ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Бесславные ублюдки 
Inglourious Basterds

Режиссер Quentin Tarantino (Квентин Тарантино)
Сценарий Quentin Tarantino (Квентин Тарантино)
В ролях:
Brad Pitt (Брэд Питт),
Diane Kruger (Дайан Крюгер),
Eli Rot (Элай Рот),
Til Schweiger (Тиль Швайгер),
Michael Fassbender (Майкл Фассбиндер),
Christoph Waltz (Кристоф Вальтц),
Melanie Laurent (Мелани Лоран)
Официальный сайт: www.inglouriousbasterds-movie.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 158 мин.
Год выпуска: 2009
РЕЦЕНЗИЯ №1

Неторопливые союзники еще только планируют свою операцию Overlord в Нормандии, а лейтенант Альдо Рейн с шестью бойцами и одним безумным сержантом. Неуловимая группа отлавливает в оккупированной Франции нацистов, снимает с них скальпы, вырезает на лбу свастику, а наиболее отмеченных судьбой сержант Донни Доновитц наставляет бейсбольной битой. Враги называют их «Ублюдками», но это – от бессилия. Тем временем, британское командование подгружает группу Альдо Рейна к операции «Кино», суть которой – уничтожение всей верхушки рейха в одном парижском кинотеатре во время помпезной пропагандистской премьеры. Внедрить диверсантов в толпу бонз и негодяев должна немецкая кинозвезда Бригита фон Хаммерсмак, работающая на союзников. «Ублюдки» не подозревают, что параллельно с ними и независимо от них диверсию готовит и хозяйка кинотеатра Шошанна Дрейфус – красавица-еврейка, чудом ускользнувшая от полковника СС Ханса Ланды по кличке «Жидолов».

Мне пришлось посмотреть «Ублюдков» в украинском дубляже. Впервые не знаю за какое время я об этом не пожалел. Человек, говоривший за Брэда Питта с донецким акцентом, сделал потрясающую работу. По фильму, Альдо Рейн – туповатый, но несгибаемый провинциал, который не верит никаким тонкостям, и вся его дипломатия – это вместо «говно» сказать «жопа». Для иллюстрации такого типажа очень хорошо подошло восточноукраинское «шо». Как и топорная челюсть Брэда Питта, с годами приобретающая все более габсбургский размах.

Фильм начинается с визита Ханса Ланды в хижину французского агрария, где под полом укрылось семейство Дрейфусов. Между полковником и аграрием (его играет некто по имени Дени Менош) происходит разговор, который, может, и не дотягивает до высот болтовни между Джулсом и Винсентом Вегой, но показывает: Тарантино по-прежнему умеет замечательно выстраивать диалоги и выжимать невозможное из актеров, которых или забыли, или не знали. Менош быстро исчезает из поля нашего зрения. А вот Ланда, то есть Кристоф Вальтц (имя, удивительно подходящее человеку, рожденному в Вене), к счастью, остается до конца. Как его обнаружил Тарантино, сказать трудно. Говорят, у маэстро есть специальная программа под названием «генератор случайных имен». В Германии Вальтц давно известен как первоклассный телевизионный актер. Теперь он известен всему миру как каннский лауреат (лучшая мужская роль-2009). Диалоги с участием Ланды – конечно, лучшее, что есть в фильме.

«Квентин потрясающий, он умеет брать и отдавать», - говорила когда-то Ума Турман. Это правда. Тарантино не только выжимает соки из попавших к нему на галеры актеров, но и возвращает им сторицей в виде славы и последующих денег. Ну, кто бы еще смог заставить играть Дайану Крюгер – пусть даже ее игра сводится к иллюстрации четырех стадий удушья?

«Ублюдки» критикуют по многим направлениям, но почти никто – за стиль и за саундтрек. Здесь Тарантино, по своему обыкновению, безупречен. Из его музыки окончательно выпарился серф-рок, зато все больше и больше места занимает Эннио Морикконе – но Тарантино умеет обращаться с Морриконе так, будто бы тот всю жизнь только для него и писал. Вообще, у меня к «Ублюдкам» единственная серьезная претензия: недостаточное отражение роли Красной Армии и лично товарища Сталина в разгроме нацизма. Впрочем, будем считать, что наш вклад в победу олицетворяет Брэд Питт со своим донецким акцентом.
     


РЕЦЕНЗИЯ №2

Тарантино - это, конечно, огромная заноза в заднице многих киноведов. Поначалу его принято было ругать - мол, какой-то выскочка без роду без племени, психопат и маньяк, который высокое искусство кино низвел до дурацких диалогов между бандитами, а уж кровищи на экране он льет столько, что это даже заглушает слово fuck, повторяемое в каждом его фильме двести тысяч раз. Отечественный киломэтр Никита Сергеевич, у которого солнце утомилось до "Оскара" в тот же момент, когда до него прочиталось нечто криминальное Квентина Тониевича, чуть слезу не пустил, узнав об этом прискорбном факте, после чего выдал несколько очень сердитых интервью, о которых впоследствии сильно пожалел.

Киноведы тоже впоследствии сильно пожалели, потому что, когда выяснилось, что этот хулиган от кино сшибает такую кассу и стал в полном смысле этого слова совершенно культовой фигурой, стало понятно, что с данным явлением нужно как-то сосуществовать, а соответственно, как-то объяснять публике, что она, публика, любит старину Квентина не просто так, а по причине, которую они, киноведы, сейчас объяснят. И пошло-поехало: тонкое кинематографическое чутье, великолепное знание определенных пластов истории кинематографа, блестящее владение раскадровкой, впечатляющий подтекст - и так далее.

Тарантино же все эти киноведы и их любовь-нелюбовь, конечно, были совершенно до фонаря, и он продолжал делать абсолютно все, что хотел и что он мог, а хотел и мог он действительно немало.

Сценарий "Бесславных ублюдков" Квентин начал писать еще в 1999 году, однако потом все-таки решил прерваться на "Убить Билла" - фильм, который он задумал еще во время работы над сценарием "Криминального чтива".

В процессе работы над сценарием "Ублюдков" первоначальная идея несколько раз претерпевала различные изменения. Изначально картина планировалась как подражание спагетти-вестернам и должна была называться "Однажды в оккупированной Франции". Потом Тарантино решил, что фильм будет состоять из нескольких различных новелл с общими персонажами и эти новеллы снимут разные режиссеры - как в фильме "Четыре комнаты".

Но в конечном итоге он все-таки снял всю картину сам, сохранив, однако, разбиение на несколько киноновелл. И вот сейчас как раз самое время поговорить о сюжете этих новелл.

Новелла первая. Полковник СС Ганс Ланда (Кристоф Вальц) по прозвищу Жидолов приходит к французскому фермеру Пьеру Лапедиту (Денис Меноше), который подозревается в укрывании еврейской семьи Дрейфус. В процессе искусной беседы с Пьером Ланда заставляет его выдать Дрейфусов, и их расстреливают. Однако девятнадцатилетней Шошанне Дрейфус (Мелани Лоран) удается убежать.

Новелла вторая. Американское командование сформировало группу бойцов еврейского происхождения под руководством лейтенанта Альдо Рейна (Брэд Питт). Эту группу забросили во Францию, где бойцы стали отлавливать нацистов и убивать их с особой жестокостью - снимая с убитых скальпы и так далее. Один из бойцов сержант Дэнни Доновиц (Эли Рот) по прозвищу Медвежид фигачит нацистов бейсбольной битой. После налета этой группы, прозванной нацистами "Бесславными ублюдками", живых практически не остается, но если "Ублюдки" вдруг кого и отпускают, то обязательно вырезают у нацистов на лбу фашистский крест - чтобы на них навсегда осталось клеймо.

Новелла третья. Шошанна Дрейфус под французским именем содержит в Париже кинотеатр, доставшийся ей от умерших дяди с тетей. С Шошанной знакомится некий немецкий рядовой Фридрих Цоллер (Даниэль Брюль) - герой-снайпер, который прославился на всю Германию тем, что в течение трех дней застрелил триста американских солдат. О Цоллере Геббельс приказал снять фильм "Герой нации", причем Фридрих в этом фильме выступил в главной роли. Картину собираются показать в Париже, причем на ее показ приглашена вся нацистская знать, включая Гитлера. Цоллер, который влюбился в Шошанну, уговаривает Геббельса сделать премьеру в ее кинотеатре. Геббельс соглашается.

Новелла четвертая. Британское командование в лице генерала Фенеша (Майк Майерс) разрабатывает план операции "Кино". Британский кинокритик лейтенант Арчи Хикокс (Майкл Фассбиндер), выучивший немецкий по германским фильмам тридцатых годов, должен полететь в Париж и там наладить связь с группой "Ублюдки" и немецкой актрисой Бриджит фон Хаммерсмарк (Дайан Крюгер). Вместе они должны пробраться на премьеру и там попытаться взорвать все нацистское командование.

Новелла пятая. Блестящее нацистское общество, включая все командование, собралось в кинотеатре Шошанны на премьеру. "Ублюдки" подготовили свой план, однако Ганс Ланда не дремлет. Но никто из них не знает, что и Шошанна не собирается упустить свой шанс, когда в ее кинотеатре собрались такие высокопоставленные люди.

***

Жанр того, что сотворил Тарантино, определить довольно сложно. На IMDB картина отнесена к военным драмам. Определение, в общем-то, совершенно неверное. Это все равно что "Убить Билла" назвать азиатской драмой. "Убить Билла" - черноюморной боевик. "Бесславные ублюдки" - в общем-то, тоже черноюморной боевик. В нем немало от "Убить Билла", только без азиатской тематики и практически без любви, и немало от "Доказательства смерти" и других фильмов Квентина - в плане блестящих диалогов и напряженнейших психологических ситуаций.

Новеллы действительно получились разные. Первая - чисто психологическое противостояние, в котором Ганс Ланда ведет изумительную по своему уровню тончайшую игру.

Вторая - нечто вроде кровавого кинокомикса с элементами явной буффонады (Жидомедведь и скальпы - это прям комикс какой-то).

Третья - напоминает реальные фильмы о войне: отважная еврейка под личиной скромной француженки помимо своей воли затягивается в паутину, в которой за ниточки дергают первые люди нацистского рейха.

Четвертая - типично тарантиновское застолье, когда в основном беседуют, но пистолеты при этом нацелены противникам в мошонку, воздух прямо-таки звенит от напряжения, а поводом для кошмарного рубилова может стать самая невинная фраза.

Пятая - самый саспенс одновременно с некоей буффонадой. Гитлер выходит из ложи и просит у охранников жвачки (мы с котом Бубликом просто рыдали), наши штирлицы ходят по острию ножа, подлый Ланда готовит свой собственный финал - в общем, достойное завершение всей этой фантасмагории.

Тему Квентин, конечно, выбрал такую же опасную, как поход не говорящих по-немецки американов в самое гнездо нацистского сборища. Война, нацисты, евреи и все это - с элементами буффонады? Медвежид? Гитлер просит у охранников жувачки? Старина, ты посягаешь на святое, тебя растерзают, говорили Тарантино знающие люди в Голливуде. И правильно на самом деле говорили. Фильм этот вызвал совершенно неоднозначные чувства, и есть зрители, которые эту картину просто на дух не переносят. Тем не менее большинству, наоборот, очень понравилось: $312 миллионов сборов при $70 миллионах бюджета, а кроме того, 64-е место в Top250 лучших фильмов всех времен и народов на IMDB - это, конечно, явный успех, особенно учитывая тот факт, с каким треском у Тарантино и Родригеса провалился проект Grindhouse (фильмы "Доказательство смерти" и "Планета страха").

Я далек от мысли делать киноведческие исследования по этому фильму, благо я даже рядом не киновед и не критик, так что давайте поговорим о главном - о том, как к этому фильму отношусь лично я, ну и, конечно, кот Бублик.

Нам однозначно понравилось! Та лихость, с которой Квентин разделывается даже с самыми неоднозначными темами, просто завораживает. Оно, конечно, Медвежид и скальпы показались небольшим перебором, но часть фильма - явный комикс! Вы посмотрите на карикатурного Альдо Рейна с его крайне своеобразным произношением, да и вообще - манерой речи! Брэд Питт, как он это умеет, сделал просто мини-шедевр, вполне сравнимый по уровню с исполнением им цыгана Мики в "Большом куше".

С другой стороны, в картине много фирменных тарантиновских диалогов, на которые он большой мастер.

Самый главный и прямо-таки удивительный актер в этом фильме - конечно, Кристоф Вальц, сыгравший полковника Ганса Ланду. Это австрийский телевизионный актер - в Австрии и Германии известный, но в Штатах о нем не знал никто. До сего момента. Вообще, на роль Ганса Ланды планировали Леонардо Ди Каприо (Oh! My! God!), но Тарантино твердо сказал, что в жопу Ди Каприо немецкого офицера должен играть немец по происхождению. Ибо должна быть достоверность - хотя бы в этом.

И тогда они нашли Кристофа Вальца. А Кристоф Вальц сыграл свою роль настолько гениально (совершенно без преувеличений), что ему в Каннах вручили главный приз как лучшему актеру, в Голливуде на Hollywood Film Festival вручили главный приз как лучшему актеру второго плана (формально в этом фильме все главные герои - это роли второго плана; или наоборот - все роли первого плана), ну и также он был два раза номинирован как лучший актер второго плана еще на Satellite Awards и на Премию вашингтонских кинокритиков.

Я от этого актера просто в восторге! На что способен Брэд Питт - это и так известно, тут каких-то потрясений не было. Но когда в картине появляется совершенно неизвестный доселе актер, который буквально с первых минут заставляет сказать: "Ни фига себе!" - это, конечно, производит очень серьезное впечатление.

Вальц своего Ганса Ланду сыграл очень тонко: вроде бы мягкий и обаятельный человек, который тем не менее выглядит невероятно опасным. И который этой показной мягкостью добивается намного больше, чем явными угрозами и истеричными криками. Персонаж получился совершенно уникальный - он явно войдет в историю кино.

Ну и также поражает тот факт, что Вальц в картине совершенно свободно говорит аж на четырех языках: французском, английском, немецком и итальянском.

С кастингом там было немало забавных моментов. Медвежида (в оригинале The Bear Jew) должен был играть Адам Сэндлер. Для Майкла Мэдсена Тарантино готовил персонажа по имени Бейб Бучински, но Мэдсен был сильно занят ролями во всяком российском отстое, поэтому у Квентина решил не сниматься.

На роль английского разведчика Арчи Хикокса Тарантино сначала планировал Тима Рота, а потом Саймона Пегга. Но оба они по различным причинам не смогли сниматься, и тогда роль досталась немцу Майклу Фассбиндеру.

Бриджит фон Хаммерсмарк должна была играть... нет, не Ума Турман, а Настасья Кински. Тарантино специально летал к ней в Германию и уговаривал поучаствовать в картине. Но Кински отказалась - не помог даже массаж ног.

После этого на роль кинодивы Квентин пригласил немку Дайан Крюгер - у нее как раз был нужный немецкий акцент. И надо сказать, что Крюгер здесь сыграла очень даже неплохо, хотя, в общем-то, как актриса она собой мало что представляет. ("Зато тетка красивая", - заметил кот Бублик.)

Майк Майерс - вот уж кого не ожидал здесь увидеть - в очень прикольном гриме изображает британского генерала. Но ведет себя - один в один как Доктор Зло. Вероятно, это было требование Тарантино, так как Майерс, вообще, как актер очень разнообразен.

Кстати, в сцене с Майерсом на заднем плане присутствовал сам герцог Уинстон Мальборо - рекламировал сигары и дышал хорошим армянским коньяком (Черчилля сыграл Род Тейлор).

Говорят также, что Квентин обсуждал с Эдди Мерфи возможную роль в этом фильме. Судя по всему, Мерфи должен был сыграть французского негра - помощника и любовника Шошанны. Но что-то у них там не сложилось, так что на роль французского негра и пригласили французского негра.

Стоит ли смотреть этот фильм? Ну, судя по восторженной зрительской реакции и собранной кассе - скорее стоит, чем не стоит. Но я также встречал отзывы людей, которым картина резко не понравилась. Тарантино, дескать, посмел замахнуться на святое, фильм получился скучный, а Медвежид (Эли Рот набрал для этой роли 16 килограммов мышечной массы) - не особо-то и страшный. Впрочем, это все отзывы людей, которые смотрели фильм в переводе, а в данном случае если смотришь в переводе - считай, что картину и не видел, до того там, как это обычно и бывает у Квентина, важны интонации. А здесь еще на протяжении фильма говорят как минимум на трех языках: французском, английском и немецком. (В конце еще и итальянский добавляется.) Так что с переводом (и уж особенно с дубляжом) - не судьба. Тем более что Вальца и Питта дублировать в данном случае просто невозможно - потеряется вся прелесть. Равно, кстати, как и Фассбиндера - уж больно у него интересный акцент, на котором там многое построено.

Так что смотреть, однозначно смотреть. На что Тарантино замахнулся - то он и осилил со своейственным ему талантом. Ибо этот парень ЗНАЕТ, КАК СНИМАТЬ КИНО. В конце концов, если Всеволоду Владимировичу Штирлицу можно было шпионничать в самом логове врага и водить за нос самого старину Мюллера, то почему Абраму Гивиевичу Чингачгуку нельзя расфигачить башку нацику бейсбольной битой? Захотел Тарантино разом выиграть Вторую мировую войну - и выиграл. Почему? Да потому что ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИСКУССТВА!

P. S. Очень прикольно было читать первые рецензии на этот фильм. Критики картину посмотреть не успели, а писать было надо. Поэтому переписывали друг у друга, добавляя всякого бреда, вроде того что Брэд Питт тут блестяще говорит по-итальянски (он вообще сказал всего два слова с жутким американским акцентом), что Фассбиндер получил награду в Каннах (ее получил Вальц), что Майк Майерс играет - внимание! - капитана Дрейфуса... В общем, укатайка. Я хотел было собрать все эти идиотизмы, но потом не стал. Ведь на самом деле нелегок хлеб кинокритика. Никому такого не пожелаешь...
     


А знаете ли вы, что...

- Съемки картины начались 13 октября 2008 года.
- В 2005 году Квентин Тарантино заявил, что он написал сценарий к картине о Второй Мировой Войне, но теперь ему нужно его переделать в боевик. Режиссер сказал, что написание сценария и переделка его в фильм действия, в котором много стреляют, являются абсолютно разными вещами.
- Квентин Тарантино начал работу над сценарием еще до "Убить Билла: Фильм I" (2003), но он не мог определиться к концовкой, поэтому он решил отложить проект, чтобы сделать "Убить Билла" с Умой Турман, который был в задумке еще со времен "Криминального чтива" (1994).
- Квентин Тарантино потратил на написание сценария фильма почти 10 лет.
- Первоначально Тарантино хотел назвать фильм "Однажды, в оккупированной нацистами Франции", дабы придать ему духа спагетти-вестерна, однако в итоге он дал такое название одной из глав фильма.
- Первоначально роль лейтенанта Арчи Хикокса должен был исполнить Саймон Пегг или Тим Рот, сержанта Донни Доновица - Адам Сэндлер, мадам Мимье - Изабель Юппер, полковника Ганса Ланда - Леонардо ДиКаприо, Бейба Мучински - Майкл Мэдсен.
- Тарантино очень хотел заполучить на роль Бриджит Фон Хаммерсмарк Настасью Кински и даже совершил перелет в Германию на переговоров с актрисой, однако актриса отказалась от предложения.
- Эдди Мерфи в одном из своих интервью сказал, что Квентин Тарантино предлагал ему сняться в этом фильме.
- На рекламных постерах фильма в Германии были убраны все атрибуты свастики, поскольку они запрещены законом и разрешаются только в научных целях.
- Первоначально композитором фильма должен был стать Эннио Мориконне.
- Элай Рот набрал для исполнения роли Донни Доновица 15 кг мышечной массы.
- Харви Вайнштайн развеял слухи о том, что он пытался надавить на Квентина Тарантино, чтобы тот убрал 40 минут фильма после показа на Каннском Кинофестивале в 2008 году (148 минут). Продюсер сказал, что ничего подобного не было, потому как режиссер перемонтировал картину после фестиваля, поскольку он была представлена немного в сыром виде, потому что на монтаж ему было отведено вместо обычных 6 месяцев 6 недель. В итоге картина получилась даже на 1 минуту длиннее.
- Тэглайн картины гласит "Однажды, в оккупированной нацистами Франции..."; "Вы не видели войны, потому что вы не видели войны глазами Квентина Тарантино"; "Бесславная, жестокая, захватывающая история возмездия"; "Брэд Питт в роли ублюдка"; "Можете ли Вы, американцы, разговаривать на каком-нибудь языке, отличном от английского?"; "Мне нравится мое неофициальное прозвище, потому что я его заслужил".


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: