишер,
Ким Диккенс,
Шохре Агдашлу,
Джонатан Ахдут,
Нави Рават,
Карлос Гомес
Официальный сайт: dreamworks.com/houseofsandandfog
Видеоролик: Quicktime
Год выпуска: 2003
РЕЦЕНЗИЯ №1

Лента бывшего нашего соотечественника Вадима Перельмана, снятая по книге американского писателя Андре Дюбю Третьего, получила широкую известность в связи с попаданием в оскаровскую гонку. Выводы из сухой промо-информации можно было сделать следующие. Фильм достаточно видный, если удостоился сразу трех номинаций. Фильм не такой уж и выдающийся, раз получил всего три номинации. Коммерческие показатели картины по американским меркам – неблестящие.И все же – не самые разочаровывающие для фильмов подобного разряда.

Относительно кассовых сборов ясность наступила на первых же минутах: неподходящая тема, неподходящие герои. Униженные и оскорбленные – они и в Америке униженные и оскорбленные, квартирный вопрос – он и в Америке квартирный вопрос. Для приобретения же статуса фестивальной сенсации «Дом…» недобрал козырей: назвать его невиданным творческим достижением было бы, пожалуй, чересчур смело – Перельман все-таки новичок в большом кинематографе; спекулятивностью фильм не располагал – соответственно, ажиотаж получился умеренным. Что, впрочем, никоим образом не говорит о несостоятельности произведения.

Кэти Николо власти за неуплату налогов выселяют из доставшегося ей по наследству дома. Вскоре проводится аукцион, и дом выкупает Масуд Берани, полковник иранских ВВС, бежавший с родины после прихода к власти Хомейни. Человек он, очевидно, гордый, раз выдает себя перед семьей и земляками за сотрудника «Боинга», тогда как на самом деле работает простым дорожным рабочим, а «Мерседес», дорогой костюм, перстень – не более чем ширма. Несложно догадаться, что покупка дома с последующей перепродажей позволит ему легализовать придуманный им статус. Вскоре выясняется, что дом у Кэти изъяли ошибочно, но для того, чтобы вернуть его, ей придется каким-то образом договориться с Берани…

У противоборствующих сторон в фильме есть одна общая черта: не по средствам жить трудно, по средствам – стыдно. И борются они в первую очередь даже не за жизненные свои интересы, а за созданную ими иллюзию преуспевания. Кэти могла обратиться за помощью к родным – но, видимо, больше, чем потерять дом, она боялась расписаться перед ними в собственной несамостоятельности. Полковник Берани в своем кругу почитался за человека солидного, а влияние – это, как ни крути, тоже капитал, который в результате приобретения дома становился обеспеченным, другого такого шанса могло и не подвернуться.

Поскольку каноническая голливудская драматургия предполагает наличие явных злодеев и физическое на них воздействие с целью установления справедливости, неискушенного в прочих вариантах зрителя «Дом…» может поставить в тупик. Ведь это не боевик с суперменами – это житейская драма с простыми людьми с их естественными людскими слабостями. Как распределить свои симпатии и антипатии, ведь по-своему правы оба? Если в стране победившей демократии можно из-за 500 долларов лишиться дома, который кто-то другой может купить за 45 тысяч и продать за 174 – значит, что-то не в порядке либо со страной, либо с демократией. Такой «бизнес» априори подразумевает несправедливость, и перегибы со стороны участников конфликта в данных обстоятельствах неизбежны.

Вообще, в фильме нет ни одного отрицательного, ни одного положительного персонажа. Полковник Берани умен, расчетлив, заботлив, трудолюбив и терпелив, однако не гнушается применять силу по отношению к женщине и не спешит проявлять милосердие. Был бы он типичным американцем – сошел бы за эдакого домашнего тирана, однако он – выходец из Ирана, хоть и секуляризованный, но не ассимилированный, и поведение его вполне укладывается в рамки восточной ментальности. Кэти оказывается вроде как безвинно пострадавшей, но ведь вся каша-то заварилась именно из-за ее безалаберности (месяцами не проверяла почту). К тому же, в своих проблемах она привычно винит окружение, находя уместным передергивать факты. Лестер, пришедший ей на помощь полицейский, не лишен сострадания и стремится помочь любимой женщине, проявляя при этом агрессивность и прямолинейность. Нади, жена полковника, хозяйственна и доброжелательна, но глупа и порой стервозна.

Выходит, при отсутствии предвзятого отношения к лицам кавказской национальности, оборотням в погонах, мужскому шовинизму, женскому легкомыслию и т.д. переживать остается только за разумное разрешение конфликта. Однако эти ожидания перечеркиваются желанием автора максимально усугубить трагедию. При объяснимом, но непредсказуемом поведении каждого своего персонажа Андре Дюбю Третий, лауреат Пулитцеровской премии, сын Андре Дюбю, лауреата Пулитцеровской премии, подменяет допустимое стечение обстоятельств нагромождением случайностей. Результат – переход от Чехова-Достоевского к очень грустной мелодраме и тяжелое поражение здравого смысла.

Один персонаж без явных отрицательных черт все же присутствует – Исмаил. Пусть это оттого лишь, что он по возрасту не успел ими обзавестись. Пусть по некоторым моментам чувствуется: он – сын своего отца. Он – ребенок. Принося его в жертву, автор наносит удар в самое чувствительное место. Зрителю вместо большой порции назидательности достается большая порция шока.

Заслуга Перельмана в том, что он сдержал данное автору слово не искажать сюжет. Актерская игра замечательна. Снято технично. Сюжет – превыше всего. Во всем виноватой оказалась бюрократическая машина. Поскольку объект критики это приевшийся, три нереализованные номинации можно считать справедливым воздаянием.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

“There’s no money,

There’s no possession,

Only obsession -

I don’t need that shit.

Take my money,

Take my obsession…”
 

В кои веки толком не находится слов. Совершенно. Дикий восторг, рвущиеся на волю невразумительные междометия, а-а-а ы-ы-ы-ы, best fucking movie ever fucking made, и вот в таком духе. А что можно тут написать про охренительнейший сценарий, просто лучших актёров, уверенную режиссуру, дикую эмоциональность с надрывом, который хоть и выходит временами за разумные рамки, но в атмосферу, которая тщательно по кусочкам генерится все 129 минут, вписывается бесподобно. Да вот про саму онную атмосферу, которая мрачнее тучи и чернее ночи, которая своей депрессией действует как удар тяжёлого кованого сапога по хлипким конструкциям, ну как написать словами? Наверное, как-то всё же можно, вот и я попытаюсь. Но в самый первый черёд рвётся гордость за державу, что бывший киевлянин Вадим Перельман снял такое! И всё равно, что уехал он незнамо когда, по нашенски может и два слова не свяжет, но НАШ! Приятно осознавать, что люди с наших краёв не только мамаев с гетьманами Мазепами снимать могут.

Пытаться буду строго по ордеру, тут только дай волю оригинальности - одни междометия и останутся:). Значицца сценарий. Всё начинается достаточно издалека. Есть дом, в котором в глубоких депресняках проживает Дженнифер Коннелли. Как-то по умолчанию представляешь её такой себе средней представительницей среднего класса, только потом замечаешь, что как-то она уж совсем среднее прочих, проще говоря - ухабок. Работы нет, бросил муж, три года в завязке от бухла, денег нет и целыми днями сидит дома, родные про эти её пертурбации не в курсе. А тут как раз мать с тётками собирается заглянуть погостить. Как-то с самого начала всё уже хреново, да по сравнению с дальнейшими событиями это окажется сущими цветочками. Не утруждала себя Дженни чтением входящей почты, а там то и сообщалось, мол, до такого-то срока заплатить налоги, иначе конфискуют дом и продадут для возмещения. Собственно, пришли, забрали и продали. По ходу выяснилось, что знакомых у неё нет, идти ей некуда. Познакомилась, правда, она в процессе выселения с одним мусором, он ей гараж выделил для вещей, а сама пошла по мотелям, чтобы там рассказывать, что задержали зарплату и просить подождать «ещё пару дней». А покупателем оказался Бен Кингсли, ранее иранский полковник, теперь эмигрант, спасающий себя и семью от расправы там, всеми силами пытающийся устроить жизнь в США. Раньше он самолётами торговал, теперь хренячит как ишак чернорабочим на укладке дорог и торговцем чипсами в лавке по вечерам. Жили они, правда, неплохо, бонусов видно увезли из Ирана немало, да явно не по средствам. Шикарный дом, царская свадьба дочери. Бен решает переехать в дом попроще. Вот тут то вам и опа. Плавно всё начинает упираться в дом. Отец Дженнифер выплачивал за него 30 лет, а она сумела всё испортить за восемь месяцев. Мусор также порекомендовал ей обратиться в бесплатную адвокатскую помощь, что она и сделала. Тут вот первый из множества нестандартных моментов, это если не считать самой завязки - вообще решение жилищных вопросов на таком уровне как-то совсем не слащаво-американская тема в кино. Им как-то поболе Спидорманов подавай, Пендальфов минимальных, Нео в роли супермена приветствуется, а уж коли снимают фильмы про дно общества, так травы герой дунул - и социальный бунтарь, и жизнь наперекосяк, и соплежуйство такое разводят - сил нет. Не говорю, что «Вундеркинды» и «Красота по-американски» плохие фильмы, но образы тех несчастных страдальцев - не смешите меня. Здесь как-то все на живых людей похожи. А адвокатская помощь даже немного поражает своей беспомощностью и бездарностью. Тут насмотревшись «Нескольких хороших парней», «Особо тяжких преступлений» и «Эрин Броковичей» разных, как-то не так себе всё это представляешь. Но розовых очков в фильме никоим образом не наблюдается, так что таким макаром всё и будет развиваться. А денег то совсем у Дженни нет, и жить ну совсем негде, а налог, из-за которого забрали дом, она даже не должна была платить. На это адвокатша только покивала головой. Как небольшой проблеск - помощь мусора, который явно видно, что Дженнифер очень вполне заинтересовался. Но к мусору ещё вернёмся. Да и Бена дома пилит жена - оскаровская номинантка Шоре Агдашлу (чёрт её знает, как правильно пишется, будет так:)), которая привыкла к положению в обществе и хорошей жизни, а не к кочевничеству. С применением силовых приёмов, тобиш хлестанием по рылу, Бен жене объясняет, что самое время как раз настало быть попроще. А Бену и самому несладко, он то сам совсем не хочет беспокоить семью и обустроить как можно лучший быт любой ценой, видать виноватым себя чувствует. Вот так вот интересы сторон очень крепко завязываются на доме. Когда Бен начал проводить небольшую перестройку - вот они и перешли к открытой конфронтации. И у всех амбиции, все хотят получить дом любой ценой. И формально все правы. Даже Бен, который теперь поставил цену на дом в четыре раза больше начальной. Его дом - его дело, и его действительно не должно волновать, что кто-то когда-то ошибся. Тут то в дело и подключается мусор, гаденький такой скот. У него жена и двое детей, но он захотел уйти к Дженнифер, их же просто бросить. Ну да чёрт с его семьёй. Сначала он пошёл к Кингсли с чистыми намерениями объяснить, мол, так белые люди не делают. Ну Кингсли и послал его подалее. Вот тогда он перешёл к откровенным угрозам и ненароком так упомянул про знакомого в отделе эмиграции. Робкое «я американский гражданин» Бена как-то совсем стушевалось перед возможным вариантом депортации. Жил себе жил, а тут резко так дали понять, что он здесь чужой. Эти вот обороты да образы по фильму вообще полный п. Действительно самое дно, без патетических речей и чистых побуждений, без борьбы за истину и правое дело, без выпяченных подбородков, но с мелочностью, корыстностью и нежеланием хоть чуть-чуть послушать глас рассудка. От фильма из Голливуда - и вот так вот. По ходу оказываешься совсем как-то не готов, ну не такое оттуда смотрим кино. Хотя нет, четыре года назад все видели шедевральный «Реквием по мечте», но чтобы в одну воронку да два раза снаряд… А аналогии с «Реквиемом» возникают, и по ходу только крепнут. Тем временем к делу начал активно подключаться мусор. Видать подустал от вида того дома, куда он переселился с Дженнифер. А мусор же офицер и помощник шерифа, думал всё уладить даром, с наваром и с понтом по шмарам. Бен Кингсли же никуда не собирался отступать. Депортации депортациями, но мусор ентот видать по схожим делам проходил, и начальство на него имело вполне конкретные виды. В общем, стало уже совсем поздно. Ближе к концу накал страстей пойдёт прям Шекспировский, да не буду пытаться вложить весь этот блеск в банальные фразы. Скажу, что этот конец заставляет биться сердце быстрее, намного быстрее. И лучше перейду к актёрам.

Актёры. Ну вот нет в фильме ансамбля. Да ему и тяжело нарисоваться, когда два гения - Коннелли и Кингсли, а двое на подтанцовках - Рон Элдард и Шоре Агдашлу. С Беном Кингсли особенно обидно, как и у Шона Пена в 2001-ом, роль лучше чем у всех остальных оскаровских номинантов вместе взятых. Великий лицедей, чего тут говорить. А какой богатейший спектр эмоций! От властного полковника к простому рабочему, от уверенного в своих действиях человека к насмерть перепуганному депортацией иранскому эмигранту. И он действительно смотрится в фильме как араб Да даже выглядел как араб, что-то неуловимое в осанке, движениях, взгляде. На закуску под конец вообще башнесрывающая сцена, когда он пытался договориться с Аллахом о сыне. Уже не нужен был ни дом, ни деньги, «но несмотря ни на что пришла судьба-злодейка»… Дженнифер Коннелли. Актёрские данные похуже, чем у Бена, ну а он зато так очаровательно не выглядит. Такое чувство, что она с годами только хорошеет. От более-менее обычной в «Городе тьмы», к классической и весьма привлекательной Мэрион в «Реквиеме», к ну очень симпатичной в «Халке», ну и к совсем прелестной очаровашке здесь. Даром что ухабок, но эти чёрные волосы, тёмный макияж и зелёные-зелёные глаза - просто прелесть. Да и драмталантами всё же наделена вполне. Не, таращить глаза как Шарлиз Терон конечно не умеет, тут не спорю, посему и про Оскар молчу. Её образ здесь во многом схож с реквиемовской Мэрион - путешествие на самое-самое дно, и чернеющая тоска, сий процесс сопровождающая. И всем её пертурбациям во многом верится. Как-то аж со знанием дела отыгрыш возвращения былого алькача к своему гуахо. А сцена сиё знаменующая - нет слов просто, тру мастерпис, йопта, как гласил один из почти классиков:). Сидит она значит с Элдардом в баре, тот квасит поманеньку и мило улыбаясь рассказывает историю как когда-то подложил кому-то две дозы, а потом спал спокойно, а она только и смотрит на бутылку. Потом трах-бах, и она себе уже бодренько наливает, потом они с Элдардом бодренько неприличностями занимаются, экран темнеет, экран светлеет - комната со следами качественного несколькодневного запоя. Одно невольное недоумение - как же так, да в амеровском фильме. Нигде, никогда лично я не видел ничего подобного, «Реквием» не считается, там джанки, а они по умолчанию куда более низкая ступень. Не такое кино, в общем, клепают с той стороны океана, совсем не такое. Сразу видна у Вадима хватка, он туда явно не сопли жевать поехал. А Дженнифер же только вызывает восхищение - через какие сцены прорубается («Реквием» и трах за дозу - классика), отыгрывает всё качественно, будь то плач, гнев или попытка суицида. И какое отчаяние она умеет вложить в свои слёзы - вспомнить только сцену, когда она звонит брату, рассчитывая хоть на какую-то поддержку, а он просто морозится, не пытается даже её услышать. Она ему что ей негде жить, а он ей «я перезвоню». Немного вот на фоне этого дуэта разочаровывает Рон Элдард. В целом то отыгрыш более-менее пойдёт, но роль то конфетка. Такие вот гаденькие скоты вообще золотая жила. Да вспомнить только Шона Пена в «Сладком и гадком» или Пола Беттани в «Догвилле». Элдард же серовато и не слишком убедительно. Про Шоре Агдашлу и не скажешь, что не старалась или играла плохо. Роль странная, сильно на арабский менталитет опирающаяся. С этими опираниями и проскакивают в сценарии моменты, когда прямо на грани гонива, просто ни с того ни с сего, даже не знаешь как трактовать. И иди разберись - так это у арабов принято, чего-то сам не понимаешь или таки провисает сценарий. Особенно это характерно после середины фильма. Динамика провисает, сценарные туманности, ещё и жлобьё в зале ржать начало - кошмар. Только и держится всё сугубо на атмосфере. Ну а со сценария хватит, благо под конец с ним всё тип-топ, а некую схематичность вполне можно простить. Тут упоминания заслеживает атмосфера.

