ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Остров 
The Island

Режиссер Michael Bay (Майкл Бэй)
Сценарий Caspian Tredwell (Каспиан Тредвелл),
Alex Kurtzman (Алекс Картцман),
Roberto Orci (Роберто Орчи)
В ролях:
Ewan McGregor (Эван МакГрегор),
Scarlett Johansson (Скарлетт Джоханссон),
Djimon Hounsou (Джимон Хаунсу),
Steve Buscemi (Стив Бушеми),
Sean Bean (Шон Бин),
Michael Clarke Duncan (Майкл Кларк Данкан),
Shawnee Smith (Шони Смит),
Ethan Phillips (Итан Филлипс),
Damani Roberts (Дамани Робертс),
Skyler Stone (Скайлер Стоун),
Kevin McCorkle (Кевин МакКоркл),
Kevin Daniels (Кевин Дэниэлс),
Max Baker (Макс Бейкер),
Siobhan Flynn (Сиобан Флинн),
JP Manoux (Джей Пи Мано),
Kirk Ward (Кирк Уорд)
Официальный сайт: www.theisland-themovie.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительнось: 136 мин.
Год выпуска: 2005
РЕЦЕНЗИЯ №1

Земля, двадцатые годы двадцать первого века. После глобальной экологической катастрофы, вызванной загрязнением, кока-колой и "Макдоналдсом", подавляющее большинство землян вымерло. Остались только немногие взрослые представители, которых добрые люди во главе с доктором Мерриком (Шон Бин) откапывают, спасают, приводят в чувство и держат в некоем подземном бункере, оборудованном всем необходимым.

Каждый день в этом бункере разыгрывается так называемая лотерея, призом которой является переезд выигравшего счастливчика на Остров - сказочное место, еще не тронутое загрязнением. Это райский уголок, в котором хочет оказаться любой спасенный землянин. Правда, от уже отправившихся на Остров оставшимся не приходят никакие весточки, но доктор Меррик и его подручные объясняют, что в целях ненужных эмоциональных реакций счастливым до одури жителям Острова запрещено общаться с теми, с кем они делили кров и хлеб в бункере.

Главный герой фильма по имени Линкольн Шесть Эхо (Ивэн Макгрегор) не может побороть в себе чувство, что с этой лотереей что-то не так. Линкольн постоянно задает себе вопросы, ответы на которые он не находит. Уж слишком гладко все выглядит: они, спасенные земляне в белых костюмчиках, живут, обучаются и работают в бункере, участвуют в лотерее, а потом отправляются на Остров, откуда нет никаких вестей.

А почему, спрашивает себя и доктора Меррика Линкольн, они все, участники лотереи, ходят в белых костюмах? Почему подручные доктора Меррика ходят в черном? Почему спасенные выполняют только самую тупую и дурацкую работу? Почему Линкольну постоянно снятся кошмары? Почему ему запрещено дружить с другой спасенной землянкой - Джордан Два Дельта (Скарлетт Йоханссон)? Почему некоторое спасенные не выигрывают по пять-семь лет? Почему...

Не нужно сто тысяч "почему", ласково отвечает ему суровый, но всепрощающий доктор Меррик и запускает через глаз Линкольна прямо в мозг электронных жучков, которые должны просканировать серое вещество парня и доложить доктору Меррику о том, что же в действительности происходит у него в котелке.

Несмотря на жучков, Линкольн, воспользовавшись ключом, добытым обманом у одного из своих наставников-надзирателей, отправляется к своему дружку - технику Маккорду (Стив Бушеми). Линкольн чувствует, что Маккорд знает что-то такое, что Линкольну, с одной стороны, узнать было бы очень страшно, но с другой - узнать это просто необходимо, чтобы найти ответ на основной вопрос своего нынешнего бытия: "Что, где, когда, зачем и какого черта?"

Маккорд, судя по всему, не хочет или не может дать ответы Линкольну на все его наболевшие вопросы. Однако он слегка намекает, и этот намек Линкольну на многое раскрывает глаза. И эти раскрытые глаза начинают видеть, что солнечный Остров постепенно скрывается в тумане и становится до боли недосягаемым. А тут еще и его подруга Джордан Два Дельта вдруг выиграла в лотерею...

***

Трейлер этого фильма, показанный в кинотеатрах, вызвал определенную волну возмущения зрителей: в самом трейлере сквозили явные спойлеры, которые должны были испортить все впечатление от просмотра, ведь на черта смотреть фильм, если тебе заранее сообщают, что никакого Острова не существует и что выигрыш в лотерею означает смерть. Ну и что эти "спасенные" люди на самом деле клоны...

Я тоже сначала возмущался вместе со всеми, потому что не только трейлеры, но и официальные анонсы содержали все те же спойлеры, причем еще и покруче. Однако, посмотрев фильм, понял, что промоутеры - вовсе не идиоты. Что с Островом, лотереей, а также "спасенными" явно нечисто - становится понятно буквально на первых же минутах фильма. А суть всей картины - история о том, как несчастный клон Линкольн Шесть Эхо со своей подругой клонихой Джордан Два Дельта смотались из подземного бункера доктора Меррика и стали бороться за свою свободу и благополучие.

Так что главное в этом фильме - вовсе не процесс узнавания Линкольном правды (он занимает буквально десять минут), а процесс обретения свободы, наказание виновных, спасение остальных и все такое. Фантастический боевик довольно быстро скатывается к обычному боевику, и зрителям становится уже неважно, что Лос-Анджелес в картине относится примерно к 2020 году, а главные герои - клоны. Беготня, стрельба, гонки, погони, падения, прыжки, взрывы и так далее - словом, все то, на что Майкл Бэй большой специалист.

Многие моменты "Острова" до странности напоминают "Особое мнение" Спилберга: электронные таракашки, летающие мотоциклы и так далее. И в этом нет ничего удивительного: именно Спилберг (а точнее, его компания DreamWorks SKG, одним из владельцев которой является Стивен) стал продюсером картины, а вовсе не обычный партнер Бэя Джерри Брукхеймер, с которым они сделали "Скалу", "Армагеддон", "Перл-Харбор", "Плохие парни" и "Плохие парни II". Видимо, благодаря тому же Спилбергу в картине сверх обычного напихан product-placement (различные известные бренды, к которым активно привлекается внимание пользователей), который так резал глаза в "Особом мнении". Здесь тоже оттянулись, как следует слупив денег как минимум с Microsoft, Chevrolet, Puma и других известных фирм.

Что из всего этого получилось? Вполне традиционные бэевский блокбастер. От перемены мест слагаемых ничего особенно не изменилось - все тот же Бэй, умеющий классно ставить всякие погони, взрывы и так далее. Да и сюжетный набор, в общем-то, нехитрый: "немножко кофе, немножко секса, совсем чуть-чуть 'Тиранозавурекса'" - чуть-чуть актуальной темы о клонах, которых выращивают как доноров органов, немного любовной истории Красивого Мальчика к Красивой Девочке, доктора-убийцы, наемники-убийцы, а дальше - бегаем, спасаемся, стреляем, убиваемся. И побеждаем.

Большое спасибо за то, что главную роль играет не Бен Эффлек - низкий Бэю за это наш с котом Бубликом поклон. Впрочем, Макгрегор в этой роли не сильно впечатлил - юмора ему не хватает! Юмора и иронии. Какой-то он зажатый. Я, конечно, понимаю, что клону как-то особо и не до веселья, особенно когда он выяснит, кто он и зачем существует, однако Бэй снимал все-таки не социальную драму, а традиционный боевичок. Уж слишком унылая физиономия у Макгрегора в этом фильме - это раздражало.

Скарлетт Йоханссон в фильме то ли непрерывно штукатурили, то ли непрерывно фотошопили - короче говоря, получилась она настолько гладкая и какая-то пластмассовая, что впечатление оставила просто никакое. Ну, ходила туда-сюда, ну, пухлыми губками делала вид, что сильно боится. Больше ничего.

Зато главный злодей доктор Меррик в исполнении всегда отлично играющего Шона Бина - блистателен. И личность ведь неоднозначная! С одной стороны, конечно, полный негодяй! С другой - спаситель человечества! К сожалению, подробно рассуждать об этом персонаже невозможно без очередных спойлеров, а мне бы не хотелось раскрывать последние хитросплетения сюжета, поэтому придется обойтись кратким определением - отлично! Сыграно просто классно!

Ну и второй персонаж, ради которого этот фильм в любом случае можно посмотреть, - это техник Маккорд, изумительно сыгранный Стивом Бушеми. Тот самый юмор, та самая ирония, тот самый маленький человечек с двумя-тремя эпизодами, который, в отличие от всего остального спецэффектного барахла, запомнится надолго.

Сценарий этого фильма, в отличие от многих блокбастерных аналогов, вовсе не так уж и туп. Сюжет, конечно, не блещет какими-то находками или откровениями (тему клонирования разрабатывают уже давно), однако развивается вполне логично и явных ляпов не содержит.

Само действие разворачивается вполне динамично, Лос-Анджелес недалекого будущего и всякие гонки в нем сделаны на очень высоком уровне и на большом экране смотрятся просто отлично. В результате - вполне зрелищное и даже не тупое кино, которое вполне можно посмотреть, чтобы тут же забыть через пару дней.

Типичный одноразовый блокбастер - вот наш вердикт. Далеко не самый плохой из коллекции Майкла Бэя. По крайней мере, там и кроме экшна было на что посмотреть, в отличие от этого кошмарного "Перл-Харбора"...

Вот только за актерскую игру непонятно что ставить. Макгрегор с Йоханссон - максимум трояк. Шон Бин и Стив Бушеми - твердая пятерка. Поставлю по совокупности тройку с плюсом - все-таки, главные герои оказались совершенно посредственными...


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Кривая режиссерской состоятельности у Майкла Бэя до сих пор шла стабильно вниз: от замечательных во всех отношениях «Плохих парней», через отличную по преимуществу «Скалу», пустоватый, но суперзрелищный «Армагеддон», неоднозначный «Перл Харбор» (в котором все же был несравненный час японского налета) – к откровенно провальным вторым «Плохим парням», у которых одно достоинство: о них мгновенно забываешь. Казалось, свободное падение Бэя ничто не может замедлить, и в «Острове» мы увидим, как он все-таки шлепнется, наконец, со всего размаха о земную твердь, размазав по поверхности свою режиссерскую репутацию. Ан нет! В последний момент, у самой земли, Бэй извернулся и пошел вверх. Как-то не верится, что он вновь достигнет изначальных высот, но тенденция переломлена: «Остров» явно лучше «Плохих парней-2». И, боюсь, даже лучше «Перл Харбора».

Ничто, ну буквально ничто не предвещало перелома. Напротив: имелись все предпосылки для полного краха. Казалось: ну, как ему не быть, краху-то, когда столь явный «блокбастермейкер» берется ставить антиутопию – жанр, в котором, как ни крути, должен присутствовать хоть какой-то психологический и философский фон. Но Бэй, чтоб он был здоров, вывернул ситуацию таким образом, что антиутопия превратилась в хороший, зрелищный боевик. Плохо, что ему не хватило выдержки удержаться в этой струе до конца. Занесло его все-таки в конечном итоге и в философию, и в психологию. А эти сферы для Бэя крайне негостеприимны. Он там напоминает актрису Ирину Муравьеву на роликовых коньках из фильма «Карнавал».

Итак, антиутопия. Время действия – 2019 год. Место действия – черт его знает где. По крайней мере – планета Земля. Некое закрытое пространство, наполненное разнообразнейшими благоустроенными помещениями, стерильной чистотой, проявлениями высоких технологий и людьми, половина из которых одета в белое, а другая половина – в черное. Белые живут себе и горя не знают: спят в мягких постелях, каждый день получают идеально чистую одежду, еду и работу – малопонятную, но совсем не трудную. Вечером они могут развлекаться: играть в интерактивные игры, например, или посещать бары с энергетическими коктейлями и модной музыкой. При этом – никакого секса, да и вообще, любое проявление межполового контакта категорически пресекается черными обитателями этого мира.

Черные следят за тем, чтобы белые жили исключительно своей райской жизнью. Чтобы двигались только в проложенной для них колее. Чтобы жрали только то, что им назначено. Чтобы исправно работали и не бузили. Над черными стоит доктор с симпатичной физиономией Шона Бина. Он «разруливает» самые сложные ситуации – например, с теми белыми, которые начинают задумываться и задавать вопросы. Таким оказался, в частности, парень по имени Линкольн Шесть Эхо. Ему многое непонятно: например, почему ему каждое утро дают одежду только белого цвета? Или – куда ведут трубки, в которые он с товарищами по работе день-деньской вводит некую питательную смесь? Эти вопросы, как нетрудно понять, не доведут до добра ни самого Линкольна, ни его подружку Джордан Два Дельту.

Между прочим, главный замес в фильме начинается именно с того, что Дельта выигрывает путевку на Остров. Это – стержневой момент всего здешнего мироустройства. Черные объясняют белым, причину, по которой все они оказались в стерилизованном подземном мире: глобальное загрязнение. Поверхность планеты стала непригодной для жизни. Осталось только одно место, где можно существовать в прямом контакте с природой – тот самый Остров. Чтобы попасть туда, белый должен выиграть лотерею. Ее проводит машина, управляющая жизнью подземелья. Конечно, вокруг этих розыгрышей вырастает целый культ. Но вот Линкольн Шесть Эхо, этот пытливый ум, этот перегенерированный Джордано Бруно, узнает, что Остров – совсем не то, чем он кажется.

«Остров» провалился в американском прокате. Этот результат можно было предсказать с самого начала. Никакого бинома Ньютона тут не требовалось открывать: хватало информации, что фильм не будет продюсировать Джерри Брукхаймер. Именно с этим человеком связаны все предыдущие коммерческие успехи Майкла Бэя. Именно благодаря Брукхаймеру Бэй заработал себе репутацию специалиста, который из больших денег способен сделать громадные. Но правду не скроешь, и «Остров» ее обнажил во всей полноте. На самом деле, талантом превращать в золото все, к чему прикоснется, обладает как раз Брукхаймер. В «Острове» Бэй взял продюсерские функции на себя. Целиком и полностью. Думал, наверное, что уже вырос. Ну, и получил свое.

В таких проектах, как «Остров», главное – раскрутка. Брукхаймер в этом деле – артист. Достать 100 миллионов для одного проекта – не велика задача. Это сейчас в Америке проще, чем чизбургер слопать. А вот заставить их работать могут лишь единицы. Брукхаймер, наверное – лучший среди них. Он умеет продать кино так, что страна в едином порыве несется к кассам, сметая все на своем пути. И считая за счастье, что с нее берут ее трудовой доллар. «Остров» продавали совершенно бездарно. Я в этом деле не больно-то понимаю, но многие специалисты, глядя на промоушен, организованный Бэем, пожимали плечами и крутили пальцем у виска. К премьерной дате народ: а) так и не разобрался с жанровым окрасом фильма, б) получил три ролика, каждый из которых бил в разные целевые группы, в) получил кучу спойлеров от самих же создателей фильма, г) не получил никакой особой интриги со съемочной площадки. Так, господа, большие деньги не делают.

За «Остров» как за коммерческий проект, честное слово, обидно. Фильм-то получился вполне смотрибельным. Он немного смешной как антиутопия (хотя при желании может расцениваться как веселая пародия на Оруэлла), но он очень хорош как экшн. Жаль, Бэй оказался слабоват для сверхмиссии, которая перед ним нарисовалась. Так он и не совершил новый мичуринский подвиг, не родил жанровый гибрид из взаимоисключающих исходных, не снял философский боевик. Ну, да и ладно. Динамичное кино, напичканное спецэффектами, все равно лучше его мало кто снимает. А концовка, вызывающая едкий смех умной аудитории… Да кому она вообще интересна, эта умная аудитория?


     
А знаете ли вы, что...

- Это первый фильм Майкла Бэя, который был спродюсирован не Джерри Брукхаймером.
- Тэглайны картины гласят: "Они не хотят, чтобы ты знал, кто ты есть на самом деле"; "Разработай план побега"; "Ты был выбран".


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: