РЕЦЕНЗИЯ №1
«Индиана Джонс» – тот редкий тип фильмов, где практически не едят. Некогда. Все пожирает движение. Быстрый бег, очень быстрая езда. Прыжки, хлысты, захваты и прочая гимнастика. Когда герой ненадолго останавливается, он меньше всего думает о том, чем бы набить желудок. Ему надо быстро прикинуть, как спасти свою шкуру, или посоветоваться об этом с ближним. Максимум, что герой может себе позволить – это употребить бутылочку пива, слямзенную в кафешке с соседнего стола. Да и то, допить ее до конца не дают агенты КГБ: опять бежать, опять спасаться, опять чесать кулаки о морды противников… Такое кино.
Профессор Индиана Джонс был реанимирован Спилбергом и Лукасом не без мучений. Семь долгих лет шли бесконечные разговоры о вариантах сценария, дате начала съемок, участии/неучастии Шона Коннери. Не раз и не два измученная публика начинала подозревать, что стала объектом сложной спекуляции, что четвертой части вовсе не будет. Как видим, никто никого не обманул. Ожидание стоило того.
Профессор Джонс (Харрисон Форд) проклюнулся в 1957 году в Неваде. Его туда привезли русские, переодетые в американскую униформу, под управлением дамочки (Кейт Бланшетт), в которой профессор Генри Джонс легко узнает уроженку восточной Украины (по характерному фрикативному «г»). Десятью годами ранее профессор участвовал в консервации останков инопланетян (знаете, то самое «невадское дело»). Русские хотят завладеть этими останками, отжать из них секретное паранормальное знание и, натурально, стать хозяевами планеты. Уступая насилию, профессор находит ящик с марсианским трупом. Русские очень довольны. Они, дурачки не знают, что с профессором Джонсом всегда надо держать ухо востро!
Чуть позже в сюжете появляется молодой человек по имени Пес Уильямс (Шайа ЛаБаф), и образуется полный боекомплект. Парень въезжает в цикл об Индиане Джонсе на стильном мотоцикле. У него прическа Джеймса Дина и понтовитый ножик с выкидным лезвием. Если Спилбергу с Лукасом придет мысль продолжить эпопею о династии Джонсов, Пес Уильямс в исполнении Шайа ЛаБафа обеспечит им безбедную старость. Шайа ЛаБаф пока что стоит большинства авансов, которые ему выдаются. Есть у парня какой-то внутренний огонь, позволяющий ему компенсировать скудость драматического арсенала. Он – вполне адекватный сын Индианы Джонса.
Как обычно, историческая часть вызывает утробный смех даже у не очень глубокого знатока реалий прошлого. Советский диверсионный отряд в степях Невады – это уже само по себе курьезно, костюм и «мейк-ап» полковницы Бланшетт вообще убивает наповал (зачем советскому командованию наряжать свою барышню в обтягивающий комбинезончик с надписью СССР – загадка почище тайны хрустальных черепов)! Но – и это тоже нормально для фильмов об Индиане Джонсе – ляпсусы воспринимаются легко, потому что они – часть неотразимой спилберговской эстетики. Четвертая часть знаменитой эпопеи сделана на должном уровне. Харрисон Форд – в удивительной форме, причем, что особенно приятно, полностью сберег свою знаменитую ухмылку (единственное мимическое дарование, которым наградила его природа – но какое)!
Утомительна ли, по обыкновению, бесконечная череда приключений, наворачиваемая Спилбергом? Да! Решает ли Спилберг эту проблему с присущей ему ловкостью? Ну, кто бы сомневался! Его экшн хорош не тем, что это экшн, а тем, что в него вплетены сценки и фразки, ради которых и стоит смотреть эту байду. В руках менее умелого фокусника безумные марсиано-большевистские хроники очень быстро превратились бы в абсолютный бред. Спилберг тоже не безгрешен, но уж в том, как снимать кино про Инлиану Джонса, равных ему нет!
РЕЦЕНЗИЯ №2
Кризис сценарных идей (плюс обнагление сценаристов) в Голливуде приводит к тому, что бурный продюсерский поток бьется то об один, то о другой скалистый берег бурного кинематографического моря, рождая довольно странные модные течения. Сначала появилась мода на экранизацию комиксов: подобные фильмы стали появляться то у одного, то у другого режиссера, а потом рванули таким девятым валом, что сейчас чуть ли не каждый второй фильм в качестве "литературной" основы имеет комиксоидное происхождение. Затем пошла мода на ремейки, причем если сначала они делались на иностранные фильмы (французские, итальянские), то после этого стали появляться ремейки на старые голливудские фильмы, а потом пошли ремейки чего угодно - включая даже совсем недавние успешные картины. Ну и третья волна - продолжения старых суперхитов, давно занявших свое место в пантеоне голливудской киноклассики.
Тон тут задал Сильвестр Сталлоне. Давно сошедший со звездной сцены Слай, который в последние годы если и появлялся, то исключительно со всяким отстоем вроде "Гонщика", вдруг взял да и так выстрелил продолжениями своих культовых "Рокки" и "Рэмбо", что киноманы долго и задумчиво чесали в затылках, приговаривая: "Ну, старичок, ты и зажег, старичок, мы даже не ожидали".
Лукас и Спилберг тоже не смогли остаться в стороне. Неважно, кто именно там выступил катализатором интеграционных процессов, но они давно уже решили реанимировать боевого профессора Индиану Джонса, который сходил в последний крестовый поход вместе с Шоном Коннери и, казалось, навеки успокоился вместе со своими любимыми артефактами.
Собственно, разговоры о квадриквеле (какое мерзкое слово) велись уже лет девять, но Спилберга все не устраивал сценарий. Многие сценаристы трудились над литературной основой новых приключений неуловимого Инди, однако старина Спилберг всем давал от ворот поворот - даже Фрэнку Дарабонту, которого, как говорят, отказ жутко обидел, так как он в свой вариант сценария вложил много сил.
Но тут Гаррисон Форд заявил Спилбергу, что еще немного и он, как древний "Форд Т", развалится на составные части, поэтому придется снимать фильм о приключениях сына Индианы, дочки Индианы или даже его внуков, но никак не самого доктора Джонса, который только и мечтает о том, чтобы выйти на пенсию, а знаменитый кнут использовать исключительно для выпаса мирных домашних животных вроде сусликов.
Спилберга это заявление подстегнуло похлеще индианского кнута, поэтому он быстро засадил сценариста Дэвида Коэппа за работу, предложив вдохновляться лучшими идеями уже разработанных сценариев, в результате чего в 2006 году фильм был запущен в производство, а в 2008-м попал на экраны.
Теперь немного о сюжете. Профессор Джонс счастливо пережил Вторую мировую войну, во время которой он ревностно работал на родные американские спецслужбы - то ли искал для них очередной Грааль, то ли требовал от древних богов помощи молодой американской демократии. Потом он с головой ушел в преподавание на кафедре, уже не помышляя о всяких экспедициях, но в 1957 году профессора откопала боевая группа бравых кагэбэшников во главе с фанатичной красоткой Ириной Спалько (Кейт Бланшетт), которая стряхнула у Индианы пыль с ушей и песок с суставов, после чего отвезла его в пустыню Невада, где их как раз дожидалась суперсекретная американская военная база, бдительно охраняемая аж пятью солдатами.
Легендарные кагэбэшники перемещаются по Неваде так, как и полагается этому гордому племени, - на десятке вездеходов и броневиков, снабженных кучей самого разнообразного оружия. Почему у них при этом не было советских танков и самолетов - непонятно, тем более что дальний потомок Ирины Спалько Прекрасная Полковница Заворотнюк в пустыню к международным террористам нагнала этой военной техники столько, что просто небо потемнело.
Зачем Спалько военная база и профессор Джонс? А на базе подлые американы держат некий секретный ящичек, оставшийся после знаменитой "невадской аварии". Спалько знает, что хранится в этом ящичке. И Джонс знает. Поэтому, чтобы не терять силы и не ворочать ящики в здоровенном ангаре, Спалько привозит профессора, который должен выступить в качестве ищейки. Поначалу Джонс отказывается вот так вот сразу предать американский народ и его вооруженные силы, но потом, сраженный изумительным фрикативным "г" мадам Спалько и подбодренный уколом ее любимой кавалерийской сабли, все-таки отыскивает заветный сундучок.
Ну и пошло-поехало. Небольшой ядерный взрыв, крутой пацанчик по прозвищу Дворняжка Уильямс (Шайя Лабаф), письмо профессора Оксли (Джон Харт), неожиданная встреча с Марион Ревенвуд (Карен Аллен), предательство старого друга Мака (Рэй Уинстон) - короче говоря, теперь Инди совершенно погрязнет во всех этих старых городах, хрустальных черепах, милых его сердцу артефактах и дверях в параллельные миры. Ну а бравый отряд кагэбэшников будет сопровождать Индиану и его друзей до самого королевства хрустального черепа. Им хочется привести хрустальные черепа в лоно святой коммунистической идеологии. Есть у них такая светлая цель.
***
В общем, квадриквел-шмадриквел получился у Спилберга и его закадычного друга Лукаса вполне неплохо. Особенно учитывая тот факт, что я ничего хорошего как-то и не ожидал - было бы наивно думать, что они смогут воскресить старого Индиану. Старого - не в смысле Форда с намотанными двумястами тысячами пробега по бездорожью, а в смысле старого доброго Индиану, которого мы знаем и любим.
Тем не менее как раз Индиана, то есть Форд, смотрится максимально достойно, учитывая его вторую половину шестидесятых. Ну да, тот же доктор Джонс, только постаревший, однако не растерявший своей былой крутости. Он теперь не настолько легок на подъем, уже не приходит в такой дикий восторг от артефактов (годы берут свое), но за черепами гоняется вполне лихо, попутно воспитывая молодого обалдуя.
Молодого обалдуя Шайя Лабаф сыграл именно так, как полагалось по сценарию. Лабаф с трансформерных времен подрос, возмужал, подкачался и смотрится вполне на месте. Мне он понравился, и я совершенно не согласен с теми рецензентами, которые его почему-то кроют на все корки. А за сцену с "пижонами" в кабачке - вообще отдельное спасибо: она мне напомнила первый "Назад в будущее".
Впрочем, с напоминаниями в фильме все в порядке. Спилберг специально отказался от цифровых камер и снимал четвертого "Индиану" по старинке: на пленку и с минимальным использованием современных компьютерных технологий. Четвертый фильм должен был четко напоминать манеру первых трех - у них это, в общем-то, получилось, хотя, на мой взгляд, некоторые сцены, особенно на древнем кладбище, смотрелись уж очень искусственными, студийными - в старых фильмах такого не было.
Что в фильме плохо? Сценарий. Семь лет сценарных мук закончились ожидаемым пшиком: в сценарий напихали по чуть-чуть оттуда, отсюда, из тех, из этих и из "Капитала" Маркса, в результате чего цельности повествования предыдущих трех лент нет и в помине. Остались одни штампы. Вместо нацистов - кагэбэшники, вместо папаши Джонса - юный Уильямс, вместо Храма Судьбы или Ковчега - хрустальные черепушки и древний город, однако объединяет это все такая рваная канва мутного коктейля из невадской аварии и древних инопланетян с их волшебными черепами, что людям с коэффициентом IQ чуть более сорока лучше и не пытаться там все разложить по полочкам, ибо это чревато вывихом правого полушария.
С визуальной же точки зрения здесь все хорошо. Сто восемьдесят миллионов потрачены явно не только на гонорар Гаррисону Форду - это отлично видно. За автомобильные и мотоциклетные погони, перестрелки, бешеных муравьев и древний город можно даже простить чудесное спасение Индианы, залезшего в холодильник в эпицентре ядерного взрыва. Да пусть хоть в тумбочку залезет дорогой наш старикашка - лишь бы спасся, правильно?!!
Визуально стиль классической трилогии выдержан очень четко. Тут тебе и древние города, и заброшенные кладбища, и красивые артефакты, и жуткие западни, и таинственные механизмы, которые от нажатия неприметной штучки-дрючки начинают елозить туда-сюда шестеренками, балками, каменюками, блоками и так далее, эффектно поднимаясь, разъезжаясь, отворяясь во все стороны.
Юмора в фильме, правда, стало поменьше, но Индиана все-таки пару раз удачно пошутил, а кроме того, небольшая армия долбанутых русских кагэбэшников в сердце Америки, ведомая лихой кавалерист-девицей с шашкой на боку и серпом с молотом между лопатками, - это же сама по себе очень удачная хохма, не правда ли?
Таким образом, фильм я оценил бы на четверочку с минусом. Посмотреть вполне можно. Пересматривать его, в отличие от первых трех фильмов, я не буду совершенно точно, но как попытка возродить старых героев в состоянии боевитой старости - вполне достойно. Только сценаристу нужно что-нибудь оторвать. Хотя бы руки.
P. S. Не знаю, что именно российские прокатчики наваляли с переводом, но озвучка как таковая сделана максимум на тройку. Плохо подобрали голоса, вялые интонации. А друзья с Украины рассказывали, что у них четвертый "Индиана" идет вообще в потрясающем варианте: американцы все говорят по-украински (дубляж), зато кагэбэшники - по-русски. Картина просто психоделическая.
А знаете ли вы, что...
- Съемки картины при бюджете 125 млн. $ проходили с 18 июня по 11 октября 2007 года.
- Рабочее название картины "Индиана Джонс и Город Богов".
- По заявления продюсера Фрэнка Маршалла картина была снята точно так же, как и предыдущие три серии - с участием каскадеров и при минимальном использовании компьютера.
- Еще одним толчком для создания картины для Стивена Спилберга был вопрос, заданный его сыном в 2000 году о том, когда выйдут очередные похождения Индианы Джонса.
- До того как было выбрано окончательное название фильма "Королевство хрустального черепа", несколько других было официально зарегистрировано: "Город Богов", "Разрушитель миров", "Четвертый угол Земли", "Потерянный золотой город", "В поисках Завета".
- Тому Стоппарду и М. Найт Шьямалану предлагали написать сценарий фильма.
- В 2004 году Джордж Лукас отклонил сценарий Фрэнка Дарабонта. По слухам, он не понравился ему из-за сюжетной линии, связанной с братом Инди. По тем же слухам, брата должен был играть Кевин Костнер. В СМИ была информация, что Дарабонт был очень не доволен решением Лукаса.
- Стивен Спилберг в качестве оператора нанял Януша Камински, с которым он неразлучен со "Списка Шиндлера" (1993). Над предыдущими тремя картинами о похождениях Индианы Джонс работал Даглас Сколомбе. Спилберг отказался модернизировать процесс съемок и хотел оставить манеру "комиксов". Поэтому Камински пришлось покадрово изучать технику Сколомбе из предыдущих фильмов. Спилюерг в одном из своих интервью сказал: "И мне, и и Янушу пришлось заткнуть свою гордость подальше. Ему пришлось выучиться заново, а мне вспомнить то, что я не делал уже 20 лет".
- Постановщик трюков Вик Армстронг, отвечавший за три предыдущих картины, не смог принять участие в четвертом фильме из-за занятости в "Мумии и Гробнице Императора Драконов". Однако, Стивен Спилберг смог встретить его во время съемок "Войны миров" (2005) и поговорить о трех экшн-сценах, которые он задумал.
- Шону Коннери было предложена камео-роль в качестве появления отца Индианы Джонса Генри Джонса Старшего, но он отказался, не желая прерывать свое спокойное пребывание на пенсии. Джордж Лукас позже завял, что это к лучшему, потому как это могло разочаровать публику, поскольку сам персонаж не участвовал бы во всей сюжетной линии. Харрисон Форд пошутил, что уже стал настолько стар, что сам бы смог сыграть своего отца, так что Шону Коннери не очень беспокоиться.
- Шиа ЛаБаф подписал контракт, не читая сценарий. Для исполнения своей роли он нарастил 6 кг мускул.
- Чтобы вновь влезть в шкуру Индианы Джонс 64-летний Харрисон Форд проводил по три часа в день в тренажерном зале и сидел на белковой диете, состоявшую из рыбы и овощей, чтобы таким образом быть в форме для исполнения своих собственных трюков. Стивен Спилберг в одном из интервью заявил, что был впечатлен Фордом, что даже не мог найти отличий между им теперешним и тем, что был на съемках третьего фильма.
- В начале 1980-ых были снять пять частей о похождениях Индианы Джонс.
- Джордж Лукас подогрел интерес к хрустальным черепах еще во время создания "Хроник молодого Индианы Джонс" (1992).
- На вопрос о том, не является ли Харрисон Форд слишком старым для своей роли, продюсер Фрэнк Маршалл процитировал "Искателей затерянного ковчега" (1981): "Это не года, это километраж".
- Стивен Спилберг не стал снимать фильм в цифровом формате, как обычно делает его друг и соратник Джордж Лукас. Лукас одобрил, посмотрев, как это будет выглядеть и заявил, что выйди фильм через три года после "Последнего Крестового похода", то никто бы и не догадался, что он снят двадцать лето спустя.
- В 2006 году Харрисон Форд поставил условие, что если работа над фильмом не начнется с учетом его выпуска в 2008 году, то он никогда не будет снят. Это подстегнуло Стивена Спилберга срочно сделать все возможное для написания подходящего сценария.
- Стивен Спилберг пригласил для исполнения русских солдат русскоговорящих актеров для того, чтобы речь была правдоподобной.
- Стивен Спилберг описывает этот фильм как "хорошее лекарство для поднятия настроения после просмотра "Мюнхена" (2005).
- Джон Херт хотел ознакомиться со сценарием перед тем, как подписать контракт на участие в фильме. Будучи наслышанным о том, что многие подписали контракт, заявляя: "Это Спилберг, это же сам Бог...", он сказал "Хорошо, но мне необходимо предварительно ознакомится, даже сама рука Господня причастна к этому". Продюсеры выслали курьера из Лос-Анджелеса к Херту в Лондон, отдав сценарий в три утра и забрав в восемь вечера того же дня.
- На одной из конференций Фрэнк Маршалл заявил, что выдуманный колледж Маршалла назван в его четь. Если бы его фамилия была Йель, то это был бы Йельский колледж.
- Сценарист Дэвид Коэпп перед началом работы внимательно изучил предыдущие отклоненные работы, взяв оттуда все самое лучшее.
|