Атмосфера. Сразу хочется сказать о рекоммендах - фильм понравится далеко не всем. Любителям хиханек, хаханек, лёгких жанров и Брюса Уиллиса с Майклом Бэем можно в эту сторону даже не смотреть. Любителям динамики также особо не напрягаться. Вот самое то должно быть для любителей «Реквиема по мечте» и депресняковых настроений. Постоянные упоминания «Реквиема» не случайны. Тематика совсем разная, но природа воздействия та же. Всё начинается ни к чёрту, и ничего, ну совершенно ничего, не налаживается, а разлаживается, разлаживается и разлаживается. А герои бьются как белки в колесе, но только спускаются ниже и ниже. И депрессия эта всеобъемлюща и всепроникающа, охватывает все, что только можно. Реально мрачнее «Реквиема» будет. Ещё бы вот и музыкально сопровождение соответствующее привинтить - вообще бы сказка была. А так Джеймс Хорнер хоть и ничего, но всё же совсем не Lux Aeterna. Но и так - любителям и ценителям обязательно к просмотру, не любителям ловить точно нечего, всем остальным - решайте сами. А фильм не просто стоящий, он просто лучший. В 2003-м году так точно.
 

“…Fuck your money,

Fuck your possession,

Fuck your obsession -

I DON’T NEED THAT SHIT!!!”

Papa Roach, “Between angels & insects”


     
(c) Kostyl

РЕЦЕНЗИЯ №3

Как говорят бармены: "Главное - хорошенько встряхнуть". Уроженец Киева Вадим Перельман так встряхивает доверчивого зрителя, что только что уж совершенно бездушные или очень уравновешенные представители рода человеческого могут ничего не почувствовать при этом. Дебютный фильм Перельмана - это испытание на прочность для того, кто умеет сочувствовать, это очень тяжелое кино, но это - отличное кино.

Поставлена эта история по книге некоего Андре Дюбусса Третьего. События в ней происходят в 1991 году. Массуд Амир Бехрани, в прошлом - полковник армии иранского шаха, после падения режима Пехлеви эмигрировал в Америку, где с трудом сводит концы с концами, но мечтает о достатке и изо всех сил пытается поддерживать видимость этого самого достатка перед знакомыми. Однажды ему представляется случай приобрести для себя по дешевке дом, который выставлен на аукцион за долги. Полковник планирует перепродать домишко втридорога и получить таким образом деньги на университетское образование сына. Бехрани и не подозревает, что приобретение дома означает для него начало настоящей войны с прежней хозяйкой, алкоголичкой Кэти Лазаро, для которой сохранить дом - значит, сохранить хоть какую-то надежду на нормальную жизнь.

В этом конфликте нет виновных, но обе стороны - жертвы. Как известно еще от Конфуция (а может, не только от него), плохих людей нет. Но квартирный вопрос - это то, что всегда и везде их портит. Мессир Воланд это увидел в сталинской Москве, Андре Дюбусс Третий - в современной Америке. Жилье для человека - это больше, чем скорлупа для обитания, без которой он беззащитен и гоним. Дом - его второе "я", то, с чем человек себя отождествляет, то, к чему он неизбежно стремится. Потеряв дом, Кэти утратила часть себя. И, как оказалось, существенную часть. Из дома ее выселили черствые бюрократы, которые к тому же допустили техническую ошибку в процедуре. Но, будь Кэти внимательнее, читай она приходящие к ней домой конверты, катастрофы не случилось бы. А Бехрани? Да, он тоже хороший человек, и операция с домом Кэти ему нужна не для собственного благополучия - для будущего собственного сына. Однако, понимая, что может пойти на компромисс, вернуть дом женщине, выброшенной на улицу, получив назад свои деньги, он этот компромисс отвергает. Он не хочет приносить в жертву свои надежды - и в итоге имеет войну. Кто из них виноват? Кого считать жертвой?

Перельман не ошибся с выбором актеров. Кингсли и Коннелли демонстрируют первоклассную игру. Временами - просто потрясающую. Именно актерская работа стала тем компонентом, который выделяет "Дом из песка и тумана" в ряду прочих "серьезных" лент конца 2003 года. Бена Кингсли "прокатили" со вторым "Оскаром" в его карьере - ну, да и Бог с ним, ему доказывать уже никому ничего не надо. Однако Дженнифер Коннелли еще пригодилась бы академическая мишура, и она заслуживала статуэтки не менее, чем получившая ее в конечном счете Чарлиз Терон. Впрочем, "Монстра" я не видел, каюсь...

Любопытно, что единственной оцененной участницей актерского состава стала иранка Шорех Агдашлу, исполнительница роли супруги полковника Бехрани. Ее отметило сообщество нью-йоркских кинокритиков. А она-то как раз ничего особо выдающегося не показывает – просто крепкий средний уровень, временами воспаряющий до относительных высот. Может, национальность у нее подходящей оказалась для конъюнктуры конца 2003 года? Ведь и на "Оскар" ее номинировали...

В работе над "Домом из песка и тумана" принимали участие заслуженные люди - оператор Роджер Дикинс и композитор Джеймс Хорнер. Вполне вероятно, что без них не получилось бы фильма настолько поэтического - с одной стороны, и эмоционального - с другой. Но, не будь у Перельмана Бена Кингсли и Дженнифер Коннелли, мы бы сейчас об этом наверняка бы вообще не говорили.


     
РЕЦЕНЗИЯ №3

Кэти Лазаро (Дженнифер Коннелли) - депрессивная завязавшая алкоголичка. Она живёт одна на берегу океана в доме, который её отец строил тридцать пять лет. Кэти работает за гроши уборщицей, муж давно её бросил, но в разговорах с родными она упорно делает вид, что всё хорошо. Однако ничего хорошего Кэти не ждёт - странная привычка не вскрывать корреспонденцию, которая приходит на её имя, сослужило девушке плохую службу.

Какой-то там городской департамент ошибся и начислил миссис Лазаро уплату налога на несуществующую прибыль. Величина налога - пятьсот долларов. Если бы Кэти читала письма и сразу опротестовала неправильный налог, ничего бы не произошло. Но она зарылась в своих депрессиях, поэтому о налоге узнала только тогда, когда её за неуплату выселили из собственного дома, причём строение ещё и выставили на аукцион - чтобы погасить долги Лазаро.

Дом Кэти приобрёл некий Массуд Амир Берани (Бен Кингсли), в недавнем прошлом - полковник армии иранского шаха. После падения режима Пехлеви полковник с семьёй эмигрировал в Америку и стал американским гражданином. В Штатах он с большой помпой выдал замуж дочь, наделав долгов, и стал жить на широкую ногу - почти так же, как и в Иране. Берани старательно пускает своим знакомым пыль в глаза, уверяя, что он работает на высокой должности в компании "Боинг", однако в действительности он вынужден трудиться чернорабочим: более никуда у него устроиться не получилось. Да и кому в Штатах на самом деле нужен полковник иранской армии?

В результате для Массуда Амира этот дом - практически единственная надежда расплатиться с долгами и собрать денег на обучение сына Исмаила (Джонатан Ахдут). На аукцион дом выставили по крайне низкой цене - лишь бы побыстрее его реализовать, - а в реальности строение после небольших улучшений можно продать почти в четыре раза дороже. Полковник успел подсуетиться и приобрёл дом на последние деньги. Теперь остаётся только найти покупателей - и тогда ближайшее будущее семьи Берани в Америке будет обеспечено.

Однако Кэти при всей своей инфантильности сдаваться не собирается. Как выяснилось, адвокаты ничем ей не могут помочь - факт ошибки был установлен, но Берани является добросовестным приобретателем, поэтому девушка может получить обратно дом только в том случае, если Массуд Амир согласится продать его по той цене, по которой купил. А он, разумеется, не собирается этого делать.

Тогда Кэти заводит нежную дружбу с помощником шерифа Лестером (Рон Элдард), который с самого начала проникся к ней большим участием. Кэти надеется, что представитель закона сумеет надавить на полковника. Лестер тоже надеется, что у него это получится.

И в конце концов обычная безответственность приведёт к большой трагедии.

***

Режиссёр Вадим Перельман родился в Киеве в 1963 году. В 1977 году Вадим с матерью решили эмигрировать - семья потеряла почти всех близких родственников, а сестра и брат матери уже уехали из СССР. Сначала они жили в Италии, а потом уехали к дяде Вадима в Канаду. В шестнадцать лет Вадим ушёл из дома и начал самостоятельную жизнь. Сначала он изучал физику и математику, потом два года учился в Торонто в киношколе Райерсона. После обучения основал свою студию по производству музыкальных клипов и рекламных роликов, позже переехал в Калифорнию, где продолжал заниматься клипами и рекламой.

Как-то раз во время перелётов в римском аэропорту Вадим купил книгу Андре Дюбуса "Дом из песка и тумана". Книга настолько перекликалась с его собственными эмигрантскими переживаниями и настолько его потрясла, что Перельман через некоторое время связался с автором и предложил приобрести права на постановку романа. Поначалу Дюбус отказал - он до этого получил более сотни предложений от кинематографистов и всем отказывал, потому что был уверен, что роман при экранизации изуродуют. (Уверенность вполне оправданная, почти всегда так и бывает, особенно в Голливуде.)

Но Перельман сумел убедить Дюбуса в том, что он прекрасно чувствует материал романа и намерен его экранизировать строго по тексту под контролем самого автора, после чего всё-таки получил права на постановку.

Первоначально Вадим не рискнул самостоятельно делать киносценарий по роману. Для этого он нанял профессионального драматурга Шона Отто. Тот написал свой вариант, и он не понравился ни Перельману, ни Дюбусу. Второй вариант их также не устроил - Отто достаточно далеко уходил от канвы романа. В результате Вадим собственноручно написал киносценарий по книге Дюбуса, и именно по нему был поставлен фильм.

Как ни странно, деньги на этот проект Перельман нашёл довольно быстро. Половину финансирования обеспечили иностранные продюсеры, а на оставшуюся половину Вадим устроил аукцион среди голливудских студий, который выиграла спилберговская студия Dreamworks. Стивен после просмотра уже снятого фильма даже самолично позвонил Перельману и сказал, что он создавал Dreamworks именно для того, чтобы иметь возможность финансировать такие фильмы, как этот и "Красота по-американски".

С кастингом никаких особых сложностей не было. Во время работы над сценарием Вадим в роли полковника Берани видел только сэра Бена Кингсли, и Кингсли, к счастью, согласился сыграть этого персонажа. Дженнифер Коннелли Перельман также сразу видел в роли Кэти, хотя в романе этот персонаж значительно менее тонкий - эдакая туповатая жлобская уборщица.

Что в результате получилось? Фактически шедевр! Потрясающий, умный и очень глубокий фильм, великолепно поставленный и сыгранный. Причём, как ни странно, по стилю постановки - абсолютно русский фильм, несмотря на то что его снимали в США и в основном с американскими актёрами.

Мало у кого из иностранных режиссёров получилось снять в Голливуде совершенно неголливудское кино, но у Вадима это получилось! Никакого искусственного выжимания слезы, никакого морализаторства, никаких героев и злодеев, никакого вшивого хеппи-энда - он сделал этот фильм именно так, как хотел, не прогнувшись ни перед кем ни в чём!

О чём этот фильм? О том, как простая безответственность в конце концов может привести к ужасной трагедии. О том, как человек пытается сохранить своё достоинство, несмотря ни на что. О том, как важно уметь вовремя находить компромиссы. О том, как вредно жить иллюзиями. Ну и о том, что безответственная инфантильность, гордыня и догматизм одинаково опасны. Потому что, встретившись друг с другом, они могут рождать настоящие трагедии.

Как и в любом по-настоящему жизненном фильме, здесь нет ни правых, ни виноватых, нет ни злодеев, ни героев. Есть просто люди и обстоятельства, которые эти люди создают своими действиями.

Кэти Лазаро - именно "птица с подбитым крылом". Симпатичная, но инфантильная девушка с изломанной судьбой, в чём она же сама, судя по всему, и виновата. Её безответственность приводит к тому, что девушка лишается последнего, что у неё было. Но даже в этих обстоятельствах она действует по-прежнему неразумно и безответственно. Вместо того чтобы во всём признаться родственникам и получить какую-то помощь (истеричный звонок брату не в счёт: было понятно, что деловито строящий карьеру брат на такую просьбу не отреагирует) или попытаться всё-таки как-то договориться с полковником, она не находит ничего лучше, чем устраивать всякие истерики и натравливать на Берани помощника шерифа Лестера.

Лестер также вовсе не является негодяем. Честный служака-догматик, причём несчастный в браке. Кэти для него - свет в окошке, а полковник - человек, который обидел его девушку. В соответствии с этим Лестер и поступает. Он, на мой взгляд, не проявляет расовой нетерпимости как таковой. Просто Берани - иранец, значит, его можно припугнуть иммиграционной службой, только и всего. Полковник оказался не из пугливых, в результате Лестер пошёл в разнос. Тоже по-своему несчастный человек.

Но главный и при этом самый сложный и самый тонкий персонаж фильма - полковник Массуд Амир Берани. С одной стороны, вызывает глубочайшее уважение то достоинство, с которым полковник держится в суровых жизненных обстоятельствах и с которым принимает удары судьбы. С другой - в его поведении много того, что как-то не вяжется с понятием "человек чести". Ведь честь - это одно, а гордыня - совсем другое. И если честь - это положительное качество, то гордыня - это смертный грех.

У полковника понятия чести и гордыни нередко смешиваются между собой. Растратить последние деньги семьи на шикарные апартаменты только для того, чтобы пустить знакомым пыль в глаза, - это не честь, а гордыня. Врать знакомым о том, что он занимает высокий пост, а при этом вкалывать чернорабочим - это тоже гордыня. Пуститься на банальную спекуляцию, воспользовавшись положением, в которое попала девушка из-за своего инфантилизма, и довести её таким образом практически до самоубийства - это тоже никак не соотносится с понятием "честь офицера".

В результате каждый главный герой в этом фильме получает своё, причём, в общем-то, по заслугам. Полковник наказан за гордыню, Кэти - за безответственность и инфантилизм, помощник шерифа - за догматизм, которым он оправдывает превышение своих полномочий.

Вы спросите, за что наказан мальчик Исмаил? А вот он - просто невинная жертва. Не "агнец божий", как почему-то утверждают некоторые критики, а просто обычная жертва в цепи несчастных случайностей, куда может попасть любой из нас. Случившееся с Исмаилом просто подчёркивает тот факт, что никакой такой "справедливости" в этом мире не существует. Только цепь событий или случайностей, более ничего.

Актёрский состав в этом фильме подобран очень хорошо. На роль жены и сына полковника Берани Перельман пригласил актёров иранского происхождения - Шорех Агдашлу, которая сыграла Нади Берани, и Джонатана Ахдута, сыгравшего Исмаила. Рон Элдард в роли помощника шерифа неплох, но ничего хоть сколько-нибудь выдающегося - он совершенно теряется за Коннелли и Кингсли.

Дженнифер Коннелли на роль Кэти подобрана абсолютно точно. Мало кто может сыграть подобное сочетание - её персонаж одновременно и жалок, и вызывает сочувствие, как раненая чайка, случайно попавшая в стаю ворон. Вороны вроде ни в чём не виноваты, они живут своей обычной жизнью, но смотреть на чайку в этом окружении мучительно больно.

Бен Кингсли в роли полковника Берани потрясает! Я и раньше знал, что он блестящий актёр, но здесь сэр Кингсли играет просто гениально! Ему приходится изображать персонажа, как я уже сказал, очень неоднозначного - и Кингсли демонстрирует широчайший диапазон чувств и эмоций от высокомерия в прошлом высокопоставленного чиновника до ужаса отца, боящегося потерять своего сына. Сцена мольбы полковника в больнице - это взрыв отчаяния, равному которого я в кино, пожалуй, и не встречал.

Причём если в каких-то ролях Кингсли как бы со стороны демонстрирует своих персонажей, не сливаясь с ними, - как, например, в "Счастливом числе Слевина" или "Убей меня", - то в данном случае он абсолютно сливается со своим героем и живёт его чувствами и его эмоциями. Гордость и гордыня, отчаяние и смирение, борьба и покорность - всё это приходится испытать этому человеку.

Плюс - Кингсли мастерски изображает персидский акцент, и это ещё более усиливает эффект от его роли: полковник довольно забавно говорит по-английски, но это в некоторых эпизодах только подчёркивает драматизм ситуации, учитывая обстоятельства, в которые Берани попадает. К сожалению, в дубляже этого понять невозможно - в озвучке всякий акцент у полковника убрали.

Несмотря на то что "Дом из песка и тумана" - фильм совершенно немейнстримовый, неголливудский и Перельмана даже обвиняли в антиамериканизме, его тем не менее высоко оценили критики и члены Американской академии киноискусства. Три номинации на "Оскар" (ни одной, впрочем, фильм не выиграл), ещё шестнадцать номинаций и семь наград - это самое настоящее признание, особенно учитывая тот факт, что фильм дебютный. Я, правда, не очень понимаю, как могли не дать Бену Кингсли "Оскар" за роль полковника Берани, но это, конечно, личное дело академиков. Тем более что "Оскар" тогда получил Шон Пенн за очень сильную роль в фильме Клинта Иствуда "Таинственная река" - это ещё хоть что-то объясняет. Потому что если бы "Оскар" получил Джуд Лоу (один из кандидатов на "Оскар" в 2004 году) за роль в "Холодной горе" - я бы решил, что академики сошли с ума.

Впрочем, какая разница, кто там за что получил или не получил "Оскар" или ещё какого-нибудь дворецкого? Главное - то, что Вадим Перельман снял великолепный фильм с потрясающей работой Бена Кингсли. На мой взгляд, это почти шедевр! Посмотрите обязательно!


     
 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: