РЕЦЕНЗИЯ №1
Возможно, мы и доживем когда-нибудь до того, что комикс начнет смеяться над собой. Во всяком случае, Роберт Дауни мл. в «Железном человеке» сделал решительный шаг к этому.
В первой части фильма он просто великолепен. Его Тони Старк – очаровательный раздолбай, шалопутный гений, перепробовавший всех девушек с обложки журнала Maxim за последний год… Сорри, плиз – не всех, один месяц он пропустил, но взял свое в декабре, когда на обложку попали сестры-близняшки! От отца (Герард Сандерс), участника проекта «Манхэттен», ему досталась компания Stark Industries, мировой производитель оружия. Делами этого огнестрельного монстра он управляет совместно с отцовским приятелем Обадайей Стейном (Джефф Бриджес). Старк рождает гениальные идеи легче, чем Петросян – идиотские остроты. Он умеет работать не только головой, но и руками: спаять или склепать что-то для души или кармана для него – пара пустяков. Он страшно необязательный и безумно очаровательный. Его совершенно не волнует, что плоды его идей лишают жизни миллионы людей: ведь все равно эти миллионы обречены. Кроме того, его идеи можно использовать в мирных целях – почему нет? Его очередная разработка – ракетная система «Иерихон» с разделяющимися боеголовками, несущая смерть в радиусе… В большом радиусе. Старк прибывает в Афган, чтобы там, на месте реальной войны, устроить для отечественной военщины презентацию «Иерихона». Все проходит просто замечательно – как всегда, когда за дело берется этот «золотой мальчик». На обратном пути везущий его джип попадает под обстрел. Старка берут в плен нехорошие люди из организации «Десять колец». Властелин этих колец хочет иметь свой «Иерихон». И все враз меняется в судьбе Тони…
Изображая беспутного Старка доафганского периода, Дауни оттягивается по полной. Ничего не затмевает этот актерский блеск: до поры, до времени все подчинено тому, чтобы главный исполнитель мог резвиться в свое удовольствие. Немалый вклад в это внесли и парни из фирмы Marvel, придумавшие историю про Железного человека: знающие люди пишут, что в бумажном оригинале этот герой тоже бухает напропалую и задирает юбки всем, кто имеет счастье оказаться рядом. Будучи по определению одним из самых порочных супергероев мира комиксов, Железный человек попал в надежные руки Роберта Дауни мл., знающего ох какой толк и в выпивке, и в наркотиках, и в распутстве. Он играет, как дышит (и совсем не похоже, что он так уж завязал, как об этом рассказывает). Тони Старк, пока не стал Железным человеком – это сплошной мармелад для самого взыскательного зрителя!
Потом все откатывается на исходные позиции, и мы смотрим обычный хорошо отснятый комикс без особых затей и со спецэффектами умеренной крутизны, с редкими вкраплениями юмора, в осколках которого угадывается прежний Тони Старк. Некоторым людям эту потерю восполняет Джефф Бриджес, дающий первоклассного мерзавца с присущим ему пролетарским шармом. Для меня потеря грешного Старка оказалась невосполнимой.
Все дело в том, что я не люблю комиксы. И клюнуть на «Железного человека» меня, по большому счету, заставил только восторженный вопль, заполнивший Интернет после премьеры фильма. Не видя вокруг недовольных, я поспешил в кино, чтобы примкнуть к их рядам. И с удовольствием не примкнул. «Железный человек» – хороший фильм с хорошими актерами, но за тесные жанровые рамки он так и не вырвался. Было бы удивительно, если бы это случилось в проекте, который продюсировала и финансировала сама фирма Marvel. Ее благосостояние – это десятки миллионов фанатов, которым комиксы сумели впарить под видом морального кодекса строителя капитализма. Ни за что на свете Marvel не стала бы рисковать расположением этой орды, готовой выложить предпоследний доллар ради оживших картинок детства. В конце концов, бизнес есть бизнес: при бюджете в 186 миллионов, «Железный человек» только в премьерный уик-энд и только в Америке заработал 100 миллионов (плюс еще 50 миллионов – в мировом прокате). А значит, Marvel все посчитала правильно.
Но за Дауни им все равно спасибо!
РЕЦЕНЗИЯ №2
Тони Старк (Роберт Дауни-младший) - веселый парень. К тому же миллионер - ему от отца досталась огромная компания Stark Industries, производящая оружие. В результате Старк оттягивается, как может: огромный дом на берегу океана, все модели журнала Maxim в качестве романтических увлечений, шикарные сорта виски и персональный самолет, на борту которого можно устроить крутую дискотеку.
Как-то раз Старк полетел в Афганистан, чтобы продемонстрировать американским военным новейшие ракеты "Иерихон". По пути с полигона на базу колонна со Старком попала в засаду, Тони был ранен и захвачен в плен членом экстремистской организации "Десять колец" по имени Раза (Фаран Тахир).
В теле Старка было много осколков, и ему сделали операцию, вживив в солнечное сплетение здоровенный магнит, который должен притягивать осколки, чтобы они не вошли в сердце.
Раза знает, кто такой Старк, и он потребовал от миллионера собрать для его отряда ракету "Иерихон" из всяких подручных средств. Тони может собрать ракету - он на самом деле гениальный инженер, несмотря на миллионерские замашки, - однако понимает, что после того, как требуемое будет сделано, Раза его убьет. Поэтому Старк предпочитает вместо ракеты собрать здоровенный железный скафандр с оружием, с помощью которого он сможет выбраться из плена.
Побег удался, Старк попал на родину, но теперь он полностью переосмыслил свое предназначение в этой жизни. Он заявляет, что уже не хочет делать оружие, и этим вызывает ужас у председателя совета директоров и своего главного компаньона Обидайи Стэйна (Джефф Бриджес). В результате Стэйн продолжает торговать оружием, спокойно поставляя его в том числе и организации "Десять колец", а Старк разрабатывает новую версию своего боевого скафандра, с помощью которого он надеется уничтожать продаваемое Стэйном вооружение.
Но понятно, что Стэйн просто так не отступится. Так что Старку нужно будет серьезно повоевать, и в этом ему поможет правая рука - Пеппер Поттс (Гуинет Пэлтроу).
***
Железный человек - известнейший персонаж комиксов компании Marvel, которой принадлежат трансформеры и прочие фантастические четверки. После большого коммерческого успеха фильмов, поставленных по персонажам марвеловских комиксов, в компании решили собственноручно профинансировать новую постановку, создание которой доверили Джону Фавро. Кстати, Фавро значительно более известен как актер ("Очень дикие штучки", "Дублеры"), а в качестве режиссера до этого он снял только три художественных фильма и несколько эпизодов сериалов.
Ролью Железного человека очень интересовались Николас Кейдж и Том Круз. Последний даже собирался стать продюсером фильма. Однако Джон Фавро остановил свой выбор на Роберте Дауни-младшем, посчитав, что он больше всех подходит в качестве исполнителя персонажа перевоспитавшегося миллионера-хулигана, коим по сценарию был Тони Старк. Как известно, Роберт Дауни-младший (сын актера, режиссера и сценариста Роберта Дауни-старшего) сам довольно продолжительное время алкоголил и наркоманил по полной программе, попадая при этом в бесчисленные истории, и чуть было не привел в полные руины свою многообещающую кинокарьеру. Но потом вроде образумился, изумительно сыграл в "Зодиаке" и "Помутнении", так что Фавро абсолютно прав - фактически это тот же самый персонаж, только без стального жилетика.
Но дело даже не в том, что Дауни-младший не понаслышке знаком с прелестями алкоголизма, наркомании и неразборчивых сексуальных связей. Просто он актер - яркий и невероятно харизматичный. Тоскливый Николас Кейдж всю иронию этого неоднозначного персонажа сжег бы кислотой своего страдальческого взгляда, а вечный мальчик Том Круз опять завел бы волынку про свои идиотские семейные ценности, а это такая нудятина, что лучше уж вместо этого послушать концерт для трех волынок и пяти драных котов.
А вот из Дауни-младшего Железный человек получился просто отличный: разгульного миллионера он сыграл с фантастическим уровнем достоверности (ну, как бы и неудивительно), однако и перевоплощение было сделано тонко, аккуратно и с должным уровнем юмора и иронии. В результате в Железном человеке при всей его положительности проскальзывают искорки разнузданного Тони Старка - таким образом, попадание в стиль знаменитого персонажа просто стопроцентное. (Оно понятно, что в Marvel при этом особенно трепетно относились к экранизации своего комикса и не допустили бы никакой отсебятины - чай не New Line Cinema, которой раньше принадлежали права на воплощение в кино данного графического романа.)
Старина Джефф Бриджес невероятно порадовал своим появлением в роли главгада Обидайи Стэйна. (В начале фильма он еще не негодяй, но там на сто процентов сразу было понятно, кто потом будет ставить Старку палки в колеса, поэтому спойлером это не является.) Негодяй у Джеффа получился невероятно колоритный и обаятельный, и тут еще большой вопрос, чья харизма выпирала сильнее - Дауни-младшего или Бриджеса.
Ближайшую помощницу Старка Пеппер Поттс сыграла Гуинет Пэлтроу. Я вообще к ней очень спокойно отношусь, однако здесь Пэлтроу понравилась - и персонаж получился довольно глубокий, и смотрелась она просто здорово.
Как это все снято? В модном нынче стиле "полудостоверности". То есть берется чистый комикс, но экранизируется так, как будто снимается обычный художественный фильм - реальные города, персонажи, всякие узнаваемые социальные признаки - Афганистан, бандиты-талибы и так далее. И в это все помещается вроде как супергерой, но объясняется, что он, в общем-то, обычный человек, просто одновременно гениальный инженер и миллионер, который может воплотить в жизнь самые фантастические проекты вроде этого боевого скафандра.
Подобный подход был продемонстрирован Ноланом в фильме "Бэтмен: начало", однако если у Нолана была фактически драма, то у Фавро получился эффектный фантастический боевичок. По настрою, в общем-то, фактически те же "Трансформеры", как бы там Фавро ни заикался о том, что он, дескать, пытался подражать Роберту Олтману. Фавро ни одним местом не Олтман, но в данном случае оно вроде как и хорошо, потому что у него получилось очень качественное развлекательное кинцо, которое я посмотрел с большим удовольствием.
Харизматичные актеры, идеально попадающие в роли, отличные спецэффекты, качественная режиссура и необходимый налет иронии. Никак не шедевр, но классное развлекательное кино.
Впрочем, фанаты комиксов о похождениях Железного человека на IMDB так наголосовали, что "Железный человек" поднялся аж на 172-е место в списке 250 лучших фильмов. Я бы в такой фанатизм на самом деле не впадал, но как академику сложно понять простую доярку, так и людям, не воспитанным на культуре графических романов, никогда не понять эмоций поклонников комикса.
А знаете ли вы, что...
- Съемки картины при бюджете 186 млн. $ проходили с 12 марта по 25 июня 2007 года.
- Джон Фавро хотел видеть в роли Пеппер Поттс Рэйчел МакАдамс, но она отказалась от предложения.
- Изначально Джон Фавро должен был снимать фильм "Капитан Америка" в жанре приключенческой комедии о супергерое, но вместо этого он выбрал "Железного человека" и придал ему более серьезный тон. По иронии, Ник Кассаветес, который должен был изначально снимать "Железного человека", стал режиссером "Капитана Америки".
- Джон Фавро охарактеризовал свой фильм как смесь "Супермена", поставленного Робертом Олтманом, с примесью романов Тома Клэнси, фильмов о Джеймсе Бонде, Робокопе, с добавлением "Бэтмена: Начало".
- В комиксах Тони Старк участвовал в войне во Вьетнаме, в фильме в Афганистане.
- Во время съемок Джон Фавро практиковал импровизацию в диалогах, ссылаясь на влияние Роберта Олтмана.
- В 1999 году кандидатом в режиссеры значился Квентин Тарантино, в 2001 году - Джосс Уэндон, который являлся большим фанатом комиксов о "Железном человеке", в 2004 году - Ник Кассаветес (с учетом релиза в 2006 году).
- Николас Кейдж и Том Круз были заинтересованы участием в проекте. Круз даже хотел спродюсировать фильм.
- Роберт Дауни мл. является большим фанатом комиксов и, по его словам, может сняться хоть в 15 продолжениях.
- Роберт Дауни мл. провел восемь месяцев на стадии постпродакшна для того, чтобы усовершенствовать реалистичность движений Железного Человека, сгенерированных компьютером.
- В процессе подготовки к исполнению роли Пеппер Поттс Гвинет Пэлтроу прочитала очень много комиксов о "Железном Человеке", специально купленных для нее мужем Крисом Мартином.
- Джефф Бриджес в процессе подготовки к роли Обадиа Стэйна отрастил козлиную бородку и побрил голову. По его словам, он все время мечтал сделать это.
- Джон Фавро снимал фильм в Лос-Анджелесе, поскольку, по его мнению, слишком много фильмов снимается на Восточном побережье, в особенности, в Нью-Йорке.
- Первоначально главными злодеями планировались Титановый Человек и Кровавый Динамо.
|