РЕЦЕНЗИЯ №1
Не хочу, и не буду касаться политической стороны фильма, ибо не любитель и не профессионал я в этом деле. Ну, разве что отмечу весьма нехарактерные для
российского фильма краски, которыми нарисованы образы чеченских боевиков, особенно сравнительно с федералами. Явная попытка посмотреть на чеченский
конфликт, как на гражданскую войну - когда бывшие десантники-афганцы встают по разную сторону баррикад.
Сюжет фильма не особо сложен. Дело происходит на чечено-ингушской границе, в здании больницы для умалишенных, где содержится разнообразный контингент - неестественно добрая, доверчивая, яркая Жанна - мнящая себя невестой Брайана Адамса (коего, кстати, Кончаловский умудрился не раз показать
за фильм) - именно с ней связаны все теплые и добрые моменты фильма, диссидентка-интеллигентка Вика (ну уж очень похожая на Новодворскую, чтобы не
заметить этого), голубой Гога, куча кататоников, буйных, «даунов». Что интересно, наряду с актерами, явно присутствуют в эпизодических ролях настоящие больные.
Каждый вечер все собираются у окна и ожидают сверкающий и яркий поезд, который с грохотом проносится мимо. Некий маятник, отмеривающий жизнь
больницы. День за днем. И вот однажды маятник останавливается - поезд не приезжает. Вот тут-то размеренная жизнь больных рушится и, казавшийся раньше
нормальным и здоровым, окружающий мир тоже сходит с ума - на утро в больнице нет врачей и медсестер, к обеду во дворе взрываются бомбы, а позже вообще
врываются чеченские боевики, которые, впрочем, особого вреда не принесли.
Потом снова бомбежки и приходят федеральные войска, принеся с собой прежнюю жизнь в разваленную больницу.
Фильм содержит как гениальные и очень сильные моменты, так и абсолютно натянутые, неуместные и пафосные. Сначала о хорошем - больше всего поразили
несколько эпизодов - тихо падающий вертолет за спиной Жанны (очень символичен), встреча главаря боевиков и русского командира (равно как и
передача убитого боевика), безумный дикий танец Гоги на фоне сгоревшего самолета и надписи "больные люди". Но на другой чаше весов лежат пафосные моменты, когда Глав Врач пытается философствовать и Фуко изрекает крамолы о вложенности вселенной.
Нельзя не отметить, что фильм на уровне современных мировых стандартов кинематографа - тут тебе и качественные визуальные и звуковые
спецэффекты, и модная "дерганая" камера, и яркая и разноплановая игра актеров. Я считаю, что тот, кто пропустил этот фильм, скорее потерял, чем не потерял ничего.
|