ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Астрал 
Insidious

Режиссер James Wan (Джеймс Ван)
Сценарий Leigh Whannell (Ли Уоннелл)
В ролях:
Patrick Wilson (Патрик Уилсон),
Rose Byrne (Роуз Бирн),
Ty Simpkins (Ти Симпкинс)
Официальный сайт: www.insidious-movie.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 102 мин.
Год выпуска: 2011
РЕЦЕНЗИЯ №1

- Вселенная не на того напала!

 

Внимание-внимание! Объявляется отстрел громких имен! Кто первый поведется на замануху «от создателей чего-то там опупенского», тот и сифа! Ибо обманут, как пить дать. Вот как сейчас. Режиссер Джеймс Ван в статусе священной коровы никогда особо замечен не был. Однако сегодня трудно найти любителя триллеров-ужастиков, у которых при слове «Пила» не начиналось бы активное слюноотделение. Изрядно пообвыкшись в киноманских слюнях, Ван решил для острастки вогнать страждущих ужаса в «Астрал». Но до высоких материй не дотянул и ограничился банальщиной. Нарезка хорошо смазанных штампов, грустные актеры и дурацкий краснорожий демон — от нападок такой вселенной и защищаться как-то не тянет. Сама скопытится. Под неоконченную мелодию для механического пианино.

Молодая семья (муж, жена и трое сопливцев) переезжает в проклятый старый дом. Даже вода из крана в нем капает безумно зловещим образом, но поначалу это никого не смущает. Муж работает, жена музицирует, два старших мальчика поглощают кукурузные хлопья, а грудная девочка периодически орет. Чем все это закончится? Уууужасом. И без того слегка аутичный мальчик Далтон лезет на чердак, а попадает в кому. Врачи в растерянности, родители в шоке. При этом в окнах тут же начинают топтаться жуткие фигуры и ужасные рожи а простыни спонтанно покрываются кровавыми отпечатками. Дети плачут. Сигнализация вопит. Сюжет развивается. Зритель настороже.

Вопреки проверенному методу «проспимся — и все пройдет» семья решает переехать. Но и на новом месте потусторонняя движуха продолжает отчаянно веселить. Сценарист хочет быть «небанальным» — и в доме появляется бабуля-медиум в компании двух подручных гиков. С помощью фонаря, фотоаппарата и противогаза они будут спасать застрявшего в астрале мальчугана. Но весь их спирикретинизм вдребезги разобьется о страшную семейную тайну, слизанную из примерно десятка подобных фильмов. В итоге нас ждут сюрреалистические финальные бега на просторах подсознания и мега-твист, неожиданность которого зависает в районе абсолютного нуля.

***

Основная проблема этого фильма в том, что он непонятен. То ли режиссер на полном серьезе пытается нагромоздить в кучу все протухшие штампы современности, то ли это он так отчаянно стебется. При этом ленту бросает из огня да в полымя, и откровенный шлак чередуется с весьма нажористыми моментами. В итоге фильм разваливается на неоднородные кровящие куски.

Весь ужас первой половины заключается в замшелом, но эффективном принципе «пикабу». Это когда на экране внезапно появляется что-то страшное под музыкальный удар. Типа, открывается дверь — а в окне висит ужос на крыльях ночи. Зрители такое любят: попкорн рассыпается, пиво плещется, в зале оживляж и подавленные писки. Сколько не проворачивай подобный трюк, он все равно будет пугать. А потому режиссер мослает его по полной. Все сидят и готовятся, пока из дома начнут изгонять призраков, но тут герои неожиданно переезжают.

Дальше зачем-то прет пафос на грани пародии. Одержимый астралом мальчик, буффонадные охотники за привидениями, бабуля в противогазе, душа блуждает, тело и мир в опасности. Весь этот кусок можно смотреть только с недоверчивой ухмылкой. Потому что серьезно воспринимать подобную ересь вкупе с Мефистофелем из МХАТовской постановки просто нереально.

И тут бледному папе открывают его пубертатные тайны. И он, обняв фонарь, отправляется живьем брать демонов. Нас снова бомбардируют неожиданными «Бу!», но бродилки в астральном тумане все же пугают на порядок мощнее. В основном, за счет безумного сюра. Режиссер, будто опомнившись, включает откровенного Линча. А Линча боятся все. Тут вам и жуткая суицидальная семейка, внезапно лыбящаяся прямо в лицо, и бабуля-смерть в зеркале, и тоскливая кабарешная мелодия механического пианино, под которую нечто лихо притопывает копытом.

Надо заканчивать — и режиссер вновь начинает валять дурака. Камера трясется, рогатый бегает по стенам, призраки прут, а папа может все, что угодно. И обязательный хэппиэнд. Который совсем не хэппи. И, видимо, не энд.

Поскольку актеры так и не нашли, чего бы им поиграть в этом сценарии, они весь фильм бродят с постными лицами и откровенно скучают в кадре. Все это слегка скрашивает монтаж и мощная музыка, но под слоем штамповки искусство вянет. Хорошо, хоть не ручной камерой снято. А то в последнее время модно.

В общем, крепкой руки создателя первой «Пилы» в этом фильме почти не чувствуется. Местами пугает, местами клонит в сон, а в отдельных моментах — так и вовсе на «хи-хи» пробивает. Такого ремесленничества от Джеймса Вана, честно говоря, не ожидалось. Хотелось астрала, а вышел полный атас. Как в той старой песне «Любэ». Кричат много и громко. Но кирзовые сапоги как-то за душу не берут.
     


РЕЦЕНЗИЯ №2

Дом с призраками – это как заноза в труднодоступном месте. Вроде и мешает, но избавиться сложно. Что раздражает повсеместно. Спрашивается, почему бы героям лент, вроде «Полтергейст», «Проклятье», «Ужас Амитивилля» и «Паранормальное явление», не взять, да и не переехать куда-нибудь в тихое, спокойное место? Зачем нужны все эти сеансы экзорцизма и спиритизма, если очевидно, что шутки с потусторонним миром заканчиваются плачевно? Так и хочется крикнуть в экран: «Валите оттуда к такой-то матери! Сколько можно испытывать терпение духов и зрителей?!»

Разумеется, тупоголовые обитатели дома никуда не уезжают. Они бродят ночами по дому, прислушиваясь к зловещим поскрипываниям дверей и половиц, пугаясь собственных отражений в зеркалах и писаясь от страха при малейшем шорохе. Днем перепуганные до чертиков жители дома с искаженными от ночных кошмаров лицами рассказывают друг дружке, как им страшно жить. Но покидать насиженное место, несмотря на усиливающий шквал видений и голосов, никто не хочет. Пока в доме не наступает катарсис. И тут уж как повезет, а везет, как правило, редко.

… Счастливое семейство Ламбертов в составе мужа, жены и троих малолетних детей переезжает в новый дом, поближе к работе папы Джоша, который трудится учителем начальных классов. Мама Рене на досуге сочиняет песни для «Фабрики звезд», а также ухаживает за двумя сорванцами и их годовалой сестренкой.

А затем в размеренную и скучную жизнь Ламбертов вторгается «нечто». Несчастья начинаются с того момента, как их старший сын Долтон превращается в коматозный овощ. Точнее медицина выразиться не смогла. Мальчик просто спит, не ходит в школу и не откликается на призывы родителей. В доме слышатся странные, мрачные голоса, за окном блуждают зловещие фигуры, а предметы, как водится, самовольно перемещаются в пространстве.

Приглашенная звезда оккультизма Элис сообщает перепуганным Рене и Джошу, что на этот раз любые переезды бесполезны. Дело в том, что источником зла в их доме является сам мальчик, астральное тело которого удалилось в неизвестном направлении и затерялось в царстве мертвых. Более того, папочка тоже в детстве грешил подобными путешествиями, так что «болезнь» передалась его сыну по наследству.

Самое неприятное, что темные силы тоже не дремлют. Ужасный и коварный демон с кровавым лицом и копытами стремится прорваться в пустующее тело Долтона. Теперь у Джоша есть только одна возможность исправить положение – вспомнить былое и самому пробраться в параллельное измерение, чтобы найти сына и навалять демону по первое число…

А крику-то было. Мол, создатели «Пилы» и «Паранормального явления» объединились, чтобы вконец ушатать психику доверчивых зрителей. От трейлера «Астрала» и впрямь по коже бежали то ли мурашки, то ли еще какая гадость. Чувствовалось в ролике тлетворное дыхание потустороннего ужаса.

Конечно, все эти истории про «дом с привидениями» навязли на зубах. Но авторы сделали ход конем, объединив в единое целое «проклятый дом» и «мальчика-астрала». Точнее, они хотели что-то там объединить, но в итоге всё равно получилась старая «добрая» сказка про то, как медиумы изгоняют нехороших духов из дома законопослушных американских граждан, уплативших налоги в срок.

Сказать, что фильм скучный, нельзя. Всё-таки и Джеймс Ван, режиссер первой «Пилы» и ужастика о чревовещателях «Мертвая тишина», и Орен Пели, автор нашумевшего «Паранормального явления», постарались создать атмосферу, в которой нет места скуке. Предсказуемо? Да. Не слишком оригинально? Да. Но зато на экране постоянно что-то происходит. Это вам не долгие паузы «Паранормального явления», заставлявшие зрителя посматривать на часы. Герои мечутся, паникуют, истерично пугаются и переживают. Т.е. видно, что возникшие проблемы их реально волнуют, а не являются поводом для зубоскальства днем, когда светло и ночные призраки уже не кажутся такими страшными.

Очевидным плюсом картины являются исполнители главных ролей Роуз Бирн и Патрик Уилсон («Хранители»), которым удается не только показать «типичного американца в испуге», но и мало-мальски, насколько позволял сценарий, отработать характеры своих героев. Она – затюканная бытом женщина-мать, замученная тройной детской нагрузкой и невесть откуда взявшимися монстрами. Он – самый обычный школьный учитель, который не в силах заставить себя поверить в сверхъестественное до тех пор, пока не увидит это собственными глазами.

Смотреть «Астрала» слабонервным, само собой, не рекомендуется. Дрожащие блуждания фонарика по углам заканчиваются неизменным резким звуком или появлением устрашающей фигуры, заставляя сердце убегать в тапки. С другой стороны, ужасы должны пугать или какой в них смысл?

Вердикт: несмотря на заверения, получился вполне стандартный ужастик с привычным набором страшилок. Правда, заявленные злодеи в виде краснолицего дьявола и его прислужников-призраков вышли малость хилыми и больше пугали, чем злодействовали. Даже скромная бабуля натворила больше бед, чем разукрашенный парнокопытный демон. Зато многих порадует концовка, выполненная в стиле «Здравствуй, Маша, я Дубровский». А что, кто-то всерьез надеялся на хэппи-энд?
     


А знаете ли вы, что...

- Съемки картины при бюджете 1 млн. $ начались в апреле 2010 года.
- Это уже второй фильм, где Ти Симпкинс играет сына героя Патрика Уилсона.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: