ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Повелитель бури 
The Hurt Locker

Режиссер Kathryn Bigelow (Кэтрин Бигелоу)
Сценарий Mark Boal (Марк Боул)
В ролях:
Jeremy Renner (Джереми Реннер),
Anthony Mackie (Энтони Мэкки),
Brian Geraghty (Брайан Джерафти),
Guy Pearce (Гай Пирс),
Ralph Fiennes (Ральф Файнс),
David Morse (Дэвид Морз),
Evangeline Lilly (Эванжелин Лилли)
Официальный сайт: www.thehurtlocker-movie.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 131 мин.
Год выпуска: 2008
РЕЦЕНЗИЯ №1

Сержант Томпсон, командир бригады саперов из армии демократизаторов, погибает при попытке обезвредить бомбу на улицах Багдада. Но в этой организации бреши всегда есть кем заполнить. Немедленно прибывает другой сержант. Он совсем не такой. Его зовут Уилли Джеймс. Он не выпускает изо рта сигарету. Он обещает, что не будет изображать из себя Томпсона. И он не делает этого, потому что таких, как сержант Джеймс, больше нет. Ему сам черт не брат (или, говоря яснее – ему все по хрен). В первом деле он отказывается запустить на разведку робота и идет к бомбе сам. Во втором – снимает защитный скафандр и увлеченно ковыряется в машине, начиненной взрывчаткой, игнорирует призывы сослуживцев и все-таки разгадывает хитрую арабскую головоломку. А возвратившись, затягивается сигаретой, говорит: «Было круто!» - и немедленно получает по морде от напарника, сержанта Сэнборна, совсем иначе представляющего себе командную работу. Но Джеймс останется Джеймсом, несмотря ни на какого Сэнборна. Все, что ему нужно от жизни – адреналин, и он его берет, вот и все.

Джереми Реннер, играющий эту роль, относится к тому типу людей, которые на фотографиях, в статике, кажутся никакими, а в динамике, перед камерой, становятся неотразимы. Придавая своему персонажу залихватский вид уличного хулигана, он, возможно, сделал не совсем то, что хотела Кэтрин Бигелоу, но по-любому, попал «в масть». Сказать, что он здесь переиграл всех – значит, почти промолчать. Такое впечатление, что все остальные просто парализованы его харизмой и больше всего думают, как бы не сесть в лужу. Умение добиваться такого эффекта, ничего, в сущности не делая (только щурясь и посасывая сигарету) дорогого стоит. Результат потрясающий. Перед реннеровским обаянием пали не только домохозяйки, но также суровые кинокритики Чикаго, Бостона и Лас-Вегаса.

На Реннере, однако, свет клином не сошелся. «Повелитель бури» - очень качественное кино само по себе. Кэтрин Бигелоу случалось делать и откровенную лабуду - например, фильм про рефлексирующих советских подводников (немудрено, что она отходила от него целых семь лет). «Повелитель бури» - совсем другое дело. По внешним признакам, в нем нет ничего, что называют «остросюжетным фильмом», но держит он – будь здоров! Это удивительно, потому что, по большей части, «Повелитель бури» - гроздь однообразных сцен, в которых мало что происходит. Но как! Пять минут сержант Сэнборн лежит на холме, выцеливая врага в одиноком доме. И все эти пять минут сидишь, не шевелясь, словно боясь отвлечь его.

Понятно, что Бигелоу больше сочувствует американским парням, чем иракским инсургентам. Но эту симпатию ей удается счастливо отделить от пафоса и пропагандистского задора, казалось бы, неизбежных при подобном сюжетном раскладе. В войне, как она показана в «Повелителе бури», нет не то, что ничего славного – в ней вообще мало чего достойного. Да и фильм – разве он о войне? Он – о человеческой одержимости. Он смотрит вглубь, а не по сторонам. И такой акцент еще более повышает ставки.

При этом, похоже, у Бигелоу нет никаких иллюзий относительно миссионерской роли Америки. Очень доходчиво она показывает, как у ее соотечественников в Ираке земля горит под ногами. Все-таки ей достался хороший сценарий. Марк Боул, участвовавший в нескольких реальных операциях подрывников, знает об этой войне настоящую правду и совсем не намерен ее скрывать. Похоже, Америка уже созрела для того, чтобы есть свое дерьмо по полной программе.
     


РЕЦЕНЗИЯ №2

Ирак, наши дни. Группа из трех американских солдат занимается проверкой и обезвреживанием всяких бомб и боеприпасов - выполняет задания различного уровня сложности и опасности. В этой троице главный - сапер сержант Мэтт Томпсон (Гай Пирс). На нем лежит наибольшая ответственность, и он больше всех остальных подвергается смертельной опасности. Сержант Джей Ти Сэнборн (Энтони Мэки) руководит поддержкой сапера: он контролирует окрестности, ведет радиосвязь с Томпсоном и дает задания третьему члену группы - специалисту Оуэну Элдриджу (Брайан Джерати), который, как правило, занимается осмотром места событий с верхних точек.

Во время выполнения одного из очередных заданий, когда у группы сломался специальный робот, обследующий подозрительные предметы, сапер Томпсон погиб: он пытался обезвредить бомбу, а террористы в этот момент подорвали ее с помощью мобильного телефона.

Вместо Томпсона прибыл другой сапер - старший сержант Уиллиам Джеймс (Джереми Реннер). Однако на первом же задании выяснилось, что у Сэнборна и Элдриджа с Уиллом будут значительные проблемы. С Мэттом Томпсоном у них было полное взаимопонимание: тот четко работал в связке с остальными двумя специалистами, без необходимости не рисковал и делал все для того, чтобы и он сам вернулся домой не в цинковом гробу, и остальные двое членов группы остались живыми и здоровыми.

Джеймс - не такой. Он постоянно рискует - и при необходимости, и даже тогда, когда прямой необходимости в этом нет. Выполнение заданий для него - часть какой-то странной смертельной игры. Он действительно отличный специалист, но, похоже, то ли считает себя заговоренным, то ли не верит в то, что когда-нибудь очередная бомба или начиненная взрывчаткой машина взорвется в двух шагах от него.

Как-то раз во время разминирования набитой бомбами машины Уилл вообще снял и выбросил наушники, с помощью которых осуществлялась его связь с Сэнборном. После этого Сэнборн стал всерьез подумывать о том, как бы им избавиться от Джеймса - до того, как сапер утянет за собой весь отряд во время очередного адреналинового разминирования.

Однако постепенно бойцы группы притираются друг к другу. Сэнборн и Элдридж видят, что Уилл - действительно отличный специалист. А что у него практически нет чувства самосохранения - ну, значит, человек такой. На войне у многих происходит переворот в мозгах.

***

Честно говоря, я посмотрел этот фильм еще до того, как началась вся эта шумиха с "Оскарами", фигоскарами и прочими 72 наградами и 46 номинациями, которые он получил. И мне картина очень понравилась. Не знаю, как "Оскар" за фильм года и все такое, но это один из лучших фильмов, что я видел за последний год.

Почитал отзывы и обсуждения на форумах - остался в сильном недоумении. Одна часть народа считает эту картину тупой агиткой за миссию американцев в Ираке. Другая часть выискивает в фильме бесконечные "ляпы" - мол, таких саперов не бывает, а если бывают, то они себя так не ведут, а если ведут, то не так, а в реальной жизни оно все по-другому...

Что на это сказать? По поводу агитки - тут вообще надо не иметь ни малейшей извилины в мозгу, чтобы сказать подобную чушь. В "Повелителе бури" вообще ничего не говорится о том, почему американская армия находится в Ираке и что она там делает. Сам факт нахождения американцев в Ираке не одобряется и не осуждается. Кэтрин Бигелоу просто показала мужчин на войне. А что это за война, справедливая она или нет - для солдат в Ираке в данном случае это не имеет особого значения. Они оказались на войне. Им в этой войне нужно выполнять задания и как-то выжить - вот и все. То, что они буквально каждую секунду могут погибнуть, - это совершенно ненормальное состояние для молодых ребят. И они это прекрасно понимают. Им вовсе не хочется погибнуть в этой "миротворческой миссии". Да и с миротворчеством там явно наблюдаются серьезные проблемы, когда практически каждый житель Ирака может оказаться террористом и кинуть под ноги солдатам бомбу - в благодарность за то, что их страну "освободили" от Саддама.

По поводу правдоподобности - неправдоподобности и того, что, вообще-то, саперы себя так не ведут, а если и ведут, то совсем не так... Вообще, интересно читать безапелляционные заявления на форумах по этому поводу от тинейджеров, которые, конечно же, прошли все мыслимые и немыслимые войны, а кроме того, неоднократно собственноручно разминировали пачки сигарет на заднем дворе своей школы. Что интересно, отзывы реальных саперов, работавших в Ираке, заметно более сдержанные. Конечно, они указывают на некоторые несостыковки и даже явные несуразности, но тут нужно хорошо понимать, что это - кино. Есть чисто кинематографические условности. Как, например, сцена с подрывом бомбы по мобильному телефону - разумеется, в реальной жизни этот араб не стал бы вылезать с мобильником на улицу, рискуя получить пулю в лоб. Но режиссеру нужно было показать, что бомба подорвана звонком по мобильнику, поэтому и появилась эта не вполне достоверная сцена.

Говорить о том, что нормальный, дескать, сапер не будет себя вести так, как ведет себя Уилл, на мой взгляд, некорректно. В его поведении нет ничего искусственного и неправдоподобного. Ну да, он продолжил разминирование машины тогда, когда можно было спокойно покинуть опасное место! Но это было дело его профессиональной чести! Он должен был разминировать машину - профессионал не может останавливаться на полдороге!

И все остальные его якобы глупые поступки - выезд в одиночестве в город, сцена с мальчиком и рейд по ночному кварталу - в фильме выглядят вполне естественно. На войне нередко совершаются алогичные поступки. Никто не может понять, что творится в голове у парня на войне, когда ты сам сидишь в своей уютной жежешечке и потягиваешь холодное пивко.

А Кэтрин Бигелоу показала, что и как там творится. Показала честно и талантливо. Там вроде ничего особенного не происходит - обычная будничная работа на оккупированной территории. Но фильм от начала и до конца держит в очень сильном напряжении - этим ребятам реально сопереживаешь. И кажется, что при этом смотришь документальный фильм.

Джереми Реннер просто поразил. Посмотрел его фильмографию и с удивлением выяснил, что видел его в тупой агитке (вот это - реально тупая агитка) под названием S.W.A.T. - я там его совершенно не запомнил. А здесь он обращает на себя внимание буквально с первого кадра - и вовсе не только потому, что играет главного героя. Реннер в роли Уилла Джеймса выглядит настолько органично, ярко и естественно, что это просто удивительно. Опять-таки, вроде ничего особенного - парень просто делает свою работу. Но его лицо, мимика, выражение глаз - по ним хорошо видно, что для Уилла это все игра. Он не задумывается над тем, что каждую минуту может погибнуть. Он умеет делать эту работу - и он ее делает. Ничего другого он делать не умеет, работа сапера - это все, что у него осталось. И адреналин, который он получает, ежедневно рискуя жизнью, заменяет ему практически все другие удовольствия.

Реннер сыграл просто потрясающе - его за эту роль номинировали на "Оскар".

Очень неплохо выглядел Энтони Мэки в роли сержанта Сэнборна. Отлично показано, как у Сэнборна менялось отношение к Уиллу: от ненависти к уважению и даже дружбе. Как он начинал понимать, что это за парень и что им движет.

В небольших эпизодических ролях здесь появились Дэвид Морс и Рэйф Файнс (Файнс играл у Бигелоу в отличном фильме "Странные дни"). Морс сыграл крутого полковника Рида - там была очень мощная сцена, когда Рид хвалит Уилла после разминирования автомобиля. Хвалит так, что непонятно: то ли он реально восхищен, то ли двинет за что-то парню прикладом в зубы.

А Файнс появился в другой не менее классной сцене, когда группа Уилла попадает в засаду вместе с группой британцев: Файнс играет ее предводителя.

Ради достоверности и реалистичности Бигелоу снимала этот фильм цифровыми камерами, имитирующими любительскую съемку. Я обычно не очень люблю этот прием, однако здесь он оправдан целиком и полностью - создается явный эффект просмотра документального кино.

В общем, на мой взгляд, фильм получился очень сильный. Да, он не без недостатков, но лично мне совершенно не хочется копаться в деталях и выяснять, что там достоверно, а что нет. Это очень мужской фильм, снятый о парнях на войне. Снятый честно и без малейших признаков агитки или слюнявого пафоса. Удивительно, что именно этот фильм получил главного "Оскара" в 2010 году и что его осыпали таким ворохом наград - по-настоящему хорошие и совершенно некассовые фильмы (в прокате он практически провалился) редко получают такое признание.

Но никакие "Оскары" эту картину испортить уже не могут. Это очень хороший фильм, который я уже посмотрел два раза (в дубляже и потом в оригинале) и еще буду не раз пересматривать. Он этого достоин.
     


А знаете ли вы, что...

- Съемки картины при бюджете 11 млн. $ проходили с 23 июля по сентябрь 2007 года в Иордании.
- Первоначально в картине должны были сниматься Колин Фаррелл, Уиллем Дафо и Шарлиз Терон.
- Премьера картины состоялась на Международном Венецианском Кинофестивале в 2008 году.
- В 2010 году фильм получил 6 Оскаров (при семи номинациях), включая награду за лучший фильм года. По иронии, главным претендентов на Оскар был "Аватар", который поставил бывший муж Кэтрин Бигелоу Джеймс Кэмерон.
- Название картины труднопереводимо на русский язык. Дословно его можно перевести как "Шкафчик боли".
- Джеймс Кэмерон уговорил Кэтрин Бигелоу поставить этот фильм. Позже он сказал: "Я думаю, это "Взвод" нашего времени".
- Тэглайны картины гласят: "Ты поймешь, когда окажешься в нем"; "Режь красный провод"; "Война это наркотик"; "Тебе не надо быть героем, чтобы делать эту работу. Но это помогает."


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: