РЕЦЕНЗИЯ №1
Есть старинная норвежская пословица: что китайцу хорошо, то аршином русским не измерить. Ее надо помнить всякий раз, сталкиваясь с образцами восточноазиатского кинематографа. Тем паче – с «Домом летающих кинжалов», который, очевидно, может быть до конца осознан только тонкой китайской душой.
Перед нами – история недавняя (если исходить из того, что возраст китайского государства – этак пяток тысяч лет). В стране – распад и разлад. Старые традиции порушены, новый моральный кодекс строителя чего-нибудь никто и не думает вводить. Значит – бардак. Однако структуры государства продолжают существовать. Где-то там, наверху, даже есть император. А здесь, внизу, в качестве организующих элементов общества функционирует полиция и публичные дома. С них (с обоих) и начинается сюжет. В один из борделей попадает новая послушница, причем слепая, зовут ее Мэй. Начальник полиции Ляо получает сведения о том, что за ее ангельским обликом скрывается потенциальный нарушитель общественного порядка. Проще говоря, он подозревает, что девица принадлежит к секретной организации «Дом летающих кинжалов», цель которого – причинить как можно неудобств императору и его верным слугам. Он посылает в бордель своего агента Цзиня, но тот, как говорится – «напился пьян, как павиан, за словом не полез в карман, был человек, стал хулиган». В общем разбушевался и чуть не совершил непоправимое – чуть не лишил Мэй самого дорогого. На сцену вовремя является начальник Ляо, изымает с места инцидента Цзиня и арестовывает Мэй, предварительно проверив степень ее владения рукопашным боем (а Мэй, несмотря на природный дефект, дерется почище Джеки Чана). Короче, связь ее с «Домом летающих кинжалов» установлена неопровержимо. Но что толку? Девица – не девица, а кремень. Она нипочем не выдаст место расположения своих соратников! И Ляо пускается на хитрость. Он устраивает так, что Мэй освобождают из тюрьмы. И освобождает не кто иной, как Цзинь. Выдавая себя за человека, не имеющего никакого отношения к полиции, Цзинь «падает на хвост» Мэй в надежде, что та его в конце концов полюбит и в награду за это приведет в стойбище «Дома летающих кинжалов».
Сейчас я быстренько скажу вам, то, что вы наверняка и без меня знаете: режиссер фильма Чжан Имоу снял замечательное кино «Герой» с Джетом Ли в главной роли. Сказав это, я больше никаких сравнений с "«Героем» делать не буду, чтобы не страдать, подобно некоторым интернет-обозревателям, по поводу несовершенства «Дома» по сравнению с предыдущим фильмом Имоу. Забудем об этом – ведь фильмы совершенно разные, и выстроены непохоже, и идеи ими руководят, можно сказать, противоположные. Ну, разве что наличие в обоих лентах Чжан Цзыи способно сбить с толку некоторых нервных товарищей. Но, право же, называть «Дом летающих кинжалов» жалким последышем «Героя» - очень сильное преувеличение. Все равно, что выводить «Большого Лебовского» из «Бартон Финка», честное слово!
Но что мы увидим, если посмотрим на «Дом» отдельно, вне связи с остальным миром Чжана Имоу? Противоречивое кино мы увидим, господа! Невероятной красоты, как всегда, картинка – и совершенно беспомощный сценарий. Беспомощный - с точки зрения вестернизированного зрителя, разумеется. Еще раз подчеркну: трудно судить о китайской специфике с наших колоколен. Невероятная сюжетная «размазанность», сопливость и психологический абсурд, рассыпанный повсюду, вполне вероятно, рядовым китайцем воспринимается как некая общекультурная норма. Как для массового американца – обязательный хэппи-энд, а для россиянина – наличие в кадре Гоши Куценко. Но, поскольку Имоу делал свой фильм в расчете на международную аудиторию (и не скрывал этого), то мы имеем полное право судить его по собственному счету. Донецкому, вологодскому или гамбургскому – неважно: западный человек, где бы он ни жил, равно нечувствителен к китайской культурной традиции.
Но, черт подери, чем и хороши китайцы – тем, что они всегда живут своим умом! Они заставят весь мир носить свои куртки и кроссовки. Ну, а пока что экспансия идет по линии фильмов Чжана Имоу. Сделанные вопреки американо-европейскому кинематографическому стандарту, вызывают умиление фестивальной публики и становятся фаворитами «Оскаров». Почему – вопрос отдельный, не имеющий никакого отношения к достоинствам и недостаткам данного фильма. Мы же резюмируем: есть у него и достоинства, и недостатки. Но, поскольку зрелище это крайне специфическое, то расписывать их не будем. Посмотрите сами. Какое-то удовольствие гарантировано – хотя бы тем роскошным видеорядом, который конструирует Имоу. Эту работу он просто не умеет делать плохо.
РЕЦЕНЗИЯ №2
Обожаю читать анонсы на фильмы, которые писал человек, составивший себе впечатление от картины по обложке диска или в крайнем случае увидевший из картины кадров пять. Анонс к лицензионному диску выглядел следующим очаровательным образом...
Красивая история любви воина Джинома и его верной подруги на фоне великолепной, завораживающей природы. Джином до последней капли крови готов защищать прекрасную девушку-бунтарку, которую ему выпало сопровождать в опасном путешествии. Неожиданно воитель понимает, что за преданностью молодой женщине стоит другое и более сильное чувство - любовь. Молодых со всех сторон преследуют опасности, вокруг плетутся коварные интриги, враги только и ждут случая, чтобы напасть. За любовь им приходится отчаянно сражаться, но для них это не проблема, ведь они владеют всеми мыслимыми и немыслимыми приемами восточных единоборств.
Вот такая вот, ребята, романтическая история о девушке-бунтарке на фоне завораживающей природы, полной коварных интриг и ожидающих врагов, которые тем не менее не проблема. Впрочем, в фильме все немного по-другому. Излагаю закваску... пардон, завязку сюжета...
Китай, эпоха упадка некогда процветающей династии Тан. Династия одряхлела настолько, что уже не может выговорить словосочетание "Страны, избравшие феодальный путь развития", в результате чего в стране полный разброд и шатание. Люди, которым дорого просвещение в Китае, создали тайное общество под названием "Дом летающих кинжалов" и с помощью смертоносных птенцов данного заведения пощипывают перышки правительственным клевретам. Те, впрочем, присягали на верность государю императору, так что в свою очередь активно сражаются с этим зловредным сообществом, потому что нет у них большей заботы, чем беречь государеву копейку.
Среди правительственных сатрапов - два бравых воина: молодой капитан Цзинь (Такеши Канеширо) и его начальник полковник Ляо (Энди Лау). Ляо рассказывает Цзиню о том, что в ближайшем борделе, носящем поэтическое название "Пионовый сад", появилась новая гейша - слепая девушка Сян Мэй (Цзи-и Чжан). У Ляо есть сведения о том, что Сян Мэй - дочь бывшего главаря "Дома летающих кинжалов", погибшего в результате очередной зачистки логова сепаратистов. Цзинь должен посетить бордель - разумеется, исключительно по долгу службы - и разведать, что скрывается под кроткой личиной слепой гейши.
Цзинь во время посещения "Пионового сада" пытается добраться до сути Сян Мэй, однако он был пьян и замарал честь офицера, поэтому в заведении появился сам господин Ляо, который насладил себя особым танцем Сян Мэй, а потом слегка подрался с ней всевозможным холодным оружием. В итоге Сян Мэй была пленена, потому что она явно имеет отношение к тайному обществу - это сквозит в каждом ее отсутствующем взгляде.
Господин Ляо понимает, что пытками от девушки ничего не добьешься, поэтому у него возникает изощренный план: красавец Цзинь, который любит заигрывать с красотками, должен освободить Сян Мэй из тюрьмы, а потом под видом вольного искателя приключений отправиться сопровождать девушку в "Дом летающих кинжалов". За этой парочкой потихоньку будут следовать правительственные войска, и таким образом домашнее кинжальное гнездо можно обнаружить и уничтожить.
План хорош, но ему может помешать только одно - нежные чувства Цзиня к Сян Мэй. "Только не влюбляйся", - сурово говорит подчиненному господин Ляо, и Цзинь обещает, что никакая женская красота не помешает его преданности династии Тан и лично товарищу Тану Чжановичу...
***
"Дом летающих кинжалов" снял режиссер Чжан Имоу - создатель шедевра "Герой", который его прославил во всем мире. "Дом летающих кинжалов" был снят спустя два года после выхода на экраны "Героя", был номинирован на "Оскар 2004" за хореографию, получил еще двадцать девять номинаций и одиннадцать наград, а нам с котом Бубликом ни черта не понравился. Вот такой вот парадокс, прости господи.
Почему не понравился? Что, действительно плохой фильм? Нет, не плохой. Возможно, если бы мы не видели "Героя", то даже впечатлились бы картиной. Однако в этом фильме очень хорошо заметно, что Чжан Имоу пытается раскрывать уже отыгранные карты. Причем если в "Герое" все это было красиво, оригинально, интересно и увлекательно, то в избушке порхающего холодного оружия, начав за здравие, господин Чжан довольно быстро ушел в такой сопливый упокой, что мы с котом Бубликом его не одобрили ни разу!
Ну, что слепая боевитая девчушка в конце концов круто прозреет - это и спойлером никак не является, потому что даже коту Бублику, который начинал смотреть фильм, находясь в состоянии пароксизма пищевого довольства, дальнейшее развитие глазного нерва "гейши" было понятно при первом ее появлении. Ну, что большинство персонажей картины вовсе не те, за кого себя выдают, - это тоже было вполне понятно. (Кстати, бордель они полностью оставили на произвол судьбы, хотя зрителей в нашем лице это здорово покоробило.)
Но с какого китайского божка волнующий сюжет о зачистках в сортире всяких сепаратистов вдруг скатился к легкому маразму (с момента появления информации о генерале, который непонятно с какого бодуна послал солдат уничтожить Цзиня с подругой в момент выполнения им важного правительственного задания), а потом уже и к законченному, прошу прощения у детей, бесконечному любовному треугольнику с изрядно усеченным летающими кинжалами основанием? Причем этот любовник... тьфу... треугольник как пошел страдать по буеракам минут на сорок, то схватываясь в смертельном поединке черных упреков и подозрений, то ласково пощипывая ножами между лопаток...
В общем, эти слюни-сопли, если честно, очень быстро утомили. Минут за десять. Поэтому оставшиеся до волнующего финала полчаса прошли, как в тумане, ведь было понятно, что местную китайскую Ларису Дмитриевну даже в Париж на выставку не позовут! Некому ее звать-то в этой-то глуши!
Вы спросите, а как же красивые картинки, а также традиционно порхающие единоборства?!! Есть, врать не буду. Присутствуют. В начале эти танцы с орешками - красиво и эффектно. Битва в бамбуковом лесу (кстати, лес ни черта не китайский) - тоже прикольно и зрелищно. Скачки в березовой роще (герои, видать, шли по Китаю через Украину, потому что слегка заблудились) - тоже ностальгическим бальзамом пролились на душу, причем березки даже кот Бублик оценил, хоть для этого пушистого негодяя главная ностальгия - это краснодарские пирамидальные тополя.
Но все это было, друзья мои, было - в "Герое". Причем было, во-первых, красивее, во-вторых, эффектнее, а в-третьих, значительно лучше поставлено. В "Доме летающих кинжалов" нет Джета Ли. Ни одного. Только какие-то танцы на грани весны, точнее, зимы. А это уже не оригинально и не впечатляет так, как раньше.
Резюмирую. Чжан Имоу решил повторить сам себя на значительно менее выигрышном материале - запутанной истории любви, которая бодренько начинается, слегка тоскливо продолжается, а к третьей части фильма превращается в такую тоску зеленую, которую не смогли скрасить никакие волнующие пейзажи. Все лучшее в фильме - из "Героя", причем там это смотрится на порядок эффектнее. Поэтому если вы смотрели "Героя", то данное произведение, как мне кажется, можно и не смотреть, чтобы не портить впечатление. Оно не отстой, повторюсь, но значительно, значительно слабее. В результате возникает вопрос: а на черта вообще это смотреть?!!
Впрочем, куча кинематографических наград, отличные сборы по миру, восторги некоторых зрителей... Так что вы моему мнению, как обычно, не сильно-то доверяйте. Вполне возможно, что вас эта картина приведет в восторг. Меня она, наоборот, разочаровала. Потому что в восторге я был от "Героя". А это... Это, прости господи, прям какой-то дом летающих кинжалов, честное слово! Они ка-а-а-ак полетят!..
А знаете ли вы, что...
- Режиссер Жанг Йимоу лично пригласил мировую оперную диву Кэтлин Бэттл для исполнения заглавной песни фильма.
- Дословный перевод названия фильма с китайского означает "Разрывающийся на десять сторон".
- Китай представил "Дом летающих кинжалов" на соискание премии Оскар по итогам 2004 года в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".
|