РЕЦЕНЗИЯ №1
По внешним признакам – штамповка, один из двадцати тысяч фильмов про ограбление банка. Кстати, можно его смотреть и так – как фильм про ограбление банка. Но это все равно, что есть конфету вместе с оберткой. Под внешним слоем жанрового антуража Спайк Ли запрятал столько нетипичного, столько вкусностей, что никак не поймешь – о чем же, дьявол его побери, это кино? Об ограблении банка – или о том, к примеру, что жизнь играет человеком, а человек играет на трубе?
Итак, Нью-Йорк, даже более того – Манхэттен. И еще более того – манхэттенский банк. Операторы только-только приступают к своей очистительно-поглотительной деятельности. В очереди – несколько десятков людей, желающих что-то сделать со своими вкладами (а может, взять кредит на жилье). Тут же – толстомордый черный охранник. И вот к банку подкатывает машина с логотипом малярной фирмы, из нее высыпает четверка маляров в профессиональных масках, деловито проникает в помещение финансового учреждения и в ответ на недоуменный взгляд охранника извлекает автоматы Калашникова. Конечно, это налет! Главарь банды берет в заложники решительно всех – посетителей, сотрудников банка, и в первую очередь – охранника. Отбирает у всех мобильники и ключи (а кто не хочет отдавать по доброй воле, получает в дыню и все равно отдает). Заставляет всех переодеться в костюмы, аналогичные тем, в которых оперируют налетчики. Теперь сам черт не разберет, что тут волк, а кто – заяц.
Ну, а в полицейском участке между тем получают сигнал об инциденте в банке. В отсутствие ведущего детектива руководить операцией по освобождению заложников поручают Кейту Фрейзеру. Он неудачник и аутсайдер, хотя при этом выглядит, как капитан бейсбольной команды-чемпиона. Работа никак не позволяет ему встретиться с черной подружкой, которая его все равно любит. Надев белую шляпу, Фишер отправляется под стены банка, чтобы там сразиться с главой налетчиков. Главу зовут Расселл. Далтон Расселл.
Вновь и вновь глядя на Клайва Оуэна, еще и еще раз понимаешь, какого Джеймса Бонда мы потеряли! Нет сомнения – в его исполнении это был бы лучший агент всех времен и народов. Оуэн – нечто совершенно удивительное: стать звездой в 35 лет, за 5 лет переиграть во всех мыслимых жанрах, остаться самим собой – и при этом полностью вписаться в голливудский стандарт. Именно такой противоречиво-безупречный исполнитель нужен был для главной роли Спайку Ли – точно такому же конформисту с нонконформистским подходом. Он тоже постоянно ломает шаблоны коммерческого кино, оставаясь в его уютных рамках. Они стоят друг друга – Клайв Оуэн и Спайк Ли. Их совместный труд на наше общее благо был застрахован от провала – на небесах или где-то там поблизости.
Как всегда, Спайк Ли безупречно конструирует свой фильм. Первая сцена, в которой Рассел толкает речь из тюремной камеры, задает тон всей истории. Этой историей режиссер нас поимеет дважды – и, черт возьми, как это будет приятно! Начиная со стартовой мелодии, вас перестраивают на тот лад, который требуется для проводимого эксперимента. Спайк Ли как редко кто другой с первых кадров умеет дать понять, что фильм вы смотрите стоящий. Его интонация не допускает возражений. Вам просто некуда вставить замечание – настолько все кажется совершенным.
Ну, а потом вы, конечно, заметите кучу всяких несоответствий (например, то, что у переводчицы с албанского сигарета по мере курения не сокращается, а растет). Вам покажется, что с концовкой Ли поторопился, не продумал ее до конца. Но это будет только потом – когда он закончит свое представление и удалится туда, откуда явился. Что толку кричать ему вслед? Он не услышит, он уже – в другом измерении. За глаза вы и своего начальника можете называть дебилом. Попробуйте сказать это ему в лицо!
РЕЦЕНЗИЯ №2
"Внимание, это ограбление!" - крикнули несколько человек, одетые в рабочую одежду маляров, и они не обманули - с этого момента началось ограбление банка "Манхэттен Траст". И это было не просто ограбление, а одно из самых странных ограблений, с которым столкнулась полиция. Хотя внешне все было так, как обычно: группа боевиков, вооруженных автоматами Калашникова, под руководством некоего Далтона (Клайв Оуэн) захватила в заложники всех работников и посетителей банка, переодела их в такую же, как у нападающих, одежду маляров, изъяла мобильные телефоны и стала совершать какие-то действия по выполнению заранее намеченного плана. Однако что именно было в этом плане - ни заложникам, ни полиции совершенно не понятно.
Со стороны властей этим делом занимаются два начальника: капитан Джон Дариус (Уиллем Дэфо), командующий группой спецназа, и детектив-переговорщик Кейт Фрейзер (Дэнзел Вашингтон) со своим помощником детективом Биллом Митчелом (Чуител Эджиофор). Фрейзер, который руководит операцией, старается использовать все возможности, для того чтобы обхитрить грабителей: электронные жучки в еде, которую передали для заложников, психологически выверенные телефонные переговоры с Далтоном и так далее, однако ни одно из действий Фрейзера не приводит к нужному результату: судя по всему, Далтон все время идет на шаг впереди детектива, и Фрейзер делает именно то, что нужно грабителю.
Кроме того, в проведение операции вмешались и высшие силы, а точнее, высшие власти - председатель совета директоров Артур Кейс (Кристофер Пламмер): старичок очень разнервничался, когда узнал, что захвачено именно это отделение банка. Дело в том, что там в одной из ячеек депозитного хранилища лежали его семейные ценности, а кроме того, некие бумаги, которые во сто крат важнее любых ценностей. Кейс крайне не хочет, чтобы содержимое бумаг стало известно кому бы то ни было, поэтому обращается к Мэдлин Уайт (Джоди Фостер) - крутой даме с огромными возможностями - с просьбой как-то разрулить данную ситуацию.
Мэдлин, в свою очередь, прибегает к помощи мэра Нью-Йорка, который, как и многие другие, ей чем-то обязан, и дамочку представляют детективу Фрейзеру с требованием от лица руководства города помочь ей во всех начинаниях - в обмен на всякие блага и немедленное решение всевозможных проблем, "потому что, детектив, для нас невозможного - мало".
Тем не менее ситуация не перейдет под контроль полиции или крутой тетки Мэдлин Уайт. Далтон ведет какую-то свою очень сложную игру, и никто не может понять, что именно он собирается сделать.
***
Казалось бы, фильмов об ограблении банка снято уже великое множество. И, казалось бы, все возможные способы вынести деньги и уйти от ответственности уже придумали и осуществили - если не грабители, то хотя бы киношники. Банк грабили в ковбойских шляпах - Роберт Рэдфорд и Пол Ньюман. Банк грабили в стиле диско - Джон Херт и Рис Айфенс. Банк грабили серфингисты под руководством Патрика Суэйзи. Банк грабили на машинках "мини-купер". Банк даже грабили клоуны - сначала Жан Поль Бельмондо, а затем и Билл Мюррей. Почему Спайк Ли снова взялся за эту тему - ограбление банка с захватом заложников, - когда, казалось бы, ее уже выжали досуха, как лимон, попавший в руки чемпиона по рестлингу, до просмотра фильма мне было непонятно.
Зато сама картина все расставила по своим местам. Потому что персонаж "Не пойман, не вор" Далтон Расселл придумал и осуществил идеальное ограбление. Это был фактически целый спектакль с массой всевозможных эффектных выходов, которые он поставил и разыграл как искусный режиссер. И хотя со стороны полиции ему противостоял серьезный противник - детектив Фрейзер, - тот его все-таки не сумел раскусить (по крайней мере, весьма продолжительное время).
Как ни странно, фильм получился просто отличный. Давно не получал такого удовольствия при просмотре криминального детектива, да еще и посвященного ограблению банка. Но Спайк Ли в очередной раз продемонстрировал, что он - режиссер, обладающий очень яркой индивидуальностью, которая проявлялась во всех его картинах. "Не пойман, не вор" сделана с большим вкусом, высокопрофессионально, а главное - очень стильно и изящно. Изящный и умный детектив - вот определение, под которым я подпишусь.
Причем дело не только в тщательно продуманном и вполне логичном, в отличие от многих других голливудских поделок на криминальные темы, плане ограбления. В фильмах Спайка Ли обычно много классных диалогов и сцен, касающихся межэтнических взаимоотношений, - здесь это тоже есть, причем в присущем режиссеру ироничном стиле.
Актерский состав - просто блестящий. Клайв Оуэн, который от фильма к фильму растет просто на глазах и, судя по всему, головой скоро достанет до неба и звезд, - здесь великолепен. Причем задача перед ним стояла довольно сложная: Далтон появляется перед зрителями без маски всего на несколько минут, а все остальное время он руководит операцией с наглухо закрытым лицом. Попробуйте сыграть жесткого и очень харизматичного предводителя в таком облачении - задача, перед которой многие бы спасовали. Тем не менее Оуэн с ней справился - его харизма прорывается сквозь все маски, черные очки и капюшоны. Впрочем, увы, в российских кинотеатрах эффектный голос и интонации Оуэна скрыты за дубляжом (не самым, впрочем, плохим), и это несколько портит впечатление.
Дэнзелу Вашингтону не впервой играть детективов, но он всегда показывает весьма разностороннюю и разнообразную манеру игры, поэтому персонаж получился вполне оригинальный и не особенно напоминающий его прежние работы. Фрейзер - хороший детектив, ревностно выполняющий свои служебные обязанности, который, однако, не гнется под начальством, в результате чего его карьера продвигается не так хорошо, как ему хотелось бы. Впрочем, в данной картине главное то, как Фрейзер пытается понять, что же на уме у Далтона. Детектив ведет свою игру с большим мастерством, и не его вина, что переиграть Далтона - очень и очень сложно.
Джоди Фостер в картине изображает могущественную тетку Мэдлин. Статус и род занятий ее персонажа определить достаточно сложно, но, скорее всего, она нечто вроде мистера Вольфа - решает проблемы. Практически любые. За большие деньги. Джоди изобразила эту холодную и расчетливую стерву с большим искусством, и ни один Станиславский не сказал бы, что он ей не верит. Ей поверили все, даже мы с котом Бубликом.
Резюмирую. Отличное кино! Можно сказать, один из лучших фильмов в жанре изящно-ироничного криминального детектива - из всего, что я видел. Замечательная постановка и блестящая игра актеров - практически на пятерку. Не пропустите!
А знаете ли вы, что...
- Тэглайн картины гласит: "Все выглядело как идеальное ограбление банка. Но вы не можете судить преступление его только по виду."
|