РЕЦЕНЗИЯ №1
Вена, начало 20 века (или конец 19 – император Франц-Иосиф правил так долго!). Столица Австро-Венгрии бурлит и клокочет. Общественное спокойствие нарушил иллюзионист Айзенхайм. Он балует публику немудрящими светлыми фокусами. Посадил, к примеру, в горшок апельсиновое зернышко – и тут же на глазах потрясенной аудитории, еще ничего не слыхавшей о Питере Джексоне и студии Industrial light And Magic, вырастает дерево. С настоящими апельсинами. Шуточки Айзенхайма кажутся совершенно невинными. Иного мнения придерживается кронпринц Леопольд. Он встревожен. Он хочет прекратить концертную дейтельность Айзенхайма. Причиной всему – женщина. Ее зовут Софии фон Тешен. Она графиня. Айзенхайм – сын еврея-краснодеревщика. Социальная дифференциация не помешала им стать в свое время друзьями. Это было давно, очень давно. Сейчас Софии – невеста кронпринца Леопольда. Принц чует недоброе и очень волнуется.
Золотая империя, чуть подточенная изнутри всякими червями. Шикарные интерьеры и поэтические чешские ландшафты, выдаваемые за австрийские. Красивая любовь. Ловкость рук, неотличимая от настоящей магии. По всему, у Нила Бергера должна была получиться зрелищная безделушка. Она и получилась, но качество работы превратило ее в эксклюзивный товар.
Бергер имел кое-что особенное уже на старте проекта. «Иллюзиониста» строили вокруг Эдварда Нортона. Таким образом, задача существенно облегчалась. Есть актеры, прикосновение к которым приносит удачу любому режиссеру. Нортон и придает безделушке блеск, необходимый для превращения безделушки в вещь. Не скажешь, что он чем-то таким особенным поражает – мы видели Нортона и получше. Но свое дело он знает туго – и обычная история любви превращается в нечто весьма своеобразное, где рядом с трагедией присутствует неожиданный юмор, где обман служит добру, а путешествие на тот свет – этого всего лишь способ борьбы за свое личное счастье. Улыбка Нортона, в которой смущение смешано с непостижимой внутренней силой, удерживает фильм на грани трагедии и забавного фарса.
Фильм поставлен по пулитцеровскому рассказу Стивена Миллхаузера, которого я не знаю. Придуманная им история не дает заскучать, хотя в фильме стреляет только один пистолет, сцена секса по-советски целомудренна а призраки выглядят как обычные граждане, уклоняющиеся от налогов. К тому же, периодически то один, то другой персонаж пускается в рассуждения о смысле жизни. Но история вас вознаградит. Пробьют часы – и мертвые восстанут из могил, злодей окажется жертвой, а ангел окрасится в черный цвет. Ну, или в серый. И это вызывает в душе зрителя чувство глубокого удовлетворения. Потому что – где вы видели стопроцентно белого ангела?
РЕЦЕНЗИЯ №2
Вена, рубеж XIX и XX веков. Юный сын столяра по фамилии Эйзенхейм повстречал странствующего волшебника, который открыл ему нечто странное и удивительное, после чего парнишка увлекся фокусами. Затем Эйзенхейм познакомился с юной девушкой, которая оказалась герцогиней Софи фон Тэшен. В юные годы дети не задумываются о классовых различиях, поэтому герцогиня и крестьянский сын дружат и встречаются, невзирая на явное неодобрение взрослых, а также планируют сбежать вместе к светлому будущему. Однако у герцога фон Тэшен несколько иные планы относительно своей дочери, поэтому Софи увозят в дальние края, и дети надолго расстаются.
Пятнадцать лет спустя Эйзенхейм (Эдвард Нортон) объявился в Вене. Теперь это знаменитый иллюзионист, на чьих представлениях всегда полный аншлаг. То, что он демонстрирует со сцены, нельзя назвать пошлым словом "фокусы", потому что это что-то мистическое, выходящее за рамки обычного человеческого понимания. Однако блистательный кронпринц Леопольд (Руфус Сьюэлл), наследник престола, уверен, что это все - обычные трюки, которые вполне можно объяснить с точки зрения физики и механики. Образованный человек, в отличие от быдла, считает кронпринц, не купится на такую дешевку. Его невеста герцогиня фон Тэшен (Джессика Биель) с Леопольдом не согласна. Ее восхищает представление Эйзенхейма, а кроме того, она узнала в иллюзионисте того мальчика, с которым дружила в детстве.
Эйзенхейм явно раздражает Леопольда. Кронпринц даже пригласил артиста выступить в своем замке, чтобы перед своими гостями унизить его, однако и на чужой территории Эйзенхейм остался на высоте, а кронпринц, в свою очередь, остался в дураках. Мстительный, высокомерный и себялюбивый Леопольд не может простить такое оскорбление, поэтому привлекает преданного ему шефа-инспектора полиции Ульма (Пол Джиаматти), который должен найти на иллюзиониста какой-нибудь компромат и что-то уже сделать с этим нахальным выскочкой.
Впрочем, у Леопольда есть и другие заботы. Нынешний император все никак не собирается умирать, кронпринц все никак не может взойти на трон, поэтому он занимается плетением довольно сложной государственной интриги, в которой особая роль отводится герцогине фон Тэшен. Однако Софи, в которой проснулась старая любовь к Эйзенхейму, не собирается быть послушной игрушкой в руках кронпринца. Когда-то давно их разлучили, но теперь Эйзенхейму подвластны самые настоящие чудеса, и он должен защитить Софи и самого себя от кронпринца. А получится ли это у него, учитывая статус и влиятельность Леопольда, - совершенно неизвестно.
***
"Иллюзиониста" часто сравнивают с "Престижем" Кристофера Нолана - оба эти фильма посвящены противостоянию фокусников, обладающих огромным и временами мистическим мастерством. Только в "Иллюзионисте" фокусник противостоит кронпринцу, а в "Престиже" два искусных престидижитатора противостоят друг другу.
Однако это довольно разные фильмы. Если "Престиж" - драма с элементами мистики, то "Иллюзионист" - нечто среднее между сказкой и мелодрамой с элементами детектива, а с точки зрения драматургии - заметно ниже, чем "Престиж". Потому что история любви - достаточно наивна (ах, герцогиня полюбила сына плотника и предпочла его аж кронпринцу), детективная составляющая весьма прозрачна, а развязка всего сюжета - практически гротескна и лично мне заметно испортила впечатление, и это даже если не задумываться над очевидными логическими несостыковками (не буду их обсуждать, чтобы не портить впечатление тем, кто еще не смотрел этот фильм). И с таким сценарием "Иллюзионист" мог бы стать совершенно проходной картиной, если бы не просто-таки блестящий актерский ансамбль Эдварда Нортона, Руфуса Сьюэлла и Пола Джиаматти.
Эдвард Нортон - один из лучших американских актеров, и плохо он играет только тогда, когда его к этому вынуждают. Яркий пример - фильм "Ограбление по-итальянски", где Нортон снимался только потому, что был связан контрактом, в результате чего он, как обиженный ребенок, продюсерам и зрителям сделал "козью морду" - сыграл просто кошмарно.
Однако когда он заинтересован в проекте, то играет так, что вызывает восхищения, до того этот актер со своей вроде бы совершенно заурядной и неприметной внешностью умеет одними глазами изобразить такую гамму чувств и эмоций, что большинство голливудских суперзвезд, получающих десятки миллионов за роль, глядя на это, должны зарыдать и переквалифицироваться в разносчики пиццы.
Здесь как раз тот самый случай, тем более что роль Эйзенхейма изначально писалась в расчете именно на Эдварда Нортона. (Литературным источником сценария выступил небольшой рассказ Стивена Милхаузера "Иллюзионист Эйзенхейм".) Нортон в этом фильме великолепен. Причем играет он очень сдержанно, практически на полутонах, но в его взгляде, изящных и плавных артистических движениях скрывается целая буря эмоций.
Кстати, ни режиссер Нил Бургер, ни Эдвард Нортон очень не хотели отдавать трюки Эйзенхейма (по крайней мере те, которые не были связаны с призраками) в руки компьютерных специалистов. Поэтому Нортон серьезно обучался у известных престидижитаторов секретам мастерства и большинство фокусов в фильме выполняет сам. Что интересно, трюк с растущим апельсиновым деревом был на самом деле придуман еще в XIX веке французским фокусником Жаном Эженом Робером-Уденом (Jean Eugene Robert-Houdin), чья фамилия потом послужила псевдонимом одному из самых известных и загадочных фокусников Эриху Вейсу, выступавшему под псевдонимом Гарри Гудини.
Следующие комплименты в части актерской игры - британцу Руфусу Сьюэллу, изобразившему кронпринца Леопольда. До этого фильма данного актера я видел только в двух фильмах: в пародийной "Истории рыцаря" он сыграл достаточно проходную роль графа Анжуйского, а вот в приключенческой картине "Легенда Зорро" Сьюэлл уже явно блеснул в роли подлого масона Арманда.
И вот теперь - великолепное исполнение роли кронпринца Леопольда. Причем исполнение вовсе не карикатурное. Леопольд - в общем, не злодей. Он кронпринц. Это определяет его высокомерие, снобизм, презрение ко всем, кто ниже его по происхождению, ну и соответствующие политические планы. Оно понятно, что персонаж, в общем-то, неприятный и отталкивающий, но Сьюэлл его настолько замечательно изобразил, что я Леопольдом просто наслаждался - ну хорош, мерзавец, просто хорош. Каждый поворот головы, каждый жест, закуривание сигареты, выпивание бокала вина - все это буквально дышит аристократической надменностью.
Основное противостояние в фильме разворачивается между Леопольдом и Эйзенхеймом, так что персонаж шефа-инспектора Ульма является как бы второстепенным. Однако эта роль досталась прекрасному актеру Полу Джиаматти, и он из инспектора сделал целый фонтан противоречий: человек из низов, который при Леопольде благодаря своей преданности поднялся очень высоко и может подняться еще выше - вплоть до мэра Вены. Но одновременно Ульм - в общем-то, человек порядочный, поэтому он сочувствует Эйзенхейму и осуждает кронпринца. Вот ему и приходится разрываться между собственными амбициями, чувством долга и своей совестью. Джиаматти сумел изобразить все эти нюансы очень тонко и очень точно.
Четвертый главный персонаж в фильме - герцогиня фон Тэшен. Однако ее Джессика Биель сыграла, скажем так, средненько. Роль ничем не запомнилась, каких-то ярких красок просто нет. Насколько я знаю, на эту роль планировали Лив Тайлер, и тогда герцогиня могла бы получиться значительно эффектней, но Лив по каким-то причинам отказалась, поэтому женская партия в этом ансамбле получилась совершенно вторичной и осталась где-то на задах у колосников.
Поставлен фильм на очень высоком уровне. Декорации, музыка, костюмы - все отлично продумано и подчинено общей задаче. Много удачных операторских решений - например, посмотрите, как снят приход Ульма к Леопольду в самом начале фильма: с одной стороны, камера смотрит на него снизу и человек при этом кажется более величественным, но с другой - Ульм идет по галерее, стены которой увешаны бесчисленными рогами животных (намек на любимое развлечение Франца Фердинанда, который за свою жизнь истребил более десяти тысяч самых разнообразных зверушек), и видно, как его это подавляет - маленький человек идет на заклание к сильному мира сего.
Таким образом, если со сценарной точки зрения фильм собой ничего особенного, в общем-то, не представляет, то Нортон, Сьюэлл, Джиаматти и постановка поднимают "Иллюзиониста" на уровень незаурядного явления в кино. Впрочем, похоже, что у нас его заметно подпортили озвучкой. Особенно хорошо это видно по российским и зарубежным рецензиям. Российские критики картину приняли крайне сдержанно, причем нередко даже ругают, а в англоязычных странах отзывы на порядок более благожелательны. Оно и понятно - уберите из фильма актеров, и в нем мало что останется. Я специально ждал, когда он выйдет с оригинальной дорожкой, поэтому получил полный комплект удовольствия. Немного послушал дубляж - Джиаматти озвучили более или менее прилично, а Сьюэлла и особенно Нортона озвучкой явно испортили. Ну, тогда все вполне объясняется.
А знаете ли вы, что...
- Картина снята по короткому одноименному рассказу Айзенхайма.
|