ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Проклятие нефритового скорпиона 
The Curse of the Jade Scorpion

Режиссер Вуди Аллен
Сценарий Вуди Аллен
В ролях:
Вуди Аллен,
Хелен Хант,
Дэн Эйкройд,
Шарлиз Терон
Официальный сайт: dreamworks.com/jadescorpion
Продолжительность: 103 мин.
Год выпуска: 2001
РЕЦЕНЗИЯ №1

Даже в простой страховой конторе всегда есть место подвигу. С.В. Бриггс (Вуди Аллен) - тот самый небольшой кусочек подвига в замшелой страховой конторе. Да-да, именно Бриггс - подслеповатый коротышка совершенно замухрыжистого вида, при взгляде на которого задумываешься над личностью и внешним видом Бога, создающего, как говорят, людей по своему образу и подобию. Тем не менее Бриггс - один из лучших агентов по расследованию страховых случаев. Ну, знаете, когда человек застраховал свой дом на кругленькую сумму, а дом сгорел через два дня, причем в соседнем овраге нашли три пустых канистры из-под бензина. Или некий любитель прекрасного приобрел картину Дали за фантастические деньги, а на следующий день картина пропала, и теперь любитель прекрасно требует еще более фантастические деньги со страховой компании...

Так вот, Бриггс - это тот самый невзрачный на вид бульдог, который вцепится в задницу любой неприятности и заставит ее повернуться совершенно неожиданным боком, не лишенным для страховой компании определенного очарования. Он найдет спрятанную картину в телескопе, пустую канистру в детской коляске, нож в гардеробе у дворецкого и алмазные подвески в кармане миледи. Бриггс - лучший из лучших! Вероятно, мудрая природа так распорядилась: за внешностью вечно озлобленного еврейского неудачника скрывается острый аналитический ум...

Однако с определенного момента Бриггсу стало довольно сложно работать. Потому что его начальник Крис Магрудер (Дэн Эйкройд) пригласил в контору некую даму по имени Бетти Энн Фитцжеральд (Хелен Хант), в обязанности которой входило увеличение эффективности работы конторы. Но эта дамочка - о, она не просто так занимала свое место! Бетти настолько эффективно перетащила документы из всех кабинетов на второй этаж, что Бриггс был разом лишен всех своих архивов и записей. Вы же представляете, насколько за двадцать лет работы привыкаешь к своим ящичкам, полочкам и шкафчикам. Ну да, бумаги там, на первый взгляд, лежат в беспорядке. Но это только на взгляд косного и недалекого человека, который не может понять всей сложности и монументальности системы признаков, скрытых намеков и прямых указаний: вот здесь помечено красным карандашом, здесь пять лет назад пролили виски, и теперь все документы по делу о разводах по запаху ни с чем не спутаешь, этот шкафчик открывается только пинком ноги, и в нем хранятся бумаги по спортивным махинациям, - словом, Бриггс прекрасно мог разобраться во всей этой бумажной галиматье, пока не пришла специалистка по эффективности и не сделала так, что Бриггс теперь ни черта не может найти, причем не может найти с высочайшей эффективностью.

Разумеется, Бриггс эту мадемуазель (да-да, она мадемуазель, потому что ее эффективность как жены и матери намного ниже ее эффективности специалистки по эффективности в офисе) слегка недолюбливает. Прямо скажем - он ее ненавидит всеми фибрами своей души так, как мужчина может ненавидеть женщину, вставшую между ним и его любимой работой. А Бетти ненавидит Бриггса всеми фибрами своей души так, как специалистка по эффективности может ненавидеть лысеющего подслеповатого мужичонку, который при всей своей неэффективности считается в конторе лучшим работником.

Впрочем, Бриггс, безусловно, отдает должное женской привлекательности Бетти и ее неоспоримому острому уму. Ему горько оттого, что острота этого ума всеми своими гранями направлена против него, однако как человек объективный, он вынужден признать - эта тетка весьма умна. Даже чересчур. Но Бриггс относится к тем редким людям, которые женщине за острый ум могут простить даже неземную красоту, поэтому он обрушивается на нее со всей яростью критики, чтобы... Чтобы она обратила на него внимание.

Да и Бетти, в общем, тоже отдает должное Бриггсу, несмотря на всю его внешнюю непривлекательность. Бетти уважает людей, которые ухитряются сохранять эффективность среди полной неэффективности. Такие люди заслуживают уважения, считает Бетти, и продолжает пикироваться с Бриггсом с такой яростью и пылом, что по всему офису только щепки летят...

Однако их личные взаимоотношения - личными взаимоотношениями, но что Бриггс, что Бетти, что вся страховая контора волею загадочного и таинственного магнетиста-гипнотизера оказались втянутыми в совершенно криминальную историю о похищении драгоценностей на огромную сумму. И не последнюю роль в этой истории играет нефритовый скорпион, чей первый владелец уже давно неэффективен настолько, насколько может быть неэффективной мумия, хранящаяся в пирамиде...

***

Потихоньку я начинаю становиться фанатом Вуди Аллена. Оказывается (к моему стыду, я это узнал относительно недавно), он снимает совершенно разные фильмы. А у меня так получилось, что первые фильмы Аллена как-то не сильно понравились (например, "Хватай деньги и беги"), и я считал, что это "не мой режиссер". Однако потом попался "Сладкий и гадкий" (как пример фильма, где сам Аллен не играет), затем "Голливудский финал" (как пример фильма, где Аллен рефлексирует по полной программе в своей обычной забавной манере), и вот теперь - "Проклятие нефритового скорпиона", где для меня Аллен раскрылся в полном блеске своего изумительного остроумия.

На самом деле сюжет "Проклятия нефритового скорпиона" не имеет ровным счетом никакого значения. На первый взгляд, это мистический криминальный детектив, но детективной составляющей его мистики не замечаешь из-за полного отсутствия криминала, а полное игнорирование Алленом коронного вопроса любых детективов "Кто же в конце концов является убийцей?" несет в себе важный нравственный посыл о том, что совершенно безнравственно задаваться подобными вопросами, ведь это только на руку подлым сценаристам.

Поэтому сюжет - не главное. Это могло бы быть эпическое полотно, балет на льду, душещипательная мелодрама, историческая сага - не имеет значения. Все равно бы это был Аллен, Аллен, ничего кроме Вуди. Знаменитые актеры считают за честь сняться у Аллена, причем за копейки или вообще бесплатно. Я не знаю (лукавлю), почему они считают это за честь, ведь любой актер или актриса в фильмах Аллена - это тот же Вуди. Они мгновенно теряют свою индивидуальность и становятся очередными вуди алленами: они двигаются так же, как он, они говорят его словами, они даже используют его интонации. Но это и хорошо! Аллен настолько хорош, забавен и очарователен, что я вполне готов к этой метаморфозе голливудских звезд. В этом также заключается прелесть алленовских фильмов - когда там одни вуди аллены, что мужского, что женского пола.

Поэтому нет смысла говорить об актерских работах в этом фильме, ведь все актерские работы - это он, Аллен. Кроме того, актерские работы там не сильно важны. Главное в этом фильме - нескончаемый поток совершенно чудесных диалогов, пронизанных остротами везде, где это нужно, и везде, где только можно. Эти остроты хочется цитировать от начала и до конца, слева направо, снизу вверх и крупными произвольными кусками. Часть фраз и диалогов я привел в качестве эпиграфа, но имейте в виду, что без своего нефритового окружения они могут значительно терять в убойности. Поэтому нужно просто взять и посмотреть этот фильм, если вы любите остроумные диалоги, чей юмор на порядок выше традиционных низкопробных поделок голливудских сценаристов.

Конечно, этот фильм нужно смотреть в оригинале, чтобы не потерять всей прелести. Однако многоголосый русский перевод на DVD, как ни странно, вполне адекватен, несмотря на довольно серьезные проблемы с озвучиванием. Я получил очень большое удовольствие от этого фильма. Кот Бублик получил ни с чем не сравнимое наслаждение от этого фильма, потому что я настолько был заворожен просмотром, что кинул этому пушистому негодяю здоровенный кусок осетрины вместо хека. И теперь Бублик тоже очень любит фильмы Вуди Аллена. Они у него вызывают трогательные воспоминания...



РЕЦЕНЗИЯ №2

1940 год. Нью-Йорк (разве могли мы надеяться на иное место действия в фильме Вуди Аллена?). Страховая компания. Инспектор Бриггз – главный специалист по расследованиям в этой компании. Он тысячу лет занимается тем, что копается в дерьме большого города. У него есть теория, согласно которой, раскрыть преступление гораздо легче, если сам мысленно становишься преступником. Его методы просты – иметь надежную агентуру на улицах (бродяги, сутенеры, вышибалы) и использовать их информацию по максимуму. Он несовременен, как птеродактиль. Это отлично видит Бетти Энн Фитцджеральд – деловая женщина в возрасте «под сорок», приглашенная в компанию для модернизации ее деятельности и оптимизации штата. Фитджеральд не скрывает, что считает Бриггза «пятым колесом в телеге», и рекомендует обратиться к более современным детективам. Бриггз в ответ пытается ей пакостить, как может – но много ли он может, если Фитцджеральд – любовница самого шефа? Ну, разве что выбросит ее обед в мусорное ведро.

Однажды непримиримые враги оказываются на одной вечеринке, украшением которой является некий гипнотизер. И он насылает на Бриггза и Фитджеральд «проклятие нефритового скорпиона» - любовные чары. Теперь, стоит лишь произнести магическое слово – и эти заклятые враги начнут пылать страстью друг к другу. Проблема в том, что слово – для каждого свое. Для Бриггза – «Константинополь», для Фитцджеральд – «Мадагаскар».

Итак, 1940-й. Вы должны понимать, что это значит: машины, шляпы, этажерки – все несет на себе печать какого-то навсегда ушедшего очарования. Очень часто одного этого бывает достаточно, точнее – режиссер пытается выехать только на одном этом антураже. «Проклятие нефритового скорпиона» - совсем не такой случай! Потому что его режиссер – Вуди Аллен, а он всегда (почти всегда) выезжает на своих диалогах. По преимуществу – блистательных, иногда – претенциозных, и почти никогда не пустых. Он – один из лучших сценаристов современного Голливуда, это факт общепризнанный и подкрепленный «Оскарами» именно за сценарии. Алленовские тексты, как правило, настолько хороши, что позволяют безболезненно переносить его назойливое присутствие в кадре.

Но, между прочим, в молодости он несколько лет работал комедийным актером на эстраде. Причем, говорят – имел успех. Так что не стоит расценивать его как самовлюбленного диктатора, который настойчиво пропихивает себя в кадр (старые ворчуны утверждают, что делает он это с единственной целью – поцеловать очередную красотку). Его дуэт с Хелен Хант очень хорош. Есть в нем та странная «химия», которой Аллен, совершенно очевидно, и добивался, сталкивая своего персонажа – тщедушного червяка – с высокой, видной дамой почти на голову выше его. «Химия» между ними противоестественная, основанная не на притяжении, а на противоположности потенциалов. Работает замечательно: еще до сцены с нефритовым скорпионом понятно, что они обречены идти по жизни рядом, если не вместе. Сначала с закрытыми глазами, потом – с широко открытыми.

«Проклятие нефритового скорпиона» - замечательный отдыхающий фильм с кучей блистательных фраз и наблюдений. В следующий раз буду смотреть его с ручкой и листом бумаги – чтобы записать и в дальнейшем применить хотя бы часть алленовских приколов и мудростей. Обидно ведь – такие вещи пропадают


     
 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: