ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Воображариум доктора Парнаса 
The Imaginarium of Doctor Parnassus

Режиссер Terry Gilliam (Терри Гиллиам)
Сценарий Terry Gilliam (Терри Гиллиам),
Charles McKeown (Чарльз МакКеоун)
В ролях:
Heath Ledger (Хит Леджер),
Johnny Depp (Джонни Депп),
Jude Law (Джуд Ло),
Colin Farrell (Колин Фаррелл),
Christopher Plummer (Кристофер Пламмер)
Официальный сайт: www.doctorparnassus.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 122 мин.
Год выпуска: 2009
РЕЦЕНЗИЯ №1

Ну, вот вам и аминь…

В своей последней роли Хит Леджер играет висельника. Его вынимает из петли парень из труппы доктора Парнаса. В труппе, кроме парня и доктора Парнаса – докторская дочь Валентина и карлик. Суть шоу: любого желающего приглашают пройти сквозь зеркало в мир, созданный воображением хозяина. И этот мир, будьте уверены – то, что вы не забудете никогда! Доктор Парнас бессмертен. Однажды он выиграл пари с мистером Ником, после чего смерть стала смотреть в другую сторону. Доктор Парнас неимоверно устал от всего этого. Чтобы развлечься, он заключает новые пари с мистером Ником, в одном из них проигрывает душу своей дочери. Мистер Ник может забрать ее, как только Валентине исполнится 16 лет. День рождения – через три дня.

А кто такой Тони, герой Хита Леджера? О, это большущий мошенник!

Смерть Леджера сделала с фильмом то, что никогда не водилось за продукцией Терри Гиллиама – перевела его в категорию must see. Отсюда – и грандиозное разочарование, массово распространившееся по интернету. Из-за Леджера и группы товарищей, заменивших его после смерти (Депп, Лоу, Фаррелл), Терри Гиллиамом заинтересовались толпы невинных девушек. Никто не предупредил их о том, что такое Терри Гиллиам. Столкнувшись с его цветистым бредом, девушки недовольно заверещали. Они не захотели отвечать за последствия своего выбора (что, кстати, могли бы почерпнуть из концепции «Воображариума», если бы хотели). Они возложили всю вину за свое разочарование на режиссера.

Впрочем, недовольными оказались и серьезные, но неискушенные люди, привлеченные всеобщей шумихой. Путаный сюжет и вычурная манера повествования сбила их с толку. Они были деморализованы тем, что Гиллиам не предлагает идею на блюдечке, как Майкл Бэй, а выкладывает красочные ошметки идеи, предлагая вам самим составить из них цельную картину. Практичный человек просто не станет этим заниматься. У него нет на это времени, да он и отвык от таких упражнений. Его приучили к блюдечку с голубой каемочкой. Вся современная цивилизация на это блюдечко ориентирована, сокращая расстояние между потребителем и продуктом до неприличного. Гиллиам – персонаж из другой эпохи - той, когда рассказывали, никуда не торопясь, смакуя каждое слово, превращая историю в интеллектуальную игру. В современном мире он с трудом находит себе место. Эпизод, в котором лондонские бакланы, насосавшиеся пива, бросают пустые бутылки в актеров труппы доктора Парнаса – это грустная пародия на отношения Гиллиама с современным миром.

«Воображариум» - волшебное кино, переполненное иронией и грустью. Именно переполненное – Гиллиам, как всегда, чрезмерен. Ему хорошо, когда всего много. Большинству остальных – не очень. Это противоречие вряд ли устранимо. Лучшее, что может случиться с Гиллиамом в этой жизни – то, что случилось с доктором Парнасом в финале фильма. Впрочем, лучшее – оно же и худшее, вы не замечали?
     


РЕЦЕНЗИЯ №2

Лондон, наши дни. По окраинам города катается невероятных размеров повозка, которая время от времени трансформируется в сцену для мистических представлений. Шоу носит название "Воображариум доктора Парнаса". Зазывалой там работает молодой парень по имени Антон (Эндрю Гарфилд), одетый то ли под Меркурия, то ли под Марса. Но главное - не под Венеру. Потому что Венерой работает кукла наследника Тутти иноземной красоты - дочка Парнаса по имени Валентина (Лили Коул). Также по сцене носится мини Ми (Верни Троер), которому давно надоел Доктор Зло, и он решил уйти к достопочтенному мистеру Парнасу. А сам Парнас (Кристофер Пламмер) - глубокий старик, чей изрядный возраст не может скрыть даже изрядная доза горячительного, употребляемого сим джентльменом с завидной регулярностью.

Что они вытворяют на сцене? Показывают фокусы? Делают акробатические трюки? Нет. Суть представления заключается в том, что кто-то из зрителей должен пройти в зеркало, за которым может быть или обычная закулисная дверь, или целый мир, созданный из подсознания данного зрителя с помощью волшебных способностей доктора Парнаса.

А вот дальнейшее развитие событий предугадать трудно. Зритель может вернуться обратно. А может получить альтернативу в виде отправления в ад или рай. Если он выбирает рай (а его в данном случае распознать не так уж и просто), то его душа спасена. Если же он добровольно выбирает ад (а оно так бывает частенько), то зритель попадает к давнему знакомому Парнаса - мистеру Нику (Том Уэйтс). Да-да, Парнас на самом деле - намного старше, чем кажется. Ему более тысячи лет. И все это время Парнас с мистером Ником спорили на то, кто из них привлечет больше душ во всякие потусторонние заведения.

В какой-то момент Парнас даже проспорил свою дочь Валентину, которая по достижении ею шестнадцати лет должна отправиться к дьяволу мистеру Нику. Но мистер Ник, который любит играть со стариком Парнасом, предложил очередное пари. Если Парнас за день, оставшийся до дня рождения Валентины, сумеет своим атракционом заполучить пять душ, то Валентина останется с ним.

А тут еще у труппы бродячих артистов появилось пополнение - молодой парень по имени Тони (Хит Леджер), которого они нашли повешенным в арке моста. Но Тони был жив, хотя и потерял память. Теперь Тони успешно работает зазывалой в "Воображариуме", Валентина в него влюбляется, а Парнас подозревает, что Тони работает на мистера Ника - уж больно он скользкий парень.

***

После странной и невнятной готичной депрессухи под названием "Братья Гримм", которую Гиллиам рожал в жутких муках на фоне постоянных ссор и скандалов с великим и ужасным Харви Уайстином, лично я боялся смотреть следующий фильм любимого режиссера. Потому что больно смотреть, как один из самых оригинальных режиссеров современного кинематографа, бывший Монти Пайтон (впрочем, бывших Монти Пайтонов не бывает, они все настоящие) и непримиримый борец за свое авторское видение Терри Гиллиам начинает проседать под Молохом голливудских продюсеров.

Однако, разумеется, я в любом случае собирался смотреть следующий фильм Гиллиама "Воображариум доктора Парнаса", тем более что здесь Гиллиам был уже един в трех лицах: сценарист, продюсер и режиссер, а это давало серьезные надежды на то, что ему по крайней мере никто не будет мешать.

Что собой представляет "Воображариум"? В общем-то, это сказка. Пышная, очень красивая, взбалмошная, слегка неряшливая и очень личная. То есть она, несомненно, чисто гиллиамовская. Потому что если в "Братьях Гримм" торчали явные уши Бертона и нередко проявлялся каменный лик указующего Харви, то здесь - только Гиллиам и ничего кроме Гиллиама.

Неряшливость, о которой я говорил, относится в основном к сценарию. Он, прямо скажем, нелеп. Но нелеп по-хорошему, то есть Гиллиаму было настолько несоизмеримо важнее визуализировать эту сказку, что на всякие логические ходы, а точнее явные и даже вопиющие несостыковки, он внимания уже не обращал. Ну и, конечно, бардака с сюжетом добавила неожиданная и такая обидная смерть Хита Леджера, для которого "Воображариум" стал последним фильмом.

В результате персонаж Тони был задуман одним, и превратился в нечто, как говорили сами Монти Пайтоны, совершенно иное. После смерти Леджера, съемки, которые были в самом разгаре, остановились на несколько месяцев. Гиллиам думал, что делать дальше. Но тут решение подсказала сама картина - раз Тони несколько раз проходит через волшебное зеркало доктора Парнаса, значит, его внешность и даже сам персонаж спокойно могут меняться. В результате и возникли Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фаррелл, которые последовательно сыграли трансформации Тони. (Кстати, все заработанные на съемках деньги эти актеры отдали дочери Леджера.)

Однако из-за этого, к сожалению, и возникла вся эта невнятица по поводу того, кто такой этот Тони, имеет ли он какое-то отношение к мистеру Нику и на черта он вообще попал в труппу "Воображариума". Потому что в силу сложившейся ситуации Гиллиама с Тони унесло в какие-то дебри, очень мало коррелирующие с тем, что происходило в начале фильма.

Да и вообще - изначально безнадежный спор с мистером Ником, более чем странные варианты выбора "Ад" или "Рай" (только с алкашом вначале было все понятно, а дальше пошли какие-то малообъяснимые дебри), ну и вообще все последующее развитие событий - с точки зрения простейшей логики лучше не анализировать. Уж больно там все шито белыми нитками по поролону.

Тем не менее Гиллиам - не из тех режиссеров, которому нельзя простить сюжетную неразбериху. Потому что - ну не сюжет там главное. Гиллиам создает на экране фантасмагорию, наполненную сказочными мирами, - он показывает трагедию старика, с которым забавляется Дьявол и который давно устал жить, он демонстрирует отчаявшуюся дочку Парнаса, ревнующего Антона, все понимающего карлика Перси. Они хотя и сказочные, но тем не менее совершенно живые люди, которым сочувствуешь и сопереживаешь.

Да, по сравнению, например, с "Аватаром" или "Алисой в стране чудес" декорации в "Воображариуме" выглядят очень старомодными, и в некоторых моментах там даже проявляется гиллиамовская анимация из старых выпусков "Монти Пайтонов", однако от этого они не становятся менее эффектными.

Гиллиам хотел снять красивую и мрачноватую сказку - он снял ее. И сказка, на мой взгляд, получилась хорошей - по крайней мере я ее посмотрел на порядок с большим удовольствием, чем "Братьев Гримм". Потому что в том фильме было очень мало Гиллиама. А в "Воображариуме" - старина Гиллиам во всей красе, со всеми своими определенными недостатками и безусловными достоинствами.

Все четыре роли Тони сыграны неплохо, но, увы, они как раз самые слабые в этой картине, причем прежде всего - чисто сценарно. Разве что Колин Фарелл выглядел эффектнее остальных, но это, в основном, из-за того, что ему надо было сыграть яркого мерзавца - он его и сыграл. Остальные - впрочем, как и Фарелл - были настолько слабо связаны с Тони, а Тони при этом настолько не коррелировал с тем, что с ним происходило в зазеркалье, - что их роли можно было рассматривать практически как камео.

И роль Джуда Лоу больше запомнилась только из-за того, что за ним гонялись такие колоритные украинские бандюганы, которые, вешая Тони, спивали "Ты ж меня пидманула".

Кристофер Пламмер в роли Парнаса смотрелся отлично. Зажившийся старик, до ужаса боящийся за свою дочку, но при этом проваливающий представления из-за того, что он банально напился - старость не радость, а алкоголизм - страшное зло.

Том Уэйтс в роли Дьявола - черный костюм, котелок и неизменная сигарета в длинном мундштуке - был прекрасен. Впрочем, как и всегда.

На роль Валентины пробовались многие актрисы - Джена Мэлоун, Джемма Артертон, Ромола Карай, Эбби Корниш и Миа Васиковска, однако Гиллиам предпочел модель Лили Коул, которая до "Воображариума" появилась буквально в паре фильмов - в частности, в шикарном "Одноклассницы". Там она, кстати, выглядела не особо заметно, а вот здесь - просто блеск. Просто кукла наследника Тутти - потрясающе красивая и эффектная девочка. Да и сыграла очень неплохо.

Антон в исполнении Эндрю Гарфилда очень понравился. У него по сюжету роль очень - как бы это сказать - вспомогательная: парень там где-то на подхвате, нежно влюблен в Валентину и совершенно теряется на фоне загадочного Тони, - однако Гарфилд сыграл эту роль так, что Антон даже после появления Тони совершенно не потерялся. Скорее наоборот.

В общем, мне понравился этот фильм. Да, пусть там есть явные сценарные ляпы и дыры, но во время просмотра на эти вещи внимание не обращаешь. Просто погружаешься в миры Терри Гиллиама и очень радуешься тому, что старый добрый Гиллиам никуда не делся. Он просто уходил в Зазеркалье, где встретил Харви Руки-Ножницы, испугался и, слава богу, вернулся к нам обратно. Ура!

P.S. Фильм номинирован на два "Оскара", получил еще две награды и десять номинаций. Но мы любим его не за это.
     


А знаете ли вы, что...

- Бюджет картины составил 45 млн. $.
- Последний фильм Хита Леджера. После его смерти проект был заморожен на несколько месяцев, после чего было заявлено, что его роль сыграют Джонни Депп, Джуд Ло и Колин Фаррелл. Благодаря сюжету фильма изменения внешности при путешествии по воображаемым мирам допускается.
- Это первый фильм Терри Гиллиама с момента выхода "Приключений барона Мюнхгаузена", раскадровку которого он сделал собственноручно.
- Все гонорары за эту картину Джонни Депп, Джуд Ло и Колин Фаррелл положили на счет дочери Хита Леджера Матильде.
- Половина диалогов Хита Леджера сымпровизированы им собственно.
- Первоначально роль Валентины должна была сыграть Ева Грин. На эту роль также пробовались Джена Малоун, Джемма Артертон, Ромола Гараи, Эбби Корниш и Миа Васиковска.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: