ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Не пойман - не вор 
Inside Man

Режиссер Spike Lee (Спайк Ли)
Сценарий Russell Gewirtz (Рассел Джевериц)
В ролях:
Denzel Washington (Дэнзел Вашингтон),
Clive Owen (Клайв Оуэн),
Jodie Foster (Джоди Фостер),
Willem Dafoe (Уиллем Дэфо),
Chiwetel Ejiofor (Чивител Эджифор),
Christopher Plummer (Кристофер Пламмер),
Peter Gerety (Питер Герети),
Peter Frechette (Питер Френчетт),
Jason Manuel Olazabal (Джейсон Мануэл Олазабал),
Darryl 'Chill" Mitchell (Дэррил "Чилл" Митчелл),
Ashlie Atkinson (Эшли Аткинсон),
Curis Williams (Курис Вильямсон),
Frank Harts (Фрэнк Хартс),
Kenneth Leung (Кеннет Люнг),
Lionel Pina (Лайонелл Пайна)
Официальный сайт: www.theinsideman.net
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 129 мин.
Год выпуска: 2006
РЕЦЕНЗИЯ №1

По внешним признакам – штамповка, один из двадцати тысяч фильмов про ограбление банка. Кстати, можно его смотреть и так – как фильм про ограбление банка. Но это все равно, что есть конфету вместе с оберткой. Под внешним слоем жанрового антуража Спайк Ли запрятал столько нетипичного, столько вкусностей, что никак не поймешь – о чем же, дьявол его побери, это кино? Об ограблении банка – или о том, к примеру, что жизнь играет человеком, а человек играет на трубе?

Итак, Нью-Йорк, даже более того – Манхэттен. И еще более того – манхэттенский банк. Операторы только-только приступают к своей очистительно-поглотительной деятельности. В очереди – несколько десятков людей, желающих что-то сделать со своими вкладами (а может, взять кредит на жилье). Тут же – толстомордый черный охранник. И вот к банку подкатывает машина с логотипом малярной фирмы, из нее высыпает четверка маляров в профессиональных масках, деловито проникает в помещение финансового учреждения и в ответ на недоуменный взгляд охранника извлекает автоматы Калашникова. Конечно, это налет! Главарь банды берет в заложники решительно всех – посетителей, сотрудников банка, и в первую очередь – охранника. Отбирает у всех мобильники и ключи (а кто не хочет отдавать по доброй воле, получает в дыню и все равно отдает). Заставляет всех переодеться в костюмы, аналогичные тем, в которых оперируют налетчики. Теперь сам черт не разберет, что тут волк, а кто – заяц.

Ну, а в полицейском участке между тем получают сигнал об инциденте в банке. В отсутствие ведущего детектива руководить операцией по освобождению заложников поручают Кейту Фрейзеру. Он неудачник и аутсайдер, хотя при этом выглядит, как капитан бейсбольной команды-чемпиона. Работа никак не позволяет ему встретиться с черной подружкой, которая его все равно любит. Надев белую шляпу, Фишер отправляется под стены банка, чтобы там сразиться с главой налетчиков. Главу зовут Расселл. Далтон Расселл.

Вновь и вновь глядя на Клайва Оуэна, еще и еще раз понимаешь, какого Джеймса Бонда мы потеряли! Нет сомнения – в его исполнении это был бы лучший агент всех времен и народов. Оуэн – нечто совершенно удивительное: стать звездой в 35 лет, за 5 лет переиграть во всех мыслимых жанрах, остаться самим собой – и при этом полностью вписаться в голливудский стандарт. Именно такой противоречиво-безупречный исполнитель нужен был для главной роли Спайку Ли – точно такому же конформисту с нонконформистским подходом. Он тоже постоянно ломает шаблоны коммерческого кино, оставаясь в его уютных рамках. Они стоят друг друга – Клайв Оуэн и Спайк Ли. Их совместный труд на наше общее благо был застрахован от провала – на небесах или где-то там поблизости.

Как всегда, Спайк Ли безупречно конструирует свой фильм. Первая сцена, в которой Рассел толкает речь из тюремной камеры, задает тон всей истории. Этой историей режиссер нас поимеет дважды – и, черт возьми, как это будет приятно! Начиная со стартовой мелодии, вас перестраивают на тот лад, который требуется для проводимого эксперимента. Спайк Ли как редко кто другой с первых кадров умеет дать понять, что фильм вы смотрите стоящий. Его интонация не допускает возражений. Вам просто некуда вставить замечание – настолько все кажется совершенным.

Ну, а потом вы, конечно, заметите кучу всяких несоответствий (например, то, что у переводчицы с албанского сигарета по мере курения не сокращается, а растет). Вам покажется, что с концовкой Ли поторопился, не продумал ее до конца. Но это будет только потом – когда он закончит свое представление и удалится туда, откуда явился. Что толку кричать ему вслед? Он не услышит, он уже – в другом измерении. За глаза вы и своего начальника можете называть дебилом. Попробуйте сказать это ему в лицо!


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

"Внимание, это ограбление!" - крикнули несколько человек, одетые в рабочую одежду маляров, и они не обманули - с этого момента началось ограбление банка "Манхэттен Траст". И это было не просто ограбление, а одно из самых странных ограблений, с которым столкнулась полиция. Хотя внешне все было так, как обычно: группа боевиков, вооруженных автоматами Калашникова, под руководством некоего Далтона (Клайв Оуэн) захватила в заложники всех работников и посетителей банка, переодела их в такую же, как у нападающих, одежду маляров, изъяла мобильные телефоны и стала совершать какие-то действия по выполнению заранее намеченного плана. Однако что именно было в этом плане - ни заложникам, ни полиции совершенно не понятно.

Со стороны властей этим делом занимаются два начальника: капитан Джон Дариус (Уиллем Дэфо), командующий группой спецназа, и детектив-переговорщик Кейт Фрейзер (Дэнзел Вашингтон) со своим помощником детективом Биллом Митчелом (Чуител Эджиофор). Фрейзер, который руководит операцией, старается использовать все возможности, для того чтобы обхитрить грабителей: электронные жучки в еде, которую передали для заложников, психологически выверенные телефонные переговоры с Далтоном и так далее, однако ни одно из действий Фрейзера не приводит к нужному результату: судя по всему, Далтон все время идет на шаг впереди детектива, и Фрейзер делает именно то, что нужно грабителю.

Кроме того, в проведение операции вмешались и высшие силы, а точнее, высшие власти - председатель совета директоров Артур Кейс (Кристофер Пламмер): старичок очень разнервничался, когда узнал, что захвачено именно это отделение банка. Дело в том, что там в одной из ячеек депозитного хранилища лежали его семейные ценности, а кроме того, некие бумаги, которые во сто крат важнее любых ценностей. Кейс крайне не хочет, чтобы содержимое бумаг стало известно кому бы то ни было, поэтому обращается к Мэдлин Уайт (Джоди Фостер) - крутой даме с огромными возможностями - с просьбой как-то разрулить данную ситуацию.

Мэдлин, в свою очередь, прибегает к помощи мэра Нью-Йорка, который, как и многие другие, ей чем-то обязан, и дамочку представляют детективу Фрейзеру с требованием от лица руководства города помочь ей во всех начинаниях - в обмен на всякие блага и немедленное решение всевозможных проблем, "потому что, детектив, для нас невозможного - мало".

Тем не менее ситуация не перейдет под контроль полиции или крутой тетки Мэдлин Уайт. Далтон ведет какую-то свою очень сложную игру, и никто не может понять, что именно он собирается сделать.

***

Казалось бы, фильмов об ограблении банка снято уже великое множество. И, казалось бы, все возможные способы вынести деньги и уйти от ответственности уже придумали и осуществили - если не грабители, то хотя бы киношники. Банк грабили в ковбойских шляпах - Роберт Рэдфорд и Пол Ньюман. Банк грабили в стиле диско - Джон Херт и Рис Айфенс. Банк грабили серфингисты под руководством Патрика Суэйзи. Банк грабили на машинках "мини-купер". Банк даже грабили клоуны - сначала Жан Поль Бельмондо, а затем и Билл Мюррей. Почему Спайк Ли снова взялся за эту тему - ограбление банка с захватом заложников, - когда, казалось бы, ее уже выжали досуха, как лимон, попавший в руки чемпиона по рестлингу, до просмотра фильма мне было непонятно.

Зато сама картина все расставила по своим местам. Потому что персонаж "Не пойман, не вор" Далтон Расселл придумал и осуществил идеальное ограбление. Это был фактически целый спектакль с массой всевозможных эффектных выходов, которые он поставил и разыграл как искусный режиссер. И хотя со стороны полиции ему противостоял серьезный противник - детектив Фрейзер, - тот его все-таки не сумел раскусить (по крайней мере, весьма продолжительное время).

Как ни странно, фильм получился просто отличный. Давно не получал такого удовольствия при просмотре криминального детектива, да еще и посвященного ограблению банка. Но Спайк Ли в очередной раз продемонстрировал, что он - режиссер, обладающий очень яркой индивидуальностью, которая проявлялась во всех его картинах. "Не пойман, не вор" сделана с большим вкусом, высокопрофессионально, а главное - очень стильно и изящно. Изящный и умный детектив - вот определение, под которым я подпишусь.

Причем дело не только в тщательно продуманном и вполне логичном, в отличие от многих других голливудских поделок на криминальные темы, плане ограбления. В фильмах Спайка Ли обычно много классных диалогов и сцен, касающихся межэтнических взаимоотношений, - здесь это тоже есть, причем в присущем режиссеру ироничном стиле.

Актерский состав - просто блестящий. Клайв Оуэн, который от фильма к фильму растет просто на глазах и, судя по всему, головой скоро достанет до неба и звезд, - здесь великолепен. Причем задача перед ним стояла довольно сложная: Далтон появляется перед зрителями без маски всего на несколько минут, а все остальное время он руководит операцией с наглухо закрытым лицом. Попробуйте сыграть жесткого и очень харизматичного предводителя в таком облачении - задача, перед которой многие бы спасовали. Тем не менее Оуэн с ней справился - его харизма прорывается сквозь все маски, черные очки и капюшоны. Впрочем, увы, в российских кинотеатрах эффектный голос и интонации Оуэна скрыты за дубляжом (не самым, впрочем, плохим), и это несколько портит впечатление.

Дэнзелу Вашингтону не впервой играть детективов, но он всегда показывает весьма разностороннюю и разнообразную манеру игры, поэтому персонаж получился вполне оригинальный и не особенно напоминающий его прежние работы. Фрейзер - хороший детектив, ревностно выполняющий свои служебные обязанности, который, однако, не гнется под начальством, в результате чего его карьера продвигается не так хорошо, как ему хотелось бы. Впрочем, в данной картине главное то, как Фрейзер пытается понять, что же на уме у Далтона. Детектив ведет свою игру с большим мастерством, и не его вина, что переиграть Далтона - очень и очень сложно.

Джоди Фостер в картине изображает могущественную тетку Мэдлин. Статус и род занятий ее персонажа определить достаточно сложно, но, скорее всего, она нечто вроде мистера Вольфа - решает проблемы. Практически любые. За большие деньги. Джоди изобразила эту холодную и расчетливую стерву с большим искусством, и ни один Станиславский не сказал бы, что он ей не верит. Ей поверили все, даже мы с котом Бубликом.

Резюмирую. Отличное кино! Можно сказать, один из лучших фильмов в жанре изящно-ироничного криминального детектива - из всего, что я видел. Замечательная постановка и блестящая игра актеров - практически на пятерку. Не пропустите!


     
А знаете ли вы, что...

- Тэглайн картины гласит: "Все выглядело как идеальное ограбление банка. Но вы не можете судить преступление его только по виду."


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: